Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Музей не может оставаться учебником»

«Музей не может оставаться учебником»

Виктор Шалай

директор Приморского государственного объединенного музея имени В.К.Арсеньева

Виктор Шалай, директор Приморского государственного объединенного музея имени В.К.Арсеньева:
-Территория Дальнего Востока весьма молодая. Там великое разнообразие, вернее, великое однообразие краеведческих музеев. По причине относительно недавнего пребывания в составе России (всего 150 - 200 лет) музеи у нас по большей части краеведческие, самой обычной - регионоведческой - направленности. Они представляют край и «его все» - этнографию, биологию, историю. Правда, я нигде не видел, чтобы кто-то доводил рассказ до современной жизни. А так - стандартные подходы, привычный набор. Не берем картинные галереи, которые появлялись по другому принципу, но тоже весьма однообразному и хорошо известному по истории музейного дела.

Города с музеями на Дальнем Востоке расположены в основном по побережью и вдоль реки Амур. Правда, есть Якутия - это отдельная величина в нашем регионе. В нашей истории все было очень функционально: надо было поставить военный пост или построить порт - так появлялось поселение, население, город, потом и музеи.

К сожалению, музейщики Дальнего Востока мало знают друг друга. Цех есть (в общепринятом понимании), но «актового зала» у этого цеха нет. Есть, скажем, Ассоциация музеев Дальнего Востока, но активности она никакой не проявляет, тенденции не транслируются, тренд не задается. Безусловно, общение отдельных музеев все равно происходит, но до сетевых проектов еще далеко - многое определяет физическое расстояние, да и бюджеты музеев не позволяют их реализовать.

Если говорить о посещении музеев Дальнего Востока, я бы посоветовал ехать всюду, где только возможно, поскольку два раза в жизни такое не увидишь. Во-первых, удивительные коллекции и музеи в Якутии. Там речь идет о целом народе с серьезной историей, и та часть коллекции, которая представлена в основной экспозиции, важна с точки зрения того, что Якутия представляет собой как часть России. Якуты - удивительный народ, они на чужое не претендуют, но свою самобытность и уникальность не декларируют, а обеспечивают - изданиями, экспозициями, событиями. И это здорово и редко. Линейка разных мероприятий поддерживается на уровне республиканского правительства, что связано с желанием удостоверить якутскую идентичность. Они, во-первых, не скупятся, во-вторых, - тратят не на что попало. Если говорить канцелярским языком, музеи воспринимаются руководителями субъекта как ресурс развития территории. Когда ты попадаешь туда и видишь этих директоров, коллекции, сотрудников музейных, то понимаешь, что они востребованные, уважаемые люди. Все уверенно и негромко - и это очень подкупает. Якуты не кричат о собственном величии, они спокойно говорят - да, мы - одна пятая территории Российской Федерации. Они не упоминают ни алмазы, ни золото, указывая лишь на свой масштаб. Такой самодостаточности я больше нигде не видел.

Обязательно нужно поехать в город Благовещенск, на российско-китайскую границу. Он же находится в уникальной ситуации, прямо через реку- Китай. На Дальнем Востоке нет городов ближе к Китаю, чем Благовещенск. Население города живет в ситуации постоянного наблюдения за динамикой ближайшего соседа. Также интересно посмотреть, как музей отзывается на обстоятельство предельной близости к иному. Думается, что у музея там должна быть особая миссия. Знаю, что там активный музей, хотя коллекции, конечно, издалека не очень хорошо различимы. Ну и, конечно, стоит заехать в Хабаровск.

Дальше лично я отправился бы в музеи, в которых и сам не везде бывал - на Сахалин, на Чукотку, в Корякию. А на Камчатку надо ехать просто так, поскольку там важна земля, удивительный ландшафт, пространство, которое никакой музей не объяснит. На этом фоне стоит обязательно сказать об известном в российском музейном мире Музейном центре города Находки, я бы рекомендовал смотреть там проекты, реализуемые вне стен музея, такие как «Палеодеревня».

Успех и отличительная черта краеведческого музея Хабаровска - это, если можно так сказать, самый высокий индекс внимания со стороны учредителя. Культурная политика администрации Хабаровска заключается в том, что все локальные учреждения культуры должны получить достойные условия для жизни. Политика очень мудрая: инвестиции в инфраструктуру, ремонт, увеличение основных средств. Год за годом по одному краевые учреждения приводятся в порядок и, в принципе, представляют собой добротные надежные учреждения.

Хотя типологически содержание осталось прежним: три этажа крепко сбитой краеведческой экспозиции. Повествование обрывается где-то на перестройке, нет вчерашнего или позавчерашнего дня. В Хабаровском краеведческом музее отношение к истории традиционное - как к хорошему вину, которое должно выдержаться. Там это отчетливо видно, потому что все обрывается на начале 1990‑х годов.

Я хотел бы подчеркнуть другое: люди изменились, жизнь изменилась, и музей больше не может оставаться учебником, даже самым прекрасным на свете. Это перспективно, только если ты полностью на государственном обеспечении. Например, Приморский музей имени В.К.Арсеньева, где я работаю директором, очень зависит от количества людей, которые к нам приходят. От них зависит наше существование и прекрасная жизнь, нам крайне необходимо, чтобы они регулярно возвращались в музей. Это означает, что музей должен транслировать не столько утверждения, сколько разные версии.

Интервью с Виктором Шалаем читайте в журнале «Мир музея»: http://www.mirmus.ru/2013/2013-12/189-arkhiv-dekabr/391-dalnij-vostok-lyudi-i-predlozheniya.html