Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Много шума и ничего

Печальное продолжение нашумевшей истории про БАМ, очередную большую дальневосточную стройку

Много шума и ничего

Не успело отгреметь начало новой федеральной стройки, как стала поступать информация, что на месте реконструкции Байкало-Амурской магистрали все не так уж и радужно: при видимых работах на нескольких разъездах в целом стройка стоит, зарплату рабочим не платят по два месяца, а некоторых и вовсе вынуждают уйти в отпуска без сохранения содержания. EastRussia разбирается в ситуации.

Работа есть, а денег нет

«Здравствуйте, меня Владимир зовут (назовем нашего героя так), я работаю в одной из мехколонн “Бамстроймеханизации”», – собеседник на другом конце провода немного мешкается. – «Вы же делали материал про то, как в Тындинском и Сковородинском районах БАМ реконструируют?»

«Я, – отвечаю, – там работы вполне неплохо идут, сам видел».

«Вот именно – только вам показали единственный работающий участок, да и там народу могло бы быть больше. На остальных полная остановка работ. Людям зарплату практически как на космодроме задерживали – по 2 месяца».

Далее Владимир рассказывает о буднях вахтовика: работать приходится вдалеке от дома, жить в вагончиках, терпеть и холод, и жару – к этому суровые амурские мужики-работяги уже давно привыкли. Но беда пришла, откуда не ждали – после масштабного начала работы стали так же резко сворачивать.

По словам Владимира, если сейчас в Сковородинском районе еще кто-то и работает, то сотрудники мехколонн, трудящихся на Улаке (МК-74, МК-94, МК-55, МК-174) ушли в вынужденные отпуска без содержания – по приказу начальства. Те же, кто еще работает, в начале апреля получили зарплаты только за январь-февраль.

«Мы же общаемся друг с другом, перезваниваемся постоянно – продолжает Владимир, – пытаемся друг друга поддерживать, но люди очень сильно переживают. Лично я, да и мои коллеги, связываем это со сменой руковдства: когда был Василий Иванович Тарасенко (первый генеральный директор ОАО «Бамстроймеханизация» еще с БАМовских времен – прим. автора), мы были уверены в завтрашнем дне. Осенью 2014-го на его место встал его сын – Виталий Васильевич – и началось: “ждем денег из Москвы”… А ведь раньше трест сам решал зарплатные вопросы. Лично я в этой компании работаю с 2000-х, было всякое: плохие объекты, маленькие зарплаты, но даже те крохи нам всегда платили исправно. Сейчас же – непонятно, что случилось: работа есть, а денег нету. Зато трубим на всю страну, какие тут объемы разрабатывают». За 15 дней вахты год назад Владимир, по его словам, получал 25-27 тыс. рублей, а теперь – 15-17 тыс. «Вы на такие деньги семью прокормите? Людей же просто вынуждают уволиться!», – горестно заключает работник мехколонны.

Только на бумаге

Неизвестно, подслушивали ли Владимира начальники, но практически сразу после его звонка специальная московская комиссия обследовала БАМовские участки от станции Лена (Восточно–Сибирская ЖД) до станции Тында (Дальневосточная ЖД). А вслед за этим, как говорится в пресс-релизе «Бамстроймеханизации», 10 апреля в Тынде состоялось расширенное совещание по реализации программы развития Восточного полигона (именно так официально называется реконструкция БАМа), на которое приехали представители центрального аппарата ОАО «РЖД», проектно-исследовательских институтов, а также строительных компаний.

На совещании члены комиссии признали: финансирование на начатые работы было лишь на бумаге и по факту отсутствовало. Из-за этого сейчас вместо реальных новых разъездов, вторых путей и двухпутных вставок проект может похвастаться разве что «существенным отставанием от графика».

Как отметил начальник дирекции по развитию Восточного полигона РЖД Вячеслав Рыбкин, программа по модернизации БАМа и Транссиба одобрена государством, однако несмотря на это работы на большинстве объектов так и не начались.

«Но ведь сроки реализации проекта в течение 2014–2017 годов никто не отменял, – высказал опасения главный инженер ДВЖД Владимир Крапивный. – Кроме того, в модернизации БАМа и Транссиба есть реальная необходимость уже сейчас. Ведь именно сейчас наблюдается рост объемов перевозок в наши дальневосточные порты, и если мы вовремя не начнем, это чревато двумя проблемами: во-первых, Восточный полигон через несколько лет не сможет принять весь заявленный объем грузов; во-вторых, увеличение сроков реализации проекта обязательно повлечет его удорожание».

Во время совещания представитель заказчика, Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству ОАО «РЖД», признал, что на сегодняшний день так и не начато выделение денежных средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Из-за этого подрядчики не могут приступить к работам на новых объектах. А инвестиционная программа только одной дальневосточной железной дороги на 2015 год оценивается почти в 50 млрд. рублей.

Буквально за пару дней до совещания о проблемах с выделением средств из ФНБ говорил и сам глава «РЖД» Владимир Якунин на коллегии Минтранса. По данным РИА Новости, из ФНБ на проекты развития БАМа и Транссиба должно быть выделено 150 млрд рублей, 50 млрд рублей из которых было выделено в прошлом году. «Мне кажется, что нужно провести соответствующее совещание для того, чтобы все-таки определить, каким образом использовать эти средства. Потому что сегодня регламент таков, что использовать их практически невозможно», — приводит агентство слова Якунина. По его словам, для использования средств ФНБ необходима утвержденная проектно-сметная документация. «Приведите мне хоть один проект, который у нас был построен с утвержденной проектно-сметной документацией. Это невозможно. Если бы по этому пути пошли, то мы бы сейчас не Сочи праздновали, а завершающий этап разработки проектно-сметной документации делали», — припечатал тогда глава «РЖД».

Восточные сложности

Вопросы оказались и у строителей – слово взял председатель совета директоров «Бамстроймеханизации» Василий Тарасенко. Оказалось, что на Восточном полигоне ситуация практически один-в-один как на космодроме Восточный (неужели в слове «восточный» дело?!): строители работают авансом, без проектно-сметной документации и за свой счет.

«Мы вышли на объекты в ноябре 2014-го, но до сих пор стоим. На сегодня не утвержден ни один проект, и самое главное – нет финансирования. У нас довольно большие затраты на закупку шпал, рельс, ГСМ. В сложившихся экономических условиях строители не могут брать кредиты, потому что они неподъемны, – объясняет господин Тарасенко-старший. – Если будет открыто финансирование, мы сможем запустить все экскаваторные комплексы в течение пяти дней. Еще один вопрос, который требует решения, это стоимость материалов. Цены на металл, железобетон, горючку в стране уже давно ушли от сметной стоимости. Необходимо рассмотреть вопрос применения повышающего коэффициента, иначе этот проект будет нерентабелен».

Вышеупомянутый начальник дирекции по развитию Восточного полигона господин Рыбкин с доводами строителей согласился и пообещал: в ближайшее время по поручению Владимира Якунина разработают схему, по которой из бюджета ОАО «РЖД» наконец-таки выделят средства на авансы подрядчикам, а президент компании-монополиста этот вопрос возьмет под личный контроль.

По итогам совещания было решено создать в Тынде штаб по реализации проекта модернизации БАМа. В его состав войдут представители заказчиков, проектных институтов и строительных компаний. А пока Восточный полигон ждет начала финансирования.