На Дальнем Востоке завершилась международная молодежная научно-техническая конференция нефтетранспортников
Они уже живут в будущем. Предлагают применять в сфере транспорта нефти RFID-метки, нейросеть и технологии дополненной реальности. Придумали, как оптимизировать ремонт оборудования, как лучше снять с трубопровода полимерную изоляцию и по-новому утилизировать железобетонный лом. Участники финального этапа IV Международной научно-технической конференции молодежи (МНТКМ) ПАО «Транснефть» и организаций-членов Международной ассоциации транспортировщиков нефти презентовали в Хабаровске идеи решения конкретных производственных задач.
Как это было
Мероприятие, которое традиционно дает молодым шанс напрямую представить свои идеи по развитию научно-технического потенциала компании, проводится один раз в два года. В Дальневосточном федеральном округе МНТКМ прошла впервые. Как отметил председатель конкурсной комиссии, вице-президент ПАО «Транснефть» Павел Ревель-Муроз, Хабаровск стал самой восточной точкой России, где состоялся финал корпоративной конференции.
— В этом году площадкой проведения финального этапа выбрано наше общество. Для нас это очень почетно и символично, — подчеркнул генеральный директор ООО «Транснефть — Дальний Восток» Виталий Степанов. — Наше предприятие, которому в этом году исполняется 15 лет — одно из самых молодых в системе «Транснефть». И сейчас здесь молодые пытливые умы защищают свои работы, которые и без того современную отрасль дополнительно шаг за шагом будут продвигать вперед.
В состав конкурсной комиссии МНТКМ-2024 вошли руководители подразделений ПАО «Транснефть», представители научного сообщества и учебных заведений
К финальному этапу МНТКМ-2024 разработки конкурсантов прошли непростой путь промежуточных, локальных и региональных туров. Выдержали въедливые вопросы наставников, скрупулезный подсчет экономической целесообразности, а самое главное — проверку на практике. В первый рабочий день конференции прозвучали 18 докладов 26 молодых специалистов: часть работ написана в соавторстве. Поэтому выступления шли как в индивидуальном, так и в командном формате.
Молодые специалисты из компании «Транснефть» представили свои ноу-хау очно, со сцены, а презентации зарубежных разработок - из Сербии и Казахстана — велись онлайн. На доклад и демонстрацию макетов и стендов участникам полагалось только десять минут, еще десять выделялось на защиту. В таком же режиме во второй день работала студенческая секция конференции. Там выступили 18 студентов из опорных вузов нефтетранспортной отрасли. Сразу стало понятно: чем больше вопросов задавали члены комиссии, тем сильнее их привлекал проект.
Проигравших нет
В жюри признались, определить, кто взойдет на пьедестал почета, было очень сложно, все инновационные идеи хорошо проработаны, везде дано экономическое обоснование внедрения. И добавили, что независимо от того, занял ли участник призовое место или нет, он все равно в числе победителей. Проигравших в этом состязании нет. Ряд разработок отличали оригинальные авторские решения, и это в значительной мере обеспечило им призовые места.
Темы докладов на форуме отличало разнообразие, в их числе:
модернизация автоматизированных систем управления технологическими процессами
совершенствование методов обслуживания механотехнологического оборудования нефтеперекачивающих станций
использование инновационных технологий дополненной реальности при подготовке к работе на промышленных объектах нефтетранспортной отрасли
цифровизация бизнес-процессов инвентаризации и паспортизации оборудования на базе технологии RFID меток
Так, конкурсанты из «Транснефти — Дружба» (к слову, команда этого предприятия завоевала сразу второе и два третьих места в секции «Молодежь») Денис Пронищев и Валерий Шубин продемонстрировали устройство для снятия заводской изоляции с трубы диаметром 1024 мм. А 28-летний инженер-энергетик «Транснефти — Восток» Николай Морозов представил стенд собственного изобретения для автоматизированной диагностики частотно-регулируемого привода (ЧРП) насосного агрегата магистрального насоса нефтеперекачивающей станции.
— Мы с моим товарищем Александром Битко на основе широкополосного импульсного модулятора разработали прибор, позволяющий производить диагностику числовых ячеек ЧРП, — рассказывает Николай. — Он полностью импортозамещающий, и актуален не только для нашего предприятия «Транснефть — Восток», но, и для коллег из «Транснефть — Дальний Восток», потому что нефтеперекачивающие станции магистрального трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» оснащены именно этими частотно-регулируемыми приводами.
Проект принес Николаю первое место и переходящий кубок МНТКМ. Авторами лучшей инновационной идеи стали молодые специалисты Константин Михайленко («Транснефть — Урал») и Рустам Аскаров («Черномортранснефть»). Они разработали методику контроля мутности и цветности светлых нефтепродуктов на потоке с помощью светодиодных световых импульсов. Илья Козенко из «Транснефти — Дальний Восток», получил «серебро» за техническое решение контроля и управления баком-дозатором системы пожаротушения.
Горох, горчица и мониторинг закупок
В студенческой секции лучшим был признан доклад 22-летней студентки Дальневосточного госуниверситета путей сообщения (ДВГУПС, г. Хабаровск) Надежды Малиновской. Четверокурсница представила экологический проект по фиторемедиации почвы после влияния нефтепродуктов. Научным руководителем Надежды стала ее мама, завкафедрой нефтегазового дела ДВГУПС. В «Транснефти», где трудятся десятки рабочих и инженерных династий, такой семейный подход считают правильным.
— Суть моей работы заключается в использовании однолетних растений в составе смеси многолетних трав в условиях Дальнего Востока. Нужно было прорастить семена в чистой воде, и в воде, с добавлением нефтепродуктов, это заняло 15 дней, — говорит Надежда Малиновская. — На следующем этапе прорастила их в почве, на это ушел месяц, затем сравнила результаты с применением нормативных документов. Многолетней основой, по ГОСТу, стал мятлик, а из однолетников подобрали типичные для региона сидераты — районированные горчицу и горох.
Идея дала полноценный результат. Особенно стойкой оказалась горчица. На следующем этапе работы Надежда планирует перенести эксперимент в реальные натурные условия. А выступление Данилы Сидякова, магистранта Международного института энергетической политики и управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО, позволило ему занять третьем место в студенческой секции и сильно впечатлило опытных работников отрасли.
Данила придумал, как усовершенствовать механизмы контроля результатов мониторинга отпускных цен на материально-технические ресурсы, используемые при строительстве на объектах компаний в сфере ТЭК. Таких активистов и изобретателей «Транснефть» отмечает еще на студенческой скамье. Ведь, придя в компанию, молодым специалистам предстоит решать непростые задачи, а может быть, и встать у руля предприятий трубопроводной отрасли нашей страны.
Главная цель молодежной научно-технической конференции компании – поддержка и развитие инициатив молодых специалистов.
Дословно
Виталий Степанов, генеральный директор ООО «Транснефть — Дальний Восток»:
— Разработки конкурсантов актуальны и вызывают у профессионалов нефтетранспортной отрасли большой интерес. Они жизнеспособны и имеют право на реализацию уже в ближайшее время. Нужно над какими-то еще чуть поработать, а какие-то, как говорится, сегодня взял и запустил в производство. Ребята молодцы, подготовились отлично.
Прямая речь
Николай Морозов, ООО «Транснефть — Восток», 1 место в секции «Молодежь»:
— Победы вообще не ожидал, она для меня - большой аванс, и я даже не знаю, как сказать. Я больше практик, мне привычно носить рабочий костюм, а не деловой, поэтому для меня каждое такое масштабное мероприятие —это небольшой стресс. Очень много классных работ у ребят было, и вот получилось так, что я занял первое место. А практическую значимость наш прибор уже показал, и мы надеемся на поддержку компании в его тиражировании и расширении функциональных возможностей.
Прямая речь
Илья Козенко, ООО «Транснефть — Дальний Восток», 2 место в секции «Молодежь»:
— В моей работе очень мало теории — только практика, чтобы сразу внедрять. Но может быть, это и понравилось комиссии. А еще встретил здесь очень много знакомых ребят, и по работе, и по университету. С одним из них, Рустамом Аскаровым, мы в студенческие годы вместе участвовали в МНТКМ, заняли призовые места. Потом все разъехались, конечно, и тут вижу его в составе участников — от «Черномортранснефти». Он, кстати, тоже среди победителей.
Прямая речь
Данила Сидяков, МГИМО МИД России, 3 место в секции «Студенты»:
— Дальний Восток — это область моих научных интересов, и у меня всегда была большая мечта как-то попасть за Урал. И вот она сбылась. Я думал, здесь везде успею побывать, но увидел пока, конечно же, самые интересные места. Музеи хорошие посетили, набережную очень красивую. Очень понравилось все, конечно, но мало по сравнению с тем, что хотелось. Вот поэтому надеюсь до отъезда еще прогуляться по чудесному Хабаровску.
Павел Ревель-Муроз, вице-президент ПАО «Транснефть»:
— Каковы тенденции проектов, представленных на МНТКМ-2024? В данный момент мы видим в работах участников большой упор на цифровизацию, обработку большого массива данных. Есть разработки, связанные с тем, чтобы новые технологии, которые сейчас появляются на рынке, были применимы для наших объектов.
Есть и работы, которые имеют исключительно прикладной характер, касаются совершенствования технологий ремонта трубопроводов или оборудования, диагностики.
Конференция является одним из элементов адаптации молодых специалистов в коллективе. Ребята, чтобы попасть на такое мероприятие, готовятся и работают непосредственно на местах, с наставниками. Они выясняют, какие есть проблемы в системе, глубже погружаются в процесс ее работы. Приезжая сюда, общаются между собой и с руководством компании, которую представляет здесь комиссия. На мой взгляд, это позволяет нашим молодым специалистам более плавно войти в работу, активно проявлять свои знания, навыки, опыт и пополнять свой профессиональный багаж.
Сотрудникам со статусом «молодой специалист» в сфере транспорта нефти положен целый ряд весомых льгот и бонусов. Даже одна из главных внеслужебных возможностей — участие в Международной научно-технической конференции (МНТКМ) — помогает молодым расти профессионально и делать большие шаги по карьерной лестнице. И это оправдано: конкурсные проекты решают актуальные рабочие задачи. Свежие идеи и инновации, успешность которых показывает практика, внедряются в производство и патентуются.
Как сэкономить миллиард
26–летний Илья Козенко, инженер отдела сопровождения программно-аппаратных средств (ОСПАС) «Транснефти — Дальний Восток», придумал, как усовершенствовать контроль и управление баком-дозатором, который входит в систему автоматического пожаротушения. Такое оборудование есть на каждом площадочном объекте компании «Транснефть» по всей России. Иначе говоря, практически во всей отрасли.
Разработка Ильи исключила из технологической цепочки дорогостоящий элемент — шкаф автоматики. А алгоритмы управления баком перевела из локальной системы автоматики (кстати, отечественного, но стороннего производителя) в более отказоустойчивую «родную» микропроцессорную противопожарную систему нефтеперекачивающей станции (НПС). Это повысило надежность ее работы.
Статус молодого специалиста в компании «Транснефть» получают выпускники вузов, техникумов и лицеев в возрасте до 35 лет и со стажем работы менее 5 лет
Со своим проектом Илья Козенко вошел в число призеров второго тура конференции ПАО «Транснефть». Экспертная комиссия присудила хабаровчанину второе место в секции «Автоматизация систем управления технологическими процессами и связь». Сыграл свою роль высокий экономический эффект, считает Илья.
— Если мы внедряем это техническое решение, то выгода для типовой промежуточной НПС составит 1,7 миллиона рублей, для НПС с резервуарным парком — 3,5 миллиона. Внедрение в «Транснефти — Дальний Восток» даст свыше 33 миллионов экономии, а для всех объектов компании — почти 1,1 миллиарда рублей, — говорит Илья Козенко. — Мне кажется, этим тема и понравилась комиссии.
От Амура до Волги
Конкуренция во втором туре научной конференции была серьезная. Тематические секции проходили в восьми городах страны: Тюмени, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Уфе, Омске, Санкт-Петербурге, Москве. В каждой участвовало порядка 20 конкурсантов. Илья Козенко презентовал свой проект на базе «Транснефти — Верхняя Волга» в Нижнем Новгороде. Волнение присутствовало несмотря на то, что за плечами у Ильи несколько конференций молодежи «Транснефти». Начинал он в 2019-ом еще студентом Дальневосточного федерального университета, взял «бронзу» в студенческой секции. Его заметили.
— Бакалавриат у меня по нефтегазовому делу, а магистратуру я оканчивал по специальности «Автоматизация технологических процессов», — рассказывает инженер. — Мне кажется, один из факторов, почему меня приняли на работу в ОСПАС, это сплав двух специальностей. Отделу своему я очень благодарен за безграничную поддержку. Каждый из его сотрудников внес пусть небольшой, но вклад в мою работу, в то, что удалось занять призовое место.
В ОСПАСе говорят, Илья полностью оправдал их ожидания. Он быстро стал важной частью команды. Всегда готов прийти на помощь коллегам, трудолюбив, схватывает информацию «на лету» и быстро решает поставленные задачи. Также оперативно и качественно Илье удалось подготовить работу для участия в конференции: от идеи до готового проекта. С выбором перспективной темы ему помогли более опытные «оспасовцы», и, вникнув в суть вопроса, Илья понял его важность и полностью самостоятельно реализовал его технически.
— На сегодня это не просто идея, а готовое решение, которое проверено на реальной системе, — поясняет наставник Козенко, начальник отдела Алексей Алефанов. — Его работа полностью вписывается в концепцию системы развития «Транснефть — Оптимум». Она сейчас внедряется по всей стране, так как позволяет оптимизировать затраты предприятия и при этом повысить надежность системы пожаротушения в целом.
Подняли планку
Уровень подготовки разработок молодежи растет с каждым годом и с каждым этапом. Молодые специалисты подкрепляют свои идеи математическим анализом и элементами моделирования, используют нейросеть. Недавний пример: в финале предыдущей конференции ярко проявил себя инженер-программист «Транснефти — Дальний Восток» Андрей Чирков. Он победил в номинации «Лучшая инновационная идея».
Работа Андрея называлась «Модель определения предотказных состояний оборудования по сообщениям системы диспетчерского контроля управления микропроцессорной системы автоматики». Это программный продукт, который на основе анализа нейросетью исторических данных о работе основного и вспомогательного оборудования НПС позволит повысить надежность их функционирования. Также система позволит проводить оценку технического состояния нефтеперекачивающих станций.
104 молодых специалиста трудятся сегодня в ООО «Транснефть — Дальний Восток»
В мае этого года, на базе «Транснефти — Дальний Восток», в Хабаровске пройдет финальный тур МНТКМ. Впервые за всю историю конкурса и за историю работы предприятия встреча проходит на Дальнем Востоке. Уже разработана программа конференции. Помимо официальной части с презентацией работ для конкурсантов будут организованы экскурсии по городу, прогулка по Амуру. Делегация из участников, наставников, жюри, гостей конференции будет солидная — около 150 человек. Многие Дальний Восток посетят впервые. Ждут гостей из Казахстана, Ирана, Сербии, республики Беларусь.
— Я очень жду ребят, участвовавших моей тематической секции в Нижнем Новгороде, это команда «Транснефти — Приволга», у них очень достойная работа, — признается Илья. — Так сказать, попробую взять реванш у них здесь на финальном этапе. Ну и надеюсь, что родные стены помогут. Постараюсь не упасть в грязь лицом и достойно представить свое предприятие. Ну, и, конечно, рассчитываю только на победу, иначе никак.
Компетентно
Виталий Степанов, генеральный директор ООО «Транснефть — Дальний Восток»:
— Проведение финального этапа МНТКМ — очень почетная и очень важная миссия. Я считаю, что мы заслужили доверие со стороны ПАО «Транснефть» и должны его оправдать, организовать все на высшем уровне. Во-первых, на Дальнем Востоке ни разу таких мероприятий не проводилось, во-вторых, я уверен, что гостям будет интересно посетить самое молодое и самое инновационно-развитое предприятие нефтетранспортной отрасли. Наши технологии уникальны, ну и, самое главное, у нас очень талантливый и ответственный коллектив.
Гостям мы всегда рады. Тем более, что этот год для нас особенный. Предприятию исполняется 15 лет. Уверен, что всем понравится и Хабаровск, и Дальний Восток. Поддерживать будем всех, а болеть — за нашего конкурсанта Илью Козенко. Желаю ему всяческих успехов!
Сейсмобезопасность крупных индустриальных объектов сегодня привлекает острое и вполне понятное внимание дальневосточников. Любая подвижка земной коры вызывает цепочку реакций по всей планете, и за серией разрушительных землетрясений в Турции последовали подземные толчки на Байкале, Камчатке, Итурупе. Согласно картам общего сейсмического районирования, вторая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-2), по которой осуществляется транспортировка нефти, проходит по четырем регионам ДФО. Не раз попадает в 6- и даже 9-балльные зоны сейсмовоздействия по шкале MSK-64. Насколько надежна стратегически важная нефтяная магистраль?
Они уже живут в будущем. Предлагают применять в сфере транспорта нефти RFID-метки, нейросеть и технологии дополненной реальности. Придумали, как оптимизировать ремонт оборудования, как лучше снять с трубопровода полимерную изоляцию и по-новому утилизировать железобетонный лом. Участники финального этапа IV Международной научно-технической конференции молодежи (МНТКМ) ПАО «Транснефть» и организаций-членов Международной ассоциации транспортировщиков нефти презентовали в Хабаровске идеи решения конкретных производственных задач.
Как это было
Мероприятие, которое традиционно дает молодым шанс напрямую представить свои идеи по развитию научно-технического потенциала компании, проводится один раз в два года. В Дальневосточном федеральном округе МНТКМ прошла впервые. Как отметил председатель конкурсной комиссии, вице-президент ПАО «Транснефть» Павел Ревель-Муроз, Хабаровск стал самой восточной точкой России, где состоялся финал корпоративной конференции.
— В этом году площадкой проведения финального этапа выбрано наше общество. Для нас это очень почетно и символично, — подчеркнул генеральный директор ООО «Транснефть — Дальний Восток» Виталий Степанов. — Наше предприятие, которому в этом году исполняется 15 лет — одно из самых молодых в системе «Транснефть». И сейчас здесь молодые пытливые умы защищают свои работы, которые и без того современную отрасль дополнительно шаг за шагом будут продвигать вперед.
В состав конкурсной комиссии МНТКМ-2024 вошли руководители подразделений ПАО «Транснефть», представители научного сообщества и учебных заведений
К финальному этапу МНТКМ-2024 разработки конкурсантов прошли непростой путь промежуточных, локальных и региональных туров. Выдержали въедливые вопросы наставников, скрупулезный подсчет экономической целесообразности, а самое главное — проверку на практике. В первый рабочий день конференции прозвучали 18 докладов 26 молодых специалистов: часть работ написана в соавторстве. Поэтому выступления шли как в индивидуальном, так и в командном формате.
Молодые специалисты из компании «Транснефть» представили свои ноу-хау очно, со сцены, а презентации зарубежных разработок - из Сербии и Казахстана — велись онлайн. На доклад и демонстрацию макетов и стендов участникам полагалось только десять минут, еще десять выделялось на защиту. В таком же режиме во второй день работала студенческая секция конференции. Там выступили 18 студентов из опорных вузов нефтетранспортной отрасли. Сразу стало понятно: чем больше вопросов задавали члены комиссии, тем сильнее их привлекал проект.
Проигравших нет
В жюри признались, определить, кто взойдет на пьедестал почета, было очень сложно, все инновационные идеи хорошо проработаны, везде дано экономическое обоснование внедрения. И добавили, что независимо от того, занял ли участник призовое место или нет, он все равно в числе победителей. Проигравших в этом состязании нет. Ряд разработок отличали оригинальные авторские решения, и это в значительной мере обеспечило им призовые места.
Темы докладов на форуме отличало разнообразие, в их числе:
модернизация автоматизированных систем управления технологическими процессами
совершенствование методов обслуживания механотехнологического оборудования нефтеперекачивающих станций
использование инновационных технологий дополненной реальности при подготовке к работе на промышленных объектах нефтетранспортной отрасли
цифровизация бизнес-процессов инвентаризации и паспортизации оборудования на базе технологии RFID меток
Так, конкурсанты из «Транснефти — Дружба» (к слову, команда этого предприятия завоевала сразу второе и два третьих места в секции «Молодежь») Денис Пронищев и Валерий Шубин продемонстрировали устройство для снятия заводской изоляции с трубы диаметром 1024 мм. А 28-летний инженер-энергетик «Транснефти — Восток» Николай Морозов представил стенд собственного изобретения для автоматизированной диагностики частотно-регулируемого привода (ЧРП) насосного агрегата магистрального насоса нефтеперекачивающей станции.
— Мы с моим товарищем Александром Битко на основе широкополосного импульсного модулятора разработали прибор, позволяющий производить диагностику числовых ячеек ЧРП, — рассказывает Николай. — Он полностью импортозамещающий, и актуален не только для нашего предприятия «Транснефть — Восток», но, и для коллег из «Транснефть — Дальний Восток», потому что нефтеперекачивающие станции магистрального трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» оснащены именно этими частотно-регулируемыми приводами.
Проект принес Николаю первое место и переходящий кубок МНТКМ. Авторами лучшей инновационной идеи стали молодые специалисты Константин Михайленко («Транснефть — Урал») и Рустам Аскаров («Черномортранснефть»). Они разработали методику контроля мутности и цветности светлых нефтепродуктов на потоке с помощью светодиодных световых импульсов. Илья Козенко из «Транснефти — Дальний Восток», получил «серебро» за техническое решение контроля и управления баком-дозатором системы пожаротушения.
Горох, горчица и мониторинг закупок
В студенческой секции лучшим был признан доклад 22-летней студентки Дальневосточного госуниверситета путей сообщения (ДВГУПС, г. Хабаровск) Надежды Малиновской. Четверокурсница представила экологический проект по фиторемедиации почвы после влияния нефтепродуктов. Научным руководителем Надежды стала ее мама, завкафедрой нефтегазового дела ДВГУПС. В «Транснефти», где трудятся десятки рабочих и инженерных династий, такой семейный подход считают правильным.
— Суть моей работы заключается в использовании однолетних растений в составе смеси многолетних трав в условиях Дальнего Востока. Нужно было прорастить семена в чистой воде, и в воде, с добавлением нефтепродуктов, это заняло 15 дней, — говорит Надежда Малиновская. — На следующем этапе прорастила их в почве, на это ушел месяц, затем сравнила результаты с применением нормативных документов. Многолетней основой, по ГОСТу, стал мятлик, а из однолетников подобрали типичные для региона сидераты — районированные горчицу и горох.
Идея дала полноценный результат. Особенно стойкой оказалась горчица. На следующем этапе работы Надежда планирует перенести эксперимент в реальные натурные условия. А выступление Данилы Сидякова, магистранта Международного института энергетической политики и управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО, позволило ему занять третьем место в студенческой секции и сильно впечатлило опытных работников отрасли.
Данила придумал, как усовершенствовать механизмы контроля результатов мониторинга отпускных цен на материально-технические ресурсы, используемые при строительстве на объектах компаний в сфере ТЭК. Таких активистов и изобретателей «Транснефть» отмечает еще на студенческой скамье. Ведь, придя в компанию, молодым специалистам предстоит решать непростые задачи, а может быть, и встать у руля предприятий трубопроводной отрасли нашей страны.
Главная цель молодежной научно-технической конференции компании – поддержка и развитие инициатив молодых специалистов.
Дословно
Виталий Степанов, генеральный директор ООО «Транснефть — Дальний Восток»:
— Разработки конкурсантов актуальны и вызывают у профессионалов нефтетранспортной отрасли большой интерес. Они жизнеспособны и имеют право на реализацию уже в ближайшее время. Нужно над какими-то еще чуть поработать, а какие-то, как говорится, сегодня взял и запустил в производство. Ребята молодцы, подготовились отлично.
Прямая речь
Николай Морозов, ООО «Транснефть — Восток», 1 место в секции «Молодежь»:
— Победы вообще не ожидал, она для меня - большой аванс, и я даже не знаю, как сказать. Я больше практик, мне привычно носить рабочий костюм, а не деловой, поэтому для меня каждое такое масштабное мероприятие —это небольшой стресс. Очень много классных работ у ребят было, и вот получилось так, что я занял первое место. А практическую значимость наш прибор уже показал, и мы надеемся на поддержку компании в его тиражировании и расширении функциональных возможностей.
Прямая речь
Илья Козенко, ООО «Транснефть — Дальний Восток», 2 место в секции «Молодежь»:
— В моей работе очень мало теории — только практика, чтобы сразу внедрять. Но может быть, это и понравилось комиссии. А еще встретил здесь очень много знакомых ребят, и по работе, и по университету. С одним из них, Рустамом Аскаровым, мы в студенческие годы вместе участвовали в МНТКМ, заняли призовые места. Потом все разъехались, конечно, и тут вижу его в составе участников — от «Черномортранснефти». Он, кстати, тоже среди победителей.
Прямая речь
Данила Сидяков, МГИМО МИД России, 3 место в секции «Студенты»:
— Дальний Восток — это область моих научных интересов, и у меня всегда была большая мечта как-то попасть за Урал. И вот она сбылась. Я думал, здесь везде успею побывать, но увидел пока, конечно же, самые интересные места. Музеи хорошие посетили, набережную очень красивую. Очень понравилось все, конечно, но мало по сравнению с тем, что хотелось. Вот поэтому надеюсь до отъезда еще прогуляться по чудесному Хабаровску.
Павел Ревель-Муроз, вице-президент ПАО «Транснефть»:
— Каковы тенденции проектов, представленных на МНТКМ-2024? В данный момент мы видим в работах участников большой упор на цифровизацию, обработку большого массива данных. Есть разработки, связанные с тем, чтобы новые технологии, которые сейчас появляются на рынке, были применимы для наших объектов.
Есть и работы, которые имеют исключительно прикладной характер, касаются совершенствования технологий ремонта трубопроводов или оборудования, диагностики.
Конференция является одним из элементов адаптации молодых специалистов в коллективе. Ребята, чтобы попасть на такое мероприятие, готовятся и работают непосредственно на местах, с наставниками. Они выясняют, какие есть проблемы в системе, глубже погружаются в процесс ее работы. Приезжая сюда, общаются между собой и с руководством компании, которую представляет здесь комиссия. На мой взгляд, это позволяет нашим молодым специалистам более плавно войти в работу, активно проявлять свои знания, навыки, опыт и пополнять свой профессиональный багаж.
Северяне, живущие на землях уникальной природы и богатейших запасов ископаемых в силу различных условий и логистических факторов испытывают дисбаланс важнейших нутриентов в организме из-за недостатка солнца, фруктов и овощей. Организовать полноценное питание в этих районах непросто и часто очень дорого.
Свой вклад в поддержку здоровья и устранения общего дисбаланса в питании жителей северных и дальневосточных территорий вносит компания «Арктик фуд», созданная в 2021 году. Уже в 2023 году её продукт — «Арктик-Трофи» — получил золотую медаль на конкурсе производителей в рамках выставки «Петерфуд» в номинации «Инновационный проект».
Испытание арктическим питанием
«Кто как ест — тот, так и работает», — народная мудрость, отшлифованная вековым опытом, актуальна и сейчас, а уж в регионах с суровым климатом — особенно. Питание затрагивает каждого человека, без исключений. Это фундаментальная потребность. От его качества зависят здоровье и благополучие людей, живущих и работающих в условиях экстремальной среды. В Арктике здоровью человека противостоят сразу несколько факторов: это и суровый климат, и нарушение циркадных ритмов из-за полярного дня и полярной ночи, и недостаток кислорода — в Арктике разреженная атмосфера. К этому перечню надо ещё добавить повышенный уровень радиации и воздействие магнитных бурь и электромагнитных полей.
Коренные народности приспособились к таким условиям, в том числе с помощью питания, богатого белком. Но у так называемого пришлого населения, которое приехало в районы Крайнего Севера на работу, такое питание вызывает повышение уровня холестерина. К тому же мало кто отважится отведать ферментированное мясо моржа или тюленя — знаменитый копальхен, или другие северные деликатесы. Поэтому для участников полярных экспедиций и вахтовых работников разрабатывается особый сбалансированный рацион.
Ежегодно более миллиона россиян участвуют в освоении Арктики и Северного морского пути, преимущественно работая вахтовым методом. Врачи отмечают, что среди них часто встречаются заболевания органов зрения, вызванные воздействием ветра, осадков, продолжительного летнего дня и полярной ночи. Чтобы предотвратить эти проблемы, рекомендуется употребление продуктов, насыщенных витаминами А и В2. Растительный витамин А, известный как провитамин каротин, превращается в ретинол под воздействием ферментов в желудочно-кишечном тракте. Чтобы улучшить усвоение каротина из овощей, таких как морковь или томаты, их следует употреблять с добавлением сметаны, что способствует лучшей ассимиляции полезных веществ. Также термическая обработка увеличивает усвоение каротина из продуктов.
Витамин В2, который играет ключевую роль в поддержании зрения в условиях низкой освещенности и помогает глазам адаптироваться к изменениям света, содержится в пшене. Наряду с этим, плохое зрение часто сопровождается эмоциональным напряжением. Снизить его помогает антистрессовый витамин В1.
Все эти и другие полезные ингредиенты содержатся в овощах, продуктах животного происхождения, но их доставка в районы Арктики и Крайнего Севера — дело сложное и дорогое. Медики и диетологи десятки лет разрабатывают спецрационы, трудятся над тем, чтобы северяне могли полноценно питаться, максимально упростив получение ими всех необходимых микроэлементов и витаминов.
Просто добавь воды
Наблюдения ученых показали, что жители удалённых посёлков вынуждено едят в большом количестве консервы, концентраты. Тип питания у них становится углеводно-липидным: хлеб, макароны, полуфабрикаты, сладости. Продукт «Арктик-Трофи» был разработан специально для восполнения дефицита белка, витаминов и минералов у жителей территорий Арктической зоны РФ. Он адаптирован к российским и международным рекомендациям и имеет высокий профиль безопасности, разрешен к применению у детей с трех лет. При ежедневном употреблении продуктов, богатых клетчаткой и углеводами, а также с дефицитом белков, инновационная пищевая добавка помогает компенсировать потерю микронутриентов в горячих блюдах и обеспечивает естественный насыщенный вкус еды.
В декабре 2023 года в рамках реализации проекта НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» была проведена научно-исследовательская работа по теме «Разработка инновационных полифункциональных продуктов питания промышленного образца» по оценке эффективности использования специализированного диетического профилактического питания промышленного производства «Арктик-Трофи» для приготовления первых и вторых блюд в рационе вахтовых рабочих Крайнего Севера с целью поддержания их здоровья и высокой работоспособности на протяжении всей вахты.
Исследователи проанализировали домашнее питание 72 вахтовых работников, стандартное питание во время вахты, и питание с использованием инновационного подхода. В продуктовых наборах участников исследования было недостаточно мясных и рыбных продуктов, яиц, овощей, фруктов, нерафинированных растительных масел, сливочного масла и обогащенных сортов хлеба. Вместе с тем участники исследования употребляли слишком много колбасных изделий, майонеза и продуктов со скрытым сахаром. Анализ на выходе показал положительную динамику в обеспечении организма макро- и микроэлементами, такими как фосфор, цинк, железо, а также витаминами А, В1, В2, В3, В6, В9, С, Е, пантотеновой кислотой, у-линоленовой кислотой, аминокислотами (триптофан, треонин), глутатионом и коэнзимом Q10. Результаты исследований также выявили положительные сдвиги в показателях метаболизма, состоянии эндокринной, костно-суставной и сердечно-сосудистой систем.
Как рассказала коммерческий директор компании «Арктик фуд» Виктория Маенкова, если включить «Арктик-Трофи» в блюда меню организованного питания, это обеспечит удовлетворение физиологической потребности в витаминах (А, Е, С, витаминов группы В) и минералах (Zn, Fe, I). Это создаст необходимую защиту организма и поможет сохранить трудоспособность и увеличить активное трудовое долголетие в сложных климатических и производственных условиях Арктической зоны.
«Специализированное питание было разработано в первую очередь для жителей арктических регионов, которые могут испытывать дефицит витаминов, белков и минералов, что приводит к нарушению баланса в организме. Оно также подходит спортсменам, любителям активного туризма, военным, морякам, сотрудникам МЧС, рыбакам и охотникам. Продукт можно давать детям старше трех лет, если у них нет аллергии на какие-либо компоненты. Чтобы приготовить питательный напиток, нужно растворить пару таблеток в кипятке. Вкус этого напитка приятный, напоминает мясной бульон. Удобная упаковка таблеток по усвояемости эквивалентна 200 граммам говядины. Если добавить в воду картофель, зелень и таблетку, получится вкусный суп. Этот продукт можно использовать для приготовления еды для большой группы людей», — рассказывает она.
Этот пищевой продукт соответствует требованиям для продуктов «северного завоза» и подходит для питания в отдаленных населенных пунктах и для вахтовых работников в Арктике и ДФО. Он восполняет дефицит витаминов и минералов, прост в использовании, позволяет быстро готовить первые и вторые блюда, имеет небольшой вес и объем, а также долгий срок хранения.
Наука даёт добро
«Арктик-Трофи» состоит из натуральных ингредиентов без стабилизаторов и консервантов. Он выпускается в компактной таблетированной форме в тубах (удобно для дозирования дома и в походе) и в виде порошка в зип-пакетах (для организаций общественного питания). По составу порошок и таблетки идентичны. В изготовлении продукта для стабильности витаминно-минерального состава и энергетической ценности питания используются жиры и белки. Его можно использоваться также при выпечке и приготовлении повседневных блюд. Ограничений по количеству приема в сутки нет.
«Выполненные научные исследования показали, что «Арктик Трофи» обладает стресс-протекторным эффектом, так как восполняет недостаток витаминов, минералов и белка в организме. Это помогает предотвратить стресс и восстановить баланс нутриентов. Если человек не получает достаточное количество зелени, фруктов и овощей, дисбаланс становится постоянным. «Арктик Трофи» можно употреблять и в обычных условиях жизни, но это скорее дополнительное удобство, чем необходимость. Продукт уникален, так как не имеет аналогов. В качестве альтернативы можно использовать лечебное питание, но это уже совсем другие цены и состав. Спортивное питание также имеет другой состав и направлено на набор мышечной массы, в то время как “Арктик Трофи” обеспечивает организм только необходимыми витаминами и минералами. Его заменой может послужить только полное замещение мясом и рыбой, овощами и фруктами», – отмечает Виктория Маенкова.
ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора подтвердил, что продукт «Арктик-Трофи» прошел все необходимые юридические и гигиенические проверки, и безопасен для применения.
Сотрудникам со статусом «молодой специалист» в сфере транспорта нефти положен целый ряд весомых льгот и бонусов. Даже одна из главных внеслужебных возможностей — участие в Международной научно-технической конференции (МНТКМ) — помогает молодым расти профессионально и делать большие шаги по карьерной лестнице. И это оправдано: конкурсные проекты решают актуальные рабочие задачи. Свежие идеи и инновации, успешность которых показывает практика, внедряются в производство и патентуются.
Как сэкономить миллиард
26–летний Илья Козенко, инженер отдела сопровождения программно-аппаратных средств (ОСПАС) «Транснефти — Дальний Восток», придумал, как усовершенствовать контроль и управление баком-дозатором, который входит в систему автоматического пожаротушения. Такое оборудование есть на каждом площадочном объекте компании «Транснефть» по всей России. Иначе говоря, практически во всей отрасли.
Разработка Ильи исключила из технологической цепочки дорогостоящий элемент — шкаф автоматики. А алгоритмы управления баком перевела из локальной системы автоматики (кстати, отечественного, но стороннего производителя) в более отказоустойчивую «родную» микропроцессорную противопожарную систему нефтеперекачивающей станции (НПС). Это повысило надежность ее работы.
Статус молодого специалиста в компании «Транснефть» получают выпускники вузов, техникумов и лицеев в возрасте до 35 лет и со стажем работы менее 5 лет
Со своим проектом Илья Козенко вошел в число призеров второго тура конференции ПАО «Транснефть». Экспертная комиссия присудила хабаровчанину второе место в секции «Автоматизация систем управления технологическими процессами и связь». Сыграл свою роль высокий экономический эффект, считает Илья.
— Если мы внедряем это техническое решение, то выгода для типовой промежуточной НПС составит 1,7 миллиона рублей, для НПС с резервуарным парком — 3,5 миллиона. Внедрение в «Транснефти — Дальний Восток» даст свыше 33 миллионов экономии, а для всех объектов компании — почти 1,1 миллиарда рублей, — говорит Илья Козенко. — Мне кажется, этим тема и понравилась комиссии.
От Амура до Волги
Конкуренция во втором туре научной конференции была серьезная. Тематические секции проходили в восьми городах страны: Тюмени, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Уфе, Омске, Санкт-Петербурге, Москве. В каждой участвовало порядка 20 конкурсантов. Илья Козенко презентовал свой проект на базе «Транснефти — Верхняя Волга» в Нижнем Новгороде. Волнение присутствовало несмотря на то, что за плечами у Ильи несколько конференций молодежи «Транснефти». Начинал он в 2019-ом еще студентом Дальневосточного федерального университета, взял «бронзу» в студенческой секции. Его заметили.
— Бакалавриат у меня по нефтегазовому делу, а магистратуру я оканчивал по специальности «Автоматизация технологических процессов», — рассказывает инженер. — Мне кажется, один из факторов, почему меня приняли на работу в ОСПАС, это сплав двух специальностей. Отделу своему я очень благодарен за безграничную поддержку. Каждый из его сотрудников внес пусть небольшой, но вклад в мою работу, в то, что удалось занять призовое место.
В ОСПАСе говорят, Илья полностью оправдал их ожидания. Он быстро стал важной частью команды. Всегда готов прийти на помощь коллегам, трудолюбив, схватывает информацию «на лету» и быстро решает поставленные задачи. Также оперативно и качественно Илье удалось подготовить работу для участия в конференции: от идеи до готового проекта. С выбором перспективной темы ему помогли более опытные «оспасовцы», и, вникнув в суть вопроса, Илья понял его важность и полностью самостоятельно реализовал его технически.
— На сегодня это не просто идея, а готовое решение, которое проверено на реальной системе, — поясняет наставник Козенко, начальник отдела Алексей Алефанов. — Его работа полностью вписывается в концепцию системы развития «Транснефть — Оптимум». Она сейчас внедряется по всей стране, так как позволяет оптимизировать затраты предприятия и при этом повысить надежность системы пожаротушения в целом.
Подняли планку
Уровень подготовки разработок молодежи растет с каждым годом и с каждым этапом. Молодые специалисты подкрепляют свои идеи математическим анализом и элементами моделирования, используют нейросеть. Недавний пример: в финале предыдущей конференции ярко проявил себя инженер-программист «Транснефти — Дальний Восток» Андрей Чирков. Он победил в номинации «Лучшая инновационная идея».
Работа Андрея называлась «Модель определения предотказных состояний оборудования по сообщениям системы диспетчерского контроля управления микропроцессорной системы автоматики». Это программный продукт, который на основе анализа нейросетью исторических данных о работе основного и вспомогательного оборудования НПС позволит повысить надежность их функционирования. Также система позволит проводить оценку технического состояния нефтеперекачивающих станций.
104 молодых специалиста трудятся сегодня в ООО «Транснефть — Дальний Восток»
В мае этого года, на базе «Транснефти — Дальний Восток», в Хабаровске пройдет финальный тур МНТКМ. Впервые за всю историю конкурса и за историю работы предприятия встреча проходит на Дальнем Востоке. Уже разработана программа конференции. Помимо официальной части с презентацией работ для конкурсантов будут организованы экскурсии по городу, прогулка по Амуру. Делегация из участников, наставников, жюри, гостей конференции будет солидная — около 150 человек. Многие Дальний Восток посетят впервые. Ждут гостей из Казахстана, Ирана, Сербии, республики Беларусь.
— Я очень жду ребят, участвовавших моей тематической секции в Нижнем Новгороде, это команда «Транснефти — Приволга», у них очень достойная работа, — признается Илья. — Так сказать, попробую взять реванш у них здесь на финальном этапе. Ну и надеюсь, что родные стены помогут. Постараюсь не упасть в грязь лицом и достойно представить свое предприятие. Ну, и, конечно, рассчитываю только на победу, иначе никак.
Компетентно
Виталий Степанов, генеральный директор ООО «Транснефть — Дальний Восток»:
— Проведение финального этапа МНТКМ — очень почетная и очень важная миссия. Я считаю, что мы заслужили доверие со стороны ПАО «Транснефть» и должны его оправдать, организовать все на высшем уровне. Во-первых, на Дальнем Востоке ни разу таких мероприятий не проводилось, во-вторых, я уверен, что гостям будет интересно посетить самое молодое и самое инновационно-развитое предприятие нефтетранспортной отрасли. Наши технологии уникальны, ну и, самое главное, у нас очень талантливый и ответственный коллектив.
Гостям мы всегда рады. Тем более, что этот год для нас особенный. Предприятию исполняется 15 лет. Уверен, что всем понравится и Хабаровск, и Дальний Восток. Поддерживать будем всех, а болеть — за нашего конкурсанта Илью Козенко. Желаю ему всяческих успехов!
Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказывает об основных вызовах и тенденциях, которые определяют развитие логистической отрасли края. Как бизнес адаптируется к сложным климатическим условиям региона, какие технологии внедряются для повышения эффективности и безопасности грузоперевозок, а также какие перспективы открываются перед логистикой Приморья в будущем.
Приморский край сталкивается с рядом вызовов, связанных с особенностями климата. Сложные климатические условия серьёзно влияют на организацию и эффективность логистических процессов. Непредсказуемость погоды в Приморье — серьёзное испытание для транспортной отрасли.
Один из наиболее значимых факторов — сезонность. Весна и лето в Приморье характеризуются высокой температурой и её резкими перепадами, что негативно сказывается на состоянии дорожного покрытия. Для защиты дорог в этот период вводятся ограничения на движение грузового транспорта, что, в свою очередь, усложняет планирование перевозок и увеличивает сроки доставки.
Межсезонье приносит в Приморский край сильные дожди, которые приводят к размыванию дорог и подтоплениям. В результате некоторые населённые пункты оказываются отрезанными от транспортной сети, что делает невозможной своевременную доставку грузов. Зимой обильные снегопады делают дороги непроходимыми, что значительно увеличивает риски аварий и задержек в пути.
Помимо сезонных изменений, Приморье подвержено воздействию экстремальных погодных явлений. Тайфуны, обрушивающиеся на регион, приводят к завалам на дорогах из-за падения деревьев, а также к масштабным подтоплениям, полностью парализующим движение. Эти факторы вынуждают логистические компании учитывать погодные условия при планировании маршрутов, что делает сроки доставки нестабильными и непредсказуемыми.
Для минимизации рисков, связанных с проблемным климатом, логистические компании в Приморье вынуждены принимать адаптационные меры. Среди них страхование грузов, использование специализированной техники для работы в сложных погодных условиях, а также увеличение времени на доставку с учётом задержек. Все это неизбежно отражается на стоимости логистических услуг.
Внедрение цифровых технологий позволяет повысит устойчивости логистики к климатическим вызовам в Приморье. Системы мониторинга погоды, онлайн-платформы для отслеживания грузов, а также инструменты для оптимизации маршрутов помогают компаниям более эффективно реагировать на изменения погодных условий, снижая риски задержек и потерь.
Кадровый дефицит — одна из наиболее острых проблем как для всей экономики Дальнего Востока, так и для логистической отрасли Приморского края. Нехватка кадров распространяется на водителей и на специалистов в области планирования, управления и анализа логистических процессов.
Региону особенно не достает опытных водителей-дальнобойщиков и водителей, специализирующихся на перевозках по сложным маршрутам. Это связано в том числе и с непростыми условиями работы: длительные рейсы, неблагоприятные погодные условия и необходимость работать в удаленных от цивилизации районах.
Молодые люди не стремятся связывать свою карьеру с транспортной сферой, что усугубляет дефицит кадров. Причин здесь несколько: например, неудобный график, всё те же крайне сложные трудовые условия и недостаточно высокая зарплата. С такими вводными компаниям трудно искать и удерживать сотрудников, которые обладают необходимой квалификацией и опытом работы.
Проблема дефицита кадров отрицательно сказывается на качестве транспортных услуг и безопасности. Например, недостаточная опытность сотрудников может приводить к серьезным ошибкам в планировании рейсов и авариям, что влечет за собой крупные финансовые потери для компаний и репутационные издержки.
По прогнозам экспертов, нехватка квалифицированных сотрудников в ближайшие годы будет сохраняться. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, в том числе и с использованием современных цифровых технологий для автоматизации процессов и снижения зависимости логистики от ручного труда. Например, роботы-погрузчики повышают эффективность и скорость работы, системы управления складом (WMS) автоматизируют учет товаров, контроль их движения, оптимизацию размещения и управление комплектацией заказов. Беспилотные автомобили с системами навигации и безопасности обеспечивают доставку грузов без помощи человека.
Развитие транспортной инфраструктуры — важная часть стратегии развития Приморского края и укрепления его позиций как ключевого транспортного узла на Дальнем Востоке. В последние годы регион активно работает над модернизацией транспортных сетей, чтобы справиться с растущим грузопотоком и обеспечить более эффективную и безопасную доставку грузов.
Власти Приморья уделяют особое внимание улучшению качества дорожных сетей. За период с 2018 по 2023 годы было построено и реконструировано 40 км дорог, а также восстановлено более 720 км региональных трасс. Один из ключевых проектов — строительство трассы Владивосток – Находка – порт Восточный, которая должна стать важной транспортной артерией и соединить крупные порты с внутренними районами края. Реализация этого проекта позволит серьезно увеличить пропускную способность транспортной системы и снизить затраты на доставку грузов.
Помимо дорог, существуют проблемы и с пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры. БАМ и Транссибирская магистраль, которые являются основными железнодорожными путями на Дальнем Востоке, не справляются с растущим объёмом грузоперевозок. Их текущая пропускная способность составляет 180 млн тонн, что значительно ниже необходимой. Для решения этой проблемы правительство утвердило третий этап модернизации БАМа и Транссиба. В планах увеличение пропускной способности до 210 млн тонн к 2030 году и до 270 млн тонн к 2032 году. В рамках проекта модернизации также будут построены дополнительные пути, соединяющие обе магистрали.
Развитие портовой инфраструктуры — ещё одно важное направление. Крупные порты, такие как Владивосток, Восточный и Находка, активно модернизируются, но небольшие порты всё еще нуждаются в дополнительных инвестициях.
Недостаток складских помещений на границе с Китаем приводит к задержкам в доставке грузов. Для решения этой проблемы в планах строительство новых логистических центров. Например, на территории ТОР «Приморье» для Ozon построят центр площадью 85 тыс. квадратных метров, для компании Wildberries — площадью 150 тыс. квадратных метров.
Без внимания также не остаются международные пропускные пункты. Их модернизация и улучшение состояния подъездных путей имеет критическое значение для развития торговых отношений с Китаем. В настоящее время ведётся реконструкция пунктов пропуска «Краскино» и «Пограничный».
Приморский край активно использует цифровые технологии для оптимизации логистических процессов. Цифровизация транспортировки грузов идет быстрыми темпами и затрагивает как морские, так и автомобильные перевозки.
Одно из ключевых направлений — внедрение электронного документооборота (ЭДО). Все больше приморских предприятий переходят на электронные транспортные накладные, счета-фактуры и другие документы, что упрощает взаимодействие между участниками рынка и сокращает риск ошибок из-за человеческого фактора. Активное внедрение ЭДО поддерживается на государственном уровне, что помогает формировать единые стандарты и повышать прозрачность логистических цепочек.
Системы мониторинга с использованием GPS-трекеров, NFC-меток и других технологий позволяют отслеживать местоположение грузов в режиме реального времени. Это повышает безопасность перевозок, позволяет прогнозировать прибытие груза и снижает риски убытков из-за опозданий.
Цифровизация морских портов является одним из приоритетов развития Приморья. В порту Владивостока внедряются цифровые решения, которые ускоряют обработку грузов и повышают безопасность. Например, система «единого окна» для онлайн-оформления документов и электронные навигационные пломбы.
Несмотря на очевидные преимущества, внедрение цифровых технологий в логистику Приморского края сталкивается со сложностями. Низкий уровень информированности руководителей предприятий о преимуществах цифровизации и недостаточное доверие к решениям ИИ тормозят развитие отрасли. Сложности интеграции разных ИТ-инструментов друг с другом также создают дополнительные проблемы.
В ближайшие годы цифровизация логистики в Приморье продолжит свое развитие и затронет не только крупные предприятия, но и средний и малый бизнес. На российском рынке достаточно отечественных IT-инструментов, которые отвечают запросам современных предприятий. Спрос на решения, которые автоматизируют рутинные процессы и снижают расходы растёт, и он будет подстегивать процесс цифровизации. Государственная поддержка также создает благоприятные условия для перехода бизнеса на «цифру», поэтому прогнозы здесь позитивные.