Поделиться
«Мы представляем интересы Камчатки»
Поделиться

-

Генеральный директор ОАО «Корпорация развития Камчатского края» Николай Пегин – о том, как сформировать условия для того, чтобы привлечь инвесторов на Камчатку.

– 4–5 сентября правительство Камчатского края совместно с «Корпорацией развития Камчатского края» при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока проведет в Петропавловске-­Камчатском инвестиционный форум «Дальний Восток – 2014». Николай Анатольевич, какова основная цель мероприятия?

– Основная цель форума – стимулирование притока инвестиций в Камчатский край. Например, у наших соседей есть интерес к инвестированию и возможности инвестировать. Наше сближение выгодно и нам, и им. Но до самого недавнего времени не хватало механизмов этого сближения. Эти механизмы и вырабатываются на каждой встрече заинтересованных сторон. Форум на Камчатке должен стать крупнейшей в этом году площадкой для встречи инвесторов из Северо-Восточной Азии, Европы и регионов Дальнего Востока России. Дальний Восток, Камчатка – это ворота в Россию для экономики стран АТР и точка входа России в самый экономически развитый регион мира.

Почему развитие Russian Far East видится не только в рамках развития внутреннего потребления, но и через призму выстраивания взаимоотношений со странами АТР? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: сегодня не только Россия зависит от стран АТР, но и поступательное развитие наших восточных соседей во многом зависит от России, от роста нашей взаимной торговли, объема инвестиций, от реализации крупномасштабных совместных проектов. Для наших соседей такое сотрудничество – возможность выгодно разместить свободные капиталы, получить дополнительную прибыль. Для нас, жителей Дальнего Востока, жителей Камчатки, это не только новые производства и возможности, но и рост зарплат, благоустройство городов и поселков. Более того, мы оказываемся сегодня «окном в будущее» для всей России, не «отдаленной территорией», а авангардом страны.

Проводя в Петропавловске-­Камчатском международный инвестиционный форум, мы хотим показать нашим партнерам по АТР, что Россия приветствует внешние инвестиции в экономику страны и, прежде всего, в дальневосточные регионы. Камчатский край, обладающий уникальным стратегическим и торговым потенциалом, подкрепляемым огромными богатствами природных ресурсов, может стать одним из ключевых игроков среди дальневосточных регионов и стран АТР.

– Какова роль «Корпорации развития Камчатского края» в качестве ключевого регионального института развития?

– «Корпорация развития Камчатского края» создавалась с совершенно конкретной целью – обеспечить условия, которые помогут инвестору или инициатору проекта при оценке вариантов территориального размещения и при выборе мер поддержки, предусмотренных в регионе. «Корпорация» – это и свое­образная фабрика, которая берет идеи, доводит до состояния востребованности и продвигает их. Одна из важнейших задач, которая сегодня стоит перед «Корпорацией развития Камчатского края», – сократить время на запуск инвестиционного проекта, оказав всестороннее содействие инвестору на начальном, самом трудном, этапе.

Корпорация становится ключевым инструментом, запускающим механизмы государственно-­частного партнерства, выявляя и поддерживая перспективные точки роста региона, сочетая в своей работе финансовые, организационные, аналитические, маркетинговые, коммуникационные и информационные инструменты. Мы можем участвовать не только собственными средствами, но и своими компетенциями, полномочиями, а также возможностями находить источники финансирования в зарубежных инвестиционных компаниях, российских финансовых институтах, российских компаниях, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов на территории Камчатского края. То есть мы представляем интересы Камчатки, согласовывая их с интересами потенциальных инвесторов.

– Какие отрасли промышленности на Камчатке вы хотели бы поддерживать и развивать? Какие виды услуг и какое содействие вы оказываете российским и иностранным компаниям, которые хотят начать работу на Камчатке?

– Не только Камчатский край, но и весь Дальневосточный регион долгое время был обделен вниманием государства. Все фокусировалось на центральных регионах с их политикообразующими городами и политикоформирующими проблемами. То, что государство и президент в последние годы назвали Дальний Восток приоритетом для развития страны, говорит о многом. Новые государственные структуры призваны помочь ДВФО не просто быть «кладовой» минерально-сырьевых, рыбных или прочих ресурсов, но и дать ему возможность сыграть новую роль в истории страны. Это уникальная территория: она расположена между мировым центром производства товаров массового спроса, которым является Азиатско-Тихоокеанский регион, и центрами потреб­ления этих товаров – европейскими государствами. И одна из важных задач для Дальнего Востока и Камчатки в частности – максимально использовать этот ресурс. Из экспортера сырья мы можем стать центром глобальных торговых, производственных и транспортных потоков, определяющих новую геополитическую ситуацию в мире.

Есть направления, где отдача от инвестиций будет максимально быстрой, а заинтересованность властей и населения – высочайшей. Я бы выделил несколько наиболее перспективных направлений, основанных на преимуществах Камчатского края. Это минерально-сырьевой комплекс, туризм, рыбоводство и марикультура, прибрежное рыболовство и переработка морепродуктов, реформирование и модернизация энергетики и коммунальной сферы.

– Камчатка регион сложный и в климатическом, и в экономическом, и в социальном плане. На какие собственные ресурсы она сможет опираться в роли «точки роста», а на что их точно не хватит и придется ждать помощи центра?

– Думаю, надо развеять некоторые мифы или стереотипы, которые касаются и Камчатского края, и Дальнего Востока вообще. Один из мифов – то, что это «очень далеко». Сразу возникает вопрос: от чего? От европейской части России, от стран ЕС мы, и правда, далековато. А что, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Корея – близко? Тем не менее эти страны пре­одолели сложности, сумели превратить «недостатки» в достоинства и демонстрируют рост и стабильность своей экономики. Но рынок, куда мы стремимся и на котором хотим быть конкурентоспособными (о чем говорил и президент в своем Послании), – это страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а до них с той же Камчатки уже рукой подать. Вот они, наши партнеры и наши инвесторы. Хотя Камчатка в первую очередь представляет интерес для инвесторов из Китая, Индии, Кореи, Японии, мы остаемся привлекательными и для европейского бизнеса – италь­янцев, французов, чехов.

– На Дальнем Востоке планируется создание территорий опережающего развития (ТОР). С вашей точки зрения, это экономически оправдано?

– Подход, заложенный в основу ТОР, уже не раз опробован в мире при реализации стратегий прорывного характера – в принципе, это территория особого социально-экономического развития или особая экономическая зона. Жизнеспособной она будет, если окажется востребованным то предназначение, ради которого она создается. Об этом говорит и успешный мировой опыт функционирования территорий опережающего развития. В данном случае Камчатский край предложил несколько проектов, в разработке которых принимала участие и «Корпорация развития Камчатского края», и один из них – это проект портово-промышленной, транспортно-логистической территории опережающего развития «Камчатка» как опорной части национальной транспортной системы. Речь идет о Северном транспортном коридоре и Северном морском пути как его базовой составляющей, а также о всей связанной с ним инфраструктуре, предприятиях, портах и так далее.

На данный момент традиционными маршрутами из Азии, Америки в Европу и обратно через Суэцкий и Панамский каналы за год перевозится более 900 млн тонн грузов. Россия предлагает альтернативные, более экономичные, короткие и безопасные транспортно-логистические решения. Но это должен быть государственный мегапроект, хоть и при участии частных инвесторов. Развитие Северного транспортного коридора и Севморпути как его составляющей части придаст импульс к активизации межрегиональных и международных отношений. От реализации этого проекта можно ожидать кумулятивный эффект: даже если прочие субъекты РФ не проявят особой активности, их экономика все равно пойдет в рост. Оживет север страны. Уникальные богатства Арктики смогут естественно ускорить свой путь к потребителю, к центрам переработки. Их себестоимость будет ниже, а конкурентоспособность резко возрастет. Свою же роль правительство края и «Корпорация развития Камчатского края» видят в том, чтобы готовить и формировать инженерную инфраструктуру для проекта, искать инвесторов и создавать условия, чтобы деловой климат в регионе способствовал развитию Камчатки.

– Какой экономический эффект может дать развитие Севморпути или создание ТОР?

– Вопрос развития ТОР – это стратегия, и не стоит рассматривать возможный эффект в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Это создание нового, и, следовательно, выхода на ощутимый эффект можно ожидать только через 5–10 лет. Это, конечно, не означает того, что этим не надо заниматься. Но надо понимать все риски, связанные с данным фактором, и быть готовыми к возможным последствиям этих рисков.

А эффект от развития Севморпути… Здесь эксперты называют разные цифры. Наиболее близко к нашим прогнозам то, что примерно к 2022 или 2025 году количество перевозок через Северный морской путь может возрасти до 60 млн тонн. Транзитные грузы в этих перевозках могут составлять не более 10–15 млн тонн, но и этого уже будет достаточно, чтобы СМП стал выгодной транспортной артерией мирового значения, а влияние на экономику Камчатки значительным. Так что посчитать нетрудно, а вот эффекты могут начать проявляться с момента старта реализации этого проекта. Поэтому реализация проекта портово-промышленной, транспортно-логистической территории опережающего развития «Камчатка» приобретает исключительно важное стратегическое значение для Российской Федерации.

– Сколько же денег потребуется вложить в развитие Северного морского пути?

– Точно посчитать пока трудно. Проекта как такового пока нет. По самым приблизительным прогнозам экспертов, в модернизацию и создание новых мощностей на всем протяжении Севморпути потребуются триллионы рублей. Но нужно понимать, что это вложение в будущее России. Ее великое будущее.

– Кроме транспортно-логистической, минерально-сырьевой, рыбной какие еще конкурентоспособные отрасли есть смысл развивать на Камчатке?

– В первую очередь – туризм. Камчатка – уникальный и прекрасный край. С собственным огромным туристическим потенциалом. К сожалению, совсем немногие пока воочию смогли увидеть всю эту красоту. Данные экспертов по изучению туристических потоков показывают, что за прошедший год в мире путешествовало более одного миллиарда человек. Это колоссальная цифра. А если учесть, что население стран АТР в совокупности составляет порядка 40 % от общего числа жителей Земли, а это около 2,7 млрд человек, можете себе представить, какой здесь открывается потенциал для привлечения туристов.

– По сути, «Корпорация» работает около года. Чего вам не хватает больше всего – идей, проектов, денег, людей, энергии?

– Острее всего нам не хватает времени. У нас на Дальнем Востоке был целый список того, чего бы нам хотелось, но не было возможности сделать. А сейчас такие шансы появились. У нас есть идеи, их нужно воплотить в бизнес-планы, решить целую гроздь проблем с налогами, со скоростью и стоимостью подключения к энергетическим и инженерным сетям, с согласительными процедурами. Все это происходит гораздо медленнее, чем нам хотелось бы. А время не ждет. И инвесторы тоже, конкуренция за инвестиции в мире очень высокая. Мы пытаемся торопить время и наполнять каждый день реальным смыслом. Хочется верить, что мы на правильном пути и у нас все получится. И здесь очень хочется, чтобы все понимали: наша удача, наша история успеха – это и история успеха для всей Камчатки, всего Дальнего Востока, всей России. Это будет наша общая победа, наше общее завтра.

EastRussia.ru - информационный партнер Инвестиционного форума "Дальний Восток - 2014"

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов