– 4–5 сентября правительство Камчатского края совместно с «Корпорацией развития Камчатского края» при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока проведет в Петропавловске-Камчатском инвестиционный форум «Дальний Восток – 2014». Николай Анатольевич, какова основная цель мероприятия?
– Основная цель форума – стимулирование притока инвестиций в Камчатский край. Например, у наших соседей есть интерес к инвестированию и возможности инвестировать. Наше сближение выгодно и нам, и им. Но до самого недавнего времени не хватало механизмов этого сближения. Эти механизмы и вырабатываются на каждой встрече заинтересованных сторон. Форум на Камчатке должен стать крупнейшей в этом году площадкой для встречи инвесторов из Северо-Восточной Азии, Европы и регионов Дальнего Востока России. Дальний Восток, Камчатка – это ворота в Россию для экономики стран АТР и точка входа России в самый экономически развитый регион мира.
Проводя в Петропавловске-Камчатском международный инвестиционный форум, мы хотим показать нашим партнерам по АТР, что Россия приветствует внешние инвестиции в экономику страны и, прежде всего, в дальневосточные регионы. Камчатский край, обладающий уникальным стратегическим и торговым потенциалом, подкрепляемым огромными богатствами природных ресурсов, может стать одним из ключевых игроков среди дальневосточных регионов и стран АТР.
– Какова роль «Корпорации развития Камчатского края» в качестве ключевого регионального института развития?
– «Корпорация развития Камчатского края» создавалась с совершенно конкретной целью – обеспечить условия, которые помогут инвестору или инициатору проекта при оценке вариантов территориального размещения и при выборе мер поддержки, предусмотренных в регионе. «Корпорация» – это и своеобразная фабрика, которая берет идеи, доводит до состояния востребованности и продвигает их. Одна из важнейших задач, которая сегодня стоит перед «Корпорацией развития Камчатского края», – сократить время на запуск инвестиционного проекта, оказав всестороннее содействие инвестору на начальном, самом трудном, этапе.
Корпорация становится ключевым инструментом, запускающим механизмы государственно-частного партнерства, выявляя и поддерживая перспективные точки роста региона, сочетая в своей работе финансовые, организационные, аналитические, маркетинговые, коммуникационные и информационные инструменты. Мы можем участвовать не только собственными средствами, но и своими компетенциями, полномочиями, а также возможностями находить источники финансирования в зарубежных инвестиционных компаниях, российских финансовых институтах, российских компаниях, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов на территории Камчатского края. То есть мы представляем интересы Камчатки, согласовывая их с интересами потенциальных инвесторов.
– Какие отрасли промышленности на Камчатке вы хотели бы поддерживать и развивать? Какие виды услуг и какое содействие вы оказываете российским и иностранным компаниям, которые хотят начать работу на Камчатке?
Есть направления, где отдача от инвестиций будет максимально быстрой, а заинтересованность властей и населения – высочайшей. Я бы выделил несколько наиболее перспективных направлений, основанных на преимуществах Камчатского края. Это минерально-сырьевой комплекс, туризм, рыбоводство и марикультура, прибрежное рыболовство и переработка морепродуктов, реформирование и модернизация энергетики и коммунальной сферы.
– Камчатка регион сложный и в климатическом, и в экономическом, и в социальном плане. На какие собственные ресурсы она сможет опираться в роли «точки роста», а на что их точно не хватит и придется ждать помощи центра?
– Думаю, надо развеять некоторые мифы или стереотипы, которые касаются и Камчатского края, и Дальнего Востока вообще. Один из мифов – то, что это «очень далеко». Сразу возникает вопрос: от чего? От европейской части России, от стран ЕС мы, и правда, далековато. А что, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Корея – близко? Тем не менее эти страны преодолели сложности, сумели превратить «недостатки» в достоинства и демонстрируют рост и стабильность своей экономики. Но рынок, куда мы стремимся и на котором хотим быть конкурентоспособными (о чем говорил и президент в своем Послании), – это страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а до них с той же Камчатки уже рукой подать. Вот они, наши партнеры и наши инвесторы. Хотя Камчатка в первую очередь представляет интерес для инвесторов из Китая, Индии, Кореи, Японии, мы остаемся привлекательными и для европейского бизнеса – итальянцев, французов, чехов.
– На Дальнем Востоке планируется создание территорий опережающего развития (ТОР). С вашей точки зрения, это экономически оправдано?
На данный момент традиционными маршрутами из Азии, Америки в Европу и обратно через Суэцкий и Панамский каналы за год перевозится более 900 млн тонн грузов. Россия предлагает альтернативные, более экономичные, короткие и безопасные транспортно-логистические решения. Но это должен быть государственный мегапроект, хоть и при участии частных инвесторов. Развитие Северного транспортного коридора и Севморпути как его составляющей части придаст импульс к активизации межрегиональных и международных отношений. От реализации этого проекта можно ожидать кумулятивный эффект: даже если прочие субъекты РФ не проявят особой активности, их экономика все равно пойдет в рост. Оживет север страны. Уникальные богатства Арктики смогут естественно ускорить свой путь к потребителю, к центрам переработки. Их себестоимость будет ниже, а конкурентоспособность резко возрастет. Свою же роль правительство края и «Корпорация развития Камчатского края» видят в том, чтобы готовить и формировать инженерную инфраструктуру для проекта, искать инвесторов и создавать условия, чтобы деловой климат в регионе способствовал развитию Камчатки.
– Какой экономический эффект может дать развитие Севморпути или создание ТОР?
– Вопрос развития ТОР – это стратегия, и не стоит рассматривать возможный эффект в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Это создание нового, и, следовательно, выхода на ощутимый эффект можно ожидать только через 5–10 лет. Это, конечно, не означает того, что этим не надо заниматься. Но надо понимать все риски, связанные с данным фактором, и быть готовыми к возможным последствиям этих рисков.
– Сколько же денег потребуется вложить в развитие Северного морского пути?
– Точно посчитать пока трудно. Проекта как такового пока нет. По самым приблизительным прогнозам экспертов, в модернизацию и создание новых мощностей на всем протяжении Севморпути потребуются триллионы рублей. Но нужно понимать, что это вложение в будущее России. Ее великое будущее.
– Кроме транспортно-логистической, минерально-сырьевой, рыбной какие еще конкурентоспособные отрасли есть смысл развивать на Камчатке?
– По сути, «Корпорация» работает около года. Чего вам не хватает больше всего – идей, проектов, денег, людей, энергии?
– Острее всего нам не хватает времени. У нас на Дальнем Востоке был целый список того, чего бы нам хотелось, но не было возможности сделать. А сейчас такие шансы появились. У нас есть идеи, их нужно воплотить в бизнес-планы, решить целую гроздь проблем с налогами, со скоростью и стоимостью подключения к энергетическим и инженерным сетям, с согласительными процедурами. Все это происходит гораздо медленнее, чем нам хотелось бы. А время не ждет. И инвесторы тоже, конкуренция за инвестиции в мире очень высокая. Мы пытаемся торопить время и наполнять каждый день реальным смыслом. Хочется верить, что мы на правильном пути и у нас все получится. И здесь очень хочется, чтобы все понимали: наша удача, наша история успеха – это и история успеха для всей Камчатки, всего Дальнего Востока, всей России. Это будет наша общая победа, наше общее завтра.
EastRussia.ru - информационный партнер Инвестиционного форума "Дальний Восток - 2014"