Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Sea gates of Asia

Shipping routes from the sea terminal of Shanghai are laid to more than 300 ports of the world

Sea gates of Asia

Municipal government authorities are trying to turn the Shanghai port into an international shipping center. Famous foreign corporations continue to increase investment in China, which contributes to the harmonious entry of Shanghai into the international logistics network.

Bare numbers

If you look at the map of China, it will seem that with such a huge coastline, there should be enough ports. There are, in fact, almost 60 of them. But it should be borne in mind that almost the entire Chinese coast is shallow, and the amplitude of the ebb and flow can be more than 6 m, so almost everywhere there are restrictions on the entry of large ocean vessels into the port.

When Russia at the beginning of the 12th century received a harbor in Port Arthur, China, it had to be considerably deepened. And all the same, battleships could go out into the open sea only at high tide. Modern container ships have a draft of more than 20 m, and the largest of them - more than XNUMX m. And only four ports in China are classified as "international deep-water". Shanghai is the most important of them.

In literal translation, "Shanghai" means "at sea" - the Chinese themselves call it "Hu" or "Shen" for short. The city stands on the border between the provinces of Jiangsu and Zheyang on the shoreline of the East China Sea on the Huangpu River near the mouth of the great Yangtze.

In all its glory, the city appeared before foreigners after the first opium war. Under the terms of the Nanjing Treaty 1842 year (according to which Hong Kong departed for one and a half centuries), Shanghai, along with four other Chinese ports, was open to Europeans.

By the beginning of the XX century, from a small fishing town, it turned into the most important city in China and one of the world's leading financial centers. In addition, the city became the focus of mass culture, intellectual disputes and political intrigues in Republican China. After the victory of the Chinese Communist Party in the civil war in 1949, the government imposed high taxes on Shanghai, the bourgeoisie was persecuted, and its former wealth quickly came to naught. And only after the authorities in 1992 authorized the resumption of the market development of Shanghai's economy, he quickly bypassed Shenzhen and Guangzhou, from which the market reforms in China began.

An acute struggle for the right to be called China’s economic center unfolded between Shanghai and Hong Kong. In 2003, the per capita GDP in Shanghai was 46 586 Yuan (about $ 5620) - it was ranked 13 in the list of 659 cities in China. Among the advantages of Hong Kong were a stronger legal system and much more experience in banking and services. Shanghai has “in the hole” strong ties with the central government and other areas of mainland China, as well as a stronger production and technological base. After the transfer of Hong Kong to China in 1997, the role of Shanghai in the financial and banking sector, as well as the location of the head offices of the companies, intensified, fueling the demand for an educated and modern labor force.

At the beginning of the XXI century, Shanghai claims to regain the title of a world-class city and become the center of all of East Asia. Today it is the world's busiest cargo port - and the most populated city in the world. According to official data, more than 18 million people live in it, but the locals themselves will proudly tell you that there are “much more” of them.

Shanghai attracts foreign investment more than any other city in the world. Leading industries here are banking, information technology, automotive and petrochemical industry. China's shipbuilding industry ranks third in the world after Japan and South Korea, and Shanghai is its main manufacturing base. It builds almost 50% of all ships in the country, which corresponds to roughly 5% of world output. Shanghai shipbuilders can expect that the demand for their products, including warships, and ocean-going container ships will continue to grow.

According to some experts, China's excellent network of railways allows without any problems, to deliver goods cheaply and quickly from Harbin or Mudanjiang to Shanghai. And from there - to all points of the world. On this basis, it is concluded that China does not really need Russian ports of Primorye. One can argue: will the port of Shanghai cope, serving the whole of China?

Let's compare: take the port of Vostochny in Primorye, the throughput of which is 1,2 million containers. But the port of Shanghai: in 2001, this eastern Chinese city was listed only as the fifth port of the planet. In 2002, he processed 400 thousand containers, and in 2006 year - already 12 million containers. In December 2011, the port crossed the symbolic border in 30 million six-meter containers, which did not submit before to any other port of the planet.

In 2005, Hong Kong lost the palm in the competition for the title of the world's largest port of Singapore, and in 2010, the latter in turn "surrendered" to Shanghai. The heyday of Shanghai port in China is associated with the country's accession to the WTO in 2001. Over the past 8 years, container trade through the Shanghai port has tripled. Following the results of the 2012 year on the background of a slowdown in the world economy, the Shanghai port recorded an increase in the processing of containers by 2,5% in relation to 2011 and the growth in the processing of cargo in general - up to 502 million tons.

Prospects

The Shanghai port is not in the city or even on the continental coast. It is a giant man-made mega-building on the basis of a dozen islands, well visible from space. The port is shocked by its scale. Its area is over 3619,6 sq. M. Km - includes several "joining" working areas. Each zone has its own cargo specialization.

The Shanghai International Port is a typical Chinese model of public-private partnership, in which the state is the inspiration, strategy and main organizer. Private business prevails quantitatively and has complete economic independence in the performance of its tasks. The joint-stock company Shanghai International Port Group (SIPG) has a state controlling stake. In turn, SIPG and the state-owned Chinese ocean shipping company (Cosco, 5-th place in the world in container shipping) are the main shareholders of numerous specialized companies that have property and business in the port of Shanghai.

Today it seems ridiculous and ridiculous that even a dozen years ago the world experts unanimously considered the Shanghai port to be "unpromising" because of shallow water and inability to deepen the sea coastline. For the first time at the government level, the Yangshan Port Development Program was adopted. It is a container port on the island of the same name, which structurally enters the port of Shanghai and is connected to it by the S-shaped Donghai Bridge, opened in 2006 and being the longest bridge in the world.

At a brisk pace, in just three years, the Chinese carried out land reclamation and dredging works in the gulf. Piers were erected around the once quiet fishing islands Big and Small Yanshan (the depth there reaches 15 m). The island terminal Yanshan was opened in 2005 year, since then it has been expanding annually. The ongoing dredging works are divided into four projects and will be commissioned by 2014. And after the completion of all the works by the year 2020, the Shanghai port of Yanshan will receive annually 25 million TEU (a conventional unit of measure for the capacity of cargo vehicles).

There is a duty free zone in Yangshan port. Its main functions are international transit of containers, warehousing of goods exempted from duties and processing of export goods. In June 2008, Yanshan solemnly received the 8-thousandth ship.

In general, the “Yanshan project” cost $ 13 billion. The state was the most generous investor through a consortium of 10 Chinese banks. Attracted and foreign investors. Thus, in the consortium, which received the right to build and operate the so-called 2 zone of the Yanshan port, the Danish AP Moller - Maersk Group and the transnational Hutchison Whampoa (the absolute leader in container shipping) received the 32% of shares. In SIPG 16%, in 10% are Cosco and the Chinese shipbuilding group.

An indicative fact: foreigners were admitted not "for nothing". "The Shanghai International Port Group" acquired 40% of the container terminal in the Belgian Zeebrugge, built by AP Moller - Maersk Group. Thus, the Shanghai port workers acquired their first own base in Europe. "We will continue to seek every opportunity to promote our development abroad," the company's president, Mr. Chen Huyuan, said at a meeting of shareholders of the Shanghai International Port. It is important to note: unique and grandiose in itself, the modernization of the Shanghai port is closely linked with other projects that are no less fantastic in terms of ambitiousness.

In particular, with the global reworking of the Yangtze River, in which a third of the country's population lives. In general, the project includes the transfer of part of the flow of the rivers Huang He, Yangtze, Haihe to the northern regions of the country through a network of canals: central, eastern and western. In the 11 five-year plan, $ 21,2 billion was spent for these purposes.

The upper and middle Yangtze currents account for 16% of the internal turnover of the Shanghai port. The two-kilometer-long Three Gorges Dam-Water Works dam, built in the middle of the Yangtze River (approximately 1000 km from Shanghai), raised the river level by more than 100 meters.

Already, barges with a displacement of up to 10 thousand tons can run between Shanghai and more than 2300 km from Chongqing, the most densely populated city of the country and the largest inland (river) port. Shanghai International Port invested heavily in infrastructure in nine different ports along the Yangtze River. In particular, with the municipal government of Chongqing, an agreement was signed on the construction of 13 berths for container ships in the amount of $ 343,7 million. In any case, in this case it is also about linking the country to a single, this time water network.

Social competition

By 2020, Shanghai will inevitably become the main financial and shipping center. According to the plan of the State Committee of the People's Republic of China, there will be a market for used vessels with an annual turnover of $ 1,6 billion, as well as an international cruise base for 500 departures / arrivals per year. The port of Shanghai is only an element of the well-thought-out policy of the PRC central government on the development of port infrastructure. Chinese authorities are actively investing in a promising industry, but at the same time, perhaps, they are even more actively encouraging regional officials and companies that own ports to invest in. This can be seen as one of the components of the state's strategy with respect to ports.

By and large, here is seen a kind of "socialist competition" on plans to expand port capacities and increase the volume of freight and container turnover. That this is a competition, there is no doubt, given that some ports are located close enough to each other (like Hong Kong and Guangzhou in the south, Ningbo and Shanghai in the east, Dalian, Tianjin and Qinhuangdao in the north) and will fight for Cargo flows and shipping lines.

However, competition is only one component. In addition, the Chinese government creates a kind of clusters of ports, which, competing with each other, together become major centers of attraction for shipping companies. This helps Chinese ports already in international competition with the same Korean ports, Singapore port and others.

At the same time, specialization does not hinder competition. Everyone is fighting for containers as a high-tech area of ​​work, but at the same time, the same Dalian in the north is “responsible” for accepting oil, and Qingdao in the southeast is for accepting iron ore, since it is located next to the plants.

An important element in international port competition is duty-free port zones, which China consistently opened in the 2000-s. As noted in the customs administration of the PRC, these zones are subject to special care of the country's top leadership, since they are regarded as a "springboard" for increasing foreign trade. For these purposes, they provide for the most preferential tax policy and maximum simplification of customs and other clearance procedures.

An additional effect from the development of transport routes is the provision of employment in the infrastructure projects of a large mass of the Chinese population, which, according to the economists, should lead to an increase in domestic demand. And this is also the strategic goal of the Chinese government after the world crisis, which demonstrated that the rate only for the export of goods leads to an unbalanced model of the economy.

September 18: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Морские ворота Азии

Судоходные маршруты из морского терминала Шанхая проложены более чем к 300 портам мира

Морские ворота Азии

Муниципальные правительственные власти стремятся превратить Шанхайский порт в международный судоходный центр. Известные зарубежные корпорации продолжают увеличивать инвестиции в Китай, что способствует гармоничному вхождению Шанхая в международную логистическую сеть.

Голые цифры

Если посмотреть на карту Китая, то покажется, что при такой огромной береговой черте чего-чего, а портов должно хватать. Их, в самом деле, почти 60. Но нужно учесть, что почти все китайское побережье – мелководное, а амплитуда прилива-отлива может составлять более 6 м, так что почти везде есть ограничения на вход в порт больших океанских судов.

Когда Россия в начале XIX века получила в свое распоряжение гавань в китайском Порт-Артуре, ее пришлось значительно углублять. И все равно броненосцы могли выйти в открытое море только во время прилива. Современные контейнеровозы имеют осадку более 12 м, а крупнейшие из них – более 20 м. И только четыре порта Китая относятся к «международным глубоководным». Шанхай – важнейший из них.

В дословном переводе «Шанхай» означает «на море» – сами китайцы для крат­кости зовут его «Hu» или «Shen». Город стоит на границе между провинциями Цзянсу и Жейянг на береговой линии Восточно-китайского моря на реке Хуанпу у самого устья великой Янцзы.

Во всей своей красе город предстал перед иностранцами после первой опиумной войны. По условиям Нанкинского договора 1842 года (согласно которому, в частности, к Британии на полтора века отошел Гонконг), Шанхай вместе с четырьмя другими китайскими портами был открыт для европейцев.

К началу XX века из маленького рыбацкого городка он превратился в важнейший город Китая и один из ведущих мировых финансовых центров. Помимо этого, город стал средоточием массовой культуры, интеллектуальных споров и политических интриг в республиканском Китае. После победы Коммунистической партии Китая в гражданской войне в 1949 году правительство обложило Шанхай высокими налогами, буржуазия подверг­лась преследованиям, и его былое богатство быстро сошло на нет. И только после того как власти в 1992 году санкционировали возобновление рыночного развития экономики Шанхая, он быстро обошел Шэньчжэнь и Гуанчжоу, с которых начинались рыночные реформы в Китае.

Острая борьба за право называться экономическим центром Китая развернулась между Шанхаем и Гонконгом. В 2003 году ВВП на душу населения в Шанхае составлял 46 586 юаней (около $ 5620) – он занимал 13-е место в списке 659 городов Китая. Среди преимуществ Гонконга были более сильная правовая система и гораздо больший опыт в банковских делах и сфере услуг. У Шанхая «в рукаве» оказались сильные связи с центральным правительством и другими районами континентального Китая, а также более сильная производственная и технологическая база. После передачи Гонконга КНР в 1997 году роль Шанхая в финансовой и банковской сфере, а также в качестве места базирования головных офисов компаний усилилась, подогревая спрос на образованную и современную рабочую силу.

В начале XXI века Шанхай претендует на то, чтобы вернуть себе звание города мирового уровня и стать центром всей Восточной Азии. На сегодняшний день это самый оживленный грузовой порт планеты – и самый населенный город в мире. Только по официальным данным в нем проживают более 18 млн человек, но сами местные с гордостью скажут вам, что их «намного больше».

Шанхай привлекает иностранных инвестиций больше, чем любой другой город мира. Ведущими отраслями экономики здесь являются банковское дело, информационные технологии, автомобилестроение и нефтехимическая промышленность. Судостроительная промышленность Китая занимает третье место в мире после Японии и Южной Кореи, а Шанхай – ее главная производственная база. Здесь строится почти 50% всех судов в стране, что соответствует примерно 5% мирового выпуска. Шанхайские судостроители могут рассчитывать на то, что спрос на их продукцию, в том числе военные корабли, и океанские контейнеровозы будет постоянно расти.

По мнению ряда экспертов, превосходная сеть железных дорог Китая позволяет без всяких проблем, дешево и быстро доставить грузы из Харбина или Муданьцзяна в Шанхай. А оттуда – во все точки мира. На этом основании делается вывод о том, что Китаю не очень-то нужны российские порты Приморья. Можно возразить: справится ли порт Шанхая, обслуживая весь Китай?

Давайте сравним: возьмем порт Восточный в Приморье, пропускная способность которого – 1,2 млн контейнеров. А вот порт Шанхая: в 2001 году этот восточный китайский город числился лишь пятым портом планеты. В 2002-м он обработал 400 тыс. контейнеров, а в 2006 году – уже 12 млн контейнеров. В декабре 2011 года порт пересек символический рубеж в 30 млн шестиметровых контейнеров, который не покорялся раньше ни одному другому порту планеты.

В 2005 году Гонконг уступил пальму первенства в соревновании за звание крупнейшего порта мира Сингапуру, а в 2010 году тот в свою очередь «спасовал» перед Шанхаем. Расцвет шанхайского порта в Китае связывают с вступлением страны в ВТО в 2001 году. За последние 8 лет контейнерная торговля через Шанхайский порт выросла в три раза. По итогам 2012 года на фоне замедления мировой экономики Шанхайский порт зафиксировал рост переработки контейнеров на 2,5% по отношению к 2011 году и рост переработки грузов в целом – до 502 млн тонн.

Перспективы

Шанхайский порт находится не в черте города и даже не на континентальном берегу. Он представляет собой гигантское рукотворное мега-сооружение на базе дюжины островов, хорошо заметное из космоса. Порт шокирует своим масштабом. Его площадь – свыше 3619,6 кв. км – включает несколько «стыкующихся» рабочих зон. У каждой зоны есть своя грузовая специализация.

Шанхайский международный порт является типичной китайской моделью частно-государственного партнерства, при котором государство является вдохновителем, стратегом и главным организатором. Частный бизнес преобладает количественно и имеет полную хозяйственную самостоятельность в выполнении поставленных задач. В акционерном обществе Shanghai International Port Group (SIPG) у государства контрольный пакет. В свою очередь, SIPG и государственная Китайская компания океанского судоходства (Cosco, 5-е место в мире по морским контейнерным перевозкам) являются главными акционерами многочисленных специализированных компаний, имеющих собственность и бизнес в Шанхайском порту.

Сегодня кажется смешным и нелепым, что еще десяток лет назад мировые эксперты дружно считали Шанхайский порт «малоперспективным» из-за мелководья и невозможности углубить морскую береговую линию. Впервые на уровне правительства была принята программа развития порта Яншань. Это контейнерный порт на одноименном острове, который структурно входит в порт Шанхая и соединен с ним S-образным мостом Донгхай, открытым в 2006 году и являющимся самым длинным мостом в мире.

Ударными темпами, всего-то за три года, китайцы провели земельно-мелиоративные и дноуглубительные работы в заливе. Возвели пирсы вокруг некогда тихих рыбацких островов Большой и Малый Яншань (глубина там достигает 15 м). Островной терминал Яншань был открыт в 2005 году, с тех пор ежегодно расширяется. Продолжающиеся дноуглубительные работы разбиты на четыре проекта и будут сданы в эксплуатацию к 2014 году. А после завершения всех работ к 2020 году шанхайский порт Яншань будет принимать ежегодно по 25 млн TEU (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств).

В порту Яншань действует беспошлинная зона. Ее главные функции – международный транзит контейнеров, складирование освобожденных от пошлин грузов и переработка экспортных товаров. В июне 2008 года Яншань торжественно принял 8-тысячное судно.

В целом «проект Яншань» обошелся в $13 млрд. Самым щедрым инвестором выступало государство через консорциум из 10 китайских банков. Привлекались и зарубежные инвесторы. Так, в консорциуме, который получил право строить и эксплуатировать так называемую зону 2 порта Яншань, по 32% акций получили датская A.P. Moller – Maersk Group и транснациональная Hutchison Whampoa (абсолютный лидер морских контейнерных перевозок). У SIPG 16%, по 10% имеют Cosco и Китайская судостроительная группа.

Показательный факт: иностранцы были допущены не «за просто так». «Группа Шанхайский международный порт» приобрела 40% акций контейнерного терминала в бельгийском Зебрюгге, построенного A. P. Moller – Maersk Group. Таким образом шанхайские портовики обзавелись первой собственной базой в Европе. «Мы и впредь будем искать любую возможность продвигать наше развитие за рубежом», – заявил тогда на собрании акционеров Шанхайского международного порта президент этой компании г-н Чэнь Хуяуан. Важно отметить: уникальная и грандиозная сама по себе, модернизация шанхайского порта тесно увязана с другими, не менее фантастическими по амбициозности проектами.

В частности, с глобальной переделкой реки Янцзы, в регионе которой живет треть населения страны. В целом проект включает в себя переброску части стока рек Хуанхэ, Янцзы, Хайхэ в северные районы страны через сеть каналов: центральный, восточный и западный. В 11-ю пятилетку на эти цели было потрачено $21,2 млрд.

На верхнее и среднее течение Янцзы приходится 16% внутреннего товарооборота Шанхайского порта. Возведенная в среднем течении Янцзы (примерно в 1000 км от Шанхая) двухкилометровая плотина-гидроузел «Три ущелья» подняла уровень реки более чем на 100 м.

Уже сейчас баржи водоизмещением до 10 тыс. т могут курсировать между Шанхаем и удаленным от него более чем на 2300 км Чунцином, самым густонаселенным городом страны и самым крупным внутренним (речным) портом. Шанхайский международный порт инвестировал солидные средства в инфраструктуру в девяти разных портах вдоль реки Янцзы. В частности, с муниципальным правительством Чунцина был подписан договор о строительстве 13 причалов для контейнеровозов на сумму $343,7 млн. Так или иначе, в данном случае речь также идет о связывании страны единой, на этот раз водной сетью.

Соцсоревнование

К 2020 году Шанхай неизбежно превратится в основной финансовый и судоходный центр. Согласно плану Государственного комитета КНР, там будет создан рынок подержанных судов с годовым оборотом в $1,6 млрд, а также международная круизная база, рассчитанная на 500 отправлений/прибытий в год. Шанхайский порт – лишь элемент продуманной политики центрального правительства КНР по развитию портовой инфраструктуры. Власти Китая активно вкладывают средства в перспективную отрасль, но при этом, пожалуй, еще более активно стимулируют заниматься инвестициями региональных чиновников и компании, которые владеют портами. В этом можно усмотреть одну из составляющих стратегии государства в отношении портов.

По большому счету, здесь просматривается некий вариант «соцсоревнования» по планам расширения портовых мощностей и наращивания объемов грузо- и контейнерооборота. В том, что это именно соревнование, не остается сомнений, если учесть, что некоторые порты расположены достаточно близко друг к другу (как Гонконг и Гуаньчжоу на юге, Нинбо и Шанхай на востоке, Далянь, Тянцзинь и Циньхуандао на севере) и будут бороться за грузопотоки и судоходные линии.

Однако конкуренция – это только одна составляющая. Помимо этого, китайское правительство создает свое­образные кластеры портов, которые, соревнуясь между собой, вместе становятся крупными центрами притяжения для шипинговых компаний. Это помогает китайским портам уже в международной конкуренции с теми же корейскими портами, портом Сингапура и другими.

При этом специализация не мешает конкуренции. Все борются за контейнеры как высокотехнологичное направление работы, но, вместе с тем, тот же Далянь на севере «отвечает» за прием нефти, а Циндао на юго-востоке – за прием железной руды, поскольку расположен рядом с заводами.

Важным элементом в международной конкуренции портов являются беспошлинные портовые зоны, которые Китай последовательно открывал в 2000-е годы. Как отмечают в таможенном управлении КНР, эти зоны являются объектом особого попечения высшего руководства страны, так как рассматриваются в качестве «плацдарма» для наращивания внешней торговли. Для этих целей в них предусматривается наиболее льготная налоговая политика и максимальное упрощение таможенных и иных процедур оформления.

Дополнительным эффектом от развития транспортных путей является обеспечение занятости в инфраструктурных проектах значительной массы китайского населения, что, по замыслу экономистов, должно вести к повышению внутреннего спроса. И это также является стратегической целью китайского правительства после мирового кризиса, продемонстрировавшего, что ставка только на экспорт товаров ведет к несбалансированной модели экономики.