Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"We risk together with the client"

Chairman of the Supervisory Board of SMEs of the Bank Dmitry Golovanov - how to help small banks stand in competition, and small business -

Photo: VEF / TASS Photobank
- Dmitry Yaroslavich, during the Eastern Economic Forum in Vladivostok, I observed how the employees of your visiting office at the bank stand work literally in the sweat of their brow. How many documents and loan agreements were signed?

- This is not the first Far Eastern forum where we work. When so many investors and borrowers, entrepreneurs and government officials gather at one site, work is always much more efficient. It is better to begin to understand the current situation and the most important trends of tomorrow. Such summits are a wonderful remedy for excessive "oversleeping", when one can hardly see the prospects with a daily routine. In this respect, the WEF always gives us a lot. We gather together and once again "check the hours", discuss common problems with colleagues and get extremely interesting proposals. And, of course, there is a practical impact. During the forum, the SME Bank signed 8 credit and guarantee agreements with resident entrepreneurs in the Far East and several agreements aimed at developing the SME segment in the Far Eastern region.
 
- The very name of your bank contains an abbreviation of SMEs - small and medium-sized businesses. What kind of support on your part can the small and medium business of the Far East count?
 
- Our bank is owned by the Federal Corporation for the Development of Small and Medium Enterprises, a state joint-stock company. In the Far East, we have offices in each of the 9 regions, and in the Khabarovsk and Primorye Territories - two. We closely cooperate with the Corporation for the Development of the Far East and the Agency for Human Capital Development in the Far East. We have our own niche - we are primarily engaged in lending to priority industries. Among the most interesting loan products of SMEs of the Bank is support of sports business, women entrepreneurship, agricultural cooperation. Another direction is bank guarantees. The third, especially promising for us, is the securitization of loans.
 
- Could you explain what its essence is?
 
- To date, it is very difficult for small or regional banks to compete with large financial structures. Their ratings are not high, there is no source for "long money", they can not raise funds from the population at low rates. Therefore, in the lending market, regional banks lose big. Three quarters of the financial market is occupied by banks from the TOP-30, the rest falls to the share of modest regions. By the way, back in 2012, the ratio was 50 on 50. Obviously, large banks are gradually replacing regional competitors. Moreover: the best, most reliable and promising clients from the regions leave for them. As a result, the current level of overdue loans in the small and medium-sized business segment of large banks is 9%, and regional - about 18%, that is twice as much. By the way, in our bank the level of bad debts in this segment is only 3%.

The essence of securitization is that the average bank can not issue loans indefinitely and for large sums. The Bank of Russia as a regulator of the financial market introduced a restriction: the size of the loan portfolio should be related to the bank's own capital approximately as one to ten. If you have an authorized capital, for example, 1 billion rubles, then you can not give out more than 10 billion "good" loans. Small and medium-sized banks assign us their loan portfolios, thereby gaining the opportunity to "unload" capital, find new borrowers and earn on them. We buy from them the old loans and use them as collateral for bonds that are issued on the financial market. As a result of this circulation of funds, small banks receive additional resources and, working on our technologies, become competitive with respect to large federal banks. The fact is that we are buying not just loans, but those that are issued in accordance with modern technologies and in accordance with the Unified Standards for SME Banking lending, developed by the SME Bank and approved by the Bank of Russia. To banks such methodical and expert support goes only on advantage. We have access to a number of federal government programs to support small and medium-sized businesses and invite banks to become our agents, thereby enabling them to lend on these same programs. We have low interest rates on loans and a convenient feedback system, so these agents actively work with entrepreneurs and sell them our banking products.
 
- And who from the Far East businessmen now especially willingly takes loans from you?

- During the forum, as I said, 8 loan and guarantee agreements were concluded. Most recently, the SME Corporation, of which we are a subsidiary bank, has signed a cooperation agreement and a road map with the Ministry of Sport. Within the framework of these documents, our bank has developed several loan products in support of entrepreneurs who conduct business in the sports field. This, first, small fitness centers, swimming pools or gyms, in fact, "district". Secondly, we provide a credit line to manufacturers of sports goods and equipment involved in public procurement. This makes it possible to improve the quality of such production. And, third, we finance larger infrastructure sports facilities.

And the first loan for this program we gave to an individual entrepreneur from Birobidzhan. She has her own fitness club, and now there is a rehabilitation department for disabled children. Including pool for restoring health. In this project, as an order, all our priorities are combined - and sport, and social entrepreneurship, and the Far East, and the "woman's face" in business. The loan is small, about 25 million rubles. But this is a real project. I hope that he will bring people joy and health.

In general, my heart banker are nice to all the projects that we are doing in the Far East. They belong to different spheres. For example, the company "Terra" is the production of light-emitting diodes, there are agricultural companies, such laborers who stand with their feet on the ground. Half of those who work with us, strive to receive part of their proceeds from export contracts. Agricultural export in the border areas we have identified in a separate strategic direction and actively develop it. There are special products for residents of TOR and TOSER. In addition, the guarantees of the Corporation of SMEs and regional financial organizations allow us to gradually move on to a non-collateralized loan system, which was previously rarely practiced.
 
- If you call a small loan in 25 million, what are the average loan sizes for small and medium-sized businesses?

- On average, it is - about 20 million, sometimes less. Typically, this is an investment in fixed assets. For example, in the construction of a family restaurant, the purchase of equipment or arrangement of farmland. Other banks, of course, give citizens and very small loans, thousands of three hundred. But there is a difference between borrowing for personal needs and means for developing one's own business. At the same time, it is very important to understand that both our bank and any others credit only those who can then return the money.
 
- Are there any problem debtors?

- In the Far East, we have been working for about two years, and the average loan term in our bank is 3,5 years. Until I remember some particularly difficult cases. In addition, we work very carefully with borrowers, we strive to build credit products and financial services so that they work for real projects. Clearly monitor the targeted use of the money issued, so as not to get a "shot in the air."

Credit requires a person from a special discipline. Many borrowers admit that before they came to our bank, they did not take their monitoring of the movement of their funds so seriously, to their targeted use. The bank requires strict monitoring of production activities. It's hard, not everyone can like, but it gives you an opportunity to clear up and pay off the creditor on time, while keeping your business and expanding it.
 
- Well, if nothing happens with the extension?

- Risk is the essence of business, and we risk together with the client. Another thing is that we have more experience and reliable tools so that the risk can be properly assessed. Therefore, special analysts work in the bank, which critically examine any business model with which the client comes to us. Their task is to explain to him that the goals are too ambitious, the possible decline in the market or other unfavorable factors has not been calculated, the requests for volumes of products or services do not match the effective demand, etc.

By the way, it helps clients very well to take a "sighted" decision about their business such a portal as the SME Business Navigator. It provides a unique opportunity to assess the expected return from a particular business in a particular region, based on already existing successful cases. Business plans, automatically formed through the SME Business Navigator, we gladly finance.
 
- Do you often refuse to issue a loan?

- We have a lot of applications all over Russia, in the Far Eastern Federal District too. But the level of their approval in the FEF is lower than the national average. What does it say? The fact that often the quality of information that the entrepreneur prepares for himself leaves much to be desired. There is something to work on. Not everyone keeps a close eye on their accounting records and keeps records. The culture of relations with the bank is not too developed. This should be dealt with seriously. Moreover, after a while all entrepreneurs will go "into the figure". Already, there are from 20 to 100 various databases, from which you can get information about certain businessmen and their companies. Those who openly posted information about themselves in such bases, get a loan ten times faster than the "silent", who are silent as guerrillas, afraid to disclose commercial secrets. It's just ridiculous - well, what are the secrets now, everyone knows everything about everyone. In many countries, information about the entrepreneur is transferred from the bank to the bank without his consent in accordance with the law. And this is considered the norm, an indicator of the "financial health" of market participants.
 
- Your bank does not conduct wide advertising campaigns. Are you sure that potential customers are generally aware of your existence and tempting offers?

- There is really no global advertising (for example, on TV channels). But, as practice shows, in our case the direct work in the regions gives a much greater return. Our regional representatives in all regions of the Russian Federation go to places, tell and explain all the details to the future customers. A lot depends on the work of agents in the person of regional banks. They serve as a kind of "interface" between us and customers. Explain how to fill out application forms, provide access to our programs. And, of course, we are now focusing on online technology. We created an advanced online system that allows you, if you have an electronic signature, to enter the special portal of our bank, issue an application, upload all necessary reports, send it and receive feedback almost at once. If everything is correct and the accounts do not raise questions - the loan will be received as soon as possible.

We sincerely wish our customers success. As a rule, wishes come true.
September 18: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

"Мы рискуем вместе с клиентом"

Предправления, член наблюдательного совета МСП Банка Дмитрий Голованов – о том, как помочь малым банкам выстоять в конкуренции, а малому предпринимательству – окрепнуть и вырасти

Фото: Фотобанк ВЭФ / ТАСС
- Дмитрий Ярославич, во время Восточного экономического форума во Владивостоке я наблюдала, как сотрудники вашего выездного офиса на стенде банка трудятся буквально в поте лица. Много ли было подписано документов и кредитных договоров?

- Это не первый дальневосточный форум, на котором мы работаем. Когда на одной площадке собирается такое количество инвесторов и заемщиков, предпринимателей и государственных чиновников, работа всегда идет на порядок эффективнее. Лучше начинаешь понимать сегодняшнюю ситуацию и наиболее важные тенденции завтрашнего дня. Такие саммиты – прекрасное лекарство от излишней «зашоренности», когда за ежедневной рутиной с трудом видишь перспективы. В этом отношении ВЭФ всегда нам дает очень много. Мы собираемся вместе и еще раз «сверяем часы», обсуждаем с коллегами общие проблемы и получаем крайне интересные предложения. И, безусловно, есть и практическая отдача. В ходе форума МСП Банк заключил 8 кредитных и гарантийных договоров с предпринимателями-резидентами Дальнего Востока и несколько соглашений, направленных на развитие сегмента МСП в дальневосточном округе.
 
- Само название вашего банка содержит аббревиатуру МСП – малое и среднее предпринимательство. На какую поддержку с вашей стороны может рассчитывать малый и средний бизнес Дальнего Востока?
 
- Наш банк принадлежит Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, это государственное акционерное общество. На Дальнем Востоке у нас есть отделения в каждом из 9 регионов, а в Хабаровском и Приморском краях – по два. Плотно сотрудничаем с Корпорацией развития Дальнего Востока и Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Мы имеем собственную нишу – занимаемся в первую очередь кредитованием приоритетных отраслей. Среди наиболее интересных кредитных продуктов МСП Банка – поддержка спортивного бизнеса, женского предпринимательства, сельскохозяйственной кооперации. Еще одно направление – банковские гарантии. Третье, для нас особенно перспективное, - секьюритизация кредитов.
 
- Не могли бы вы пояснить, в чем ее суть?
 
- На сегодняшний день небольшим или региональным банкам очень сложно соревноваться с крупными финансовыми структурами. Их рейтинги невысоки, источников для «длинных денег» нет, привлекать средства населения по низким ставкам они не в силах. Поэтому на рынке кредитования региональные банки проигрывают крупным. Три четверти финансового рынка занято банками из ТОП-30, остальное приходится на долю скромных регионалов. К слову, еще в 2012 году соотношение было 50 на 50. Очевидно, что крупные банки постепенно вытесняют региональных конкурентов. Более того: к ним уходят лучшие, наиболее надежные и перспективные клиенты из регионов. В итоге сегодняшний уровень просроченных кредитов в сегменте малого и среднего бизнеса у крупных банков составляет 9%, а у региональных – около 18%, то есть вдвое больше. Кстати, в нашем банке уровень проблемной задолженности в этом сегменте – всего 3%.

Суть секьюритизации в том, что средний банк не может выдавать кредиты бесконечно долго и на крупные суммы. Банк России как регулятор финансового рынка ввел ограничение: размер кредитного портфеля должен соотноситься с собственным капиталом банка примерно как один к десяти. Если у тебя уставной капитал, к примеру, 1 миллиард рублей, то больше 10 млрд «хороших» кредитов ты выдать уже не можешь. Малые и средние банки переуступают нам свои кредитные портфели, тем самым получая возможность «разгрузить» капитал, найти новых заемщиков и заработать на них. Мы же покупаем у них прежние кредиты и используем их в качестве обеспечения по облигациям, которые выпускаются на финансовый рынок. В результате такого кругооборота средств небольшие банки получают дополнительные ресурсы и, работая по нашим технологиям, становятся конкурентоспособны относительно крупных федеральных банков. Дело в том, что мы покупаем не просто кредиты, а те, которые выданы по современным технологиям и согласно Единым стандартам кредитования субъектов МСП, которые разработал МСП Банк и утвердил Банк России. Банкам такая методическая и экспертная поддержка идет только на пользу. Мы имеем доступ к ряду федеральных государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса и приглашаем банки становиться нашими агентами, тем самым обеспечивая им возможность кредитовать по этим самым программам. У нас низкие ставки по кредитам и удобная система обратной связи, поэтому такие агенты активно работают с предпринимателями и продают им наши банковские продукты.
 
- А кто из дальневосточных предпринимателей сейчас особенно охотно берет у вас кредиты?

- В ходе форума, как я уже говорил, было заключено 8 кредитных и гарантийных договоров. Совсем недавно Корпорация МСП, дочерним банком которой мы являемся, подписала соглашение о сотрудничестве и «дорожную карту» с Министерством спорта. В рамках этих документов наш банк разработал несколько кредитных продуктов в поддержку предпринимателей, которые ведут бизнес в спортивной сфере. Это, во-первых, небольшие фитнес-центры, бассейны или спортзалы, фактически «районные». Во-вторых, мы предоставляем кредитную линию производителям спортивных товаров и инвентаря, участвующим в государственных закупках. Это позволяет улучшить качество такого производства. И, в-третьих, финансируем более крупные инфраструктурные спортивные объекты.

А первый кредит по этой программе мы выдали женщине-индивидуальному предпринимателю из Биробиджана. У нее есть свой фитнес-клуб, и сейчас там создается отделение реабилитации для детей-инвалидов. В том числе бассейн для восстановления здоровья. В этом проекте, как по заказу, сочетаются все наши приоритеты – и спорт, и социальное предпринимательство, и Дальний Восток, и «женское лицо» в бизнесе. Кредит небольшой, около 25 млн рублей. Но это реальный проект. Я надеюсь, что он принесет людям радость и здоровье.

Вообще моему сердцу банкира милы все проекты, которые мы делаем на Дальнем Востоке. Они относятся к разным сферам. Например, компания «Терра» - это производство светодиодов, есть сельскохозяйственные компании, такие трудяги, которые обеими ногами стоят на земле. Половина тех, кто с нами работает, стремятся часть своей выручки получать за счет экспортных контрактов. Сельскохозяйственный экспорт на приграничных территориях мы выделили в отдельное стратегическое направление и активно его развиваем. Есть специальные продукты для резидентов ТОРов и ТОСЭРов. Кроме того, гарантии Корпорации МСП и региональных финансовых организаций позволяют нам постепенно перейти к беззалоговой системе выдачи кредитов, которая раньше практиковалась достаточно редко.
 
- Если кредит в 25 млн вы называете небольшим, то каковы средние размеры займов для малого и среднего бизнеса?

- В среднем так и есть – около 20 миллионов, иногда меньше. Как правило, это вложение в основные средства. Например, в постройку семейного ресторана, закупку оборудования или обустройство сельхозугодий. Другие банки, конечно, дают гражданам и совсем небольшие кредиты, тысяч по триста. Но есть разница между займом на личные потребности и средствами для развития собственного дела. При этом очень важно понимать, что и наш банк, и любые другие кредитуют только тех, кто сможет потом вернуть выданные деньги.
 
- Есть ли проблемные должники?

- На Дальнем Востоке мы работаем около двух лет, а средний срок кредита в нашем банке 3,5 года. Пока не припомню каких-то особо сложных случаев. Кроме того, мы очень аккуратно работаем с заемщиками, стремимся выстраивать кредитные продукты и финансовые сервисы так, чтобы они работали на реальные проекты. Четко отслеживаем целевое использование выданных денег, чтобы не получилось «выстрела в воздух».

Кредит требует от человека особой дисциплины. Многие заемщики признаются, что до прихода в наш банк они не так серьезно относились к контролю за движением своих средств, к их целевому использованию. Банк требует жесткого мониторинга производственной деятельности. Это тяжело, не всем может нравиться, но зато дает возможность абсолютно четко и вовремя рассчитаться с кредитором, а свой бизнес при этом сохранить и расширить.
 
- Ну а если с расширением ничего не получается?

- Риск – это суть бизнеса, и мы рискуем вместе с клиентом. Другое дело, что у нас больше опыта и надежных инструментов, чтобы риск правильно оценить. Поэтому в банке работают специальные аналитики, которые критически рассматривают любую бизнес-модель, с которой клиент к нам приходит. Их задача объяснить ему, что цели слишком амбициозны, не просчитано возможное падение рынка или другие неблагоприятные факторы, запросы на объемы продукции или услуг недостаточно соответствуют платежеспособному спросу и т.д.

Кстати, очень хорошо помогает клиентам принять «зрячее» решение относительно своего бизнеса такой портал, как Бизнес-Навигатор МСП. Он дает уникальную возможность оценить предполагаемую отдачу от того или иного бизнеса в конкретном регионе, исходя из уже существующих успешных кейсов. Бизнес-планы, автоматически сформированные через Бизнес-Навигатор МСП, мы с удовольствием финансируем.
 
- Часто ли отказываете в выдаче кредита?

- Заявок по всей России у нас много, в Дальневосточном федеральном округе тоже. Но вот уровень их одобрения в ДФО ниже, чем средний по стране. О чем это говорит? О том, что зачастую качество информации, которую готовит о себе предприниматель, оставляет желать лучшего. Тут есть над чем работать. Не все внимательно следят за своим бухгалтерским учетом и правильно ведут отчетность. Не слишком развита и культура взаимоотношений с банком. Этим надо заниматься всерьез. Тем более что через некоторое время все предприниматели перейдут «в цифру». Уже сейчас есть от 20 до 100 различных баз данных, из которых можно почерпнуть информацию о тех или иных бизнесменах и их компаниях. Те, кто открыто разместил сведения о себе в таких базах, получают кредит в десять раз быстрее «молчунов», которые молчат как партизаны, боясь разгласить коммерческую тайну. Это просто смешно – ну какие сейчас тайны, все всё про всех знают. Во многих странах информация о предпринимателе передается из банка в банк без его согласия в соответствии с законом. И это считается нормой, показателем «финансового здоровья» участников рынка.
 
- Ваш банк не ведет широких рекламных кампаний. Вы уверены, что потенциальные клиенты вообще знают о вашем существовании и заманчивых предложениях?

- Глобальной рекламы (например, на телеканалах) у МСП Банка действительно нет. Но, как показывает практика, в нашем случае гораздо большую отдачу дает непосредственная работа в регионах. Наши региональные представители во всех субъектах федерации выезжают на места, рассказывают и объясняют все тонкости непосредственно будущим клиентам. Очень многое зависит и от работы агентов в лице региональных банков. Они служат неким «интерфейсом» между нами и клиентами. Объясняют, как заполнить формы заявок, предоставляют доступ к нашим программам. И, конечно, упор мы сейчас сделали на онлайн-технологии. Создали продвинутую онлайн-систему, которая позволяет при наличии электронной подписи войти на специальный портал нашего банка, оформить заявку, загрузить всю необходимую отчетность, отправить ее и практически сразу получить обратную связь. Если все составлено верно и отчетность не вызывает вопросов – кредит будет получен в кратчайший срок.

Мы искренне желаем своим клиентам успехов. Как правило, пожелания сбываются.