Морское образование должно опережать в обучении
04.06.2020 15:24
Ректор МГУ имени Невельского Денис Буров о ключевых задачах подготовки кадров для Дальнего Востока
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского – один из крупнейших морских образовательных центров страны. Программа опережающего развития Дальнего Востока и Арктики ставит перед вузом серьезную задачу – обеспечить подготовку кадров. Как меняется в связи с этим научный и образовательный процесс, в интервью EastRussia рассказал ректор Денис Буров.
–
– Денис Викторович, что сегодня представляет собой морской университет? Есть ли преимущества на рынке труда у ваших выпускников?
– В ноябре этого года мы отпразднуем 130 лет со дня основания старейшего и крупнейшего учебного заведения водного транспорта на Дальнем Востоке, выпускающего морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, портов и транспортных терминалов. Наш учредитель – Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
В структуре морского университета три филиала – в Благовещенске, Холмске и Находке, два колледжа и лицей во Владивостоке. Мы готовим кадры по программам среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования. Выдаваемые государственные дипломы и сертификаты соответствуют требованиям международных конвенций и признаются во всем мире.
Современные суда и процессы управления транспортом цифровизируются и автоматизируются семимильными шагами, работодатель ищет универсальных специалистов и готов достойно платить даже на входе в профессию.
Соответственно повысился наш уровень ответственности, ведь современное судно – это экипаж, за который ты отвечаешь, это судно со стоимостью, в разы превышающей стоимость перевозимого груза, и это система обеспечения комплексной безопасности транспортировки. Мы должны научить всем необходимым навыкам. Базовое инженерное образование, которое мы даем, позволит себя проявить и в других сферах. Мы гордимся нашими выпускниками, работающими в море и на суше, в портах, в крупных компаниях и министерствах, в других органах власти и даже в вооруженных силах.
– Стратегия развития транспорта и судостроения в России на ближайшие 15 лет нацеливает на создание современного флота и существенноеувеличение грузоперевозок по Севморпути. Есть ли заказ на подготовку кадров?
– Параметры подготовки кадров морскими учебными заведениями страны в процессе утверждения, но традиционно наш вуз рассматривается как базовая площадка подготовки кадров для Арктики.
Наша особая компетенция – Восточная Арктика – самая тяжелая для судоходства часть Севморпути. К слову, капитаном судна, спасавшего в 1934 году челюскинцев, был выпускник нашего вуза.
– Техническое оснащение университета соответствует новым задачам?
– У нас есть высокотехнологичный комплекс тренажеров и симуляторов, имитирующих самое современное судовое оборудование, системы связи и электронной картографии, мы применяем современные образовательные дистанционные технологии.
А помогают наращивать материально-технический потенциал вуза наши индустриальные партнеры: ПАО «Совкомфлот», ПАО «НК Роснефть», Российский морской регистр судоходства, Администрация морских портов, Владивостокский морской торговый порт, ФГУП «Росморпорт» и другие.
Мы с 2016 года сотрудничаем с АВВ Ltd (Asea Brown Boveri Ltd.) – крупнейшим мировым концерном по производству судового электрооборудования, так что наши курсанты изучают реальные образцы оснащения судов.
Дальневосточный филиал Российского морского регистра судоходства закупил и оснастил самым современным оборудованием нашу лабораторию судоремонта и технических измерений.
Генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк – почетный президент МГУ имени адмирала Невельского. С 2015 года мы по соглашению с компанией готовим кадры для работы на судах, занятых в сахалинских проектах и на арктических перевозках.
«Совкомфлот» нам помогает во многом. Например, для обучения работе на судах, оборудованных винторулевыми колонками Azipod®, он приобрел необходимую аппаратуру для Дальневосточного тренажерного центра «Морское электродвижение», для судоводительского факультета – навигационные карты, приборы и пособия. На базе ледокольного многофункционального судна снабжения «Геннадий Невельской» организована плавательная практика курсантов, научная работа аспирантов и стажировки профессорско-преподавательского состава.
К новому учебному году мы планируем ввести в эксплуатацию Дальневосточный морской тренажерный центр – на сегодняшний день лучший в России и ее морском окружении. Он оснащен глубоководным бассейном, комплексом по выживанию на море, тренажерами на базе VR-технологий (Virtual reality) для отработки навыков управления разными типами судов и грузовых операций в условиях, максимально приближенных к реальным. В нем можно моделировать практически все нештатные ситуации и отрабатывать их решение. Будущие капитаны и штурманы смогут детально проработать заходы судна во все порты мира, а механики и электромеханики – подготовиться к работе на самых современных силовых установках и многое другое.
– Среди преподавателей университета много практиков?
– Мы привлекаем действующих капитанов судов, старших механиков и электромехаников. Это дополняется отлаженной системой практики курсантов и стажировок преподавателей на судах. Этот подход себя оправдал: компании присматриваются к ребятам, тех, кто соответствует их требованиям, берут на работу.
Сложнее с «береговыми» специальностями, но и здесь есть специалисты, имеющие практические знания и желающие ими делиться.
Для подготовки кораблестроителей активно выстраиваем взаимодействие с судостроительным комплексом «Звезда».
– Какие задачи ставит перед университетом расширение транспортно-логистической интеграции России со странами АТР?
– Транспорт – жизненно важная отрасль экономики для всех регионов и государств. Его развитие определяет пространственную доступность территорий, качество, уровень жизни и мобильность населения, свободу перемещения товаров и оказания услуг, внешнеэкономическую деятельность.
Глобализация мировой экономики формирует спрос на развитие инфраструктуры и транспортно-логистический сервис, формирование региональных и трансконтинентальных транспортных коридоров, иных форматов сотрудничества. Все это требует от будущих специалистов комплексных знаний – в экономике, менеджменте, инжиниринге, праве, экологии, IT– технологиях и в других сферах.
Для эффективной организации перевозок нужно не только разбираться в конструкции судна и его управлении, но и многое понимать в сквозной логистике. Нужно знать, как работает флот, порт, сухопутный перевозчик, то есть обладать знаниями по всей технологической цепочке. Здесь есть место для развития образовательных программ и создания новых. Все это подтолкнуло нас к созданию нового научно-образовательного направления, его можно назвать междисциплинарной школой пространственной логистики.
Мы также подключились к проработке Минтрансом России ведомственного проекта «Цифровой транспорт и логистика», который востребован рынком и текущим состоянием цифровизации в стране и вокруг нас. Очевидна необходимость в организации пилотной зоны для транспорта Свободного порта Владивосток: его цифровая платформа должна быть интегрирована с подобными системами в странах АТР, что позволит обеспечить оптимальные схемы транспортировки, эффективный сервис, безопасность грузов и прочие составляющие экономического успеха.
Сегодня транспорт не может эффективно работать без «цифры». Эту мысль поддерживают институты развития, транспортники, ведущие российские высокотехнологичные компании из Москвы и Санкт-Петербурга, а также те, кто непосредственно работает на территории свободного порта – ПАО «ВМТП», АО «ДНИИМФ» и многие другие.
– Какие направления научной и образовательной деятельности морского университета в современных условиях вы считаете ключевыми?
– О транспортно-логистическом направлении, цифровизации и судостроении я говорил выше, добавлю беспилотный транспорт и робототехнику, «зеленый транспорт» и экологический мониторинг.
Один из векторов развития транспорта – беспилотные аппараты. Наш университет давно проявлял себя в этом: всемирно известный судомоделист, 15-ти кратный чемпион мира Владислав Субботин подготовил целую плеяду чемпионов России, мира и Европы. Десять лет назад мы начали активно заниматься подводной робототехникой, начиная от проектирования и заканчивая сборкой аппаратов. Это очень полезные для подготовки кадров навыки. Все элементы роботов курсанты и студенты изготавливают сами. С 2012 года наша студенческая команда выступает на соревнованиях, в том числе представляя Россию на мировых чемпионатах по телеуправляемым и автономным роботам.
Также наш университет является сертифицированным членом Международной ассоциации морских подрядчиков (IMCA, London) и центром для подготовки операторов телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. К нам прилетают специалисты из других регионов для подготовки на нашей базе, сначала в бассейне, а потом в открытой воде, что очень важно для получения реальных навыков.
Мы заняты созданием магистратуры по морской робототехнике. Здесь требуется широкий перечень знаний и навыков, поэтому в этой области найти себя смогут студенты и курсанты инженерных специальностей.
С 90-ых годов прошлого века мы занимаемся вопросами экологической безопасности и освоения шельфа, создаем цифровые модели берегового шельфа, занимаемся планированием и прогнозированием действий, позволяющих предотвратить экологические катастрофы или в кратчайшие сроки устранить их последствия.
– К вам поступают в основном дальневосточники?
– Не только. Много ребят из Сибири, с Алтая, есть даже из Калининграда, Санкт-Петербурга и Москвы. Есть иностранные студенты – из Вьетнама, Китая и Индонезии. Они учатся на инженерных специальностях.
– В обществе сложилось устойчивое мнение: мол, государство финансирует подготовку моряков, а те работают под чужим флагом.
– Действительно, в недавнем прошлом большинство судоходных компаний регистрировали часть флота под флагом Либерии, Панамы, Белиза и других льготных режимов, чтобы успешно конкурировать на рынке. Это мировая практика, так делают практически все ведущие морские державы. При этом сами компании оставались российскими, перевозили российские грузы и плюс зарабатывали на иностранном фрахте, а моряки отправляли деньги семьям, те тратили их в нашей стране.
Сейчас ситуация меняется: флот строится, под российским флагом работает все больше компаний. Наши отличники идут туда, что не может не радовать. Например, в октябре прошлого года новый арктический челночный танкер «Михаил Лазарев» (это танкер «Совкомфлота», сегодня самый современный в мире) принимал капитан Дмитрий Кравченко, наш выпускник.
Кроме этого, если говорить о международном образовании и сотрудничестве в науке, нужно помнить признанные в мире принципы служения образования делу мира, содействия социальному прогрессу и т.д. Иными словами, образование – весьма полезный инструмент обмена знаниями и международного сотрудничества.
И еще. Морская подготовка – неизменный атрибут морской державы. У России этот статус со времен Петра Первого, и мы продолжим его укреплять.
– Морской университет занимается профориентацией среди школьников?
– Конечно. При морском университете организована система ранней профессиональной ориентации и непрерывного образования. Это довузовские форматы работы с молодежью: действуют Детский центр «Мореход», Школа юнг, «Школа под парусами
». Мы учим ребят морскому делу, занимаемся греблей, парусом, знакомим с морскими профессиями, организовываем морские походы, в том числе по историческим местам, например, по следам экспедиции Витуса Беринга и многим другим.
Недавно я участвовал во Всероссийской онлайн-конференции «Море – детям!». Представители образовательных учреждений Росморречфлота, Министерства просвещения, Минобороны, Росрыболовства, органов образования регионов России и ведущие педагоги дополнительного образования обсудили, как повысить эффективность профориентации школьников на морские, военно-морские и судостроительные профессии. Решено усилить консолидацию морских ведомств и Министерства просвещения РФ. Этим займется межведомственная комиссия, которая будет создана при Морской коллегии при правительстве РФ.
К слову, наш опыт историко-патриотических яхтенных и шлюпочных походов «Паруса памяти» для практического изучения морской истории России предложено тиражировать.
Ирина Дробышева
Теги: