Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Only the employer can motivate to live in the Far East"

The general director of the revived plant Amurstal Sergei Kuznetsov about cadres, metallurgy and Komsomolsk-on-Amur

In 2017, the Amurmetal plant (Komsomolsk-on-Amur), which was in crisis for four years, was bought by a group of companies "TOREX". In July 2018, the company that returned the historical name "Amurstal", gave 70 thousand tons of steel - it is already very close to the design capacity of 1 million tons of steel per year. On the eve of the All-Russian Congress of Engineers, which will be held in Komsomolsk-on-Amur on 5-6 September, EastRussia asked the plant's general director, Sergey Kuznetsov, whether people still want to work as a metallurgist after such a difficult history, just find skilled engineers in the Far East, and there are whether there are any prospects for the development of high-tech industries and population growth.

Photo: Press service of the group of companies "Torex"
"17% ENGINEERS AND NO SINGLE CALIBRATOR"

- Let's start with the numbers. How many workers are there at the Amurstal plant, and how many of them are engineers?

- The company employs 3148 people. Of these, the "engineer" qualification of 539 people is 17,1%.

- Is there a shortage of engineering personnel?

- I can give an example. "Amurstal" is a "re-plant" plant. We smelt raw scrap metal, poured steel through a continuous casting machine into the workpiece, and then - we produce long products, mainly for construction: reinforcement, corner, wire rod, circle. There is such a profession - a caliber. This is the one who calculates what kind of reduction of the workpiece in the mill should be made in order to get a wire thickness of 6 mm. This art, calibration is based on experience, although certain calculations of three-dimensional ways of deformation exist. In order to cut and calculate the caliber, you need a specialist. He is not at the factory.

- Not at all?

- There was one, but left - they are in demand. At us some experts can count the separate moments, but the class calibrator is as the mechanic-lekalshchik at the machine-building enterprise which does high-precision preparations, processes products. And now such a specialist, who is difficult and long to prepare, is not at Amurstal now.

- And what's on the market?

- There are no calibrators in the market to southwestern Siberia, to Novokuznetsk. I went to Novokuznetsk, we turned to Evraz. The deficit of such specialists is everywhere. Young people who have such skills and knowledge - they simply do not, it must be a professional. To train is difficult, but from already trained people who want to move to the Far East there is not even in such a metallurgical city as Novokuznetsk. It may be necessary to apply to the Urals, to the west of the country or to Ukraine.

- It turns out, in the Far East, metallurgists are not taught?

- In the Far Eastern Federal District, a full-fledged education in the specialty "metallurgist" is given only by the Komsomolsk-on-Amur State University, but the last set for the specialty "Metallurgy" was in 2014. In the Pacific State University in Khabarovsk, they teach art casting. The nearest town, where there is a full-fledged training of metallurgists in all the redistribution, from electric steelmaking to the rolling mill, is Novokuznetsk. Many graduates of the Siberian Metallurgical Institute work at Amurstal. At one time they came here in the direction, and I myself graduated from it.

- Are there any prospects for recruitment of entrants-metallurgists in the KnAGU?

- I met with the rector of the University Eduard Dmitriev last year. They have a base for training metallurgists in the specialty "Metallurgy of ferrous metals and metal working with pressure", but there are no applicants. In Komsomolsk-on-Amur annually about 1 thousand. potential entrants. Most of them leave for Khabarovsk, Vladivostok, Moscow, St. Petersburg. There remain units here, which for some reason can not leave. And if they can not leave, they do not necessarily want to study in higher educational institutions, since they must earn money for living.

"MOTIVATION OF STUDENTS CREATES ONLY PERSPECTIVES"

- The plant somehow can affect the situation, or it is stalemate?

- We can not not try to influence, because there is a shortage of personnel. This caliber we need one, and electricians, gas cutters and other workers - a lot. We need qualified distributors, rollers are the metallurgical elite. Of course, there is a shortage of managers, basically, are masters who should organize work and ensure the execution of shift tasks, shift supervisors, deputy head of the shop. With the engineering staff, everything is not very good for us. Therefore, with the KNASU, we came here to an idea - it is necessary to create a motivation for students to go to the metallurgists. The university's offer is to attract young people from the CIS countries, provide them with housing, pay for studies and scholarships and the prospect of obtaining Russian citizenship.

- And the enterprise will pull it in economy? Housing, for example?

"We have no shelter." There are in the city, but they are single rooms in the hostel. Found understanding from the Ministry of Construction of Khabarovsk Krai on the need for government funding building dormitories for young professionals. We have such opportunities, we are working on this, but it is still far from being realized. The scholarship is small, but there is nothing terrible in it. Further employment we could guarantee through a contract that would oblige a specialist to work for some time at the enterprise in order to reimburse the money expended on him. But what is dangerous here. From the entrant to the engineer - 5 years. Having invested money in entrants, it's not a fact that you will receive a ready-made specialist at the exit. And even if he received the "quartet" and "five", not the fact that he will adapt to our work. By the way, I know many examples from life, when the former "troechniki" successfully coped with the work of shop managers and even became directors of productions. Nevertheless, all these are investments with a certain risk, investments from hopelessness. Again, it is necessary to work systematically with universities and colleges on targeted training for the enterprise, including the acquisition of related professions.

- And the mechanisms of industrial practice allow somehow to assess the quality of university training?

- We practice dozens of people. There is a problem - mostly girls. And they can not go to all places where there is a shortage of personnel. The department of technical control, technical department, control equipment is yes. But I did not see steelworkers-girls. The guys who come, as a rule, are drafted into the army for a year and after that they can not guarantee that they will return to the enterprise. Those who are not called can stay, but these are units. And there is no recruitment for metallurgists in KnAGU. Therefore it will be necessary to go, to search for specialists in other cities.

- And that, the education system can not help at all?

- Here you can see the other side of the question. We have a lot of specialists invited to work as chairmen of state examination boards, and commission members. I demand that each of them report how many people he sagged to work at the plant. Otherwise, I just do not let go.

"Let's go back to the calibrator." One specialist is needed, you have reached Novokuznetsk - there is not. What to do?

- There is. But there are no people who would like to come to Komsomolsk-on-Amur.

- And what can I do to make them wish?

- Probably, interest - money, better living conditions, perspective.

- What is the prospect of a caliber?

- Salary and its growth. A person here, with us, can make good money, but if he likes it - he can stay. But the main thing is that he becomes a great specialist, in demand on the market.

"THE POPULATION WILL NOT LOSE IF I CREATE WORKPLACES"

- In your opinion, the creation of attractive conditions for working in Komsomolsk-on-Amur is a task to some extent for the government or for the employer as a whole?

- I doubt that the authorities will be able to provide the required number of people, will create a motivation for them to work at a metallurgical enterprise. I believe only an employer can. A young man who wants to work in a factory, you need what? For the first time, until he acquired obligations towards the family - to eat, rest, have tolerable working conditions, understand that he has a growth prospect - both career and in monetary terms. To understand that he will receive this salary steadily throughout the period of time planned by him, and the enterprise will not be in a situation when he can not pay for his labor.



- Nice picture. But, if we take the recent crisis past of "Amurmetal", everything was the other way round.

- The history of bankruptcy is still complete. The government played its important role here - it kept the plant as a single production complex, did not allow it to be pulled apart in pieces, which allowed to preserve the basis of the collective. The skeleton at the plant remained the same: people did not go anywhere, they received a small salary, but nevertheless waited until the plant began to restore its previous production volumes. In January we produced 28 thousand tons. In July - went to 71 thousand tons. From January to July, we monthly increased production volumes, which was very difficult. 70 thousand tons in terms of a year - it's already 850 thousand, and when we get to 80 thousand tons per month - that's 1 million tons, the design capacity of the enterprise. Gradually we managed to do this, and here the merit of the whole team, who remembered the skills, mobilized efforts, was able to ensure the equipment's working capacity.

- Why do you think these people remained true to "Amurstal"?

"It's probably silly to talk about patriotism. But why does the population in the Far East decrease? I believe that if people were provided with a job, a decent salary, they would not leave. Yes, Komsomolsk-on-Amur is not a city like Khabarovsk. But I see how it changes after it became a "city of presidential attention": a lot is under construction, roads are being repaired, money is being invested - and it is getting better. Yes, he is far from Khabarovsk, but he is not a regional center either. This is the second city in the region, the city is a hard worker. If we provide it with jobs, I think a lot of people will come to live here. Magnificent nature, wonderful climate, proximity of resorts, near Vietnam, Korea, Japan. Need work. By the way, in the summer, when most of the employees try to go on vacation, I weekly sign compensations for travel to a resting place for more than 5 million rubles. This is the so-called "northern privilege". And this is besides the raising factor to the salary. In this connection, I do not understand why qualified specialists, for example, from Khabarovsk, who has this benefit, do not go to work for us? After all, with a similar load, they could receive twice as much?

- You said, you also need motivation in choosing the profession of a metallurgist. Recently it is fashionable to talk about the need for a system of continuous engineering education - almost from the school bench. Will it help metallurgical enterprises?

- And when you were little, did you plan to be what? A cosmonaut?

- I do not remember. But not a journalist.

- At least, you do not dream of becoming a metallurgist in kindergarten.

- And if mom and dad work for Amurmetal?

- I myself am from the dynasty of metallurgists. At one time, my father told me, and he was a well-known metallurgist: "No, you do not need to go to the factory." "They have a decent salary, a quiet job, a great vacation." What else do you want? " For those times it really was so. Now everything has changed.

- Nevertheless, somehow you work with schools?

- During the period when the plant was in crisis, the profession of a metallurgist in Komsomolsk-on-Amur lost prestige. We take schoolchildren to our museum of labor glory, hold contests, quizzes, introducing the profession. Senior students are taken to the shops.

- "Profile classes," like aircraft builders, are there?

- We are working on this issue, it takes time. But we are already closely cooperating with the Governor's Aircraft Building College and the Sudomechanical Technical School, where they also train specialists in the working professions required in our production.

"PEOPLE ARE INSPIRED: NO ONE BELIEVED IN 70 THOUSAND TONS"

"Although Komsomolsk-on-Amur is a city of machine builders, but in general the prospects of mechanical engineering in Russia are somehow sad, do not you think?"

- Problems with the cadres, of course, are for all machine builders of the city, and the engineering industry in our country works outside the market - on defense orders basically. I have a completely definite opinion on the machine building industry - in Russia it practically does not exist.

- "Amurstal" is connected more not with mechanical engineering, but, probably, with the construction market, right?

- The main demand for our products in the domestic market is really building. If their volumes do not decrease, Amurstal will exist. So far, the dynamics are positive. We have already increased wages four times - 1 February, 15 March, 1 April, 1 August. Gradually approached the average salary for the Khabarovsk Territory - it is 45 thousand rubles. per month. At us the planned average salary in August has made 43,8 thousand rubles. The productivity of labor has reached from 11 tons per person to 22. Everything is growing, the payroll at the beginning of the year was 91 million rubles, and will be 137 million rubles - this is a serious growth.

- Is it a low base effect?

- Of course. But, on the other hand, earlier 6 thousand people worked at the plant. Now that I came, it was 2800. We took 400 with more than one person, while "slowed down" - we recruit only for highly deficient and highly qualified specialties. If we continue the work of the second continuous casting machine, we will recruit people. So far, we have the task - 1 million tons per year, and next year Amurstal will come out on this million. People are inspired. When the group of companies "TOREX" as a new investor came to the enterprise, we were told: "Well, on this equipment you can give a maximum of 30-40 thousand tons per month. And we have already given 71!

- Production is gaining momentum. Is the situation improving for finance?

- There is, of course, a gap. Yes, we do not have enough working capital, we are credited. But, at least, we have been profitable since April.

- What are the tasks, other than achieving 1 million tons, for the coming years?

- Modernization of the rolling mills - with increasing productivity, cutting bottlenecks, improving the quality of finished products, including packaging, and making fittings at a lower cost to ensure the required mechanical properties. Reconstruction of the heating furnace with increased productivity from the current 400 thousand tons to 450-550 thousand tons per year. Further, we have a continuous casting machine for slabs - this is a rectangular blank for a sheet rolling mill. A sheet rolling production does not work. Slab machine is preserved, but it is in good condition, produced only 80 thousand tons. Slab is not in demand on the market. It is necessary to modernize the car to the "square", or bloom, which is in demand in the market, this issue is under consideration. This is a medium-term prospect.

- If you "land" on the footage, new specialists will be required?

- For service as such - no. People are trained and ready to service the equipment after reconstruction. The provision of personnel is more a matter of age. We have a lot of engineering workers closer to retirement age, and young people are few. The state, of course, tries - the pension age is trying to raise, but this is not a measure of support, from which there will be a big effect.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

"Мотивировать жить на Дальнем Востоке может только работодатель"

Гендиректор возрождаемого завода "Амурсталь" Сергей Кузнецов о кадрах, металлургии и Комсомольске-на-Амуре

В 2017 году завод "Амурметалл" (Комсомольск-на-Амуре), находившийся в кризисе четыре года, выкупила группа компаний "ТОРЭКС". В июле 2018-го предприятие, вернувшее историческое название "Амурсталь", дало 70 тыс. тонн стали - это уже очень близко к проектной мощности в 1 млн тонн стали в год. Накануне Общероссийского конгресса инженеров, который пройдет в Комсомольске-на-Амуре 5-6 сентября, EastRussia поинтересовалось у гендиректора завода Сергея Кузнецова, по-прежнему ли после такой тяжелой истории люди хотят работать металлургами, просто ли найти на Дальнем Востоке квалифицированных инженеров, и есть ли здесь вообще перспективы для развития высокотехнологичных производств и роста населения.

Фото: Пресс-служба группы компаний "Торэкс"
"17% ИНЖЕНЕРОВ И НИ ОДНОГО КАЛИБРОВЩИКА"

- Начнем с цифр. Сколько сейчас на заводе "Амурсталь" работников, и сколько из них - инженеров?

- На предприятии трудоустроено 3148 человек. Из них квалификация "инженер" у 539 человек - это 17,1%. 

- Ощущается дефицит инженерных кадров?

- Могу привести пример. "Амурсталь" - это "передельный" завод. Мы плавим сырье-металлолом, разливаем сталь через машину непрерывного литья в заготовку, а затем  - производим сортовой прокат, в основном для строительства: арматуру, уголок, катанку, круг. Есть такая профессия - калибровщик. Это тот, кто рассчитывает, какие обжатия заготовки на стане нужно произвести, чтобы получить проволоку толщиной 6 мм. Это искусство, калибровка основана на опыте, хотя определенные расчеты трехмерных способов деформации существуют. Для того, чтобы нарезать и рассчитать калибры, нужен специалист. На заводе его нет. 

- Нет вообще?

- Был один, но уехал - они востребованы. У нас некоторые специалисты могут просчитать отдельные моменты, но классный калибровщик - это как слесарь-лекальщик на машиностроительном предприятии, который делает высокоточные заготовки, обрабатывает изделия. И вот такого специалиста, которого сложно и долго готовить, на "Амурстали" сейчас нет.

- А что на рынке?

- Калибровщиков на рынке нет до юго-западной Сибири, до Новокузнецка. Я ездил в Новокузнецк, мы обращались в "Евраз". Дефицит таких специалистов везде. Молодых людей, которые обладают такими навыками и знаниями - их просто нет, это должен быть состоявшийся профессионал. Обучить - сложно, а из уже обученных желающих переезжать на Дальний Восток нет даже в таком металлургическом городе как Новокузнецк. Возможно, придется обращаться на Урал, на запад страны или на Украину. 

- Получается, на Дальнем Востоке металлургов не учат?

- В Дальневосточном федеральном округе полноценное образование по специальности "металлург" дает только Комсомольский-на-Амуре государственный университет, но последний набор на специальность "Металлургия" был в 2014 году. В Тихоокеанском госуниверситете в Хабаровске учат на художественное литье. Ближайший город, где существует полноценная подготовка металлургов по всем переделам, начиная от электросталеплавильного производства и кончая прокатным - это Новокузнецк. На "Амурстали" работает много выпускников Сибирского металлургического института - в свое время сюда приезжали по направлению, я и сам его заканчивал. 

- Какие-то перспективы по набору абитуриентов-металлургов в КнАГУ есть?

- Я встречался с ректором университета Эдуардом Дмитриевым еще в прошлом году. У них есть база для подготовки металлургов по специальности "Металлургия черных металлов и обработка металла давлением", но абитуриентов нет. В Комсомольске-на-Амуре ежегодно выпускается около 1 тыс. потенциальных абитуриентов. Из них большая часть уезжает в Хабаровск, Владивосток, Москву, Санкт-Петербург. Остаются здесь единицы, которые по каким-то причинам не могут уехать. А если не могут уехать - не обязательно хотят учиться в высших учебных заведениях, поскольку должны зарабатывать деньги на жизнь. 

"МОТИВАЦИЮ У СТУДЕНТОВ СОЗДАДУТ ТОЛЬКО ПЕРСПЕКТИВЫ"

- Завод как-то может повлиять на ситуацию, или она патовая?

- Нам нельзя не пытаться влиять, ведь дефицит кадров есть. Это калибровщик нам нужен один, а электромонтеров, газорезчиков и других рабочих - много. Нам нужны квалифицированные прокатчики, вальцовщики - это металлургическая элита. Разумеется, есть дефицит по управленцам, в основном, - это мастера, которые должны заниматься организацией работ и обеспечением выполнения сменных заданий, начальники смены, заместители начальника цеха. С инженерными кадрами у нас все не очень хорошо. Поэтому с КнАГУ мы пришли вот к какой мысли - необходимо создавать мотивацию у студентов для того, чтобы они шли на металлургов. Предложение университета - привлекать молодежь из стран СНГ, обеспечивать их жильем, платой за учебу и стипендией и перспективой получения гражданства России. 

- А предприятие это по экономике потянет? Жилье, например?

- У нас жилья нет. В городе есть, но и это единичные комнаты в общежитии. Нашли понимание у Министерства строительства Хабаровского края о необходимости государственного финансирования строительства общежитий для молодых специалистов. Такие возможности есть, работаем над этим, но до воплощения в жизнь еще далеко. Стипендия небольшая, но ничего в этом страшного нет. Дальнейшее трудоустройство мы могли бы гарантировать через договор, который обязал бы специалиста какое-то время отработать на предприятии, чтобы возместить затраченные на него средства. Но что здесь опасно. От абитуриента до инженера - 5 лет. Вложив деньги в абитуриентов, не факт, что ты получишь на выходе готового специалиста. И даже если он получал «четверки» и «пятерки», не факт, что он приспособится к нашей работе. Кстати, знаю много примеров из жизни, когда бывшие «троечники» успешно справлялись с работой начальников цехов и даже становились директорами производств. Тем не менее, все это - вложения с определенным риском, инвестиции от безвыходности. Повторюсь, необходима системная работа с вузами и колледжами по целевой подготовке для предприятия, в том числе и по приобретению смежных профессий.

- А механизмы производственной практики позволяют как-то оценить качество вузовской подготовки?

- У нас проходят практику пара десятков человек. Есть проблема – в основном это девушки. А они не на все места могут пойти, где есть дефицит кадров. Отдел технического контроля, техотдел, контрольно-измерительные приборы - это да. Но сталеваров-девушек я не видел. Парни, которые приходят, как правило, призываются в армию на год и после этого гарантировать, что они вернутся на предприятие, нельзя. Те, которые не призываются, могут остаться, но это - единицы. И набора на металлургов в КнАГУ нет. Поэтому нужно будет ехать, искать специалистов в других городах. 

- И что, система образования вообще не может в этом помочь?

- Здесь можно посмотреть с другой стороны на вопрос. У нас очень много специалистов приглашают работать и председателями государственных экзаменационных комиссий, и членами комиссий. Я требую, чтобы каждый из них отчитался, сколько человек он сагитировал к работе на заводе. Иначе я их просто не отпускаю. 

- Давайте вернемся к калибровщику. Нужен один специалист, вы доехали до Новокузнецка - там нет. Что делать?

- Там есть. Но нет людей, которые изъявили бы желание приехать в Комсомольск-на-Амуре.

- А что сделать, чтобы они изъявили желание?

- Наверное, заинтересовать - деньгами, лучшими условиями проживания, перспективой.

- Какая у калибровщика перспектива?

- Зарплата и ее рост. Человек здесь, у нас, может хорошо зарабатывать, а если понравится - может остаться. Но главное, что он становится классным специалистом, востребованным на рынке.

"НАСЕЛЕНИЕ НЕ БУДЕТ УБЫВАТЬ, ЕСЛИ СОЗДАТЬ РАБОЧИЕ МЕСТА"

- На ваш взгляд, создание привлекательных условий для работы в Комсомольске-на-Амуре - это задача в какой-то мере для власти или целиком для работодателя? 

- Сомневаюсь в том, что власть сможет обеспечить требуемое количество людей, создаст им мотивацию для работы на металлургическом предприятии. Я считаю, только работодатель это может. Молодому человеку, который захочет работать на заводе, нужно что? На первое время, пока он не приобрел обязательства по отношению к семье - питаться, отдыхать, иметь сносные условия работы, понимать, что у него есть перспектива роста - как карьерного, так и в денежном выражении. Понимать, что он стабильно будет получать эту зарплату на протяжении запланированного им промежутка времени, и предприятие не окажется в ситуации, когда не сможет оплачивать его труд.

- Красивая картинка. Но, если взять совсем недавнее кризисное прошлое "Амурметалла", все было наоборот.

- История с банкротством все же завершена. Власть здесь сыграла свою важную роль - сохранила завод как единый производственный комплекс, не дала растащить его по кускам, что позволило сохранить основу коллектива. Костяк на заводе ведь остался прежним: люди не уходили никуда, получали небольшую зарплату, но, тем не менее, дождались, пока завод начнет восстанавливать прежние объемы производства. В январе мы произвели 28 тыс. тонн. В июле - вышли на 71 тыс. тонн. С января по июль мы ежемесячно наращивали объемы производства, что было очень непросто. 70 тыс. тонн в пересчете на год - это уже 850 тысяч, а когда мы выйдем на 80 тыс. тонн в месяц - вот и 1 млн тонн, проектная мощность предприятия. Постепенно нам удалось это сделать, и здесь заслуга уже всего коллектива, который вспомнил навыки, мобилизовал усилия, смог обеспечить работоспособность оборудования.

- Почему, как вы думаете, эти люди остались верны "Амурстали"?

- Говорить о патриотизме, наверное, глупо. Но почему убывает население на Дальнем Востоке? Я считаю, если бы люди были обеспечены работой, достойной зарплатой, они бы не уезжали. Да, Комсомольск-на-Амуре - не такой город, как Хабаровск. Но я смотрю, как он меняется после того, как стал "городом президентского внимания": много строится, дороги ремонтируются, деньги вкладываются - и он хорошеет. Да, ему далеко до Хабаровска, но он и не краевой центр. Это второй город региона, город-трудяга. Если обеспечить его рабочими местами, думаю, много желающих появится здесь жить. Великолепная природа, прекрасный климат, близость курортов, рядом Вьетнам, Корея, Япония. Нужна работа. Кстати, в летний период, когда большая часть работников старается уходить в отпуск, я еженедельно подписываю компенсации на проезд к месту отдыха на сумму более 5 млн рублей. Это так называемая «северная льгота». И это кроме повышающего коэффициента к зарплате. В связи с чем, мне непонятно, почему квалифицированные специалисты, например, из Хабаровска, который этой льготы на имеет, не едут к нам на работу? Ведь при аналогичной загрузке они могли бы получать в два раза больше?

- Вы говорили, нужна еще и мотивация в выборе профессии именно металлурга. В последнее время модно говорить о том, что нужна система непрерывного инженерного образования - чуть ли не со школьной скамьи. Металлургическим предприятиям это поможет?

- А вы когда были маленьким, вы планировали быть кем? Космонавтом?

- Не помню. Но не журналистом. 

- По крайней мере, не металлургом же ты мечтаешь стать в детском саду.

- А если мама и папа работают на "Амурметалле"?

- Я сам из династии металлургов. В свое время отец мне говорил, а он был известнейший металлург: "Нет, на завод не нужно. Иди обучать! У них приличная зарплата, спокойная работа, большой отпуск. Что еще желать?". По тем временам это действительно так и было. Сейчас все изменилось. 

- Тем не менее, как-то со школами вы работаете?

- За период, пока завод находился в кризисе, профессия металлурга в Комсомольске-на-Амуре потеряла престиж. Мы возим школьников в наш музей трудовой славы, проводим конкурсы, викторины, знакомящие с профессией. Старшеклассников водим в цеха. 

- "Профильные классы", как у авиастроителей, есть? 

- Прорабатываем этот вопрос, на это нужно время. Но мы уже плотно сотрудничаем с Губернаторским авиастроительный колледжем и Судомеханическим техникумом, там тоже готовят специалистов рабочих профессий, необходимых на нашем производстве. 

"ЛЮДИ ВООДУШЕВЛЕНЫ: НИКТО НЕ ВЕРИЛ В 70 ТЫСЯЧ ТОНН"

- Хотя Комсомольск-на-Амуре - город машиностроителей, но в целом перспективы машиностроения в России какие-то грустные рисуются, вам не кажется?

- Проблемы с кадрами, безусловно, есть у всех машиностроителей города, да и машиностроение у нас работает вне рынка - на оборонных заказах в основном. У меня вообще совершенно определенное мнение по поводу машиностроения - в России оно практически не существует. 

- "Амурсталь" связана больше все же не с машиностроением, а, наверное, со строительным рынком, так? 

- Основной спрос на нашу продукцию на внутреннем рынке действительно формируют стройки. Если их объемы сокращаться не будут, "Амурсталь" будет существовать. Пока динамика положительная. Мы уже четырежды повышали заработную плату - 1 февраля, 15 марта, 1 апреля, 1 августа. Постепенно приблизились к средней зарплате по Хабаровскому краю - она 45 тыс. руб. в месяц. У нас плановая средняя заработная плата в августе составила 43,8 тыс. рублей. Производительность труда дошла с 11 тонн на человека до 22. Все растет, фонд оплаты труда в начале года был 91 млн рублей, а будет 137 млн рублей - это серьезный рост.

- Это - эффект низкой базы?

- Безусловно. Но, с другой стороны, раньше на заводе работало 6 тыс. человек. Сейчас, когда я пришел - было 2800. Мы приняли 400 с лишним человек, пока "притормозили" - набираем только на остродефицитные и требующие высокой квалификации специальности. Если дальше возобновим работу второй машины непрерывного литья, будем набирать людей. Пока у нас задача – 1 млн тонн в год, и в следующем году "Амурсталь" выйдет на этот миллион. Люди воодушевлены. Когда группа компаний "ТОРЭКС" как новый инвестор пришла на предприятие, нам говорили: да ну, на этом оборудовании можно максимум 30-40 тыс. тонн в месяц давать. А мы уже дали 71! 

- Производство набирает обороты. По финансам выправляется ситуация? 

- Есть, конечно, разрыв. Да, не хватает оборотных средств, мы кредитуемся. Но, по крайней мере, мы с апреля месяца прибыльны.

- Какие задачи, кроме достижения 1 млн тонн, на ближайшие годы? 

- Модернизация сортопрокатного цеха - с увеличением производительности, расшивкой узких мест, улучшением качества готовой продукции, в том числе упаковки, и изготовлением арматуры с меньшими затратами для обеспечения требуемых механических свойств. Реконструкция нагревательной печи с повышением производительности с нынешних 400 тыс. тонн до 450-550 тысяч тонн в год. Далее, у нас есть машина непрерывного литья для слябов - это прямоугольная заготовка для листопрокатного стана. А листопрокатное производство не действует. Слябовая машина законсервирована, но она в хорошем состоянии, произвела всего 80 тыс. тонн. Сляб не востребован на рынке. Нужно машину модернизировать под "квадрат", или блюм, который востребован на рынке, этот вопрос в проработке. Это - среднесрочная перспектива. 

- Если "приземлить" на кадры, новые специалисты потребуются?

- Для обслуживания как таковые - нет. Люди обучены и готовы обслуживать оборудование и после реконструкции. Обеспеченность кадрами больше вопрос возраста. У нас много инженерных работников ближе к пенсионному возрасту, а молодежи мало. Государство, конечно, старается – возраст пенсионный пытаются поднять, но это не та мера поддержки, от которой будет большой эффект.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике