Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Миллиарды с "Суммы"

"Ространсмодернизация" требует гарантий и неустойки по строительству в Находке

Компания «Стройновация» будет вынуждена искать нового гаранта вместо обанкротившегося Внешпромбанка для своего контракта на инфраструктуру порта Восточный, если вступит в силу решение суда по иску потребовавшего это заказчика строительства — «Ространсмодернизации». Госструктура требует с подрядчика также неустойку в размере 3,3 млрд руб. из-за задержки строительства. Мешают ли работам объективные причины и может ли быть расторгнут контракт, выясняла EastRussia.

Миллиарды с
Фото: shutterstock
Реализация комплексного инвестпроекта «Развитие транспортного узла „Восточный—Находка“» стартовало в Приморье в 2014 году — проект предполагает создание на территории порта Восточный новой инфраструктуры, которая нужна для нового угольного терминала на 20 млн тонн в год. Подряд на строительные работы получила структура группы «Сумма» Зиявудина Магомедова ООО «Стройновация», необходимым условием для участия в строительстве стала банковская гарантия на 3,2 млрд руб. Ее строительная компания получила во Внешпромбанке. Проблемы начались после того, как банк обанкротился, и заказчик строительства, ФКУ «Ространсмодернизация», потребовал нового гаранта и в январе 2017 года выиграл соответствующий процесс в арбитраже.

В пресс-службе «Стройновации» заявили EastRussia, что решение суда в силу еще не вступило. «Мы планируем подавать апелляцию. Некорректно говорить, что мы не выполнили обязательства по контракту: проект находится в стадии реализации. Задержки с выполнением работ обусловлены сложившейся ситуацией на объекте и объективными причинами, которые будут озвучены в суде»,— сказали в компании. Там подчеркивают, что о ненадежности кредитной организации ранее известно не было: «Мы вели переговоры с рядом банков. Банковская гарантия от Внешпромбанка была получена в 2014 году. Ни о каких проблемах банка, тем более банкротстве, нам не было известно. Банк работал в штатном режиме и выполнял все свои обязательства».

«Ространсмодернизация» кроме новых банковских гарантий требует от «Стройновации» около 3,3 млрд руб. неустойки: исполнить контракт по инфраструктуре Восточного планировалось к четвертому кварталу 2017 года, но подрядчик отстает от графика. В декабре прошлого года ФГУ направило в Арбитражный суд Москвы иски по неустойке. Отметим, что по контракту до конца текущего года «Стройновацией» должно быть уложено более 50 км железнодорожных путей, возведено 11 мостов и путепроводов, четыре причальных сооружения протяженностью более 900 м, проведены работы по углублению дна, переустройству объектов инженерной инфраструктуры и геодезические работы.

В «Стройновации» говорят, что уже выполнили геодезические работы и работы по подготовке территории — вырубке деревьев и корчевке пней — на площади около 40 га, проводятся работы по переустройству инженерных коммуникаций. Также ведутся подготовительные и земляные работы для строительства железнодорожных путей и районных парков. Сооружено около 1,2 млн кубометров земляного полотна, выполняются работы по сооружению опор мостов и путепроводов. По объектам водного транспорта выполнены геодезические работы, ведутся дноуглубительные работы и работы по укреплению существующих причалов и строительству четырех новых.

Представители «Ространсмодернизации» от комментариев отказались. Источник, близкий к группе «Сумма», говорит, что работы задерживаются в том числе и из-за того, что на территории будущего комплекса находятся жилые дома. «Когда собственники жилых помещений узнают, что здесь планируется реализация государственного проекта, они завышают стоимость своего имущества в несколько раз, что делает невозможным предоставить им эти деньги и начать строительство в некоторых местах. Вопрос решается»,— говорит собеседник EastRussia.

В действиях заказчика и подрядчика пока нет ничего, что свидетельствовало бы о желании разорвать контракт, полагает партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Юрий Федоров: «„Ространсмодернизация“ избрала тактику судебного давления на подрядчика, что фактически эквивалентно затягиванию решения». Фактически можно предположить, что заказчик косвенно содействует подрядчику в поиске нового гаранта, говорит эксперт: «Стоимость гарантии зависит от ее размера и от срока предоставления. В сложившихся обстоятельствах и успех в поиске нового банка для гарантии, и цена этой гарантии для „Стройновации“ будут зависеть от перспективы завершения строительных работ в плановые сроки»,— говорит Юрий Федоров.

Инвестиционный аналитик АО «ЕФГ Управление Активами» Герман Махнёв указывает, что есть два варианта судебных решений по аналогичным ситуациям: «Отзыв банковской лицензии официально не ведет к утрате обеспечения обязательства даже с учетом того, что эта гарантия фактически не работает. В таком случае бенефициар может потребовать от принципала, в нашем случае от Внешпромбанка, выполнения обязательств, если взаимным договором предусмотрены такие меры на случай лишения банка-гаранта лицензии. Когда госконтракт не учитывает последствий подобных ситуаций, суд опирается на то, чтобы должник-принципал предоставил должное обеспечение. Тогда последствия отзыва лицензии у гаранта его не касаются, соответственно, не нужно искать новую гарантию». Однако второй вариант решения подразумевает, что при отзыве лицензии у кредитного учреждения обязательства по банковской гарантии все же прекращаются, и необходимо искать новую гарантию, признает Герман Махнёв.

По его словам, ввиду того, что проект реконструкции порта Находки является системно значимым и направлен на социально-экономическое развитие Дальнего Востока, «Стройновации» можно обратиться за госгарантией РФ в Минэкономразвития, отбор для предоставления которой ведет правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции. «Также можно обратиться в Фонд развития Дальнего Востока и Агентство развития Дальнего Востока, они занимаются именно подобными проектами. В данный момент было бы сложно найти альтернативное банковское гарантийное обеспечение на рыночных условиях, то есть без привлечения господдержки»,— считает эксперт.