Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"We have achieved stability. Now we must achieve stable development "

"We have achieved stability. Now we must achieve stable development "

Vladimir Ilyukhin, Governor of the Kamchatka Territory, tells about priorities of the regional authorities and prospects of the region's investment development in an interview with EastRussia.

- Vladimir Ivanovich, you have been in the governor's post for more than three years. What program of action did you come up with, what did you manage and what did not manage to do during this time?

- Before I was appointed governor, I worked for almost three years as the chief federal inspector and understood that the situation in the province is very tense. There were many difficult (and even complicated) relations in the government bodies, there was no dialogue with the population that we managed to achieve now. Although in the province very much was done: Kamchatka was strengthened financially, after the unification of the region with the district, a single legal field was formed.

The main thing that we managed to do in the past time is to stabilize the situation. We managed to establish a dialogue with the population, with business, with power structures. Today we have excellent relations with the legislature, with municipal authorities, we find support in the Government of the Russian Federation, in the Federation Council, in the State Duma. We cooperate constructively with the Ministry for the Development of the Far East, with the plenipotentiary.

Speaking about economic aspects, we managed to create stability conditions for business. The fact that this happened is evidenced by those investments that were sent primarily to the fishing industry complex, to shore processing - according to different data this is from 8 to 13 billion rubles. In this regard, the dialogue with our processing complex is also indicative: the food industry is developing, a network of Kamchatka producers' fairs is being created, and shops of fish manufacturers are opening, which sell goods at cost.

This is a very good foundation for the development of the social sphere. New housing is being built, and along with it - kindergartens and schools. People have the confidence that tomorrow there will not be any collapse, that they can safely raise their children. By the way, the Minister of Education of Russia, Dmitry Livanov, who recently literally visited Kamchatka, noted that the level of education here is average in Russia or even slightly higher. The region is getting stronger, although we have a lot of problems that we have to deal with every day.

As a governor, this state of affairs pleases me, because for a long time in Kamchatka such positive stable relations have not existed.

- Today the leadership of the country says a lot about the development of the Far East. How much is this attention felt? How much can you pin hopes on the TOP?

- We can implement all serious projects only with the help of the federal center. A lot of things are already in the works. For example, thanks to the state program, today we are building an earthquake-proof housing on the basis of co-financing from the federal budget.

Without development it is impossible to live. Therefore, any positive movements for us are very important. The money that the state somehow puts into programs for the development and support of the Far East will enable regions to develop rapidly. Today we are working on the concept of TOP. Of course, this is a great help for our development: new jobs, the tax base and even the new look of entire sectors of the economy.

For us, as for the territory of the remote, not having automobile and railway communication with the Big land, the development of shipping and port facilities is very promising. Especially since our pier farm needs large capital investments in order to meet the requirements of today. We are talking about turning Petropavlovsk-Kamchatsky into a port hub on the route of the Northern Sea Route, about bunkering of passing ships, about transshipment of goods that go to the countries of the Asia-Pacific region. We have a lot of positions here that coincide with the position of the Ministry of Transport of Russia. I believe that there is a good growth point for us.

Another promising area is the whole complex of projects related to the development of aquaculture, extraction and processing of marine biological resources. We want to build fish-breeding factories that would help restore the necessary volume of aquatic biological resources so that Kamchatka remains the "fish table" of our country.

Also important are the issues of alternative energy. For a territory like Kamchatka, these things are very important. Even in the Soviet years, it was a question of building a hydrogeneration on the peninsula. In the 1990-ies was built Tolmachevskaya HPP, but today this is clearly not enough. Therefore, together with the Russian Ministry of Energy and RusHydro, we are working to start designing and building a cascade of Zhupanov Hydroelectric Power Station, which will remove the problem of generating electricity in the central power unit. And this will entail the development of industry, the development of port facilities, production. Alternative energy, by the way, is also the development of wind turbine generation in isolated settlements, an extremely promising direction that is characterized by economic efficiency.

Looking at these three areas, which we can start implementing in the coming years, we are confident that we will be able to develop normally and withdraw from those subsidies that Russia invests in our budget. We ourselves will be able to earn money so that the territory can develop systematically.

- In one of the public statements, you compared Kamchatka with an untilled field. Perhaps, this explains the investors' interest in the region? After all, many want to come first.

- Of course, it is better to come now than in two years. But at the same time there are things for which the time has not come yet. Why did we get the first gold in the gold sector only 10 years after the license was issued? Because platforms, transport corridors should be prepared, specialists should appear who are able to carry out these works. Since Soviet times, we are talking about the construction of a tidal power station in the Penzhinskaya Bay. There is the highest natural potential there, and perhaps in 10 – 15 years, and maybe already in the XXII century, this project will be attractive for investors. In any case, Kamchatka is interesting today. We have a lot of unknown, new for investors. It all depends on how ready the investor himself is to perceive these opportunities of Kamchatka in order to put them at his service.

- What projects are needed for the region "here and now"? On what, in your opinion, it is necessary to make an emphasis, but on what, on the contrary, to refuse?

- We need to focus on infrastructure solutions and industrial projects in the field of fisheries and mining.

So, Kamchatka today is the fish table of the country. Of course, we will develop this sector. We have built a powerful coastal processing. Now we need to do everything so that these facilities do not work 3 – 4 for the month of the year, but at least half a year, so that they allow our shore to develop. Moreover, these plants are able to work all year round, if they are supplied with raw material. But we cannot do this, because part of the catch is overloaded into the sea and leaves, bypassing Kamchatka. To talk about the full development, we need to make changes to the current legislation governing relations in coastal fisheries. So we can put our fish on the beach. And in order to sell products, we still need to resolve the issues of transporting fish to the central regions of Russia. There should be a tariff that would allow us to deliver fish to the center of the country at a normal price by rail or the Northern Sea Route so that the fisherman has his own profit.

Everything related to the mining industry ... Central Kamchatka is waiting for investors who are ready to invest today in the development of its reserves. In addition to what we have on land, we are also talking about the possibility of producing hydrocarbons on the shelf of the peninsula both in the west, in the Sea of ​​Okhotsk, and in the east.

- What horizons do you see for the extraction and production of gold in Kamchatka?

- Today this sector is developing steadily. There was a period when the work was not very fast moving, for example, when the time from obtaining a license before the work began was 10-15, or even 19 years. Today - other realities. I believe that next year we will have a mine in the Ametistovoe field, several deposits will be developed in Central Kamchatka. The South, I hope, will not let us down either, I mean the Asachinskoye deposit. Further in the future, we have the Ozernovskoye field in the north of Kamchatka. In accordance with our calculations, somewhere to 2020-2025 year, we will enter the production of 10-12 tons of gold per year. For us, these are very good indicators.

At the same time, we understand that Kamchatka is a unique region of untouched nature, and everything related to mining should take into account all necessary environmental measures.

- Do you intend to develop the mining industry with the help of investors? How is their selection?

- This is a rather complicated process, a set of indicators. First, it is the desire of the investor to enter. Secondly, its financial, economic and production capabilities. Today we are creating all the conditions for an investor to come to us. Yes, we are a risky zone due to the difficult climatic conditions, complex logistics, but at the same time we have positive examples when a business comes and actively works here. We are ready, together with the business, to work on the problems that confront it so that the business develops our territory, that new jobs are created, that taxes are paid. And they are ready in their own strength and in the legal field to give preferences to investors.

- How strong is small and medium business in Kamchatka now? Was there a dialogue between the authorities and entrepreneurs?

- Small and medium-sized businesses are represented in all sectors of the economy - the fishing industry, trade, construction, transport, agriculture, services, etc. 30% of the working-age population of Kamchatka are engaged in small and medium-sized businesses. We are interested in making this business happen, because it forms the basis of the middle class. At the same time, we primarily engage in dialogue with those who produce, because these are jobs and taxes. We have many programs to support small and medium-sized businesses, and they are effective. For example, we restored the food industry. Today our commodity producer quite actively competes in the market with imported products. Up to 40% confectionery, dairy products - this is our products, from local raw materials.

Today we are subsidizing the electricity producer, the interest rate on the loan, we provide subsidies for modernization, there are a number of other preferences. I believe that we should continue to increase support programs, while it is important that the dialogue on this platform is established.

- What about the state-private partnership? What needs to be changed at the legislative level?

- Unfortunately, today the current legislation does not allow to fully implement projects on the terms of the PMU. We have adopted a law on the PMU, but gaps in legislation at the federal level do not allow this mechanism to be used. Today, a private partner selected on a competitive basis (for example, during the construction of a kindergarten), must participate in accordance with land legislation in bidding for the right to lease a land plot. And there is no guarantee that he will win. So far, everything is based on some agreements, an honest word from the authorities, but business also wants some clear rules, but we cannot provide them today. This hinders the development of territories. For example, a business is ready to invest in the construction of hatcheries, but the law does not give it the right to take full advantage of the products of its labor. If an investor grows fry, he will go to the ocean, and when he returns, everyone who wants can catch it. We are here to protect the business, creating the conditions so that he can legally get what he produced. And this concerns not only aquatic biological resources. PPP should be clear, real, so that the provision of this legislation can be used for the benefit of business and society.

- Vladimir Ivanovich, you were a supporter of enlargement of the region, association of the Koryak Autonomous Okrug and the Kamchatka Region. In your opinion, did you manage to improve at least a little life in the North?

"Every year we put a very large amount of money into the development of Koryakia. Of course, life in the North leaves much to be desired, but it is impossible to restore what 2-3 has lost for decades. And a lot already can not be restored, it is necessary to build a new one.

Of course, the investment component in the North is not as great as in the South, but we always try not to let people feel their distance. For example, in the villages of Guy and Oaklan, where people live on 80, a cellular connection appeared. This year there has been a flood in some areas, but people feel our help: all the necessary repairs are being carried out there on time. And in the Karaginsky district we this summer tried on the technology of building pre-fabricated standard complexes for sports and cultural events. If the operating experience is positive, we intend to replicate this project in other localities.

It is also important for me that in addition to construction and repair, we have provided transport accessibility for people. We subsidize air transportation within the region, although it is very expensive for the budget. But we are going to this, because people should be able to fly to relatives, friends, on leave. The volume of flights grew several times, because the flight was affordable. Of course, now we need to update the airport economy, build strips with a hard surface, buy planes, which we do based on our capabilities.

- Koryakia, and the whole of Kamchatka, used to be associated with constant problems in the heating season. How did you manage to unravel this most complicated tangle of problems?

- In the North have already forgotten that such lack of fuel, bread, system outages with electricity. Moreover, for the first time in 20 years, by the middle of summer, we had brought all necessary fuel to the North. We've never had this. We generally increase every year investments in housing and communal services, in the network economy, where money was not invested in 30-40 years. Sometimes it is necessary to restore the infrastructure from scratch, but it must be done. Such investments in infrastructure, which we are now implementing, have not been since Soviet times. And the past two "wintering" showed that this is already bringing the result: we had practically no accidents connected with the network economy.

- You travel a lot, meet with the population. What do people often ask about, what worries them?

- They ask about the most different things. But the theme of "worries" has changed. If you remember 2011 year, the questions were heavy, tense, up to survival issues: lack of the necessary minimum, inability to get out anywhere, because everything is very expensive. I remember unfrozen Manila when people walked with buckets to boiler rooms and collected coal dust, because there was nothing to sink. Now rhetoric is changing. People are already beginning to think about development. Who would have thought that asphalt would appear in Esso, Anavgai or Ust-Kamchatsk? Such kind of programs cause people positive, confident. And the meetings are constructive.

- Vladimir Ivanovich, you already stated that you will go to the polls. With what will you go, with what program and what will not you promise to voters?

“I try to promise very little, and I have very few unfulfilled promises.” I always remember the film “Chairman” when Ulyanov’s hero was chosen, and he says: “All our joint work is in your barns”. All that we have done is on the streets, on the roads, on the sidewalks, in the houses. Someone will say: “Not enough!” Someone will say: “Normally”. Someone say nothing. But any of these comments is very important to me, because there is always something to strive for. I would like us - the authorities and the population - to understand each other. After all, the less empty emotions and fairy tales there are, the better it will be for all of us. It is with such thoughts that I will go to the polls, and let the people - Kamchatka people - determine whether I deserve an extension of the mandate of trust or not. Time will tell. 

June 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Мы добились стабильности. Теперь должны добиться стабильного развития»

«Мы добились стабильности. Теперь должны добиться стабильного развития»

О приоритетах региональной власти и о перспективах инвестиционного развития региона в интервью EastRussia рассказывает Владимир Илюхин, губернатор Камчатского края.

– Владимир Иванович, вы больше трех лет на губернаторском посту. С какой программой действий вы приходили, что вам удалось и что не удалось сделать за это время?

– До того как я был назначен губернатором, я почти три года отработал главным федеральным инспектором и понимал, что обстановка в крае очень напряженная. В органах власти сложилось много непростых (и даже сложных) отношений, не было того диалога с населением, которого удалось достичь сейчас. Хотя в крае очень многое делалось: Камчатка укреплялась финансово, после объединения области с округом было сформировано единое правовое поле.

Главное, что удалось сделать за прошедшее время, – стабилизировать ситуацию. Нам удалось наладить диалог с населением, с бизнесом, с властными структурами. У нас сегодня прекрасные отношения с законодательным органом, с муниципальными властями, мы находим поддержку в Правительстве Российской Федерации, в Совете Федерации, в Госдуме. Мы конструктивно сотрудничаем с Министерством по развитию Дальнего Востока, с полпредством.

Если говорить об экономических аспектах, нам удалось сформировать для бизнеса условия стабильности. О том, что это произошло, свидетельствуют те вложения, которые были направлены в первую очередь в рыбопромышленный комплекс, в береговую обработку – по разным данным это от 8 до 13 млрд рублей. В этом плане показателен и диалог с нашим перерабатывающим комплексом – развивается пищевая промышленность, создана сеть ярмарок камчатских производителей, открываются магазины рыбопромышленников, которые торгуют товарами по себестоимости.

Это очень хороший фундамент для развития социальной сферы. Строится новое жилье, а вместе с ним – детские сады и школы. У людей появилась уверенность, что завтра не произойдет какого-либо обрушения, что они могут спокойно растить своих детей. К слову, министр образования России Дмитрий Ливанов, буквально недавно гостивший на Камчатке, отметил, что уровень образования здесь средний по России или даже чуть выше. Край крепнет, хотя у нас очень много проблем, которыми надо заниматься ежедневно.

Меня как губернатора такое положение дел радует, потому что давно на Камчатке таких позитивных стабильных отношений не было.

– Сегодня руководством страны много говорится о развитии Дальнего Востока. Насколько ощущается это внимание? Насколько сильно можно возлагать надежды на ТОР?

– Все серьезные проекты мы можем реализовать только с помощью федерального центра. Много вещей уже в работе. Например, благодаря госпрограмме мы сегодня строим сейсмостойкое жилье на условиях софинансирования из федерального бюджета.

Без развития жить невозможно. Поэтому любые позитивные движения для нас очень важны. Те деньги, которые государство так или иначе закладывает в программы по развитию и поддержке Дальнего Востока, дадут возможность регионам ускоренно развиваться. Сегодня мы прорабатываем концепцию ТОР. Конечно, это большое подспорье для нашего развития: новые рабочие места, налоговая база и даже новый облик целых сфер экономики.

Для нас как для территории отдаленной, не имеющей автомобильной и железнодорожной связи с Большой землей, очень перспективно развитие судоходства и портового хозяйства. Тем более что наше пирсовое хозяйство нуждается в больших капиталовложениях, чтобы оно соответствовало требованиям сегодняшнего дня. Мы говорим о превращении Петропавловска-Камчатского в порт-хаб на трассе Северного морского пути, о бункеровке проходящих судов, о перевалке грузов, которые идут в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. У нас здесь очень много позиций, которые совпадают с позицией Минтранса России. Полагаю, что здесь для нас есть хорошая точка роста.

Еще одно перспективное направление – это весь комплекс проектов, связанных с развитием аквакультуры, добычи и переработки морских биоресурсов. Мы хотим строить рыборазводные заводы, которые помогли бы восстановить необходимый объем водных биологических ресурсов, чтобы Камчатка осталась «рыбным столом» нашей страны.

Немаловажны и вопросы альтернативной энергетики. Для такой территории, как Камчатка, эти вещи очень важны. Еще в советские годы шла речь о том, чтобы построить на полуострове гидрогенерацию. В 1990-е годы была построена Толмачевская ГЭС, но сегодня этого явно недостаточно. Поэтому совместно с Минэнерго России и «РусГидро» мы работаем над тем, чтобы приступить к проектированию и строительству каскада Жупановской ГЭС, которая снимет проблему генерации электроэнергии в центральном энергоузле. А это повлечет за собой развитие промышленности, развитие портового хозяйства, производства. Альтернативная энергетика, кстати, – это еще и развитие ветродизельной генерации в изолированных поселках, чрезвычайно перспективное направление, которое характеризуется экономической эффективностью.

Глядя на эти три направления, к реализации которых мы можем приступить в ближайшие годы, есть уверенность в том, что мы сможем нормально развиваться и уйти от тех дотаций, которые РФ вкладывает в наш бюджет. Мы сами будем способны зарабатывать деньги, чтобы территория могла системно развиваться.

– В одном из публичных заявлений вы сравнивали Камчатку с непаханым полем. Может быть, этим объясняется интерес инвесторов к региону? Ведь многие хотят прийти первыми.

– Конечно, лучше сейчас прийти, чем через два года. Но вместе с тем есть вещи, для реализации которых еще не пришло время. Почему в золоторудном секторе мы первое золото получили лишь через 10 лет после того, как была выдана лицензия? Потому что должны быть подготовлены площадки, транспортные коридоры, должны появиться специалисты, которые способны эти работы выполнять. Мы с советских времен говорим о строительстве приливной электростанции в Пенжинской губе. Там высочайший природный потенциал, и быть может, через 10–15 лет, а может, и уже в ХХII веке и этот проект будет инвестиционно привлекателен. При любых раскладах Камчатка интересна уже сегодня. У нас очень много неизведанного, нового для инвесторов. Все зависит от того, насколько готов сам инвестор к восприятию этих возможностей Камчатки, чтобы поставить их себе на службу.

– Какие проекты нужны региону «здесь и сейчас»? На что, на ваш взгляд, нужно сделать упор, а от чего, наоборот, отказаться?

– Сконцентрироваться надо на инфраструктурных решениях и промышленных проектах в области рыбного хозяйства и добычи полезных ископаемых.

Так, Камчатка сегодня – это рыбный стол страны. Безусловно, мы этот сектор будем развивать. У нас построена мощная береговая переработка. Теперь нам необходимо сделать все, чтобы эти мощности работали не 3–4 месяца в году, а хотя бы полгода, чтобы они давали возможность развиваться нашему берегу. Более того, эти заводы способны работать и круглый год, если их снабжать сырцом. Но мы не можем этого сделать, потому что часть улова перегружается в море и уходит, минуя Камчатку. Чтобы говорить о полноценном развитии, нам необходимо внести изменения в действующее законодательство, регулирующее отношения в прибрежном рыболовстве. Чтобы мы могли отдать нашу рыбу на берег. А чтобы реализовывать продукцию, нам еще необходимо решить вопросы транспортировки рыбы в центральные регионы России. Должен быть тариф, который бы позволил нам по железной дороге или по Северному морскому пути доставлять рыбу в центр страны по нормальной цене, чтобы рыбак при этом имел свою прибыль.

Все, что касается горнорудной промышленности… Центральная Камчатка ждет инвесторов, которые готовы сегодня вложиться в освоение ее запасов. Помимо того, что у нас есть на суше, мы еще говорим и о возможности добычи углеводородов на шельфе полу­острова как на западе, в Охотском море, так и на востоке.

– Какие горизонты вы видите для добычи и производства золота на Камчатке?

– Сегодня этот сектор у нас развивается стабильно. Был период, когда работы не очень быстро продвигались, например когда время от получения лицензии до начала работ составляло 10–15, а то и 19 лет. Сегодня – другие реалии. Я полагаю, что в следующем году у нас будет запущен рудник на месторождении Аметистовое, несколько месторождений будут развиваться в Центральной Камчатке. Юг, надеюсь, тоже нас не подведет, я имею в виду Асачинское месторождение. Дальше в перспективе у нас Озерновское месторождение на севере Камчатки. В соответствии с нашими расчетами где-то к 2020–2025 году мы выйдем на производство 10–12 тонн золота в год. Для нас это очень хорошие показатели.

При этом мы понимаем, что Камчатка – уникальный край нетронутой природы, и все, что касается добычи полезных ископаемых, должно происходить с учетом всех необходимых природоохранных мер.

– Горнорудную промышленность вы намерены развивать с помощью инвесторов? Как происходит их отбор?

– Это достаточно сложный процесс, совокупность показателей. Во-первых, это желание самого инвестора войти. Во-вторых, его финансовые, экономические и производственные возможности. Мы сегодня создаем все условия, чтобы инвестор к нам пришел. Да, мы рискованная зона в силу сложных климатических условий, сложной логистики, но вместе с тем у нас есть положительные примеры, когда бизнес приходит и активно здесь работает. Мы готовы вместе с бизнесом работать над проблемами, которые перед ним стоят, чтобы бизнес развивал нашу территорию, чтобы создавались новые рабочие места, чтобы платились налоги. И готовы в своих силах и в правовом поле предоставлять преференции инвесторам.

– Насколько сейчас силен на Камчатке малый и средний бизнес? Сложился ли диалог между властью и предпринимателями?

– Малый и средний бизнес представлен во всех отраслях экономики – это рыбная промышленность, торговля, строительство, транспорт, сельское хозяйство, сфера услуг и др. 30% трудоспособного населения Камчатки заняты в малом и среднем бизнесе. Мы заинтересованы в том, чтобы этот бизнес был, потому что он составляет основу среднего класса. При этом мы в первую очередь ведем диалог с теми, кто производит, потому что это рабочие места и налоги. У нас действует много программ по поддержке малого и среднего бизнеса, и они результативны. К примеру, мы восстановили пищевую промышленность. Сегодня наш товаропроизводитель достаточно активно конкурирует на рынке с привозной продукцией. До 40 % кондитерских изделий, молочной продукции – это наша продукция, из местного сырья.

Мы сегодня субсидируем для производителя электроэнергию, процентную ставку по кредиту, предоставляем субсидии на модернизацию, есть целый ряд других преференций. Считаю, что мы должны и далее наращивать программы поддержки, при этом важно, что диалог на этой площадке налажен.

– А как обстоят дела с государственно-частным партнерством? Что тут необходимо поменять на законодательном уровне?

– К сожалению, сегодня действующее законодательство не позволяет в полной мере реализовывать проекты на условиях ГУП. У нас принят закон о ГУП, но пробелы в законодательстве на федеральном уровне не дают этот механизм использовать. Сегодня частный партнер, отобранный на конкурсной основе (допустим, при строительстве детского сада), должен участвовать в соответствии с земельным законодательством в торгах на право аренды земельного участка. И гарантий, что он победит, нет. Пока все держится на каких-то договоренностях, честном слове власти, но бизнес тоже хочет каких-то ясных правил, а мы их сегодня не можем обеспечить. Это мешает развитию территорий. Вот, например, бизнес готов вкладывать деньги в строительство рыборазводных заводов, но закон не дает ему права в полной мере воспользоваться продуктами своего труда. Если инвестор вырастит малька, тот уйдет в океан, а когда вернется, его смогут ловить все кто хочет. Мы здесь бизнес должны защитить, создав условия для того, чтобы он мог законно получить то, что он произвел. И это касается не только водных биологических ресурсов. ГЧП должно быть понятным, реальным, чтобы положение данного законодательства можно было использовать во благо бизнеса и общества.

– Владимир Иванович, вы были сторонником укрупнения региона, объединения Корякского автономного округа и Камчатской области. На ваш взгляд, удалось сегодня хотя бы немного улучшить жизнь на Севере?

– Мы каждый год очень большие средства вкладываем в развитие Корякии. Конечно, жизнь на Севере оставляет желать лучшего, но и восстановить за 2–3 года то, что десятилетиями приходило в упадок, невозможно. А многое уже и восстановить нельзя, нужно строить новое.

Конечно, инвестиционная составляющая на Севере не так велика, как на Юге, но мы всегда стараемся, чтобы люди не чувствовали своей отдаленности. К примеру, в селах Парень и Оклан, где живут по 80 человек, появилась сотовая связь. В этом году в некоторых районах произошло наводнение, но люди чувствуют нашу помощь: все необходимые ремонтные работы там проводятся в срок. А в Карагинском районе мы этим летом опробовали технологию строительства быстровозводимых типовых комплексов для спортивных и культурных мероприятий. Если опыт эксплуатации будет положительный, мы намерены тиражировать этот проект по другим населенным пунктам.

Для меня также важно, что кроме строительства и ремонта мы обеспечили транспортную доступность для людей. Мы субсидируем авиаперевозки внутри региона, хотя для бюджета это очень дорого. Но мы идем на это, потому что люди должны иметь возможность летать к родным, близким, в отпуск. Объем полетов вырос в несколько раз, потому что перелет стал по карману. Конечно, теперь нам необходимо обновлять аэропортовое хозяйство, строить полосы с твердым покрытием, закупать самолеты, что мы и делаем исходя из наших возможностей.

– Корякия, да и вся Камчатка, раньше ассоциировалась с постоянными проблемами по отопительному сезону. Как удалось распутать этот сложнейший клубок проблем?

– На Севере уже забыли, что такое отсутствие топлива, хлеба, системные перебои с электроэнергией. Более того, впервые за 20 лет мы уже к середине лета завезли на Север весь необходимый запас топлива. У нас никогда такого не было. Мы вообще с каждым годом увеличиваем вложения в ЖКХ, в сетевое хозяйство, куда деньги не вкладывались по 30–40 лет. Иногда приходится восстанавливать инфраструктуру практически с нуля, но это необходимо делать. Таких вложений в инфраструктуру, которые мы сейчас осуществляем, не было с советских времен. И прошедшие две «зимовки» показали, что это уже приносит результат: у нас практически не было аварий, связанных с сетевым хозяйством.

– Вы много ездите по краю, встречаетесь с населением. О чем чаще спрашивают люди, что их беспокоит?

– Спрашивают о самом разном. Но тематика «беспокойств» поменялась. Если вспоминать 2011 год, вопросы были тяжелые, напряженные, вплоть до вопросов выживания: отсутствие необходимого минимума, невозможность никуда выбраться, потому что все очень дорого. Я помню размороженные Манилы, когда люди ходили с ведрами на котельные и собирали угольную пыль, потому что нечем было топить. Сейчас риторика меняется. Люди уже начинают думать о развитии. Кто бы мог подумать, что в Эссо, Анавгае или Усть-Камчатске появится асфальт? Подобного рода программы вызывают у людей позитив, уверенность. И встречи проходят конструктивно.

– Владимир Иванович, вы уже заявляли, что пойдете на выборы. С чем пойдете, с какой программой и чего не будете обещать избирателям?

– Я стараюсь мало обещать, и у меня очень мало невыполненных обещаний. Я всегда фильм «Председатель» вспоминаю, когда героя Ульянова хотели выбирать, и он говорит: «Весь наш совместный труд у вас в амбарах». Все, что мы сделали, – оно на улицах, в дорогах, в тротуарах, в домах. Кто-то скажет: «Мало!» Кто-то скажет: «Нормально». Кто-то промолчит. Но любой из этих комментариев для меня очень важен, потому что всегда есть к чему стремиться. Мне хотелось бы, чтобы мы – власть и население – понимали друг друга. Ведь чем меньше будет пустых эмоций и сказок, тем лучше будет нам всем. Вот с такими мыслями я и пойду на выборы, и пусть люди – камчатцы – определят: достоин я продления мандата доверия или нет. Время покажет.