Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
"East polygon": Multiplier effect - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Multiplicative effect

“Infrastructure and Transport Projects - a Fad for Russia”

Multiplicative effect

The head of the Center for Economic Research of the Institute of Globalization and Social Movements (IGSO) told about the role of the Eastern Polygon project in the development of the Far East, how it will affect the trade turnover in Eurasia and why Russia can be envied by Europeans, Vasily Koltashov:

- Is the Vostochny Polygon, in fact, one of the largest transport and logistics infrastructure projects in Russia? What are its goals and objectives on a national and Far Eastern scale?

- The project is much broader than just transport. It covers territorial development and is not accidentally called a "polygon": it involves the deployment of works on the vast expanse of Siberia and the Far East, primarily in Primorye, Transsib and BAM zones. It is on this basis that it is calculated to intensify the regional economy, create conditions for investment in the extractive industry and, at the same time, improve the quality, speed and volume of traffic on the Trans-Siberian Railway and BAM.

The project solves a very important task for the country: it develops the east coast. As we know, the US has two main economic development zones - the west and east coasts. Russia also has its own European part, quite densely populated, developed industrially, with old cities, and there is an underdeveloped region of Siberia and the Far East, which has huge potential in terms of resources and investments. At the same time, there is a task to improve the competitiveness of rail transport in comparison with container shipments by sea, increasing the share of the transit flow of goods from Asia to Europe.

Well, further there are also plans for the construction of new railway lines up to North America through the Bering Strait. This, of course, is a long-term task. In the meantime, it is important to link the railway communication system and the loading and unloading unit of Primorye into a single system.

- Which ports do you give priority to?

- I would not talk about priority here. The point is to activate the entire network of maritime ports, starting from Vladivostok. Modernization of ports is already underway. At the same time, bottlenecks are being cleared, that is, modernization of BAM and Transsib. Such work will allow in future to increase traffic volumes.

An important factor in favor of the Eastern Polygon project is that the situation in the Russian economy is not the most favorable. If to look objectively, in Russia for stimulation of economy large projects are necessary. Not investing in a particular city, what we did in the case of Sochi, when large investments were made both public and private. It seems to be declared that dozens of Russian regions participate in the project economically, but, meanwhile, there was no effect. It was evident that the economy does not launch, does not have a multiplicative effect.

Today, along with the "Eastern polygon", for example, the project of high-speed railways to Kazan was created. It is already clear that the project will be somewhat detrimental, because it is necessary to build many branches at once, otherwise the Russian industry will not be loaded. The peculiarity of the "Eastern polygon" is also that it can provide Russian heavy industry with orders. And metallurgy, and engineering, and rail production, and the construction sector, because it will be necessary to build new buildings. And not only the buildings of new industrial enterprises, but also new cities, develop new stations and a system of rocky railways.

- It turns out, the project will contribute to the development of industry in general?

- "The Eastern polygon" should theoretically connect a whole range of directions, such as timber industry, mining, machine building, that is, the entire manufacturing industry and innovation sphere, because a lot of equipment will be required. It will be very good if orders are received by Russian enterprises.

It is assumed that the "Eastern polygon" will work as a project that activates demand. Demand, at least in the format of business for business, and then in the format of consumer demand. These are new jobs that will "improve" the labor market in the country. Look, the demand for cars in Russia is declining lately, the real estate market is stagnating. A decline in prices in a number of segments is already underway. At least in some places demand has fallen very much. Drove, for example, in Moscow, and this is a very important indicator, Moscow is the economic heart of Russia.

The world market does not stretch the Russian economy, it does not come to the rescue and does not say: "All problems will be solved by increasing the demand for Russian products." At the same time, there are problems of geopolitical order. The conflict with the European Union and the United States is jeopardizing the established trade relations with these countries, primarily European ones, because it becomes unclear whether stable supplies of Russian raw materials to these markets will continue, whether competition with Russian goods will intensify, or whether Russian raw materials will be squeezed out. Under these conditions, Russia is making a turn to the East, and rapprochement with China begins. By the way, China has also received a serious lesson recently. That is why Chinese investors are interested in working more actively in Primorye and Siberia.

In 2012, the economic blockade of Iran took place, and the EU, the US and their partners demonstrated to China that its sea communications can be easily cut off, and China is enormously dependent on imports. Despite the fact that China pays a huge amount of steel, it produces a huge amount of ore and coal, it constantly lacks raw materials. In these conditions, there is only one country that is able to provide China with stable and reliable supplies - Russia.

Meanwhile, in China they are talking about building the Silk Road - a railway that will go in the direction of the Southern Silk Road through Iran, Afghanistan, perhaps Pakistan, or bypass these dangerous zones through Kazakhstan. But this is still projects, and only Russia has ready-made lines of communications that have been built for more than one decade, this is Russian Railways. Therefore, it is one of the objectives of the Eastern Polygon to modernize rolling stock, means of communication, stations, and to reduce the time for transportation.

- That is, the "Eastern polygon" can make some changes in the world trade turnover?

"He, so to speak, can make changes in the direction of the world flow of goods, at least on the scale of Eurasia - the largest and most developed economically continent in the world. The project really has a great Eurasian significance. It is interested in South Korea and other countries that would like to use railroads for the delivery of goods. Russian companies are also planning numerous investments in the extraction of various natural resources in this region.



Now the question is solved, how the construction of skydiving railways will be paid. Probably, 50% will be paid by RZD, 50% - by investors. But the main problem of the "Eastern polygon", in my opinion, is that it requires the state to change its own role in the economy. This is not the situation when our economic bloc officials like to say: let investors invest, and we stand apart or create a climate, we will give some tax discounts. This is the situation when the state itself must invest. It's no secret that the Transsib (and there is nothing to say about BAM) was built with direct and active state participation. Today, when the task is to make Primorye an accelerator, maybe even a locomotive, of the Russian economy, it is impossible to do without state investments.

Thus, the "Eastern polygon" will allow to tie the east and west of the country. The last 15 years, despite the economic recovery, it is felt that people who live in the European part of the country are very distant from those who live in the east. To fly from Primorye to Moscow is sometimes cheaper through China. A strange situation, when transportation and flights proved to be more convenient not through the territory of the Russian Federation. The situation should be changed and this should be related primarily to the volume of traffic - the volume of passenger flights and with a general regional development.

- Have you taken any steps in this direction?

- As I see from the news, the issue of interaction between local and federal authorities is actively discussed. Russian President Vladimir Putin makes statements, holds regional meetings, where the question of the "Eastern Range" is raised. There are signs that interest in the project is quite large, especially since it is also important because it will give the Russian economy an active protected zone, the growth of which does not depend on the wave of sanctions from the European Union. The Moscow region has been the leader in attracting investments and economic growth rates over the past few years. Siberia and the Far East were not sufficiently developed. Now the situation can change.

- "Eastern polygon" - a long-term project. Do foreign investors show interest?

- Yes, and this is another advantage of the project. Long-term nature is a guarantee for investors that their investments will be repulsed. That this is not a project for a year, when you must very quickly invest and quickly leave. You can be sure that the state will not abandon this direction of work.

I'm sure many will be scared of the scale of costs - the estimated cost of the project is 60-65 billion dollars. But I am sure that this is not enough, you need to invest several times more in the region in order to get the maximum effect.

- How do you feel about the creation of the territory of advanced development (TOP) in the Far East, in many ways precisely for their stimulation and is created the "Eastern polygon"?

- It is very difficult for me to talk about advanced development. If we look at the European part of the country, we will see that economic growth has stalled. I would call it the policy of a deaf-and-dumb state, which creates zones in the Russian regions, gives some benefits to those who invest there, but at the same time does not care about the development of the Russian economy to be stable and guarantee investors the reliability of their investments. If investors make investments in the economy with decaying growth, then they can be sure that after some time they will get problems with assets. Economic indicators are steadily deteriorating. The state creates a zone with lower taxes (please invest in these regions and you pay less taxes), but what happens? Nothing happens because there is not enough investment. No one is sure that these investments will pay off in the near future simply because of the general picture of the Russian economy.

The search for private solutions with a formal, deaf-and-dumb approach to investment attractiveness has completely failed. Similarly, the approach associated with private, local zones of revival, for example in Sochi, failed. Here we are preparing for the Olympics, a lot of money was invested in one small place. What is the effect on the economy? Incomprehensible. There is no effect in practice. And for Sochi, too, the problem.

Therefore, large-scale projects, especially infrastructure-transport, are objective for Russia. If we have not yet developed infrastructure, this is an opportunity to stimulate Russian production. The EU does not have such an opportunity. The US also does not have it, as they used it once before. Japan does not have it at all. So this is what you need to use. The only thing here is capital investment, and not only private investments. Just the state and a number of leading monopolies, including Russian Railways, should be led by private investors. They must signal to other investors that there is a stake on the development of the region, on the expansion of demand, that economic growth is guaranteed.

- In your opinion, which regions of the Far East will benefit most from the implementation of the Eastern Polygon project?

- I think that the regions of the south of the Far East will win. Primorye, Southern Siberia - originally. Further development will depend on the development of the railway communication system. Yakutia - at some point, because with the expansion of railways, the development of many natural resources becomes more profitable. It is impossible to mine iron ore in the northern regions, transporting products on airplanes. It is insanely expensive, irrational, uncompetitive. With the development of the railway network, it is possible to profitably extract natural resources, and processing can be organized on site.

Thus, the project "Eastern polygon" will connect both the transit movement of goods, and the movement of local goods, and an increase in commodity turnover for Russian Railways, and an increase in demand for the Russian market. Of course, I do not think that one "Eastern polygon" can pull out the Russian economy. It must rely on a number of additional measures from the Russian government.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Мультипликативный эффект

«Инфраструктурно-транспортные проекты - конек для России»

Мультипликативный эффект

О том, какую роль может сыграть проект «Восточный полигон» в развитии Дальнего Востока, каким образом он повлияет на товарооборот в Евразии и почему России могут позавидовать европейцы, в интервью EastRussia.ru рассказал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов:

- «Восточный полигон», по сути, один из крупнейших транспортно-логистических инфраструктурных проектов в России? Каковы его цели и задачи в общегосударственном и дальневосточном масштабах?

- Проект является гораздо более широким, нежели просто транспортным. Он охватывает территориальное развитие и не случайно называется «полигон»: он предполагает развертывание работ на обширном пространстве Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь в Приморье, зонах Транссиба и БАМа. Именно на этой базе рассчитывается произвести активизацию региональной экономики, создать условия для инвестиций в добывающую промышленность и одновременно повысить качество, скорость и объем перевозок на транссибирской магистрали и по БАМу.

Проект решает очень важную задачу для страны: он развивает восточное побережье. Как мы знаем, у США есть две главные зоны развития экономики - западное и восточное побережье. В России тоже есть своя европейская часть, достаточно густонаселенная, развитая индустриально, со старыми городами, и есть недостаточно развитый регион Сибири и Дальнего Востока, который имеет огромный потенциал с точки зрения ресурсов и инвестиций. Одновременно есть задача повысить конкурентоспособность железнодорожных перевозок по сравнению с контейнерными перевозками по морю, увеличив долю транзитного потока товаров из Азии в Европу.

Ну, а дальше есть также планы по строительству новых железнодорожных линий вплоть до Северной Америки через Берингов пролив. Это, конечно, задачи на далекую перспективу. А пока важно связать в единую систему железнодорожное сообщение и погрузочно-разгрузочный блок Приморья.

- Каким портам Вы отдаете приоритет?

- Я бы не стал говорить здесь о приоритете. Речь о том, чтобы активизировать всю сеть приморских портов, начиная с Владивостока. Модернизация портов уже идет. Одновременно ведется расшивка узких мест, то есть модернизация БАМа и Транссиба. Такая работа позволит в будущем повысить объемы перевозок.

Важным фактором в пользу проекта «Восточный полигон» является то, что ситуация в российской экономике не самая благоприятная. Если посмотреть объективно, то в России для стимулирования экономики нужны крупные проекты. Не инвестиции в какой-то отдельный город, что у нас получилось в случае с Сочи, когда были сделаны крупные капиталовложения как государственные, так и частные. Вроде бы декларировалось, что десятки российских регионов участвуют в проекте экономически, но, между тем, эффекта не было. Видно было, что экономику он не запускает, не имеет мультипликативного эффекта.

Сегодня, наряду с «Восточным полигоном», создан, например, проект скоростных железных дорог до Казани. Уже ясно, что проект будет несколько ущербным, потому что нужно строить сразу много веток, так как в противном случае не будет дана загрузка российской промышленности. Особенность «Восточного полигона» еще и в том, что он способен обеспечить заказами российскую тяжелую промышленность. И металлургическую, и машиностроительную, и рельсовое производство, и строительный сектор, потому что потребуется возводить новые здания. И не только здания новых промышленных предприятий, но и новые города, развивать новые станции и систему рокадных железных дорог.

- Получается, проект будет способствовать развитию промышленности в целом?

- «Восточный полигон» теоретически должен соединить целый ряд направлений, таких как лесопромышленность, горная промышленность, машиностроение, то есть всю обрабатывающую промышленность и инновационную сферу, потому что потребуется многочисленная техника. Будет очень хорошо, если заказы получат российские предприятия.

Предполагается, что «Восточный полигон» будет работать как проект, активизирующий спрос. Спрос хотя бы в формате бизнес для бизнеса, а затем и в формате потребительского спроса. Это новые рабочие места, которые «оздоровят» рынок труда в стране. Посмотрите, спрос на автомобили в России снижается в последнее время, на рынке недвижимости наблюдается застой. Снижение цен в ряде сегментов уже идет. По крайней мере, в некоторых местах спрос упал очень сильно. Просел, например, в Москве, а это очень важный показатель, Москва – экономическое сердце России.

Мировой рынок не вытягивает российскую экономику, он не приходит на помощь и не говорит: «Все проблемы будут решены за счет повышения спроса на российскую продукцию». В то же время возникают проблемы геополитического порядка. Конфликт с Европейским Союзом и США ставит под удар сложившиеся торговые отношения с этими странами, в первую очередь европейскими, потому что становится непонятно, сохранятся ли стабильные поставки российского сырья на эти рынки, будет ли усиливаться конкуренция с российскими товарами, будет ли выдавливаться российское сырье. В этих условиях Россия совершает поворот на Восток, и начинается сближение с Китаем. Кстати, Китай тоже получил серьезный урок в последнее время. Именно поэтому китайские инвесторы заинтересованы в том, чтобы активнее работать в Приморье и Сибири.

В 2012 году произошла экономическая блокада Ирана, и ЕС, США и их партнеры продемонстрировали Китаю, что его морские коммуникации очень легко могут обрубаться, а Китай колоссально зависит от импорта. Несмотря на то что Китай выплавляет огромное количество стали, добывает огромное количество руды и угля, ему постоянно не хватает сырьевых ресурсов. В этих условия есть единственная страна, которая способна обеспечить Китаю стабильные и надежные поставки, - Россия.

Между тем, в Китае говорят о строительстве Шелкового Пути - железной дороге, которая пойдет по направлению Южного Шелкового Пути через Иран, Афганистан, возможно Пакистан, или обогнет эти опасные зоны через Казахстан. Но это пока проекты, а готовые линии коммуникаций, которые возводились не одно десятилетие, есть только у России, это РЖД. Поэтому модернизировать подвижной состав, пути сообщения, станции, обеспечить сокращение времени на перевозки – одна из задач «Восточного полигона».

- То есть «Восточный полигон» может внести какие-то изменения в мировой товарооборот?

- Он, так скажем, может внести изменения в направление мирового потока товаров, по крайней мере, в масштабах Евразии - крупнейшего и самого развитого экономически континента в мире. Проект действительно имеет большое евразийское значение. В нем заинтересованы Южная Корея и другие страны, которые хотели бы использовать железнодорожные пути для поставки товаров. Российские компании также планируют многочисленные инвестиции в добычу в этом регионе различных природных ресурсов.

Сейчас решается вопрос, как будет оплачиваться строительство рокадных железных дорог. Вероятно, 50 % будет оплачиваться РЖД, 50 % - инвесторами. Но главная проблема «Восточного полигона», на мой взгляд, в том, что он требует от государства изменения собственной роли в экономике. Это не та ситуация, когда наши чиновники экономического блока любят говорить: пусть инвесторы инвестируют, а мы постоим в стороне или будем создавать климат, какие-то налоговые скидки дадим. Это та ситуация, когда государство само должно инвестировать. Не секрет, что Транссиб (а про БАМ и говорить нечего) строилась при непосредственном и активнейшем государственном участии. Сегодня, когда стоит задача сделать Приморье ускорителем, может быть даже локомотивом, российской экономики, невозможно обойтись без государственных инвестиций.

Таким образом, «Восточный полигон» позволит теснее связать восток и запад страны. Последние 15 лет, несмотря на экономический подъем, ощущается, что люди, которые живут в европейской части страны, сильно отдалены от тех, кто живет на востоке. Летать из Приморья в Москву порой дешевле через Китай. Странная ситуация, когда перевозки и перелеты оказались удобнее не через территорию РФ. Ситуация должна быть изменена и это должно быть связано в первую очередь с объемами перевозок - объемами пассажирских перелетов и с общим региональным развитием.

- Какие-то шаги в этом направлении уже сделаны?

- Как я вижу по новостям, активно обсуждается вопрос взаимодействия местных и федеральных властей. Президент РФ Владимир Путин делает заявления, проводит региональные совещания, где ставится вопрос о «Восточном полигоне». Налицо признаки того, что интерес к проекту достаточно большой, тем более что он важен еще и потому, что даст российской экономике активную защищенную зону, рост которой не зависит от волны санкций со стороны Европейского Союза. Московская область все последние годы была лидером по привлечению инвестиций и темпам роста экономики. Сибирь и Дальний Восток не были достаточно развиты. Сейчас ситуация может поменяться.

- «Восточный полигон» - проект долгосрочный. Зарубежные инвесторы проявляют интерес?

- Да, и это еще одно преимущество проекта. Долгосрочный характер является гарантией для инвесторов, что их капиталовложения будут отбиты. Что это не проект на год, когда вы должны очень быстро инвестировать и быстро уйти. Вы можете быть уверены в том, что государство не бросит данное направление работы.

Я уверен, многие испугаются масштаба затрат – ориентировочная стоимость проекта 60-65 млрд долларов. Но я уверен, что этого недостаточно, в регион надо вложить в несколько раз больше, чтобы получить максимальный эффект.

- Как Вы относитесь к созданию территории опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, во многом именно для их стимулирования и создается «Восточный полигон»?

- Мне очень сложно говорить об опережающем развитии. Если мы посмотрим на европейскую часть страны, то увидим, что рост экономики остановился. Я бы назвал это политикой глухонемого государства, которое создает зоны в российских регионах, дает какие-то льготы для тех, кто туда инвестирует, но при этом абсолютно не заботится о том, чтобы развитие российской экономики шло стабильно и гарантировало инвесторам надежность их капиталовложений. Если инвесторы делают капиталовложения в экономику с затухающим ростом, то они могут быть уверены, что через некоторое время получат проблемы с активами. Экономические показатели стабильно ухудшаются. Государство создает зону с пониженными налогами (пожалуйста, инвестируйте в эти регионы, и вы платите меньше налогов), но что происходит? Ничего не происходит, потому что нет достаточного количества инвестиций. Никто не уверен, что эти инвестиции будут окупаться в ближайшее время просто из-за общей картины российской экономики.

Поиск попыток частных решений с формальным, глухонемым подходом к инвестиционной привлекательности полностью провалился. Точно так же провалился подход, связанный с частными, локальными зонами оживления, например в Сочи. Вот мы готовимся к Олимпиаде, много денег вложили в одно небольшое место. Какой эффект для экономики? Непонятный. Нет эффекта практически. И для Сочи тоже проблема.

Поэтому крупномасштабные проекты, особенно инфраструктурно-транспортные, объективно конек для России. Если у нас еще не развита инфраструктура, это возможность простимулировать российское производство. Такой возможности у ЕС нет. У США тоже нет, так как когда-то они ее уже использовали. У Японии ее совсем нет. Поэтому это то, что нужно использовать. Единственное, здесь нужны капиталовложения, и не только частные. Как раз государство и ряд ведущих монополий, в том числе РЖД, должны вести за собой частных инвесторов. Они должны давать сигнал остальным инвесторам, что делается ставка на развитие региона, на расширение спроса, что экономический рост гарантирован.

- По вашему мнению, от реализации проекта «Восточный полигон» какие регионы Дальнего Востока наиболее выиграют?

- Я думаю, что выиграют регионы юга Дальнего Востока. Приморье, Южная Сибирь – первоначально. Дальнейшее будет зависеть от развития рокадной системы железнодорожного сообщения. Якутия - в какой-то момент, потому что с расширением железных дорог становятся более выгодными разработки многих природных ресурсов. Невозможно вести добычу железной руды в северных областях, переправляя продукцию на самолетах. Это безумно дорого, нерационально, неконкурентоспособно. С развитием сети железных дорог появляется возможность выгодно добывать природные ресурсы, причем переработка может организовываться на месте. 

Таким образом, проект «Восточный полигон» соединит и транзитное движение товара, и движение товаров местных, и увеличение товарооборота для РЖД, и увеличение спроса для российского рынка. Я, конечно, не считаю, что один «Восточный полигон» способен вытянуть российскую экономику. Он должен опираться на целый ряд дополнительных мер со стороны российского правительства.