Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Мифы, резервы, медиадрайверы

Владислав Шулаев о том, что выявили дни PR на Камчатке

Мифы, резервы, медиадрайверы

Владислав Шулаев

Сопредседатель комитета РАСО по брендингу и продвижению территорий, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ
19 марта в Петропавловске-Камчатском в рамках нулевого дня Камчатского форума предпринимателей впервые состоялся федеральный проект «Дни PR на Камчатке». Тема была определена по итогу обсуждений федеральных экспертов - инициаторов и организаторов проекта - Российской ассоциации по связям с общественностью и делового сообщества Камчатского края. В итоге во время «Дней PR» шли разноплановые дискуссии с привлечением экспертов Москвы, Владивостока, Хабаровска, а также представителей Петропавловска-Камчатского (бизнес, власть, СМИ, НКО, студенчество) на тему «Территория как коммуникация».

Продвижение территории – это повышение эффективности в ее развитии и повышении привлекательности по ключевым направлениям – для жителей, для студентов, для инвесторов, для туристов, для покупателей местной продукции и для вышестоящих уровней управления. Тут важна комплексность подхода, чтобы, например, в угоду туристическому или инвестиционному продвижению не отодвигались на задний план задачи повышения качества жизни населения.

В ходе Дней PR на Камчатке удалось сделать широкий срез коммуникационной ситуации и через различные исследования и мнения экспертов зафиксировать определенные барьеры и пути эффективного продвижения.

Мифов про Камчатку много, и некоторые из них сильно мешают, в частности, развитию туризма. Авиабилеты на Камчатку не всегда супердорогие. Есть серьезные вулканы, до которых не нужно лететь на вертолете от Петропавловска. Туристы и в целом гости Камчатки готовы приезжать и в январе-мае, а не только летом, как кажется местным жителям. При этом текущий календарь событий Камчатки смещен на лето и осень и не использует всего потенциала важных для истории и культуры дат.

Опросы студентов и таксистов Петропавловска, проведенные по инициативе Дальневосточной школы PR, выявили две насущные проблемы, которые заметно влияют на восприятие Петропавловска как места жительства. Это, во-первых, нереализованная потребность в чистоте города, а, во-вторых, это отсутствие общественных мест городской жизни, особенно в вечернее время.

Эти же опросы помогли выявить не только проблемы, но и фантастический резерв: 95% опрошенных студентов готовы рекомендовать своим друзьям хотя бы раз приехать на Камчатку. Каждый молодой житель Камчатки может стать ее амбассадором – и это один из самых эффективных современных способов привлечения туристов.

Исследования медиадрайверов края (90 выбранных экспертами слов и словосочетаний), проведенные в инициативном порядке Коммуникационным агентством АГТ и агентством «Смыслография», выявило текущее присутствие Камчатки в федеральном медиаполе по всем шести направлениям продвижения. Самое слабое присутствие края – в образовательном продвижении.

Предварительно нужно отметить, что общее присутствие Камчатки в федеральном медиаполе – незначительное. Медиарейтинг губернатора по итогам 2017 года (74 место) – отражение скромной медиаактивности края в целом.

Итак, топ-15 медиадрайверов Камчатки (без столицы края).

Слово/словосочетание
Количество сообщений
в федеральных СМИ, 2017 год
Вулканы Камчатки/Камчатские вулканы (включая Нац.парк «Вулканы Камчатки»)
5861
Елизово    
4592
Вилючинск
2831
Ключевская сопка   
 2509
Камчатский краб   
2432
Аэропорт Петропавловска 
1743
Полигон «Кура» (в контексте Камчатки)   
1701
Кроноцкий заповедник   
1556
Тихий океан (в контексте Камчатки)
1455
Авачинская бухта   
1271
Авачинский вулкан   
1175
Долина гейзеров   
1038
Чавыча   
993
ТОР «Камчатка»   
948
Камчатский медведь /медведь Камчатки    
885

Что показывают медиадрайверы и что с этими данными делать дальше – на примере топ-15.

1.    Налицо две новые точки коммуникационного роста Камчатки -  фактически город-курорт Елизово и Камчатский краб, обогнавший к тому же по популярности интернет-запросов традиционные «бренды» Камчатки – вулканы, гейзеры, икру и рыбу. Что  с этим делать? Помогать коммуникационно и дальше.

2.    Для этого нужно продвижение Елизово как самостоятельного бренда на туристическом рынке России и рынке недвижимости Камчатки, нужен городской фестиваль и городские экологические акции. Нужны артобъекты и точки для селфи, чтобы фотографы в соцмедиа помогали продвижению камчатского курорта.

3.    Нужно превращение Камчатского краба в один из главных материальных коммуникаторов края. Нужен киоск с морепродуктами в аэропорту Петропавловска с крабами на почетном месте. Нужна экспансия камчатских крабов в федеральные торговые сети. Нужен день Камчатского краба и эмоциональный артобъект с крабом  в Петропавловске, около которого захотелось бы сфотографироваться каждому туристу.

4.    То, что Елизово практически догнало в медиаполе Вулканы Камчатки, одновременно означает, что Камчатка почти не помогает коммуникационно своему главному туристическому драйверу - вулканам. И это серьезная проблема, требующая коллективного ответа со стороны коммуникационного, делового и туристического сообществ.

5.    А занимающий аж 7 позицию антитуристический медиадрайвер края – полигон «Кура» - свидетельство того, что всем традиционным туристическим брендам края – вулканам, Ключевской сопке, Кроноцкому заповеднику, Авачинским бухте и вулкану, а также медведю Камчатки, нужно повысить свое медиаприсуствие в федеральных СМИ минимум раза в два. Для этого существуют как стандартные решение (правильно спроектированные события и точно функционирующие системы распространения новостей), так и разрабатываемые индивидуально коммуникационные проекты.  

6.    Особняком стоит низкое место Долины гейзеров, некогда главной мировой достопримечательности и туристического магнита полуострова. В ходе Дней PR выяснилось, что ее специально не продвигают, ввиду естественной ограниченности в посещении и уже сформированной многолетней очереди на турмаршрут к ней. Но это добровольное умолчание – не на пользу развитию туризма края, и необходимо найти новое компромиссное решение

7.    Вхождение в топ-15 медиадрайверов ТОР «Камчатка» - это хороший коммуникационный плацдарм для инвестиционного продвижения края. Существует опыт наполнения ТОРов дополнительными информационными поводами и использования ТОР для продвижения других инвестиционных проектов и предприятий края. Нужно воспользоваться этим опытом.