Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

What is Kamchatka

"The fish, food and mining industries are our foundation"

About the "three pillars" of the economy of Kamchatka, about innovative fertilizers from fish waste and why in Moscow there is practically no caviar of roe - EastRussia was told by the vice-chairman of the government of the Kamchatka Territory Marina Saturday.

What is Kamchatka

- Marina Anatolievna, Kamchatka has a subsidized budget, it's not a secret. How do you work on increasing the share of own funds?

- Yes, if the total budget of the region is somewhere 50 billion rubles, then its own income in it is about 20. We are trying to increase the share of our own revenues to the budget, but so far it does not happen as quickly as we would like.

The fish, food and mining industries are our foundation.

The fish industry brings a significant amount of tax revenues to the budget and has been the leading producer of fish in the country for several years (Kamchatka extracts more than 20% of fish). Thanks to investments in the fishing industry, this trend will continue. We have built a lot of modern fish processing plants, having invested more than 10 billion rubles in them over the past three years. This is all private investment. The industry is supported only by subsidizing the interest rate - and this is important.

Until recently, a lot of fish left for us abroad, but because of the current situation with import substitution, we are ready to supply fish to the European part of the country, including the Northern Sea Route. We already had such experiences, when we were shipping steamships, and the fish calmly reached Murmansk and further fell into our European part.

In addition, we work with entrepreneurs to open stores in Moscow and the region. We are striving to have separate shops with our brand, because it is very difficult to communicate the difference to the buyer and achieve recognition when all food products, including those grown artificially, are presented on the counter.

In addition, we are ready to bring our mineral water to the domestic market. Visiting the capital, I have not found one like our “Malkinskaya” (this is not my patriotism). We are ready to offer sausages and pastries - for example, “Bird's milk”, “Blue Lake”, “Meteorite” of the Kamchatka food factory.

- In Moscow, some metro stations have small shops where they sell Sakhalin caviar and seafood. Will you adopt the experience of neighbors and create specialized networks in the capital?

- While in Moscow there are no specialized shops where Kamchatka roe will be sold. Last year at the fair "Golden Autumn" in Moscow we saw the sign "Kamchatka caviar". Come - lies whitefish, it's not ours, caviar, too. Only in one place caviar was Kamchatka. Therefore, to say with certainty, how much that is sold in the capital, has to do with Kamchatka, I can not. Organized trade, we have not yet come, only with some network stores agreed on the supply. But the share is still very small.

- How are the mining and manufacturing industries developing?

- Even in a crisis in the country's economy as a whole, these areas show growth rates. In Kamchatka, in addition to the TOP, investment projects are being formed. On this line, we announced four projects. The investment project for gold mining at the Ozernovskoye field was the first Kamchatka project to receive state support for infrastructure development. Another important project for the development of Kamchatka's mining industry is the construction of Ametistovy GOK.

The project for the construction of a mine in the Baranyevskoye gold mine is in the process of project documentation. Why are we declared in the Ministry of East Development? We have difficulties in the region with infrastructure - these are roads and electricity. Each of these projects will receive support for the construction of, for example, or roads, or power lines. This is very important for us, since the creation of infrastructure not only stimulates economic growth, but also affects the development of nearby villages.

- Is the Sokoch project just a livestock complex or a food industry?

- Today there is very little in Kamchatka as such unprocessed products in agriculture. Enterprises have their processing plants. Therefore, this is the second industry, which last year gave us 11% growth, and today it also pays 10% to the level of the previous year. This is a serious pace, especially if we consider that there is a crisis in the country. Therefore, the industry is also recognized as a priority. We are talking not only about import substitution, but also about providing Kamchatka with our own food. At the moment we produce 30% milk, 12-13% meat, 70-80% eggs and almost completely provide ourselves with potatoes and vegetables (the difference is only for early products).

Now in Sokoche we have built the first stage of the agro farm "Sokoch". Later, there will be the reproduction of pigs, and in the village of Lesnoye, land is allocated for the construction of a livestock complex for 36 thousand heads. We imported a Canadian breed of pigs. We forwarded them by plane from Canada.

Among the important projects for Kamchatka are the reconstruction of the broiler poultry factory in the Elizovo District. Practically 8,5 thousand tons of poultry meat - consumption in Kamchatka. A broiler poultry farm is the project that will provide 5 thousand tons.

It is impossible not to say about the hothouse economy. Today in Kamchatka there is no organized large industrial hothouse economy, but only private ones. And the first projects for us will appear within the territory of the advanced development (TOP) "Kamchatka". This is the agro-industrial park "Zelenovskie ozerki", where we plan to build two greenhouse complexes, there are already investors. The land is allocated for the construction of a greenhouse complex at 5 ha in the Vulkannoy area. Carrying cucumbers and tomatoes is expensive, especially since we can grow vegetables ourselves. This is a fairly promising direction. Before the imposition of the embargo on Kamchatka, there were Spanish vegetables, now many Chinese. But we are sure that our quality will be higher.

- How are you going to achieve high yields? Some thermal waters are unlikely to help ...

- In the development of agriculture, we also engaged science. The company "Biotechnology" has developed an innovative fertilizer from fish waste, trying to obtain documents for the invention. The company has already built a small greenhouse, growing salads, vegetables and mushrooms. Now the effect of these fertilizers is being investigated on forage crops in Kamchatka conditions. We import solid fertilizers from the central part of the country where chemical production is developed. It is clear that transportation costs are not very comfortable impact on the cost of fertilizers (we have to subsidize them) and subsequent products.

Our fertilizer - organic and in composition corresponds to complex additives. It can also be used as hydroponics in greenhouses for growing vegetables. The first salads in pots, cucumbers and tomatoes confirm the effectiveness. In addition, the production of a new fertilizer will solve the ecological problem: of course, fishmeal is prepared from fish waste in the province, but some of it is still used for recycling. And here it will be practically non-waste production.

- Where is it planned to sell local products?

- In addition to sales in supermarkets, we are working to create a chain of stores of local producers. It is the initiative of business - to create platforms for the realization of its products. In such stores is much lower prices, because the supplies go without intermediaries. Plus we take on a portion of the rent. And, accordingly, due to this, we dictate to manufacturers the condition that the product be percent on 20 is exactly lower than in other stores. Today, fish processing and agricultural enterprises are involved in this project, and large farmers are entering. Under this scheme, we already have four shops in the city, we are negotiating the opening of a store in Elizovo. These points with natural products are popular, so we do not have problems with the sale of the goods. We even think about switching to another format - the creation of supermarkets of local products.



- You talked about livestock and vegetable production. And how is the dairy industry represented in the province?

"We have natural milk. State Farm "Zarechny" last year built a new plant, which produces modern "tetrapak" kefir, acidophilus, fermented. The products, of course, are not stored for a month, because without additives.

We have built a new plant in the Milkovo district. In Bystrinsky and Ust-Kamchatsky districts - small modular complexes for processing. The base is created, we are working on the reconstruction of livestock buildings. In the city is the former state farm Petropavlovskiy (we call it since Soviet times), now the Zaozerny cooperative - it cooperates with the city dairies: the dairy plant is equipped with modern equipment to process the products of the cattle-breeding complex. And the cattle breeding complex was reconstructed, as they say, "according to the last word": robots have been installed, and the cows will be kept free from any contamination.

- According to the results of the National Rating of the Investment Climate in the Subjects of the Russian Federation in 2015, which was prepared by the Agency for Strategic Initiatives together with leading business associations, the Kamchatka Territory was the first in the Far East and 32 in the country. Have such positions become a surprise for you?

- Of course. But we are pleased that the business appreciated our efforts to create an investment climate in the region. To date, the investment boom in absolute numbers has not happened. We worked more on tax relief legislation, introduced regulatory impact assessments, we discuss all the regulations together with the business. Given that we are a subsidized region, it is difficult for us to do this.

- How to attract investment to the edge?

- Investments in one day will not go to the region, especially with our severe restriction in infrastructure. When we discussed the tourist and recreational site on Paratunka, the main problem was water, as the current water conduit is at the limit, and we need to build a new one from the Upper Paratuno sources. Finally, it was decided that this infrastructure will be built - and we have a bunch of residents who want to create projects nearby. Therefore, expectations are largely associated with the removal of infrastructure constraints.

If we talk about the mining industry, then in the territory of the region there are many unconfirmed reserves of deposits. Investments in the industry are on. And these are major projects, including the creation of jobs.

In agriculture, powerful, in terms of cost, greenhouse complexes. But we do not shy away from small projects, and reconstruction is done step-by-step - this is also an investment. Therefore, I think that, probably, a tangible growth in investment will start here next year.

In recent years, the volume of investment has declined. But this year for the first half of the year we received growth of more than 8%.

We have always paid much attention to infrastructure, built a runway, gas pipeline, bridges. This is the artery that gives life to our regions. Today, please, openly a normal message, available at any time of the year, with Ust-Kamchatsky is the area where we have a lot of fish enterprises.

We pin great hopes on the territory of advanced development, within which the infrastructure will be built, and investors will be provided with benefits. TOR "Kamchatka", consisting of several sites, the only TOR of such a plan in the Far East.

- You named the TOP "Kamchatka", four investment projects. It is clear that Russian companies become participants in many projects. Foreign investors show interest in the sites?

"Last year we held an Investment Forum in Kamchatka, and all the time I remember one Japanese who said:" I've heard a lot about Kamchatka. It must be seen. You must bring people here, you must bring the foreigners and show them to her. Indeed, the impression is completely different. "

For example, Indians came to us, they are interested in coal. The Kamchatka Territory Development Corporation is now working with them.

We have a lot of connections with the Chinese. They have been visiting our “Golden Autumn” for several years; we had them at the Russian-Chinese Expo last year. And this year, we have a lot of delegations from China, which, among other things, are considering sites in the port and in the Torus Kamchatka.

With the Koreans, an agreement has been concluded between Kamchatka (we and Primorye), they conduct an analysis of our economy and give us recommendations on how to present it to businessmen of Korea, as they understand their investors better.

The Japanese have a slightly cool relationship, so to say, the matter "stalled". But a couple of years ago the interest of their business to us was great.

And in the Amur region, and in Primorye, there are many foreign investors, but there is practically no free land left. And for a long time we remained a closed region, and now, I think, we are the most promising area, with the attention that the state pays to the Far East.

- Is there enough labor to implement large-scale projects?

- Specialists will have to attract and prepare. Despite all the economic crises, the indicators on the labor market are stable, the unemployment rate is low. We are working to attract specialists: within the state program there is support for the acquisition of housing, some lifting. So, last year more than 80 doctors came to us. Plus, the construction of a large regional hospital is underway, it will also require highly qualified specialists.

Now we are talking about training for the economy as a whole. Of course, our local technical schools and universities - Technical University - are preparing professionals. But they are not enough.

At the St. Petersburg Economic Forum, I met with the first vice-rector of the Polytechnic University of St. Petersburg. We discussed several options for cooperation. You can find ready-made personnel in the Leningrad region, attract students to practice or enter into contracts with graduates, offering them normal conditions, or, realizing that the project will start in about 3-4-5 years, produce a target enrollment to the university, and this mechanism the state is ready to support. To the educational program, we pull up entrepreneurs. We have created a “one window” where any initiator with a business plan can declare. When we let this project go to work, we see how much and what kind of personnel it needs. If this is a real project, then the businessman “raises” the staff for himself. Here, the target set plays a certain role, and the entrepreneur provides practice and, perhaps, even pays for travel. Accessibility flight should be. This is one of the factors that hinders the involvement of specialists from other regions.

There are a lot of graduates in different parts of the country who work not in their specialty. And if today in Kamchatka there are modern production and social guarantees, then they will go to us. Kamchatka is different: those who have not been here for ten years, come and are surprised.

August 14: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

На чем стоит Камчатка

«Рыбная, пищевая и горнодобывающая промышленность – это наша основа»

О «трех китах» экономики Камчатки, об инновационных удобрениях из рыбьих отходов и почему в Москве практически нет камчаткой икры – EastRussia рассказала врио заместителя председателя правительства Камчатского края Марина Суббота.

На чем стоит Камчатка

- Марина Анатольевна, Камчатка имеет дотационный бюджет, это не секрет. Как вы работаете над тем, чтобы увеличить долю собственных средств?

- Да, если общий бюджет региона где-то 50 млрд рублей, то собственных доходов в нем около 20. Мы стремимся увеличить долю собственных поступлений в бюджет, но пока это происходит не так быстро, как бы нам хотелось.

Рыбная, пищевая и горнодобывающая промышленность – это наша основа.

Рыбная отрасль приносит существенный объем налоговых поступлений в бюджет и уже несколько лет является лидирующей по добыче рыбы в стране (Камчатка добывает более 20% рыбы). Благодаря инвестициям в рыбную отрасль эта тенденция будет сохраняться. Мы очень много построили современных рыбоперерабатывающих заводов, вложив в них за последние три года более 10 млрд рублей. Это все частные инвестиции. Поддержка отрасли осуществляется только субсидированием процентной ставки – и это важно.

До недавнего времени много рыбы уходило у нас за рубеж, но из-за сегодняшней ситуации с импортозамещением мы готовы поставлять рыбу в европейскую часть страны, в том числе по Северному морскому пути. У нас уже были такие опыты, когда мы отправляли пароходы, и рыба спокойно доходила до Мурманска и дальше попадала в нашу европейскую часть.

Помимо этого, мы работаем с предпринимателями, чтобы открыть магазины в Москве и области. Мы стремимся к тому, чтобы у нас были отдельные магазины с нашим брендом, потому что очень трудно донести до покупателя разницу и добиться узнаваемости, когда на прилавке представлена вся рыбопродукция, в том числе искусственно выращенная.

Кроме того, мы готовы вывести на отечественный рынок нашу минеральную воду. Бывая в столице, я не нашла такой, как наша «Малкинская» (это не мой патриотизм). Мы готовы предложить колбасные изделия и кондитерские изделия – например, «Птичье молоко», «Голубое озеро», «Метеорит» Камчатского пищекомбината.

- В Москве около некоторых станций метро есть небольшие магазинчики, где продают сахалинскую икру и морепродукты. Будете ли вы перенимать опыт соседей и создавать в столице специализированные сети?

- Пока в Москве специализированных магазинов, где бы продавалась камчатская икра, нет. В прошлом году на ярмарке «Золотая осень» в Москве мы увидели вывеску «Камчатская икра». Подошли - лежит белорыбица, совершенно не наша, икра тоже. Лишь в одном месте икра оказалась камчатской. Поэтому с уверенностью сказать, насколько то, что продается в столице, имеет отношение к Камчатке, я не могу. Организованной торговлей мы еще не зашли, лишь с кое-какими сетевыми магазинами договорились о поставках. Но доля все равно очень маленькая.

- Как развиваются горнодобывающая и обрабатывающая отрасли?

- Даже при кризисе в экономике страны в целом эти направления показывают темпы роста. На Камчатке, помимо ТОРа, формируются инвестиционные проекты. По этой линии мы заявили четыре проекта. Инвестпроект по добыче золота на Озерновском месторождении стал первым камчатским проектом, получившим господдержку на развитие инфраструктуры. Еще один значимый для развития горной промышленности Камчатки проект – «Строительство ГОК «Аметистовый».

Проект строительства ГОК на золоторудном месторождении «Бараньевское» проходит стадию проектной документации. Почему мы заявляемся в Минвостокразвития? У нас сложности в регионе с инфраструктурой - это дороги и электроэнергия. Каждый из этих проектов получит поддержку на строительство, например, или дороги, или линии электропередачи. Это для нас очень важно, так как создание инфраструктуры стимулирует не только экономический рост, но влияет на развитие близлежащих поселков.

- Проект «Сокоч» - только животноводческий комплекс или пищевая промышленность?

- Сегодня на Камчатке как таковой непереработанной продукции в сельском хозяйстве очень мало. Предприятия имеют свои заводы по переработке. Поэтому это вторая отрасль, которая в прошлом году у нас дала 11% роста, и на сегодняшний день к уровню прошлого года она тоже 10% плюсует. Это серьезные темпы, тем более если считать, что в стране кризис. Поэтому отрасль тоже признана приоритетной. Мы говорим не только об импортозамещении, но и об обеспечении Камчатки собственным продовольствием. На данный момент мы сами производим 30% молока, 12-13% мяса, 70-80% яйца и практически полностью обеспечиваем себя картофелем и овощами (разница только на раннюю продукцию).

Сейчас у нас в Сокоче построена первая очередь агрофермы «Сокоч» В дальнейшем там будет воспроизводство свиней, а в поселке Лесном выделена земля под строительство животноводческого комплекса на 36 тыс. голов. У нас завезена канадская порода свиней. Мы их переправляли самолетом из Канады.

В числе важных для Камчатки проектов - реконструкция бройлерной птицефабрики в Елизовском районе. Практически 8,5 тыс. тонн мяса птицы – потребление на Камчатке. Бройлерная птицефабрика - тот проект, который обеспечит 5 тыс.тонн.

Нельзя не сказать о тепличном хозяйстве. Сегодня на Камчатке нет организованного крупного промышленного тепличного хозяйства, а только частные. И первые проекты у нас появятся в рамках территории опережающего развития (ТОР) «Камчатка». Это агропромышленный парк «Зеленовские озерки», где мы планируем возвести два тепличных комплекса, уже есть инвесторы. Выделена земля под строительство тепличного комплекса на 5 га в районе Вулканного. Везти огурцы и помидоры дорого, тем более, что мы сами можем выращивать овощи. Это достаточно перспективное направление. До введения эмбарго на Камчатке были испанские овощи, сейчас много китайских. Но мы уверены, что наше качество будет выше.

- Как вы собираетесь добиться высокой урожайности? Одни термальные воды вряд ли помогут…

- В развитии сельского хозяйства мы задействовали еще и науку. Фирма «Биотехнология» разработала инновационное удобрение из рыбных отходов, пытается получить документы на изобретение. Предприятие уже построило небольшую теплицу, выращивает салаты, овощи и грибы. Сейчас действие этих удобрений исследуется на кормовых культурах в Камчатских условиях. Мы завозим твердые удобрения из центральной части страны, где развито химпроизводство. Понятно, что транспортные расходы не очень комфортно отражаются на стоимости удобрений (нам приходится их субсидировать) и последующей продукции.

Наше удобрение – органическое и по составу соответствует комплексным добавкам. Оно также может использоваться как гидропоника в теплицах для выращивания овощей. Первые салаты в горшочках, огурцы и помидоры подтверждают эффективность. Кроме того, производство нового удобрения решит экологическую проблему: из рыбных отходов в крае, конечно, готовят рыбную муку на комбикорм, но часть все равно идет на утилизацию. А здесь получится практически безотходное производство.

- Где планируется реализовывать местную продукцию?

- Помимо продажи в супермаркетах, мы работаем над созданием сети магазинов местных товаропроизводителей. Это инициатива бизнеса – создавать площадки для реализации своей продукции. В таких магазинах гораздо ниже цены, потому что поставки идут без посредников. Плюс мы берем на себя часть арендной платы. Ну и, соответственно, за счет этого диктуем производителям условие, чтобы продукция была процентов на 20 точно ниже, чем в других магазинах. Сегодня в этом проекте участвуют рыбоперерабатывающие и сельскохозяйственные предприятия, фермеры крупные заходят. По такой схеме у нас уже работает четыре магазина в городе, ведем переговоры об открытии магазина в Елизово. Эти точки с натуральной продукцией пользуются популярностью, поэтому проблем с реализацией товара у нас нет. Мы даже думаем о переходе на другой формат – о создании супермаркетов местной продукции.

- Вы рассказали о животноводстве и овощеводстве. А как представлена молочная отрасль в крае?

- Молоко у нас натуральное. Совхоз «Заречный» в прошлом году построил новый завод, где выпускает в современных «тетрапаках» кефир, ацидофилин, ряженку. Продукция, конечно, не хранится месяц, потому что без добавок.

Новый завод у нас построен и в Мильковском районе. В Быстринском и Усть-Камчатском районах - небольшие модульные комплексы по переработке. База создана, мы работаем над реконструкцией животноводческих помещений. В черте города находится бывший совхоз «Петропавловский» (мы его так с советских времен называем), сейчас кооператив «Заозерный» - у него кооперация с городским молокозаводом: на молокозаводе устанавливается современное оборудование, чтобы перерабатывать продукцию животноводческого комплекса. А животноводческий комплекс реконструирован, как говорится, «по последнему слову»: установлены роботы, будет осуществляться беспривязное содержание коров.

- По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2015 году, который был подготовлен Агентством стратегических инициатив совместно с ведущими деловыми объединениями, Камчатский край оказался первым по Дальнему Востоку и 32-ым по стране. Стали ли для вас такие позиции неожиданностью?

- Безусловно. Но нам приятно, что бизнес оценил наши усилия по созданию инвестиционного климата в регионе. На сегодняшний день бума инвестиций в абсолютных цифрах не случилось. Мы больше работали над законодательством о налоговых льготах, вводили оценку регулирующего воздействия, все нормативные акты мы обсуждаем вместе с бизнесом. При том, что мы регион дотационный, нам это сложно делать.

- Каким же образом привлечь в край инвестиции?

- Инвестиции в один день не зайдут в край, тем более при нашем жестком ограничении в инфраструктуре. Когда мы обсуждали туристско-рекреационную площадку по Паратунке, то главная проблема заключалась в воде, так как нынешний водовод на пределе, и нужно строительство нового с Верхнепаратунских источников. Наконец, принято решение, что эта инфраструктура будет строиться - и у нас появилась еще куча резидентов, желающих рядом создавать проекты. Поэтому ожидания во многом связаны со снятием инфраструктурных ограничений.

Если говорить о горнорудной промышленности, то на территории края много еще не подтвержденных запасов месторождений. Инвестиции в отрасль идут. А это крупные проекты, в том числе и по созданию рабочих мест.

В сельском хозяйстве мощные, в плане стоимостном, тепличные комплексы. Но мы не чураемся и мелких проектов, и реконструкции делаем поэтапные – это же тоже инвестиции. Поэтому я думаю, что, наверное, ощутимый рост по инвестициям начнется у нас со следующего года.

В последние годы объем инвестиций у нас снижался. Но уже в этом году за полугодие мы получили рост более 8%.

Мы и прежде большое внимание уделяли инфраструктуре, строили взлетную полосу, газопровод, мосты. Это та артерия, которая дает жизнь нашим регионам. Сегодня, пожалуйста, открыто нормальное сообщение, доступное в любое время года, с Усть-Камчатским - это тот район, где у нас очень много рыбных предприятий.

Большие надежды мы связываем с территорией опережающего развития, в рамках которой будет построена инфраструктура, а инвесторам предоставлены льготы. ТОР «Камчатка», состоящий из нескольких площадок, единственный ТОР такого плана на Дальнем Востоке.

- Вы назвали ТОР «Камчатка», четыре инвестиционных проекта. Понятно, что российские компании становятся участниками многих проектов. Иностранные инвесторы проявляют интерес к площадкам?

- В прошлом году проводили Инвестиционный форум на Камчатке, и я все время вспоминаю одного японца, который сказал: «Я очень много слышал про Камчатку. Ее надо видеть. Вы должны привозить сюда людей, должны привозить иностранцев и показывать им ее. Действительно, впечатление совершенно другое».

Например, к нам приезжали индийцы, им интересен уголь. Корпорация развития Камчатского края сейчас с ними работает.

У нас очень много связей с китайцами. Они несколько лет посещают нашу «Золотую осень», мы у них были на российско-китайском ЭКСПО в прошлом году. И в этом году у нас очень много делегаций из Китая, которые в том числе рассматривают площадки и в порту, и в ТОР «Камчатка».

С корейцами у Камчатки заключено соглашение (у нас и у Приморья), они проводят анализ нашей экономики и дадут нам рекомендации, как преподносить ее бизнесменам Кореи, так как они лучше понимают своих инвесторов.

У японцев в силу охлажденных отношений немножко, так скажем, дело «застопорилось». Но пару лет назад интерес их бизнеса к нам был большой.

И в Амурской области, и в Приморье много инвесторов-иностранцев, но там свободной земли практически не осталось. А мы долго оставались закрытым регионом, и поэтому теперь, я думаю, мы самая перспективная площадка при том внимании, которое государство уделяет Дальнему Востоку.

- Хватит ли трудовых ресурсов, чтобы воплотить в жизнь масштабные проекты?

- Специалистов придется привлекать и готовить. Несмотря на все экономические кризисы, показатели на рынке труда у нас стабильные, уровень безработицы низкий. Мы работаем над привлечением специалистов: в рамках госпрограммы существует поддержка по приобретению жилья, какие-то подъемные. Так, в прошлом году к нам приехало более 80 врачей. Плюс идет строительство крупной краевой больницы, она тоже потребует высококвалифицированных специалистов.

Сейчас мы говорим о подготовке кадров для экономики в целом. Безусловно, наши местные техникумы и вузы - Технический университет - готовят профессионалов. Но их не хватает.

На Петербургском экономическом форуме я встречалась с первым проректором Политехнического университета Санкт-Петербурга. Мы обсудили несколько вариантов сотрудничества. Можно найти в Ленинградской области уже готовые кадры, привлекать студентов на практику или заключать с выпускниками договора, предложив им нормальные условия, а можно, понимая, что проект запустится приблизительно через 3-4-5 лет, производить целевой набор в вуз, и этот механизм государство готово поддержать. К образовательной программе мы подтягиваем предпринимателей. У нас создано «одно окно», куда любой инициатор с бизнес-планом может заявиться. Когда мы пускаем этот проект в работу, то видим, сколько и какие кадры ему нужны. Если это реальный проект, то бизнесмен «растит» кадры для себя. Здесь целевой набор играет определенную роль, а предприниматель обеспечивает практику и, может быть, даже проезд оплачивает. Доступность перелета должна быть. Это один из факторов, который мешает привлечению специалистов из других регионов.

Очень много выпускников в разных частях страны, которые работают не по специальности. И если сегодня на Камчатке будут современные производства и социальные гарантии, то к нам поедут. Камчатка уже другая: те, кто здесь не был лет десять, приезжают и удивляются.