«Инфраструктурно-транспортные проекты - конек для России»
- «Восточный полигон», по сути, один из крупнейших транспортно-логистических инфраструктурных проектов в России? Каковы его цели и задачи в общегосударственном и дальневосточном масштабах?
- Проект является гораздо более широким, нежели просто транспортным. Он охватывает территориальное развитие и не случайно называется «полигон»: он предполагает развертывание работ на обширном пространстве Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь в Приморье, зонах Транссиба и БАМа. Именно на этой базе рассчитывается произвести активизацию региональной экономики, создать условия для инвестиций в добывающую промышленность и одновременно повысить качество, скорость и объем перевозок на транссибирской магистрали и по БАМу.
Ну, а дальше есть также планы по строительству новых железнодорожных линий вплоть до Северной Америки через Берингов пролив. Это, конечно, задачи на далекую перспективу. А пока важно связать в единую систему железнодорожное сообщение и погрузочно-разгрузочный блок Приморья.
- Каким портам Вы отдаете приоритет?
- Я бы не стал говорить здесь о приоритете. Речь о том, чтобы активизировать всю сеть приморских портов, начиная с Владивостока. Модернизация портов уже идет. Одновременно ведется расшивка узких мест, то есть модернизация БАМа и Транссиба. Такая работа позволит в будущем повысить объемы перевозок.
Сегодня, наряду с «Восточным полигоном», создан, например, проект скоростных железных дорог до Казани. Уже ясно, что проект будет несколько ущербным, потому что нужно строить сразу много веток, так как в противном случае не будет дана загрузка российской промышленности. Особенность «Восточного полигона» еще и в том, что он способен обеспечить заказами российскую тяжелую промышленность. И металлургическую, и машиностроительную, и рельсовое производство, и строительный сектор, потому что потребуется возводить новые здания. И не только здания новых промышленных предприятий, но и новые города, развивать новые станции и систему рокадных железных дорог.
- Получается, проект будет способствовать развитию промышленности в целом?
- «Восточный полигон» теоретически должен соединить целый ряд направлений, таких как лесопромышленность, горная промышленность, машиностроение, то есть всю обрабатывающую промышленность и инновационную сферу, потому что потребуется многочисленная техника. Будет очень хорошо, если заказы получат российские предприятия.
Предполагается, что «Восточный полигон» будет работать как проект, активизирующий спрос. Спрос хотя бы в формате бизнес для бизнеса, а затем и в формате потребительского спроса. Это новые рабочие места, которые «оздоровят» рынок труда в стране. Посмотрите, спрос на автомобили в России снижается в последнее время, на рынке недвижимости наблюдается застой. Снижение цен в ряде сегментов уже идет. По крайней мере, в некоторых местах спрос упал очень сильно. Просел, например, в Москве, а это очень важный показатель, Москва – экономическое сердце России.
В 2012 году произошла экономическая блокада Ирана, и ЕС, США и их партнеры продемонстрировали Китаю, что его морские коммуникации очень легко могут обрубаться, а Китай колоссально зависит от импорта. Несмотря на то что Китай выплавляет огромное количество стали, добывает огромное количество руды и угля, ему постоянно не хватает сырьевых ресурсов. В этих условия есть единственная страна, которая способна обеспечить Китаю стабильные и надежные поставки, - Россия.
Между тем, в Китае говорят о строительстве Шелкового Пути - железной дороге, которая пойдет по направлению Южного Шелкового Пути через Иран, Афганистан, возможно Пакистан, или обогнет эти опасные зоны через Казахстан. Но это пока проекты, а готовые линии коммуникаций, которые возводились не одно десятилетие, есть только у России, это РЖД. Поэтому модернизировать подвижной состав, пути сообщения, станции, обеспечить сокращение времени на перевозки – одна из задач «Восточного полигона».
- То есть «Восточный полигон» может внести какие-то изменения в мировой товарооборот?
Сейчас решается вопрос, как будет оплачиваться строительство рокадных железных дорог. Вероятно, 50 % будет оплачиваться РЖД, 50 % - инвесторами. Но главная проблема «Восточного полигона», на мой взгляд, в том, что он требует от государства изменения собственной роли в экономике. Это не та ситуация, когда наши чиновники экономического блока любят говорить: пусть инвесторы инвестируют, а мы постоим в стороне или будем создавать климат, какие-то налоговые скидки дадим. Это та ситуация, когда государство само должно инвестировать. Не секрет, что Транссиб (а про БАМ и говорить нечего) строилась при непосредственном и активнейшем государственном участии. Сегодня, когда стоит задача сделать Приморье ускорителем, может быть даже локомотивом, российской экономики, невозможно обойтись без государственных инвестиций.
- Какие-то шаги в этом направлении уже сделаны?
- Как я вижу по новостям, активно обсуждается вопрос взаимодействия местных и федеральных властей. Президент РФ Владимир Путин делает заявления, проводит региональные совещания, где ставится вопрос о «Восточном полигоне». Налицо признаки того, что интерес к проекту достаточно большой, тем более что он важен еще и потому, что даст российской экономике активную защищенную зону, рост которой не зависит от волны санкций со стороны Европейского Союза. Московская область все последние годы была лидером по привлечению инвестиций и темпам роста экономики. Сибирь и Дальний Восток не были достаточно развиты. Сейчас ситуация может поменяться.
- «Восточный полигон» - проект долгосрочный. Зарубежные инвесторы проявляют интерес?
- Да, и это еще одно преимущество проекта. Долгосрочный характер является гарантией для инвесторов, что их капиталовложения будут отбиты. Что это не проект на год, когда вы должны очень быстро инвестировать и быстро уйти. Вы можете быть уверены в том, что государство не бросит данное направление работы.
Я уверен, многие испугаются масштаба затрат – ориентировочная стоимость проекта 60-65 млрд долларов. Но я уверен, что этого недостаточно, в регион надо вложить в несколько раз больше, чтобы получить максимальный эффект.
- Как Вы относитесь к созданию территории опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, во многом именно для их стимулирования и создается «Восточный полигон»?
Поиск попыток частных решений с формальным, глухонемым подходом к инвестиционной привлекательности полностью провалился. Точно так же провалился подход, связанный с частными, локальными зонами оживления, например в Сочи. Вот мы готовимся к Олимпиаде, много денег вложили в одно небольшое место. Какой эффект для экономики? Непонятный. Нет эффекта практически. И для Сочи тоже проблема.
- По вашему мнению, от реализации проекта «Восточный полигон» какие регионы Дальнего Востока наиболее выиграют?
- Я думаю, что выиграют регионы юга Дальнего Востока. Приморье, Южная Сибирь – первоначально. Дальнейшее будет зависеть от развития рокадной системы железнодорожного сообщения. Якутия - в какой-то момент, потому что с расширением железных дорог становятся более выгодными разработки многих природных ресурсов. Невозможно вести добычу железной руды в северных областях, переправляя продукцию на самолетах. Это безумно дорого, нерационально, неконкурентоспособно. С развитием сети железных дорог появляется возможность выгодно добывать природные ресурсы, причем переработка может организовываться на месте.