Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"The myth of the impossibility of winning the opposition dispelled"

Petr Hanas analyzes the results of 2018 election campaigns of the year.

EastRussia continues to sum up the past year for the Far East. From a political point of view, 2018 was not an easy one. The main trend was the change in the influence of elite groups and the orientation of the population on the actual results of the work, says the teacher of the RANEPA Peter Khanas. In his opinion, these trends in the macro-region will only increase.

"The myth of the impossibility of winning the opposition dispelled"

GENERAL PICTURE

- A whole series of election campaigns took place in the Far East - they elected the heads of municipalities, deputies of regional parliaments, governors. What came as a surprise, and what was predictable?

- The results of election campaigns in the DFO in 2018 are more logical to divide into September and December. On the single voting day in September, elections for governors were held in six constituencies of the district. In Yakutia, the Amur and Magadan regions, they took place in Chukotka. In Khabarovsk and Primorye Territories, a second round of elections was appointed.

The most massive were elections in Yakutia. There they elected the head of the republic, 70 of people's deputies to the regional parliament, the head of Yakutsk and the deputies of the city duma. The 101 election campaign took place at the municipal level.

In the elections of the heads of the republic, Aisen Nikolayev won a landslide victory, holding the post of temporarily performing head of the republic and representing United Russia. He scored 71,4% with a turnout of 50,88%. In past elections, turnout in 2014 was 52%. A slight fall was determined by the weather - it was snowing on election day, it was wet and windy. In the Amur region, United Russia Vasily Orlov, acting as head of the region, also won a victory with the 55,6% result.

In the Magadan region, Sergey Nosov won with the highest result in the DFO, he scored 81,56% of the votes of the voters. In Chukotka, the victory was won by the current governor, Roman Kopin. He managed to get 57,8% votes.

Khabarovsk Territory made a surprise. The current United States Governor Vyacheslav Shport, who led the region for nine years, lost the election. In the second round, as a result of an uneasy campaign, LDPR representative Sergey Furgal came to power in the region, gaining 67,6% of the vote.

In September, in Primorye, by election of the regional election commission, the governor’s elections were declared invalid due to the inability to objectively sum up their results. Additional gubernatorial elections were postponed to December.

And what did we see at the end of the September elections? The dominance of the party "United Russia" is preserved, but to talk about the growth of its support is not necessary. In all territories, a protest vote is observed; either the number of mandates of representatives of opposition parties increases, or their support grows.

High social tensions, unresolved social and economic problems, the absence of visible real changes, and electoral fatigue from the governors led to the second round. So, in Khabarovsk Shport went for a third term.

BREAKING TRADITIONS

- Let's take an example of Primorye in more detail.

- How has the situation evolved in the last five to seven years? On the one hand, in the Far East, and this is exclusively its peculiarity, there were cases of information blackmail, which boils down to the following: “If you want us to write about you well or not write at all, pay the money.” There appeared “sacred cows” that could not be touched — customers giving the main sums of money to the media budget or paying for events. The authorities began to use this, signing contracts for information services with the mass media.

In 2012, a new governor appeared in Primorye. Remember how Vladimir Miklushevsky came? On the wave of ultrahigh expectations, openness, informational as well. At first, he even wrote on Twitter. Super high expectations and the desire of the media to make money formed a super-positive agenda. The media went on about the situation, talking about future achievements, future investment projects.

Until 2013-2014, we lived in a traditional information society, where people are influenced by traditional communication channels: television, radio, newspapers. Many PR and political consultants still think in these categories, although the situation has changed a lot. By 2014, the share of people leading an active life on social networks has significantly increased, the mobile Internet has become widely available. There are new channels of communication.

- How much is this mass phenomenon? New sources of information uses mainly the younger generation?

- In the 2016 year, in preparation for the elections to the State Duma, I conducted studies that showed that 75 percent of Primorye citizens receive information about the life of the region via the Internet. There are other studies confirming these findings. Thus, the influence of traditional media has decreased.

But not only because of the widespread use of gadgets, but also because the information bubble, swelling, was extremely monotonous and did not correspond to reality. The authorities talked about the development of the region, about how the projects of the free port and the territories of priority development will fundamentally change our lives ... As part of our expectations, this was normal. But first, in the elites, and then the rest of society, discontent began to appear. All these factors overlapped, and gradually traditional media began to be perceived as a source of lies.

- Well, then through which channels did people receive basic information?

- In fact, by the middle of 2018, there were two of them: a social media channel and indirect information transfer, a rumor channel. Consumption of information has become a collective process through the exchange of views: everyone can write comments on the news post. This has become a kind of a special new form of social activity, within which any member of the community can share his own opinion, influence the opinions of “group mates”, join in discussions with them.

In the channel of rumors formed new leaders of public opinion. They became the sources of information transfer. In the traditional information society, they were also traditional - the plant director, the editor-in-chief, that is, the authorities they were guided by during political campaigns.



Now the leaders are those who are more actively involved in the transfer of information - the editors have been replaced by bloggers, plant directors are simple workers. Often they have a low level of political culture, cannot distinguish truthful information from deceitful, but, receiving a video from a friend from Thailand or Spain, make a fan distribution of content. So fakie go to the people - short, untrue, but extremely emotionally colored messages. They are negative, which generally corresponds to the state in which the person is. He trusts the information received, she motivates him to certain actions.

But this is characteristic not only of Primorye. The protest also accumulated in other territories where confidence in traditional media was undermined and the influence of new channels increased. Both in Primorye and Khabarovsk krai, the opposition successfully used sociological technologies of forming public opinion regarding the possibility of a second round. In fact, the “van with orchestra” allowed her to increase the activity of her electorate and sow hope of victory over the current government. At the same time, the current heads of regions could not oppose anything and “fell out” of the existing agenda. The inability to maintain direct contact with the population only reinforced this situation.

- What do traditional media do in this situation?

- The main thing is to learn to speak the truth, even though it may be difficult for various reasons. It is even possible, because of the desire of the speaker, to keep the situation in shade, to embellish the situation, and oversaturation or incorrect presentation also influences the result. As an example - in the initial stage of the election campaign in Primorye, when Kozhemyako’s surname appeared in the headline, it was interesting, but then it got boring, the messages were simply not read, I had to invent something.

SOFA OR BULLETIN

- How did all this affect the election results?

- Primorsky Krai in fact has always been a protest. Just this protest was inactive or not at all active. And here we have this: numerous fakes like triggers of a certain type of behavior made the traditional protest and absenteeists - groups not participating in the elections - active voters. According to my calculations, the total number of those who came to the polls in the first round of elections in September was about 10% and about 30% in the second.

What for such a person to participate in the election? He got up from the couch, voted in protest and formed the installation - for whom to vote. But he does not have a culture of participation in elections and the practice of frustration. “I voted this way, it means that it should be so”, “I am for Ischenko, and you stole the victory from me,” they argue, and it’s useless for them to prove something. Sociologists have long known that the replacement of the installation takes six months. There was no such time between elections in Primorye, so in this case it was easier to convince such people not to go to elections.

It was necessary to keep supporters Kozhemyako. And how, if traditional media do not work, or work only in certain, as a rule, rural areas? Get into social media. But, nevertheless, people sometimes turn on the TV, but, as they do it rarely, and it’s necessary to act, it’s necessary that the candidate be there all the time. Those who are influenced by traditional media say: “Yes, as long as possible, there is one Kozhemyako on the screen.” But in reality, they are caught not by others, but by a mobile electorate. They are roughly 5-10 percent, but they can decide the outcome of the campaign.

- And what about the slogan "I think this is important," which itself became the basis for creating numerous fakes?

- I think this is a great find. You scold the slogan, and at the same time it breaks into the head.

Another thing is that I did not see a holistic campaign. My motivation was formed for other reasons: I am sure that Primorye needs a working governor, who has not been here for a long time. We need not a wizard, but a person who works. The disadvantage was the lack of a normal informational messenger. The first rule of the political technologist: an informational nail is driven into the voter's head with an event hammer. There must be an event - it needs to be made, and then on its basis form a certain message that will cling.

The basic need formed in the protest environment was the need for fair elections, and this could be used, but there was a risk of leaving the protest active. But since this request remained unsatisfied, the problem will exist for a long time. Oleg Nikolaevich is simply obliged to put an end to this question.

AND WILL BE ON ...

- What will happen to the Internet and fakes?

- The impact of the Internet will only increase. But in a year or two on social media there will be some fakes. In time, people will understand this and leave this area. We will either return to the traditional media, if they learn to speak the truth by this time, or get some new channels or more convergent media.

- What should be expected in the political sphere in the new 2019 year?

- Most likely, the system will develop inertia. No major changes or innovations should be expected. In Primorye, the governor will have to build a new system of government, so the staff rotations and new appointments will be the main events of 2019. For some serious changes in the quality of life in Primorye Kozhemyako will take at least a year.

In addition, there is a rather complicated appointment (or election) of the head of Vladivostok. I think this will happen no earlier than April.

But the main result of the election of 2018 of the year, perhaps, is that the myth of the impossibility of passing opposition candidates to the elections of the governor is in fact dispelled. Gubernatorial elections have become highly competitive. This requires a serious attitude to the election campaigns. Now relying only on presidential support is no longer enough.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Миф о невозможности победы оппозиции развеян»

Петр Ханас анализирует итоги избирательных кампаний 2018 года

EastRussia продолжает подводить итоги прошедшего года для Дальнего Востока. С политической точки зрения 2018-й был непростым. Основным трендом стала смена влияния элитных групп и ориентация населения на фактические результаты работы, считает преподаватель РАНХиГС Петр Ханас. По его мнению, эти тенденции в макрорегионе будут только нарастать.

«Миф о невозможности победы оппозиции развеян»

ОБЩАЯ КАРТИНА

- На Дальнем Востоке прошла целая серия избирательных кампаний – выбирали глав муниципалитетов, депутатов региональных парламентов, губернаторов. Что стало неожиданностью, а что было предсказуемо?

- Итоги избирательных кампаний в ДФО в 2018 году логичнее разделить на сентябрьские и декабрьские. В единый день голосования в сентябре в шести субъектах округа проходили выборы губернаторов. В Якутии, Амурской и Магаданской областях, на Чукотке они состоялись. В Хабаровском и Приморском краях был назначен второй тур выборов.

Самыми массовыми были выборы в Якутии. Там выбирали главу республики, 70 народных депутатов в региональный парламент, главу Якутска и депутатов городской думы. Состоялась 101 выборная кампания на муниципальном уровне.

На выборах глав республики уверенную победу одержал Айсен Николаев, занимавший пост временно исполняющего главы республики и представляющий «Единую Россию». Он набрал 71,4% при явке 50,88%. На прошлых выборах, в 2014 году явка составляла 52%. Небольшое падение определила погода - в день выборов шел снег, было промозгло и ветрено. В Приамурье  победу с результатом 55,6% одержал также назначенный президентом врио главы области единоросс Василий Орлов.

В Магаданской области с самым высоким результатом в ДФО победил Сергей Носов, он набрал 81,56% голосов участвующих в голосовании избирателей. На Чукотке победу одержал действующий губернатор Роман Копин. Ему удалось набрать 57,8% голосов.

Хабаровский край преподнес сюрприз. Действующий губернатор-единоросс Вячеслав Шпорт, возглавлявший регион на протяжении девяти лет, проиграл выборы. Во втором туре в результате непростой кампании к власти в регионе пришел представитель ЛДПР Сергей Фургал, набравший 67,6% голосов избирателей.

В Приморье в сентябре по решению краевой избирательной комиссии выборы губернатора были признаны несостоявшимися из-за невозможности объективно подвести их итоги.  Дополнительные губернаторские выборы перенесли на декабрь.

И что же мы увидели по итогам сентябрьских выборов? Доминирование партии «Единая Россия» сохраняется, но говорить о росте ее поддержки не приходится. На всех территориях наблюдается протестное голосование, увеличивается либо количество мандатов представителей оппозиционных партий, либо рост уровня их поддержки.

Ко второму туру привели высокая социальная напряженность, не решенные социально-экономические проблемы, отсутствие видимых реальных изменений, электоральная усталость от губернаторов. Так, в Хабаровске Шпорт шел на третий срок.

ЛОМАЯ ТРАДИЦИИ

- Давайте на примере Приморья разберем ситуацию подробнее.

- Как развивалась ситуация в последние пять-семь лет? С одной стороны, на Дальнем Востоке, и это исключительно его особенность, были случаи информационного шантажа, который сводится к следующему: «Если вы хотите, чтобы мы писали о вас хорошо или не писали совсем, платите деньги». Появлялись «священные коровы», которых нельзя трогать, - заказчики, дающие основные денежные суммы в бюджет СМИ или оплачивающие мероприятия. Этим стали пользоваться и власти, подписывая со средствами массовой информации контракты на информационное обслуживание.

В 2012 году в Приморье появился новый губернатор. Помните, как приходил Владимир Миклушевский? На волне сверхвысоких ожиданий, открытости, информационной в том числе. Первое время он даже писал в Twitter. Сверхвысокие ожидания и желание СМИ заработать формировали сверхпозитивную повестку. СМИ шли на поводу ситуации, рассказывая о грядущих свершениях, будущих инвестиционных проектах.   

До 2013-2014 года мы жили в условиях традиционного информационного общества, где на человека влияют традиционные каналы коммуникаций: телевидение, радио, газеты. Многие пиарщики и политтехнологи до сих пор мыслят этими категориями, хотя ситуация сильно изменилась. К 2014 году значительно выросла доля людей, ведущих активную жизнь в социальных сетях, стал широко доступен мобильный интернет. Появились новые каналы коммуникаций.

- Насколько это массовое явление? Новые источники информации использует преимущественно молодое поколение?

- В 2016 году, при подготовке к выборам в Госдуму, я проводил исследования, которые показали, что 75 процентов приморцев получают информацию о жизни края посредством интернета. Есть и другие исследования, подтверждающие эти выводы. Таким образом, влияние традиционных СМИ уменьшилось.

Но не только из-за повсеместного использования гаджетов, но и потому, что информационный пузырь, раздуваясь, был крайне однообразен и не соответствовал действительности. Органы власти говорили о развитии региона, о том, как проекты свободного порта и территорий опережающего развития коренным образом изменят нашу жизнь…В рамках ожиданий это было нормально. Но сначала в элитах, а потом и остальных слоях общества стало зреть недовольство. Все эти факторы наложились, и постепенно традиционные СМИ стали восприниматься как источник вранья.

- Хорошо, тогда через какие именно каналы люди получали основную информацию?

- Фактически к середине 2018 года их стало два: канал социальных медиа и опосредованной передачи информации, канал слухов. Потребление информации стало коллективным процессом за счет обмена мнениями: каждый может написать комментарии к новостному посту. Это стало своего рода особой новой формой социальной активности, в рамках которой любой участник сообщества может делиться своим собственным мнением, влиять на мнения «одногруппников», вступать с ними в дискуссии.

В канале слухов сформировались новые лидеры общественного мнения. Именно они стали источниками передачи информации. В традиционном информационном обществе они тоже были традиционными – директор завода, главный редактор, то есть авторитеты, на которые ориентировались при проведении политических кампаний.

Сейчас лидерами стали те, кто активнее участвует в передаче информации – редакторов сменили блогеры, директоров заводов – простые рабочие. Зачастую они имеют невысокий уровень политической культуры, не могут отличать правдивую информацию от лживой, но, получая ролик от знакомого из Таиланда или Испании, делают веерную рассылку контента. Так в народ уходят фейки – короткие, не соответствующие действительности, но крайне эмоционально окрашенные сообщения. Они носят негативный характер, что в целом соответствует тому состоянию, в котором находится человек. Он доверяет полученной информации, она мотивирует его на определенные действия.

Но это характерно не только для Приморья. Протест аккумулировался и на других территориях, где было подорвано доверие к традиционным СМИ и усилилось влияние новых каналов. И в Приморье, и Хабаровском крае оппозиция удачно использовала социологические технологии формирования общественного мнения в отношении возможности второго тура. Фактически «фургон с оркестром» позволил ей увеличить активность своего электората и посеять надежду победы над действующей властью. При этом действующие главы регионов не смогли ничего противопоставить и «вывалились» из существующей повестки. Неумение вести непосредственные контакты с населением только усилило эту ситуацию.

- Что в этой ситуации делать традиционным СМИ?

- Главное, научиться говорить правду, хоть это может быть сложно по разным причинам. Возможно даже, из-за желания спикера недоговорить, приукрасить ситуацию, а перенасыщение или неправильная подача тоже влияет на результат. Как пример - в начальной стадии избирательной кампании в Приморье, когда в заголовке появлялась фамилия Кожемяко, было интересно, но потом надоело, сообщения просто не читались, приходилось что-то придумывать.

ДИВАН ИЛИ БЮЛЛЕТЕНЬ

- Как все это повлияло на результаты выборов?  

- Приморский край на самом деле всегда был протестным. Просто этот протест был малоактивным или совсем не активным. И у нас произошло вот что: многочисленные фейки как спусковые крючки определенного типа поведения сделали традиционный протест и абсентеистов - группы, не участвующие в выборах, - активными избирателями.  По моим подсчетам, от общего числа пришедших на выборы в первом туре выборов в сентябре их было порядка 10% и около 30% во втором.

Что для такого человека участие в выборах? Он встал с дивана, проголосовал протестно и сформировал установку – за кого голосовать. Но у него нет культуры участия в выборах и практики разочарования. «Я так проголосовал, значит, так должно и быть», «Я за Ищенко, и вы у меня украли победу», - рассуждают они, и им бесполезно что-то доказывать. Социологи давно знают, что на замену установки нужно полгода. В Приморье этого времени между выборами не было, поэтому в данном случае таких людей было проще убедить не ходить на выборы. 

При этом нужно было удержать сторонников Кожемяко. А как, если традиционные СМИ не работают, или работают только на определенных, как правило, сельских территориях? Залезть в социальные медиа. Но, тем не менее, люди иногда включают телевизор, но, так как делают это редко, а воздействовать надо, нужно, чтобы кандидат присутствовал там постоянно. Те же, кто подвержен влиянию традиционных СМИ, говорят: «Да сколько можно, на экране один Кожемяко». Но на самом деле ловят не их, а других – подвижный электорат. Их примерно 5-10 процентов, но они могут решить исход кампании.

- А как быть со слоганом «Я считаю это важным», который сам по себе стал основой для создания многочисленных фейков? 

- Я считаю, это гениальная находка. Вы ругаете слоган, и в то же время он влезает в голову.

Другое дело, что целостной кампании я не увидел. Моя мотивация сформировалась по другим причинам: я уверен, что Приморью нужен работающий губернатор, которого здесь долгое время не было. Нам нужен не волшебник, а человек, который работает. Недостатком стало отсутствие нормального информационного мессенджа. Первое правило политтехнолога: информационный гвоздь в голову избирателя вбивается событийным молотком. Должно быть событие – его нужно сделать, а потом на его основе сформировать определенный посыл, который будет цеплять.

Основной потребностью, сформированной в среде протеста, была необходимость честных выборов, и это можно было бы использовать, но существовал риск оставить протест активным. Но так как этот запрос остался неудовлетворенным, проблема будет существовать долго. Олег Николаевич просто обязан и в этом вопросе поставить точку.

А ДАЛЬШЕ БУДЕТ….

- Что будет с интернетом и фейками?

- Влияние интернета будет только усиливаться. Но через год-другой в социальных медиа будут одни фейки. Со временем люди это поймут и уйдут с этих площадок. Мы либо вернемся к традиционным СМИ, если они к этому времени научатся говорить правду, либо получим какие-то новые каналы или более конвергентные СМИ.

- Что следует ожидать в политической сфере в новом 2019 году?

- Скорее всего, система будет развиваться инерционно. Никаких кардинальных изменений или новаций ожидать не следует. В Приморье губернатору предстоит выстроить новую систему власти, поэтому кадровые ротации и новые назначения станут главными события 2019 года. Для каких-то серьезных изменений в качестве жизни в Приморье Кожемяко понадобится не меньше года.

Кроме того, предстоит достаточно сложное назначение (или выборы) главы Владивостока. Думаю, это произойдет не ранее чем в апреле.

Но главный итог выборов 2018 года, пожалуй, в том, что фактически развеян миф о невозможности прохождения во власть оппозиционных кандидатов на выборах губернатора. Губернаторские выборы стали высоко конкурентными. Это требует серьезного отношения к избирательным кампаниям. Сейчас полагаться только на президентскую поддержку уже недостаточно.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике