Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Мягкая сила» и притяжение Азии

Как оставить молодежь на Дальнем Востоке, рассуждает проректор ДВФУ

Дальний Восток на протяжении последних десятилетий был территорией стабильного оттока талантов, и только последние несколько лет — становится местом робкого притока инвестиций. Проректор по развитию Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов размышляет о том, какой должна быть роль учреждения высшего образования в обеспечении талантливыми кадрами проектов на Дальнем Востоке.

«Мягкая сила» и притяжение Азии
Фото: Сайт ДВФУ

Дмитрий Земцов

Проректор по развитию Дальневосточного федерального университета
На Дальнем Востоке есть талантливые школьники. Но, к сожалению они уезжают из региона сразу после окончания школы. Тем самым из региона уже в школьном возрасте вымываются те, кто потенциально мог бы здесь остаться, в том числе с семьями, и продолжить профессиональный рост. Справиться с задачей оставить этих детей можно только через объединение усилий множества сторон. Но координирующую роль здесь может сыграть как раз федеральный университет. 

Перспектива такова, что Дальний Восток — это общероссийский проект. И для того, чтобы обучение было качественным, нужно вовлекать ресурсы не только системы образования региона, но и всей страны. Это можно сделать путем привлечения хорошо зарекомендовавших себя практик в области образования в нашей стране и зарубежом. 

Конечно, университет может вообще никак не взаимодействовать со школой, просто «потребляя» лучших учеников. Но вообще-то школьный учитель — человек творчества, и он заинтересован во взаимодействии с другими творческими людьми. Заходя в школу, становясь интеллектуальным центром, повышая квалификацию, предлагая хорошие практики, университет через режим «мягкой силы» может оказывать очень значительное влияние на учительское сообщество. 

Мы уже начали движение в этом направлении. В апреле приняли участие в конкурсе, объявленном Минобрнауки на создание научно-образовательных центров математического образования. Есть такая версия, что в ДВФУ получится создать центр непрерывного математического образования. Мы имеем все возможности и ресурсы, чтобы создать такую структуру, которая вовлекала бы школьников в вертикаль математического образования вплоть до аспирантуры. 

Когда мы провели аналитику, что есть вокруг нас, получилось, что Сингапурский университет, Пекинский университет и другие, сильные по рейтингам математического образования, — очень рядом с нами. А здесь, на Дальнем Востоке России, такого центра нет. Хотя он очень нужен — аккумулировать вокруг себя и сильных школьников, и сильных учителей. Подобные проекты есть и при МГУ — университетская гимназия, и при Новосибирском госуниверситете. 

Мы активно готовимся к открытию Школы для одаренных детей при ДВФУ. Дальневосточный лицей откроет свои двери 300 школьникам с 8 по 11 классы 1 сентября 2018 года. В ней будут обучаться дети, проживающие во Владивостоке, проявляющие интерес к математике, физике, биологии, математике и информатике. Здание школы имеет историческую ценность, изначально оно строилось под коммерческое училище, где обучались дети с 1 по 10 классы. Это старинный особняк во Владивостоке на Суханова, 8, похожий на Хогвартс. Там же по договоренности с ДВФУ и АСИ Администрация Приморского края после прохождения конкурсных процедур планирует открыть детский технопарк «Кванториум», где по программам дополнительного образования будут обучаться приморские школьники и учителя. Вторая школа будет открыта чуть позже, и это будет школа-интернат в кампусе, куда мы сможем собирать детей со всей России. Ее еще предстоит построить. 

У нас нет опасений, что одаренные дети, которых мы заберем в лицей, не попадут в орбиту ДВФУ. Задача в том и состоит, чтобы по индивидуальной образовательной траектории довести ученика с 7-го класса — и до контакта с будущим работодателем. Форм закрепления достаточно. Например, проектные школы, когда ребята в течение длительного времени работают вместе с университетом над конкретным практическим проектом, и потом — неизбежно остаются нашими соратниками. 

Дети по природе своей не хотят отрываться от дома. Но если они хорошо учатся, то сами родители настраивают их, зная экономическую ситуацию в регионе, на карьеру на западе. Мы поняли, что нужно работать с родителями. 

Показать, что ребенок получит больше бонусов, если будет здесь. Причем показать это родителям 300-балльника не только с Дальнего Востока, но и из центра страны. 

Аргумент один: траектория через магистерские программы будет построена с технологическими компаниями из Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы сможем предложить талантливым детям индивидуальную учебную и профессиональную траекторию развития карьеры. Это, конечно, пока точечная и штучная работа, мы не говорим о тысячах привлеченных. Сейчас много компаний заходят в Дальневосточный регион. Идет настоящая охота за талантами во всем мире и Дальний Восток не исключение. Компании региона присутствия понимают, что все кадры с запада не привезешь, нужно выращивать в регионе. 

С другой стороны, талантливые ребята готовы уйти в самозанятость. И мы как университет им говорим: смотрите, с одной стороны есть наши партнеры по образовательным программам. Но параллельно — мы создаем и структуру 
технологического предпринимательства, под которую отводится значительная часть  кампуса. Там можно будет попробовать себя на рынке, находясь еще в стенах университета, в том числе встраиваясь в Национальную технологическую инициативу, и на выходе получить не только диплом, но и действующее ООО.