Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Мост через Туманную ушел в туман

Анонсированный автомобильный переход в КНДР может не появиться

Мост через Туманную ушел в туман
Поводом для подготовки материала EastRussia послужили итоги очередной встречи северокорейских дипломатов с представителями властей в Приморье в середине сентября, на которой представители КНДР в очередной раз попросили российскую сторону ускорить процесс строительства понтонного автомобильного  моста между приграничными территориями на реке Туманная (Туманган) на юге Приморья. - "Считаем, что между приграничными районами КНДР и Приморьем должен быть создан логистический транспортный узел, который позволит укрепить отношения между нашими странами. Вопрос строительства понтонного моста между территориями уже проходит стадию согласования в Москве. Считаем, что надо ускорить этот процесс", – сказал О Сынг Хо – директор департамента МИД КНДР на этой встрече.

На этом же заседании вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев подчеркнул корейской стороне, что департаментом транспорта  и дорожного хозяйства региона уже подготовлено и направлено в профильное министерство финансово-экономическое обоснование строительства такого моста. «Как и Вы, мы ждем положительного решения федерального центра и старта практической реализации данного проекта», – заверил представителей МИД КНР вице-губернатор Приморского края.

Заверив на встрече по строительству моста северокорейских представителей в обоюдности интересов, Сергей Нехаев кратко ознакомил присутствующих с положением дел в сфере грузооборота, который, по словам специалистов администрации Приморья, увеличился  в 4,7 раза в 2015 году, сохраняя положительную динамику и в текущем году. «Необходимо продолжать увеличивать грузовую базу, чтобы, как только мост будет построен, мы могли бы его активно использовать», – сказал вице-губернатор. Точки роста, по мнению вице-губернатора, могут возникнуть как за счет российских производителей, экспортирующих свои товары в КНДР, так и за счет успешной предпринимательской деятельности  северокорейских инвесторов на территории Приморья.

Напомним, тема автомобильной переправы между Россией и КНДР активно обсуждалась в прошлом году на встречах сопредседателей межправкомиссии Россия – КНДР – Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки и Министра внешних экономических дел КНДР Ли Рён Нама. Соответствующая договоренность была достигнута в октябре прошлого года – стороны согласовали создание совместной комиссии по сооружению понтонного моста для дальнейшего изучения вопроса. Основанием для строительства стало межправительственное соглашение о международном автомобильном сообщении.

Вместе с тем, как стало известно EastRussia, активность российских органов власти по сооружению автомобильной переправы между Россией и КНДР заметно снизилась. Министерство транспорта Российской Федерации не дало официального комментария корреспонденту EastRussia о том, находится ли проект понтонного моста через Туманную на рассмотрении в ведомстве и каковы перспективы данной инициативы.

В то же время Минвостокразвития России в своем комментарии обозначило риски строительства автомобильной переправы, а также косвенно показало экономическую нецелесообразность реализации данной инициативы сегодня. При этом реализация автомобильного сообщения между странами не исключается, организовать его предлагается посредством перевозки автопоездов по железной дороге.

“Необходимо отметить, – сообщили корреспонденту EastRussia в Минвостокразвития России, – что железнодорожная линия Хасан – Туманган – Раджин имеет свободные мощности (пропускная способность линии составляет 5 млн тонн/год, по итогам 2015 г. линия загружена менее чем на 30%) и ОАО РЖД внедряет технологию контрейлерных перевозок (перевозка автопоездов на железнодорожных платформах)”. По мнению представителей Министерства, данный вид услуг может быть использован российскими автоперевозчиками.

Кроме того, в Минвостокразвития России считают, что автомобильный понтонный мост имеет ряд существенных недостатков: он создаст условия для подтопления российской части территории; по нему запрещена перевозка пассажиров и существует ограничение по нагрузке на ось грузового автотранспорта; сезонность использования понтонного моста и не возможность использования при прохождении циклонов, тайфунов, паводков делает его малоэффективным.

Также к предполагаемому месту строительства, расположенному ниже по течению реки Туманган на 400-450 м от существующего железнодорожного моста, нет подъездных дорог. "Для окупаемости инвестиций в транспортную инфраструктуру до моста, – отметили в Министерстве, – необходим гарантированный объем грузоперевозок не менее 3,2 млн т/год и 1,2 млн человек".

По мнению экспертов, инициативы Северной Кореи в области укреплений международного экономического сотрудничества с Россией носят регулярный и достаточно настойчивый характер и уходят корнями в середину прошлого столетия. При этом реальностью сегодняшнего дня является то, что многие российские грузы, предназначенные для КНДР, идут, как ни парадоксально, через Китай. Это товары народного потребления, ширпотреб, продукты питания, – рассказывает Иван Тонких, специалист по ВЭД и независимый эксперт по странам Азии. "Через железнодорожный мост «Дружба» проходит только уголь, но это транзит на Китай, который переваливает порт Раджин”, – отметил эксперт. 


Иллюстрация: YANGCHAO / Shutterstock.com