Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Is there a place for industrial clusters in the development of Primorye for the next decade - EastRussia | Opinions

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Many clusters - and nothing

Is there a place for industrial clusters in the development of Primorye for the next decade

The theme of development of industrial and innovation clusters in the Primorsky Territory occupies a significant place in the Development Strategy of the Territory up to 2030. But the realization of ambitious strategic plans is hampered not so much by subjective as by objective factors, for the purpose of which we need purposeful and coordinated efforts.

Many clusters - and nothing
Photo: shutterstock.com
Discussion Strategies for Primorsky Territory Development until 2030 touched on such an interesting topic as the creation of production clusters. Cluster policy for several years is among the priorities of the state. Thus, in the federal law "On industrial policy in the Russian Federation" 2014, measures were established to stimulate the activity of clusters in the sphere of industry - in particular, compensation through subsidies 50% of the costs for the implementation of projects.

The author of the term, economist Michael Porter, gives the following definition: "Clusters are geographically concentrated groups of interrelated companies, specialized suppliers, service providers, firms in related industries, and organizations related to their activities (for example, universities, standardization agencies, trade associations), in certain areas, competing, but at the same time leading joint work ". Concentration on a certain territory of companies operating in the same industry gives them a number of competitive advantages in the market: reducing costs for the production and maintenance of targeted infrastructure and other collective resources; development of the local labor market in the field of specialized qualifications; reduction of costs for communication between partners.

The methodological guidelines of the HSE University translate these conditions into a requirement: the main prerequisite for the formation of an industrial cluster is "... the presence of at least ten business entities in the sphere of industry, as well as objects of technological and industrial infrastructure, educational and scientific institutions and other organizations located within the boundaries of the subject of the Russian Federation, related cooperation in this area due to territorial proximity and functional dependence on the basis of which are realized and / or in short-term Persian pectives can be identified possible to implement joint projects of industrial cluster participants. "

During the presentation of the Strategy section devoted to clusters in Vladivostok, the representative of the Cluster Observatory of the Higher School of Economics HSE Vasily Abashkin proposed to create several different clusters in Primorye: an innovative cluster led by FEFU, fish processing, shipbuilding, agro-industrial and petrochemical. The Strategy also mentions forest and aquaculture clusters. To manage the entire economy in the Strategy, it is proposed to create a cluster development center in Primorye, which is to provide consulting and organizational services to cluster members and conduct educational programs.

The ensuing discussion showed that local experts do not share the developers' optimism, and consider implementation of such plans unlikely.

Let's try to assess the possibilities of cluster policy in Primorye. We should start by stating the fact that it is not enough to "establish" a cluster - as a rule, they are not constructed, but are added up. An example is the well-known cluster of import, transportation and servicing of Japanese cars, which was established in the Far East in the 1990-e - 2000-s. The basic requirement for the cluster from the above-mentioned HSE methodology is also a confirmation: the presence of at least 10 industry actors in cooperation - that is, it is a formal consolidation of the status over the existing cooperation of producers. Are there such "proto-clusters" in these spheres?

SHIPBUILDING

"Pilot" case, from which the developers propose to begin implementation of the cluster policy in the province: it is planned to build a whole complex of enterprises-suppliers of ship equipment and components for shipbuilding around the shipyard "Zvezda" in Bolshoy Kamen, such an "ecosystem" in the next step may well be declared cluster. The problem is that in the province there has never been a production of ship equipment that was delivered to shipyards from other regions of the USSR or from abroad. There is no it even now, due to the lack of a market, since civil ship repair has long (and, apparently, irretrievably) emigrated to Korea and China.

Hopes for the emergence of a local network of suppliers around the Star have not been justified yet: according to the representatives of the maritime business, all the contractors of the new shipyard are in Moscow (which is quite understandable, since there are hardly ten suppliers for the shipyard with the right quality and assortment). Suppliers in the TOP can be attracted, but since the anchor investor, under the residency agreement, is not required to give preference to local contractors, a change in the situation is possible only after adjusting the template contract with the resident of the TOP.

AGROPROM

It would seem that for the emergence of such an association in the province there are all the conditions: local farming, which has grown on the state support of the agro industry, the availability of a specialized Mikhailovsky TOR, several anchor investors, including the largest federal agroholding Rusagro, and the proximity of the potentially unlimited market of China. But the Chinese market for local pork is still closed, and the signs of a cluster, like the networks of companies in production cooperation with the holding, are not yet seen around the Mikhailovsky TOR.

In the future, the agro-industrial cluster in Primorye is possible, but several conditions are required for its emergence. The first is the opening of the Chinese market for the final products of the food industry, since while the Chinese import from Russia only raw materials in the form of grain. The Chinese partners are advancing other projects on the use of Primorsky land resources in their own interests - for example, the placement of dairy herds and fodder bases for it. These projects do not imply the inclusion of local entrepreneurs in the co-operation. Therefore, the second condition is the creation of infrastructure for the development of local production (first of all, marketing and logistics - some measures in this direction are envisaged by the Strategy), as well as energy supply to producers at affordable prices (this, in particular, gasification of the region's districts).

FISH INDUSTRY

Perhaps the most discussed cluster "long-term construction" in Primorye, whose project in the 2000-ies was developed by the Japanese Institute of Nomura. At first glance, all the prerequisites for a fish cluster are obvious: there is a sea, there is a fleet, there are potential markets. But with a closer look at the situation in the fishing industry, it turns out that it is profitable to fish in the Far East, but there is no recycling (much less sell).

The Soviet coastal infrastructure for processing fish has long been destroyed, there is almost no new one: for example, the search for an investor for the construction of a new refrigerator in the fishing port of Vladivostok still does not work. Over the past 20 years, a division of labor system has developed in the region, which is perfectly suited to all participants: the main part of the catch in the Okhotsk and Bering seas is being reloaded by local fishermen into Chinese refrigerators, which are brought to refining in Qingdao, where cyclopean factories producing fillets for supermarkets in Europe and America. Japanese and Korean buyers are also only interested in raw seafood.



At the same time, local processing is focused on the local market - only expensive red fish and minimal volumes of maritime canned food that do not require special transportation conditions reach the middle zone of Russia. In the absence of access to the markets, there are no prospects for a seaside fish cluster. This conclusion can be confirmed by plans to launch a fish exchange in Vladivostok, where the future Far East catch will be sold, and the appearance of which will once again record the status of the region as a raw province.

LESPROM

The situation in the forestry sector of the province is determined by the monopoly "buyer's market" (Chinese), to which the bulk of timber and sawnwood is supplied. Until recently, there were only two exceptions to this rule: Terneyles, which works with the Japanese market, and Les-Export, which produces parquet from hardwood species. Today, in the province, several projects have been announced for the production of wood boards (MDF) and other building materials. But for the emergence of cooperation in the industry this is not enough, since the bulk of production - it's lumberjacks and sawmills, competing with each other (and other Far Eastern counterparts) for deliveries to the Chinese market, because of which the price of wood is constantly declining. A driver for the expansion of the internal forest market could be, for example, the state program for wooden housing construction (including for the recipients of the "Far Eastern hectare"), but there is no money in the regional budget, and the federal subsidy program does not provide the desired effect in the province.

OIL AND GAS-CHEMISTRY

VNKhK, the second (chronologically first) project of Rosneft in Primorye, is also being implemented as part of the TOP and is considered as a potential core of the cluster. Nevertheless, due to the slow pace of construction and the decline in projected processing volumes (from 30 million tons of oil per year to 5 million tons), it is premature to make any predictions about its success as a cluster. It should be noted that petrochemical production is very specific and requires complex expensive equipment, usually bought from a few of the world's leading manufacturing companies. This significantly reduces the likelihood of the appearance of any seaside companies among the suppliers of VNKhK.

As for the further processing of products (fuel and polymers), it is not envisaged in the province, since all its volumes are planned to be supplied to the Asian markets on the ships of its own production. Among promising types of production cooperation, only gasoline deliveries to the filling stations of the region are seen. Part of the gas chemistry, apparently, will be implemented a project to build a fertilizer plant in Nakhodka, its clusterogenic potential is not yet discussed.

AQUACULTURE

In theory, such a cluster is well assembled with fish processing and food industry, and has a chance of success due to the higher than the fish cost of produced delicacy products (mollusks and echinoderms). It is reasonable to participate in such a cluster of organizations of science, education, food production and the fleet. Within the framework of the aquaculture cluster formation, the Strategy provides for a number of impressive steps: creation of an aquaculture TOP, localization of production in the region of the world's leading producers, stimulation of aquaculture activities and others.

Unfortunately, the list of measures does not mention steps to eliminate the main problems that hamper the development of aquaculture - namely, ensuring business access to marine areas and the lack of technology for growing products. The first problem is generated by competition for the water area with a lot of other water users, from transport workers to fishermen, who have an advantage in the distribution of rights to operate it. The second problem arises from inattention to this sphere of the state: despite the fact that the academic institutes and universities of the province were engaged in the issues of artificial breeding of hydrobionts even in Soviet times, today the country has neither specialists, nor technologies, nor equipment for aquaculture. Therefore, owners of sea gardens are forced as technologists to hire Chinese, and equipment to buy in Japan and Korea. Solving these two main problems can give an impetus to this promising direction, but for this a special regional program for the development of aquaculture is needed.

INNOVATIONS

Developers of the Strategy proposed creating an innovative cluster based on FEFU by including "... at least 40 manufacturing enterprises, scientific and educational organizations". In principle, the creation of something similar to the innocluster (with the technology park, business incubator, R & D centers) is expected in the development project of Fr. Russian as a scientific and educational and technological platform. The approach of the Strategy to an innovative cluster is rather simple: for its appearance, according to the developers, it is necessary to form expert and governing bodies of the cluster, and also to develop a system for administering joint projects of cluster members.

Obviously, it is assumed that scientists, businessmen and students, being gathered in a specially created space for them, will immediately generate innovations and joint projects under the strict guidance of managers. At the same time, questions remain about what kind of cluster specialization should be based on the competencies of potential participants, who and why should enter the cluster, what cluster residents will produce and whom to sell, etc. Of the competencies available in the province, it is worth mentioning the direction of development of underwater robotics, which is separately indicated in the Strategy, but whether it is sufficient to form a cluster is the topic of a separate conversation. It should also be added that the creation of new innovative clusters by the Russian government is no longer supported.

Let us summarize what has been said.

Despite the attractiveness of the cluster approach to the development of the housekeeper and the existence of certain prerequisites for the development of clusters in Primorye, there are a number of obstacles to the implementation of such a scenario. Obstacles are not so much subjective factors (like the lack of a cluster support center), but objective ones: the system of the international division of labor that has developed over the past decades, the positions of players in global markets, and the geographic and economic characteristics of Primorsky Krai.

With respect to the prospects for the development of clusters in the region, the Strategy looks unjustifiably optimistic: the creation of all the listed is unlikely, there are two or three prospects for development (aquaculture, possibly shipbuilding, agro-industry, some specializations in innovative technologies) - but under certain conditions. To meet these conditions, a coordinated effort is required from a number of federal agencies, the regional administration, business companies and science / education institutions, as well as lobbying the interests of the region in these areas at the federal level.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Много кластеров - и ничего

Есть ли место промышленным кластерам в развитии Приморья на ближайшее десятилетие

Тема развития в Приморском крае промышленных и инновационных кластеров занимает значительное место в Стратегии развития края до 2030 г. Но реализации амбициозных стратегических планов мешают не столько субъективные, сколько объективные факторы, для преодоления которых нужны целенаправленные и скоординированные усилия.

Много кластеров - и ничего
Фото: shutterstock.com
Обсуждение Стратегии развития Приморского края до 2030 года затронуло такую любопытную тему, как создание производственных кластеров. Кластерная политика уже несколько лет находится в числе приоритетов государства. Так, в федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» 2014 года были установлены меры стимулирования деятельности кластеров в сфере промышленности – в частности, возмещение за счет субсидий 50% затрат при реализации проектов.

Автор термина, экономист Майкл Портер, дает следующее определение: «Кластеры - это концентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений), в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу». Концентрация на определенной территории компаний, работающих в одной отрасли, даёт им ряд конкурентных преимуществ на рынке: сокращение издержек на производство и обслуживание целевой инфраструктуры и других коллективных ресурсов; развитие местного рынка труда в области специализированных квалификаций; сокращение издержек на коммуникации между партнерами.

Методические указания НИУ ВШЭ  переводят эти условия в требование: главной предпосылкой формирования промышленного кластера является «…наличие не менее десяти субъектов деятельности в сфере промышленности, а также объектов технологической и промышленной инфраструктуры, учреждений образования и науки и иных организаций, расположенных в границах субъекта РФ, связанных кооперационными отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости, на базе которых реализуются и/или в краткосрочной перспективе могут быть определены возможные к реализации совместные проекты участников промышленного кластера».

В ходе состоявшейся 18 мая во Владивостоке презентации раздела Стратегии, посвященного кластерам, представитель Кластерной обсерватории НИУ ВШЭ Василий Абашкин предложил создать в Приморье сразу несколько различных кластеров: инновационный во главе с ДВФУ, рыбоперерабатывающий, судостроительный, агропромышленный и нефтехимический. В Стратегии также упомянуты лесной и аквакультурный кластеры. Для управления всем этим хозяйством в Стратегии предлагается к 2023 г. создать в Приморье центр кластерного развития, который должен оказывать участникам кластеров консультационные и организационные услуги, а также проводить образовательные программы.

Последующее обсуждение показало, что местные эксперты не разделяют оптимизма разработчиков, и считают реализацию таких планов маловероятной.

Попробуем оценить возможности кластерной политики в Приморье. Начать следует с констатации того обстоятельства, что «учредить» кластер недостаточно - как правило, они не конструируются, а складываются. Примером может служить хорошо известный кластер импорта, транспортировки и обслуживания японских автомобилей, который сложился на Дальнем Востоке в 1990-е – 2000-е годы. Подтверждением является и базовое требование к кластеру из процитированной выше методики НИУ ВШЭ: наличие не менее 10 отраслевых субъектов, находящихся в кооперации – то есть речь идет о формальном закреплении статуса за уже существующей кооперацией производителей. Есть ли в перечисленных сферах подобные «прото-кластеры»?

СУДОСТРОЕНИЕ

«Пилотный» кейс, с которого разработчики предлагают начать осуществление в крае кластерной политики: предполагается формирование вокруг судоверфи «Звезда» в Большим Камне целого комплекса предприятий-поставщиков судового оборудования и комплектующих для строительства судов, такая «экосистема» на следующем шаге вполне может быть объявлена кластером. Проблема в том, что в крае никогда не было производства судового оборудования, которое доставлялось на судоремонтные заводы из других регионов СССР или из-за рубежа. Нет его и сейчас, в силу отсутствия рынка, поскольку гражданский судоремонт давно (и, видимо, безвозвратно) эмигрировал в Корею и Китай. 

Надежды на появление вокруг «Звезды» сети местных компаний-поставщиков пока не оправдались: по заявлениям представителей приморского бизнеса, все фирмы-подрядчики новой судоверфи находятся в Москве (что вполне объяснимо, так как сегодня в крае вряд ли найдутся десять поставщиков для верфи с нужным качеством и ассортиментом). Поставщиков в ТОР можно привлечь, но поскольку якорный инвестор, по договору о резидентстве, не обязан отдавать предпочтение местным подрядчикам, изменение ситуации возможно только после корректировки шаблона договора с резидентом ТОР.

АГРОПРОМ

Казалось бы, для появления такого объединения в крае есть все условия: выросшее на господдержке агропрома местное фермерство, наличие специализированной ТОР «Михайловский», нескольких якорных инвесторов, в числе которых – крупнейший федеральный агрохолдинг «Русагро», а также близость потенциально безграничного рынка КНР. Но китайский рынок для местной свинины пока остается закрытым, а признаков кластера, как сети компаний, находящихся в производственной кооперации с холдингом, вокруг ТОР «Михайловский» пока не замечено. 

В перспективе агропромышленный кластер в Приморье возможен, но для его появления требуется несколько условий. Первое - это открытие китайского рынка для конечной продукции пищепрома, поскольку пока китайцы завозят из России только сырьё в виде зерна. Китайскими партнерами продвигаются и другие проекты по использованию земельных ресурсов Приморья в своих интересах - например, размещение молочного стада и кормовой базы для него. Эти проекты не предполагают включения в кооперацию местных предпринимателей. Поэтому второе условие – создание инфраструктуры для развития местного производства (в первую очередь, сбытовой и логистической - некоторые меры в этом направлении предусмотрены Стратегией), а также энергообеспечения производителей по приемлемым ценам (это, в частности, газификация районов края).

РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
 
Пожалуй, наиболее обсуждаемый кластерный «долгострой» в Приморье, проект которого в 2000-е годы разрабатывался японским Институтом Номура. На первый взгляд, все предпосылки для рыбного кластера налицо: есть море, есть флот, есть потенциальные рынки сбыта. Но при более внимательном рассмотрении ситуации в рыбной отрасли оказывается, что ловить рыбу на Дальнем Востоке выгодно, а вот перерабатывать (тем более продавать) – нет. 

Советская береговая инфраструктура переработки рыбы давно разрушена, новой почти нет: например, до сих пор не дают результата поиски инвестора для строительства в рыбном порту Владивостока нового холодильника. За прошедшие 20 лет в регионе сложилась система разделения труда, вполне устраивающая всех участников: основная часть улова в Охотском и Беринговом морях перегружается местными рыбаками на китайские рефрижераторы, которые везут его на переработку в Циндао, где специально для этого построены циклопические заводы, производящие филе для супермаркетов Европы и Америки. Японских и корейские покупателей также интересуют только сырые морепродукты. 

В то же время, местная переработка ориентирована на местный же рынок - до средней полосы России доезжают только дорогостоящая красная рыба и минимальные объемы приморских консервов, не требующих специальных условий транспортировки. В условиях отсутствия доступа на рынки никаких перспектив у приморского рыбного кластера не просматривается. Подтверждением этого вывода могут служить планы запуска во Владивостоке рыбной биржи, на которой будет продаваться будущий дальневосточный улов, и появление которой в очередной раз зафиксирует статус региона как сырьевой провинции.

ЛЕСПРОМ

Ситуация в лесной отрасли края определяется монопольным «рынком покупателя» (китайским), на который поставляется основная часть леса и пиломатериалов. До последнего времени из этого правила было только два исключения: компания «Тернейлес», работающая с японским рынком, и «Лес-экспорт», производящий паркет из твердолиственных пород дерева. Сегодня в крае заявлено несколько проектов по производству древесных плит (МДФ) и других стройматериалов. Но для появления кооперации в отрасли этого недостаточно, так как основная масса производств – это лесорубы и лесопилки, конкурирующие друг с другом (и с другими дальневосточными коллегами) за поставки на китайский рынок, из-за чего цена на лес постоянно снижается. Драйвером для расширения внутреннего рынка леса могла бы стать, например, госпрограмма по деревянному домостроению (в том числе, для получателей «дальневосточного гектара»), но в краевом бюджете нет на это средств, а федеральная программа субсидирования не дает в крае эффекта нужного масштаба.

НЕФТЕ- И ГАЗОХИМИЯ
 
«ВНХК» - второй (хронологически первый) проект «Роснефти» в Приморье - также реализуется в рамках ТОР и рассматривается как потенциальное ядро кластера. Тем не менее, в связи с низкими темпами строительства и снижением проектных объемов переработки (с 30 млн т нефти в год до 5 млн т) делать какие-либо прогнозы о его успешности в качестве кластера сейчас представляется преждевременным. Следует отметить, что нефтехимическое производство является весьма специфическим и требует сложного дорогостоящего оборудования, закупаемого обычно у немногих ведущих мировых компаний-производителей. Это существенно уменьшает вероятность появления каких-либо приморских компаний в числе поставщиков ВНХК. 

Что касается дальнейшей переработки продукции (топливо и полимеры), то она в крае не предусмотрена, так как все её объемы планируется поставлять на азиатские рынки на судах собственного производства. Среди перспективных видов производственной кооперации просматриваются только поставки бензина на АЗС края. В части газохимии, видимо, будет реализован проект по строительству завода удобрений в Находке, его кластерогенный потенциал пока не обсуждается.

АКВАКУЛЬТУРА
 
В теории, такой кластер хорошо монтируется с рыбопереработкой и пищепромом, и имеет шансы на успех в силу большей, чем рыба, стоимости производимой деликатесной продукции (моллюсков и иглокожих). Вполне резонно участие в таком кластере организаций науки, образования, пищевых производств и флота. В рамках формирования кластера аквакультуры Стратегия предусматривает целый ряд впечатляющих шагов: создание аквакультурной ТОР, локализация производства в крае ведущих мировых производителей, стимулироание аквакультурной деятельности и другие. 

К сожалению, в перечне мер не упомянуты шаги по устранению главных проблем, мешающих развитию аквакультуры – а именно, обеспечения доступа бизнеса к морским участкам и отсутствия технологий выращивания продукции. Первая проблема порождена конкуренцией за акваторию с множеством других водопользователей, от транспортников до рыбаков, которые имеют преимущество в распределении прав на её эксплуатацию. Вторая проблема порождена невниманием к этой сфере государства: при том, что академические институты и вузы края занимались вопросами искусственного разведения гидробионтов еще в советские времена, сегодня в стране нет ни специалистов, ни технологий, ни оборудования для аквакультуры. Поэтому владельцы морских огородов вынуждены в качестве технологов нанимать китайцев, а оборудование закупать в Японии и Корее. Решение указанных двух основных проблем способно дать импульс этому перспективному направлению, но для этого нужна специальная краевая программа по развитию аквакультуры.

ИННОВАЦИИ

Разработчики Стратегии предложили создать инновационный кластер на базе ДВФУ путём включения «…не менее 40 производственных предприятий, научных и образовательных организаций». В принципе, создание чего-то похожего на иннокластер (с технопарком, бизнес-инкубатором, R&D-центрами) предполагается в проекте развития о. Русский как научно-образовательной и технологической площадки. Подход Стратегии к инновационному кластеру довольно прост: для его появления, по версии разработчиков, следует сформировать экспертные и управляющие органы кластера, а также разработать систему администрирования совместных проектов участников кластера. 

Очевидно, предполагается, что ученые, бизнесмены и студенты, будучи собраны в специально созданном для них пространстве, тут же начнут генерировать инновации и совместные проекты под чутким руководством управляющих. При этом остаются за кадром вопросы о том, какой должна быть специализация кластера, исходя из компетенций потенциальных участников, кто и почему должен войти в кластер, что резиденты кластера будут производить и кому продавать, и т.д. Из имеющихся в крае компетенций стоит отметить отдельно прописанное в Стратегии направление развития подводной робототехники, но достаточно ли его для формирования кластера – тема отдельного разговора. Следует также добавить, что создание новых инновационных кластеров правительством России уже не поддерживается.

Резюмируем сказанное. 

При всей привлекательности кластерного подхода к развитию экономки и наличии определенных предпосылок для развития кластеров в Приморье, существует ряд препятствий для осуществления такого сценария. Препятствиями являются не столько субъективные факторы (вроде отсутствия центра поддержки кластеров), сколько объективные: это сложившаяся за прошедшие десятилетия система международного разделения труда, позиции игроков на глобальных рынках, географические и экономическое особенности Приморского края. 

По отношению к перспективам развития кластеров в крае Стратегия выглядит неоправданно оптимистичной: создание всех перечисленных маловероятно, определенные перспективы развития есть у двух-трех (аквакультура, возможно – судостроение, агропром, некоторые специализации в инновационных технологиях) - но при выполнении ряда условий. Для удовлетворения этих условий требуются скоординированные усилия целого ряда федеральных ведомств, краевой администрации, бизнес-компаний и учреждений науки/образования, а также лоббирование интересов края по этим направлениям на федеральном уровне.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow