Мифы, резервы, медиадрайверы
23.03.2018 07:48
Владислав Шулаев о том, что выявили дни PR на Камчатке
-
Владислав Шулаев
Сопредседатель комитета РАСО по брендингу и продвижению территорий, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ
Все материалы автора
19 марта в Петропавловске-Камчатском в рамках нулевого дня Камчатского форума предпринимателей впервые состоялся федеральный проект «Дни PR на Камчатке». Тема была определена по итогу обсуждений федеральных экспертов - инициаторов и организаторов проекта - Российской ассоциации по связям с общественностью и делового сообщества Камчатского края. В итоге во время «Дней PR» шли разноплановые дискуссии с привлечением экспертов Москвы, Владивостока, Хабаровска, а также представителей Петропавловска-Камчатского (бизнес, власть, СМИ, НКО, студенчество) на тему «Территория как коммуникация».
Продвижение территории – это повышение эффективности в ее развитии и повышении привлекательности по ключевым направлениям – для жителей, для студентов, для инвесторов, для туристов, для покупателей местной продукции и для вышестоящих уровней управления. Тут важна комплексность подхода, чтобы, например, в угоду туристическому или инвестиционному продвижению не отодвигались на задний план задачи повышения качества жизни населения.
В ходе Дней PR на Камчатке удалось сделать широкий срез коммуникационной ситуации и через различные исследования и мнения экспертов зафиксировать определенные барьеры и пути эффективного продвижения.
Мифов про Камчатку много, и некоторые из них сильно мешают, в частности, развитию туризма. Авиабилеты на Камчатку не всегда супердорогие. Есть серьезные вулканы, до которых не нужно лететь на вертолете от Петропавловска. Туристы и в целом гости Камчатки готовы приезжать и в январе-мае, а не только летом, как кажется местным жителям. При этом текущий календарь событий Камчатки смещен на лето и осень и не использует всего потенциала важных для истории и культуры дат.
Опросы студентов и таксистов Петропавловска, проведенные по инициативе Дальневосточной школы PR, выявили две насущные проблемы, которые заметно влияют на восприятие Петропавловска как места жительства. Это, во-первых, нереализованная потребность в чистоте города, а, во-вторых, это отсутствие общественных мест городской жизни, особенно в вечернее время.
Эти же опросы помогли выявить не только проблемы, но и фантастический резерв: 95% опрошенных студентов готовы рекомендовать своим друзьям хотя бы раз приехать на Камчатку. Каждый молодой житель Камчатки может стать ее амбассадором – и это один из самых эффективных современных способов привлечения туристов.
Исследования медиадрайверов края (90 выбранных экспертами слов и словосочетаний), проведенные в инициативном порядке Коммуникационным агентством АГТ и агентством «Смыслография», выявило текущее присутствие Камчатки в федеральном медиаполе по всем шести направлениям продвижения. Самое слабое присутствие края – в образовательном продвижении.
Предварительно нужно отметить, что общее присутствие Камчатки в федеральном медиаполе – незначительное. Медиарейтинг губернатора по итогам 2017 года (74 место) – отражение скромной медиаактивности края в целом.
Итак, топ-15 медиадрайверов Камчатки (без столицы края).
Слово/словосочетание
|
Количество сообщений
в федеральных СМИ, 2017 год
|
Вулканы Камчатки/Камчатские вулканы (включая Нац.парк «Вулканы Камчатки»)
|
5861
|
Елизово
|
4592
|
Вилючинск
|
2831
|
Ключевская сопка
|
2509
|
Камчатский краб
|
2432
|
Аэропорт Петропавловска
|
1743
|
Полигон «Кура» (в контексте Камчатки)
|
1701
|
Кроноцкий заповедник
|
1556
|
Тихий океан (в контексте Камчатки)
|
1455
|
Авачинская бухта
|
1271
|
Авачинский вулкан
|
1175
|
Долина гейзеров
|
1038
|
Чавыча
|
993
|
ТОР «Камчатка»
|
948
|
Камчатский медведь /медведь Камчатки
|
885
|
Что показывают медиадрайверы и что с этими данными делать дальше – на примере топ-15.
1. Налицо две новые точки коммуникационного роста Камчатки - фактически город-курорт Елизово и Камчатский краб, обогнавший к тому же по популярности интернет-запросов традиционные «бренды» Камчатки – вулканы, гейзеры, икру и рыбу. Что с этим делать? Помогать коммуникационно и дальше.
2. Для этого нужно продвижение Елизово как самостоятельного бренда на туристическом рынке России и рынке недвижимости Камчатки, нужен городской фестиваль и городские экологические акции. Нужны артобъекты и точки для селфи, чтобы фотографы в соцмедиа помогали продвижению камчатского курорта.
3. Нужно превращение Камчатского краба в один из главных материальных коммуникаторов края. Нужен киоск с морепродуктами в аэропорту Петропавловска с крабами на почетном месте. Нужна экспансия камчатских крабов в федеральные торговые сети. Нужен день Камчатского краба и эмоциональный артобъект с крабом в Петропавловске, около которого захотелось бы сфотографироваться каждому туристу.
4. То, что Елизово практически догнало в медиаполе Вулканы Камчатки, одновременно означает, что Камчатка почти не помогает коммуникационно своему главному туристическому драйверу - вулканам. И это серьезная проблема, требующая коллективного ответа со стороны коммуникационного, делового и туристического сообществ.
5. А занимающий аж 7 позицию антитуристический медиадрайвер края – полигон «Кура» - свидетельство того, что всем традиционным туристическим брендам края – вулканам, Ключевской сопке, Кроноцкому заповеднику, Авачинским бухте и вулкану, а также медведю Камчатки, нужно повысить свое медиаприсуствие в федеральных СМИ минимум раза в два. Для этого существуют как стандартные решение (правильно спроектированные события и точно функционирующие системы распространения новостей), так и разрабатываемые индивидуально коммуникационные проекты.
6. Особняком стоит низкое место Долины гейзеров, некогда главной мировой достопримечательности и туристического магнита полуострова. В ходе Дней PR выяснилось, что ее специально не продвигают, ввиду естественной ограниченности в посещении и уже сформированной многолетней очереди на турмаршрут к ней. Но это добровольное умолчание – не на пользу развитию туризма края, и необходимо найти новое компромиссное решение
7. Вхождение в топ-15 медиадрайверов ТОР «Камчатка» - это хороший коммуникационный плацдарм для инвестиционного продвижения края. Существует опыт наполнения ТОРов дополнительными информационными поводами и использования ТОР для продвижения других инвестиционных проектов и предприятий края. Нужно воспользоваться этим опытом.
Владислав Шулаев
Теги: