Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Мы ждем перемен

EastRussia следила за ходом визита Александра Галушки в Приморье

В ходе визита во Владивосток министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка рассказал о грандиозных планах по развитию тихоокеанского побережья России. Свободный порт Владивосток, будущие территории опережающего развития, дальневосточный центр судостроения и судоремонта должны, по его словам, "кардинально поменять распределение логистических и инвестиционных потоков на Дальнем Востоке".

Мы ждем перемен

ТОР

Первый шаг на пути коренных перемен - это создание на Дальнем Востоке девяти территорий опережающего социально-экономического развития. Первые три – "Надеждинская", "Хабаровск" и "Комсомольск" – уже сформированы специальными постановлениями Правительства России. По еще шести постановления ожидаются в ближайшее время. Они расположатся в Приморье, в Амурской области, на Камчатке, на Чукотке и в Якутии.

"Всегда сложно что-то начинать. Но мы первый раз прошли путь юридического создания ТОРов. Первые три территории опережающего развития уже созданы, по остальным работать проще – формула выработана. В настоящее время мы технически завершаем оформление шести проектов, так что в сентябре на Восточном экономическом форуме презентуем гостям все девять ТОРов", – сказал Александр Галушка.

По его словам, процедура утверждения новых территорий опережающего развития займет гораздо меньше времени, чем в случае с первыми тремя площадками.

Ожидается, что успешный опыт по созданию ТОРов в дальнейшем будет "растиражирован" на всю страну.

"Это абсолютно нормально, когда мы не шарахаемся из стороны в сторону, не сразу по всей стране кардинально новое регулирование применяем, а опробовали, посмотрели – работает, инвесторов привлекает, конкурентоспособно, значит нужно в других местах применять, либо в стране целиком. Но, уже имея практику, понимая, как это на «земле», в жизни работает. На мой взгляд, это понятный, экономически рациональный, управленчески верный ответ на вызов глобальной международной конкурентоспособности", – отметил Александр Галушка.

Он подчеркнул, что помимо улучшения инвестиционного климата на этих территориях опробуются новые методы и формы как государственного регулирования, так и государственного управления.

Напомним, закон о территориях опережающего развития предусматривает механизмы значительного снижения налоговой и административной нагрузки на резидентов территорий.

ТОР «Надеждинская» предполагает создание мультимодального транспортно-логистического комплекса. На площади свыше 800 га с необходимой дорожной и инженерной инфраструктурой, разместятся не менее 30 резидентов. Предполагается, что туда войдут компании «Инком ДВ», «Приморский кондитер» и «Невада-Восток». Они инвестируют в ТОР 6,7 млрд рублей. Госинвестиции на строительство инфраструктуры составят порядка 4 млрд рублей. Если ТОР заработает, то совокупные поступления от налогов в консолидированный бюджет РФ и внебюджетные фонды составят 5,7 млрд рублей до 2025 года. Вклад в ВРП составит 76,5 млрд рублей, будет создано 1,6 тыс. рабочих мест.

В случае прихода на площадку всех якорных резидентов, приток частных инвестиций превысит 30 млрд рублей. Поступления от налогов до 2015 года составят 31 млрд рублей, вклад в ВРП – 147 млрд. Появятся более 7 тыс. новых рабочих мест.

Помимо этого, Галушка сообщил, что в настоящее время Минвостокразвития России совместно с Приморским краем разрабатывают концепцию еще одной ТОР – «Остров Русский». Предполагается, что это будет технико-внедренческий и туристско-рекреационный центр России в АТР.

Свободный порт

Другим проектом, который призван, по словам министра, раскрыть потенциал Приморского края, является Свободный порт Владивосток. Режим порто-франко направлен на развитие транспортно-логистических и транзитных возможностей юга Приморья. "Свободный порт – инструмент, позволяющий потенциал Приморья конвертировать в результат", – сказал министр. Поэтому в законе делается акцент на те меры, которые упростят ведение бизнеса в регионе. В частности, речь идет об упрощенных режимах пересечения границы участниками ВЭД, создании единого контрольного окна, возможностях предварительного декларирования грузов и товаров, облегченном визовом режиме и т.д.

"При нашей встрече глава провинции Хэйлунцзян говорил о том, что сейчас они проигрывают в показателях южным провинциям Китая. А принятие проекта Свободного порта Владивосток перенаправит транспортные потоки, и мы действительно превратим Приморье в крупнейший транспортный и туристический узел в азиатском регионе", - добавил Александр Галушка.

Говоря об управлении Свободным портом, Александр Галушка отметил, что главным органом выступит Наблюдательный совет, в состав которого входят заместители руководители органов федеральной исполнительной и законодательной власти, губернатор Приморья, главы всех 15 муниципальных образований, которые войдут в СВП.

"Чтобы правоприменение не хромало, возникла такая идея – собрать всех, кто имеет отношение к деятельности Свободного порта, за одним столом. Чтобы они не сидели врозь и не писали друг другу бумажки месяцами, а решали вопросы сообща, коллегиально и оперативно", – отметил Александр Галушка.

По его словам, иностранные инвесторы уже дали самую высокую оценку проекту СВП.

"Руководители китайских провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, чей ВВП в совокупности составляет 1,3 трлн долларов, отметили, что под условия, предусмотренные в законопроекте, им по-настоящему выгодно инвестировать в создание транспортных коридоров, транзитную экономику региона", – добавил министр.

Напомним, предложение предоставить Владивостоку статус Свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом было озвучено президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года.

По оценке разработчиков, в результате принятия и реализации законопроектов о создании Свободного порта валовый региональный продукт Приморского края составит к 2021 году 1,106 трлн рублей (рост в 1,7 раза к 2015 году), к 2025 году – 1,402 трлн рублей (рост в 2,2 раза к 2015 году), к 2034 году – 2,157 трлн рублей (рост в 3,4 раза к 2015 году).

Прирост ВРП Приморского края составит 470,1 млрд рублей к 2021 году, 766,2 млрд рублей – к 2025 году, 1,521 трлн рублей – к 2034 году.

Количество созданных рабочих мест достигнет 84,7 тыс. человек к 2021 году, 108 тыс. – к 2025 году, 468,5 тыс. человек – к 2034 году.

Прирост ВРП ДФО к 2025 году в результате реализации проекта может составить 1,97 трлн рублей – до 34%.

Завод "Звезда"

Еще одним центром притяжения инвестиций на Дальнем востоке в целом и Приморье в частности станет завод "Звезда", который будет ядром создаваемого в регионе судостроительного и судоремонтного кластера. Такая информация была озвучена в ходе встречи председателя правления ОАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина, министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушка, губернатора Приморского края Владимира Миклушевского, а также представителей голландской компании Damen Shipyards Group. Отметим, промышленный и судостроительный кластер создается консорциумом компаний ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромбанк» по поручению президента РФ Владимира Путина.

Предполагается, что на первом этапе инженеры будут разрабатывать рабочую конструкторскую документацию и заниматься технологической подготовкой производства, а в дальнейшем – приступят к проектированию судов и морской техники полного цикла, в том числе и арктического класса. К настоящему времени сформирована структура центра, проработан механизм кооперации с российскими и зарубежными конструкторскими организациями по запуску его работы.

Рассказывая об итогах встречи в ходе пресс-ланча, Александр Галушка сообщил, что голландская Damen Shipyards Group (годовой оборот - 2 млрд евро, объединяет 32 верфи) подтвердила свои намерения по инвестированию в строительство флота.

"Мы рассказали нашим партнерам о новых условиях инвестирования, которые создаются в регионе. Речь идет преференциях и льготах, предусмотренных законами о Свободном порте Владивосток и территориях опережающего социально-экономического развития. Мы выступили своего рода гарантами", - сообщил министр по развитию Дальнего Востока. Он отметил, что ОАО "Роснефть" представило голландским партнерам информацию об уже вложенных средствах - 21 млрд рублей. А также о том, что завершена процедура вхождения консорциума «Роснефти» и «Газпромбанка» в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, куда входит в том числе завод «Звезда». Министр напомнил, что ранее с Damen Shipyards Group уже был подписан договор о сотрудничестве. "Сейчас мы должны перейти к дальнейшему плану действия. Мы ожидаем, что в ходе восточного экономического форума, который пройдет в сентябре во Владивостоке, стороны подпишут план сотрудничества и все документы", - заключил он.

По мнению министра, реализация проекта будет иметь значительный мультипликативный эффект для целого ряда смежных отраслей.

"Создаются меры, направленные на снижение рисков и увеличение доходности инвестиций. Наша работа – быть суверенным защитником инвестора, действуя в интересах развития экономики и территории. Общая формула – большой российский рынок, плюс благоприятные условия инвестирования в обмен на создание производства в России", – заключил Александр Галушка.

Министр покинул Приморье в тот же вечер. Озвученные проекты должны начать работу уже в течение этого года.