Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Мультипликативный эффект

«Инфраструктурно-транспортные проекты - конек для России»

Мультипликативный эффект

О том, какую роль может сыграть проект «Восточный полигон» в развитии Дальнего Востока, каким образом он повлияет на товарооборот в Евразии и почему России могут позавидовать европейцы, в интервью EastRussia.ru рассказал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов:

- «Восточный полигон», по сути, один из крупнейших транспортно-логистических инфраструктурных проектов в России? Каковы его цели и задачи в общегосударственном и дальневосточном масштабах?

- Проект является гораздо более широким, нежели просто транспортным. Он охватывает территориальное развитие и не случайно называется «полигон»: он предполагает развертывание работ на обширном пространстве Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь в Приморье, зонах Транссиба и БАМа. Именно на этой базе рассчитывается произвести активизацию региональной экономики, создать условия для инвестиций в добывающую промышленность и одновременно повысить качество, скорость и объем перевозок на транссибирской магистрали и по БАМу.

Проект решает очень важную задачу для страны: он развивает восточное побережье. Как мы знаем, у США есть две главные зоны развития экономики - западное и восточное побережье. В России тоже есть своя европейская часть, достаточно густонаселенная, развитая индустриально, со старыми городами, и есть недостаточно развитый регион Сибири и Дальнего Востока, который имеет огромный потенциал с точки зрения ресурсов и инвестиций. Одновременно есть задача повысить конкурентоспособность железнодорожных перевозок по сравнению с контейнерными перевозками по морю, увеличив долю транзитного потока товаров из Азии в Европу.

Ну, а дальше есть также планы по строительству новых железнодорожных линий вплоть до Северной Америки через Берингов пролив. Это, конечно, задачи на далекую перспективу. А пока важно связать в единую систему железнодорожное сообщение и погрузочно-разгрузочный блок Приморья.

- Каким портам Вы отдаете приоритет?

- Я бы не стал говорить здесь о приоритете. Речь о том, чтобы активизировать всю сеть приморских портов, начиная с Владивостока. Модернизация портов уже идет. Одновременно ведется расшивка узких мест, то есть модернизация БАМа и Транссиба. Такая работа позволит в будущем повысить объемы перевозок.

Важным фактором в пользу проекта «Восточный полигон» является то, что ситуация в российской экономике не самая благоприятная. Если посмотреть объективно, то в России для стимулирования экономики нужны крупные проекты. Не инвестиции в какой-то отдельный город, что у нас получилось в случае с Сочи, когда были сделаны крупные капиталовложения как государственные, так и частные. Вроде бы декларировалось, что десятки российских регионов участвуют в проекте экономически, но, между тем, эффекта не было. Видно было, что экономику он не запускает, не имеет мультипликативного эффекта.

Сегодня, наряду с «Восточным полигоном», создан, например, проект скоростных железных дорог до Казани. Уже ясно, что проект будет несколько ущербным, потому что нужно строить сразу много веток, так как в противном случае не будет дана загрузка российской промышленности. Особенность «Восточного полигона» еще и в том, что он способен обеспечить заказами российскую тяжелую промышленность. И металлургическую, и машиностроительную, и рельсовое производство, и строительный сектор, потому что потребуется возводить новые здания. И не только здания новых промышленных предприятий, но и новые города, развивать новые станции и систему рокадных железных дорог.

- Получается, проект будет способствовать развитию промышленности в целом?

- «Восточный полигон» теоретически должен соединить целый ряд направлений, таких как лесопромышленность, горная промышленность, машиностроение, то есть всю обрабатывающую промышленность и инновационную сферу, потому что потребуется многочисленная техника. Будет очень хорошо, если заказы получат российские предприятия.

Предполагается, что «Восточный полигон» будет работать как проект, активизирующий спрос. Спрос хотя бы в формате бизнес для бизнеса, а затем и в формате потребительского спроса. Это новые рабочие места, которые «оздоровят» рынок труда в стране. Посмотрите, спрос на автомобили в России снижается в последнее время, на рынке недвижимости наблюдается застой. Снижение цен в ряде сегментов уже идет. По крайней мере, в некоторых местах спрос упал очень сильно. Просел, например, в Москве, а это очень важный показатель, Москва – экономическое сердце России.

Мировой рынок не вытягивает российскую экономику, он не приходит на помощь и не говорит: «Все проблемы будут решены за счет повышения спроса на российскую продукцию». В то же время возникают проблемы геополитического порядка. Конфликт с Европейским Союзом и США ставит под удар сложившиеся торговые отношения с этими странами, в первую очередь европейскими, потому что становится непонятно, сохранятся ли стабильные поставки российского сырья на эти рынки, будет ли усиливаться конкуренция с российскими товарами, будет ли выдавливаться российское сырье. В этих условиях Россия совершает поворот на Восток, и начинается сближение с Китаем. Кстати, Китай тоже получил серьезный урок в последнее время. Именно поэтому китайские инвесторы заинтересованы в том, чтобы активнее работать в Приморье и Сибири.

В 2012 году произошла экономическая блокада Ирана, и ЕС, США и их партнеры продемонстрировали Китаю, что его морские коммуникации очень легко могут обрубаться, а Китай колоссально зависит от импорта. Несмотря на то что Китай выплавляет огромное количество стали, добывает огромное количество руды и угля, ему постоянно не хватает сырьевых ресурсов. В этих условия есть единственная страна, которая способна обеспечить Китаю стабильные и надежные поставки, - Россия.

Между тем, в Китае говорят о строительстве Шелкового Пути - железной дороге, которая пойдет по направлению Южного Шелкового Пути через Иран, Афганистан, возможно Пакистан, или обогнет эти опасные зоны через Казахстан. Но это пока проекты, а готовые линии коммуникаций, которые возводились не одно десятилетие, есть только у России, это РЖД. Поэтому модернизировать подвижной состав, пути сообщения, станции, обеспечить сокращение времени на перевозки – одна из задач «Восточного полигона».

- То есть «Восточный полигон» может внести какие-то изменения в мировой товарооборот?

- Он, так скажем, может внести изменения в направление мирового потока товаров, по крайней мере, в масштабах Евразии - крупнейшего и самого развитого экономически континента в мире. Проект действительно имеет большое евразийское значение. В нем заинтересованы Южная Корея и другие страны, которые хотели бы использовать железнодорожные пути для поставки товаров. Российские компании также планируют многочисленные инвестиции в добычу в этом регионе различных природных ресурсов.

Сейчас решается вопрос, как будет оплачиваться строительство рокадных железных дорог. Вероятно, 50 % будет оплачиваться РЖД, 50 % - инвесторами. Но главная проблема «Восточного полигона», на мой взгляд, в том, что он требует от государства изменения собственной роли в экономике. Это не та ситуация, когда наши чиновники экономического блока любят говорить: пусть инвесторы инвестируют, а мы постоим в стороне или будем создавать климат, какие-то налоговые скидки дадим. Это та ситуация, когда государство само должно инвестировать. Не секрет, что Транссиб (а про БАМ и говорить нечего) строилась при непосредственном и активнейшем государственном участии. Сегодня, когда стоит задача сделать Приморье ускорителем, может быть даже локомотивом, российской экономики, невозможно обойтись без государственных инвестиций.

Таким образом, «Восточный полигон» позволит теснее связать восток и запад страны. Последние 15 лет, несмотря на экономический подъем, ощущается, что люди, которые живут в европейской части страны, сильно отдалены от тех, кто живет на востоке. Летать из Приморья в Москву порой дешевле через Китай. Странная ситуация, когда перевозки и перелеты оказались удобнее не через территорию РФ. Ситуация должна быть изменена и это должно быть связано в первую очередь с объемами перевозок - объемами пассажирских перелетов и с общим региональным развитием.

- Какие-то шаги в этом направлении уже сделаны?

- Как я вижу по новостям, активно обсуждается вопрос взаимодействия местных и федеральных властей. Президент РФ Владимир Путин делает заявления, проводит региональные совещания, где ставится вопрос о «Восточном полигоне». Налицо признаки того, что интерес к проекту достаточно большой, тем более что он важен еще и потому, что даст российской экономике активную защищенную зону, рост которой не зависит от волны санкций со стороны Европейского Союза. Московская область все последние годы была лидером по привлечению инвестиций и темпам роста экономики. Сибирь и Дальний Восток не были достаточно развиты. Сейчас ситуация может поменяться.

- «Восточный полигон» - проект долгосрочный. Зарубежные инвесторы проявляют интерес?

- Да, и это еще одно преимущество проекта. Долгосрочный характер является гарантией для инвесторов, что их капиталовложения будут отбиты. Что это не проект на год, когда вы должны очень быстро инвестировать и быстро уйти. Вы можете быть уверены в том, что государство не бросит данное направление работы.

Я уверен, многие испугаются масштаба затрат – ориентировочная стоимость проекта 60-65 млрд долларов. Но я уверен, что этого недостаточно, в регион надо вложить в несколько раз больше, чтобы получить максимальный эффект.

- Как Вы относитесь к созданию территории опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, во многом именно для их стимулирования и создается «Восточный полигон»?

- Мне очень сложно говорить об опережающем развитии. Если мы посмотрим на европейскую часть страны, то увидим, что рост экономики остановился. Я бы назвал это политикой глухонемого государства, которое создает зоны в российских регионах, дает какие-то льготы для тех, кто туда инвестирует, но при этом абсолютно не заботится о том, чтобы развитие российской экономики шло стабильно и гарантировало инвесторам надежность их капиталовложений. Если инвесторы делают капиталовложения в экономику с затухающим ростом, то они могут быть уверены, что через некоторое время получат проблемы с активами. Экономические показатели стабильно ухудшаются. Государство создает зону с пониженными налогами (пожалуйста, инвестируйте в эти регионы, и вы платите меньше налогов), но что происходит? Ничего не происходит, потому что нет достаточного количества инвестиций. Никто не уверен, что эти инвестиции будут окупаться в ближайшее время просто из-за общей картины российской экономики.

Поиск попыток частных решений с формальным, глухонемым подходом к инвестиционной привлекательности полностью провалился. Точно так же провалился подход, связанный с частными, локальными зонами оживления, например в Сочи. Вот мы готовимся к Олимпиаде, много денег вложили в одно небольшое место. Какой эффект для экономики? Непонятный. Нет эффекта практически. И для Сочи тоже проблема.

Поэтому крупномасштабные проекты, особенно инфраструктурно-транспортные, объективно конек для России. Если у нас еще не развита инфраструктура, это возможность простимулировать российское производство. Такой возможности у ЕС нет. У США тоже нет, так как когда-то они ее уже использовали. У Японии ее совсем нет. Поэтому это то, что нужно использовать. Единственное, здесь нужны капиталовложения, и не только частные. Как раз государство и ряд ведущих монополий, в том числе РЖД, должны вести за собой частных инвесторов. Они должны давать сигнал остальным инвесторам, что делается ставка на развитие региона, на расширение спроса, что экономический рост гарантирован.

- По вашему мнению, от реализации проекта «Восточный полигон» какие регионы Дальнего Востока наиболее выиграют?

- Я думаю, что выиграют регионы юга Дальнего Востока. Приморье, Южная Сибирь – первоначально. Дальнейшее будет зависеть от развития рокадной системы железнодорожного сообщения. Якутия - в какой-то момент, потому что с расширением железных дорог становятся более выгодными разработки многих природных ресурсов. Невозможно вести добычу железной руды в северных областях, переправляя продукцию на самолетах. Это безумно дорого, нерационально, неконкурентоспособно. С развитием сети железных дорог появляется возможность выгодно добывать природные ресурсы, причем переработка может организовываться на месте. 

Таким образом, проект «Восточный полигон» соединит и транзитное движение товара, и движение товаров местных, и увеличение товарооборота для РЖД, и увеличение спроса для российского рынка. Я, конечно, не считаю, что один «Восточный полигон» способен вытянуть российскую экономику. Он должен опираться на целый ряд дополнительных мер со стороны российского правительства.

Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике