Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

To the Far East - for the land?

Residents of the Khabarovsk Territory can already apply free hectares

In the Khabarovsk Territory a new law has come into force that will allow the residents of the region to receive free of charge the Far Eastern Hectares promised recently by the Ministry of Regional Development, without waiting for the adoption of a federal law.

To the Far East - for the land?

The Law of Khabarovsky Krai № 104 from 29.07.2015 "On the regulation of land relations in the Khabarovsk Territory" to some extent duplicates the document currently undergoing public discussion on the federal portal of draft normative and legal acts, "On the features of granting land plots in the Far Eastern Federal District."

According to the regional law, land plots will be provided to residents of the Khabarovsk Territory for free use for a period of 5 years. During this time the site should be used for personal subsidiary farming, individual housing construction, for horticulture or production of agricultural products. Five years later - provided that the land was used for its intended purpose - it can be (also free of charge) to get into the property and then dispose of it at its discretion, including selling.

As the head of the department for regulation of land relations of the Ministry of Investment and Land and Property Policy of the Khabarovsk Territory, Andrei Primak, told EastRussia, the law No.104 has, among other things, the goal of providing additional opportunities for large families in obtaining land plots. In addition, the draft federal law only extends the provision of land, in particular for individual housing construction, and facilitates the procedures for such provision.

- Without the adoption of the regional law that established the territory of the provision of sites, the new federal law will not work, - said Andrei Primak. - In addition, the obligation of the RF subject to adopt such a law is specified in the Land Code.

According to the head of the department for regulating land relations, regional law defined 17 municipal districts of the province, in which land is granted to citizens for free use for a period of not more than six years to maintain a personal subsidiary farm or to carry out a peasant (farming) economy.

However, according to Minvostokrazvitiya, the regional law is narrower than the draft law developed jointly with the Ministry of Economic Development. As Deputy Director of the Department of Territorial and Social and Economic Development of the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Far East Alexander Krutikov told EastRussia, according to the regional law, it is possible to obtain land plots in four cases.

The first - for the conduct of the peasant farmer and personal subsidiary farming. In this case we are talking only about the local residents who have a permanent registration in the territory of this municipality.

The second case in which it is possible to obtain land - if it is planned for individual housing construction and maintenance of a personal subsidiary farm. For this it is necessary to live in a municipal formation and work on its territory in the specialty approved in the regional law. There are several such specialties: social work, agronomy, veterinary science, zootechny, as well as specialties in the areas of "health care" and "education and pedagogy".

In two of these cases, the land plot is provided for free use for up to 6 years and at the end of this period free of charge.

The third case concerns certain categories of citizens established by the regional law. These are socially important categories, for example, veterans of the Great Patriotic War, the disabled. They are given land immediately.

The fourth case is intended to stimulate business. A land plot can be granted to legal entities without holding a tender for a lease by decision of the highest regional official (governor) for the construction of social, cultural and domestic facilities.

In all these cases, the area of ​​the land plot is also limited by the current town planning regulations of each municipality. For example, for personal purposes - a personal farm, individual construction - a citizen can obtain a land plot from 6 to 25 acres. As noted by Alexander Krutikov, the Ministry of Territorial Development of the Russian Federation, when developing the mechanism of the "Far Eastern hectare", considered these norms to be limited and unattractive for the mass development of land plots.

It is assumed that the new law is aimed at developing agriculture in the province and attracting the population to the countryside. However, additional measures to support farmers in the province are not yet provided:

"At the federal level, options are being developed, but there are no concrete measures yet," Roman Isayev, the referent of the department for control of delegated powers of the Department of Territorial and Social and Economic Development of Minskostokvitiya, said. - Currently, the general programs of the regional Ministry of Agriculture for the support of agricultural producers are working - preferential loans for the purchase of planting material, the opportunity to take equipment in leasing. When there is a federal law - you can talk about something.

The movement has begun!

According to the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Far East, the program to provide "Far Eastern hectares" will help attract residents from other regions of Russia. So, recently the head of the ministry, Alexander Galushka, said that on condition of receiving land in the Far East, 30 million Russians are ready to move.

"Providing land is only one of the tools," says Nina Polichka, an expert at the Competition Development Department of the Russian Ministry of Economic Development. - Earlier, in tsarist times, the Far East drove behind the earth, then - after the "long ruble", but with time the incentives change, and we need to look for other motives.

According to the expert, today people move to other regions not for the land, but for the quality of life.

- Hectares, which will provide in the Far East, do not work for those who live here, and I do not know how they will work for others. Even the suburban six hundred square meters on our 90% are now empty, - said Nina Policka. - We will not get the influx of population in the region until we stop the outflow from here.

By the way, according to the Federal Migration Service of Russia for the Khabarovsk Territory, statistics on migration in the region is as follows: in 2013, 12072 people arrived in the province, 16152 people left. In 2014 year arrived in the region there were already less - 11204 people, who left, on the contrary, more - 17918 people. In 2015 same year, only seven months in other regions of Russia moved 15419 people.

"The demographic situation, the consequences of which we observe today, has been forming for many decades," said Professor Leonid Blyakher, Head of the Department of Philosophy and Cultural Studies of the Pacific State University, EastRussia. - I think that the panacea, which can solve the problem at once, simply does not exist. But every successful project realized here will gradually change the situation, and it is quite possible that in a couple of decades the situation will change: people will go here, and not from here.

According to the professor, over the past decade and a half, a gigantic stratum of clerks of various levels has developed in Russian society, and in the near future they can "find themselves on the street."

- And here it is extremely important to have spaces where all of them could move. If these spaces do not exist, then a social explosion with unpredictable consequences will be almost inevitable, - Leonid Blyakher is convinced.

For some, the Far Eastern hectare can be such a survival space, and if several conditions are met, after a few years, the region can begin to feed itself:

- If it will be at least tens of thousands of people, if these people are allowed to work quietly, they will provide at least roads and preferential energy tariffs and fodder. Moreover, on the basis of these small productions, and a hectare is very little, with the help of cooperation there can be trade networks and processing industries with new jobs. It is clear that there is a lot of "if" here: if the repressive apparatus habitually does not eat new producers, if the allocation of land does not "swoon" at the municipal or regional levels. If the land will be allocated where there is a minimum infrastructure and access to markets, if people have not lost the passion to feed themselves and loved ones. But if the land is not allocated, then even "if" does not arise.

This opinion is agreed by the director of the Institute of the Far-Eastern Research Institute of the Russian Ministry of Regional Development, Doctor of Economics, Professor Vadim Zausaev

- There are no serious studies on this issue, but I believe that any movement in this direction is correct. The only way out is to find out, by trial and error, how much the provision of land will help attract residents of other regions of Russia to the Far East.

Of course, as the economist observes, it is not enough to assume that “everyone will rush” to take the land: it is not enough for gaining a profit per hectare, besides, “part of the population has forgotten how to work on the land.”

- In three or four years, it will be clear whether this program gives results. But in any case, the main thing is that the movement began.

As for the accessibility of lands mentioned by Leonid Blyakher, which is already possible to receive for gratuitous use, while there are certain difficulties with this. According to the information of the Head of the Department for Regulation of Land Relations of the Ministry of Investment and Land and Property Policy of the Khabarovsk Territory, Andrey Primak, at present in the territory of the region about 25 000 ha (land from 2 ha to 8000 ha) in 15 municipal areas of land Agricultural purpose and rural settlements:

"Basically, these are lands that belonged to collective and state farms before and were used to grow vegetables, livestock, and haymaking. They are located at a certain distance from the settlements and our Russian field roads lead them. Electricity and gas there, of course, are not summed up, since then they were not needed.

There is no free land around Khabarovsk, said Andrei Primak. In any case, the draft federal law on the provision of land is provided for a distance no closer than 20 km from the city. However, for example, in 3-4 km east of Elban village there is an array of agricultural land with an area of ​​8 thousand hectares: a family of 3-4 people (and one hectare is allocated for each family member who reached 18 years) can take 20 acres in the village , Put a house on it and conduct agricultural production on several hectares.

As the head of the department for regulating land relations notes, the regional authorities have only organized the process of identifying such lands and accumulating information on the edge, the municipal land units (settlements) of the region pick the free land plots themselves, as only they have the right to dispose of land on their territory.

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

На Дальний Восток – за землей?

Жители Хабаровского края уже могут оформлять бесплатные гектары

В Хабаровском крае вступил в силу новый закон, который позволит жителям региона бесплатно получить обещанные недавно Минвостокразвития «дальневосточные гектары», не дожидаясь принятия федерального закона.

На Дальний Восток – за землей?

Закон Хабаровского края №104 от 29.07.2015 «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае» в какой-то мере дублирует документ, проходящий сейчас общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов, «Об особенностях предоставления земельных участков на территории Дальневосточного федерального округа».

Согласно краевому закону, земельные участки будут предоставляться жителям Хабаровского края в безвозмездное пользование сроком на 5 лет. В течение этого времени участок должен использоваться под личное подсобное хозяйство, индивидуальное жилищное строительство, для садоводчества или производства сельскохозяйственной продукции. Спустя пять лет – при условии, что земля использовалась по назначению – ее можно (также бесплатно) получить в собственность и далее распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и продавать.

Как рассказал EastRussia начальник отдела по регулированию земельных отношений министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края Андрей Примак, закон №104 имеет в том числе целью дать дополнительные возможности многодетным семьям в получении земельных участков. Кроме того, проект федерального закона только расширяет случаи предоставления земельных участков, в частности, для индивидуального жилищного строительства, и облегчает процедуры такого предоставления.

- Без принятия краевого закона, установившего территории предоставления участков, новый федеральный закон работать не будет, - заметил Андрей Примак. – Кроме того, обязанность субъекта РФ принять такой закон указана в Земельном кодексе.

По словам начальника отдела по регулированию земельных отношений, региональным законом определены 17 муниципальных районов края, в которых земельные участки предоставляются гражданам в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства.

Однако, по мнению Минвостокразвития, краевой закон более узкий, чем законопроект, разработанный совместно с Минэкономразвития. Как рассказал EastRussia заместитель директора Департамента территориального и социально-экономического развития Министерства РФ по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков, по региональному закону можно получить земельные участки в четырех случаях.

Первый – для ведения крестьянского фермерского и личного подсобного хозяйства. При этом речь идет только о местных жителях, имеющих постоянную регистрацию на территории данного муниципального образования.

Второй случай, при котором возможно получить землю, – если на ней планируется индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства. Для этого необходимо проживать в муниципальном образовании и работать на его территории по специальности, утвержденной в региональном законе. Таких специальностей несколько: социальная работа, агрономия, ветеринария, зоотехния, а также специальности по направлениям «здравоохранение» и «образование и педагогика».

В двух этих случаях земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование на срок до 6 лет и по истечении этого срока бесплатно.

Третий случай касается отдельных категорий граждан, установленных региональным законом. Речь идет о социально значимых категориях, например, ветераны ВОВ, инвалиды. Им земля предоставляется в собственность сразу.

Четвертый случай предназначен для стимулирования бизнеса. Земельный участок может быть предоставлен юридическим лицам без проведения торгов в аренду по решению высшего должностного лица региона (губернатора) для строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.

Во всех этих случаях площадь земельного участка также ограничивается действующими градостроительными регламентами каждого муниципального образования. Например, для личных целей – личное хозяйство, индивидуальное строительство – гражданин может получить земельный участок от 6 до 25 соток. Как отметил Александр Крутиков, Минвостокразвития РФ при разработке механизма «дальневосточного гектара» сочло эти нормы ограниченными и непривлекательными для массового освоения земельных участков.

Предполагается, что новый закон направлен на развитие сельского хозяйства в крае и привлечение населения в сельскую местность. Однако дополнительные меры поддержки фермеров в крае пока не предусмотрены:

- На федеральном уровне сейчас разрабатываются варианты, но конкретных мер еще нет, - рассказал референт отдела контроля переданных полномочий Департамента территориального и социально-экономического развития Минвостокразвития Роман Исаев. – В настоящее время работают общие программы краевого Минсельхоза по поддержке сельхозпроизводителей – льготные кредиты на приобретение посевного материала, возможность взять технику в лизинг. Когда появится федеральный закон – можно будет говорить о чем-то.

Движение началось!

Как считают в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока, программа предоставления «дальневосточных гектаров» будет способствовать привлечению сюда жителей других регионов России. Так, недавно глава министерства Александр Галушка сообщил, что при условии получения земли на Дальний Восток готовы переселиться 30 миллионов россиян.

- Предоставление земли – это лишь один из инструментов, - убеждена эксперт Департамента развития конкуренции Министерства экономического развития РФ Нина Поличка. – Раньше, в царское время, на Дальний Восток ехали за землей, потом – за «длинным рублем», но со временем стимулы меняются, и надо искать другие мотивы.

По мнению эксперта, сегодня люди переезжают в другие регионы не за землей, а за качеством жизни.

- Гектары, которые будут предоставлять на Дальнем Востоке, не работают для тех, кто живет здесь, и я не знаю, как будут работать для других. Даже дачные шесть соток у нас на 90% стоят сейчас пустыми, - заметила Нина Поличка. – Мы не получим приток населения в регион, пока не остановим отток отсюда.

Кстати, согласно данным УФМС России по Хабаровскому краю, статистика по миграции в регионе такова: в 2013 году в край прибыло 12072 чел., уехало 16152 чел. В 2014 году прибывших в край насчитывалось уже меньше - 11204 чел., уехавших, наоборот, больше - 17918 чел. В 2015 же году только за семь месяцев в другие регионы России перебрались 15419 человек.

- Демографическая ситуация, последствия которой мы наблюдаем сегодня, формировалась многие десятилетия, - рассказал EastRussia заведующий кафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета, профессор Леонид Бляхер. - Думаю, что панацеи, способной разом решить проблему, просто не существует. Но каждый удачный проект, реализованный здесь, будет понемногу менять положение, и вполне возможно, что через пару десятилетий ситуация изменится: люди поедут сюда, а не отсюда.

По мнению профессора, за последние полтора десятка лет в российском обществе сложилась гигантская прослойка клерков самых разных уровней, и в ближайшее время они могут «оказаться на улице».

- И здесь крайне важно наличие пространств, куда все они могли бы переместиться. Если этих пространств не будет, то социальный взрыв с непредсказуемыми последствиями будет почти неминуем, - убежден Леонид Бляхер.

Для кого-то таким пространством выживания и может оказаться дальневосточный гектар, и при соблюдении нескольких условий через несколько лет регион может начать кормить сам себя:

- Если это будут хотя бы десятки тысяч человек, если этим людям дадут спокойно работать, обеспечат хотя бы дорогами и льготными энерготарифами и кормами. Более того, на базе этих мелких производств, а гектар - это очень немного, могут с помощью кооперации возникнуть торговые сети и перерабатывающие производства с новыми рабочими местами. Понятно, что здесь очень много «если»: если репрессивный аппарат по привычке не съест новых производителей, если выделение земли не «заболтают» на муниципальном или региональном уровнях. Если землю будут выделять там, где есть минимальная инфраструктура и выход на рынки сбыта, если у людей не пропала страсть самому кормить себя и близких. Но если землю не выделят, то даже «если» не возникнет.

С этим мнением согласен директор института ДальНИИ рынка Минрегиона России доктор экономических наук, профессор Вадим Заусаев

- Серьезных исследований на этот счет пока нет, но я считаю, что любое движение в этом направлении правильно. Единственный выход – методом проб и ошибок выяснить, насколько предоставление земли поможет привлечению на Дальний Восток жителей других регионов России.

Конечно, как замечает экономист, считать, что «все бросятся» брать землю, не стоит: для получения прибыли одного гектара недостаточно, к тому же «часть населения разучилась работать на земле».

- Через три-четыре года будет видно, дает ли эта программа результаты. Но в любом случае главное, что началось движение.

Что касается упомянутой Леонидом Бляхером доступности земель, которые уже возможно получить в безвозмездное пользование, то пока с этим имеются определенные сложности. По информации начальника отдела по регулированию земельных отношений министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края Андрея Примака, в настоящее время на территории края для указанных целей определено примерно 25 000 га (земельные массивы от 2 га до 8000 га) в 15 муниципальных районах из земель сельскохозяйственного назначения и сельских населенных пунктов:

- В основном это земли, принадлежавшие ранее колхозам и совхозам и использовавшиеся для выращивания овощей, животноводства, под сенокосы. Они находятся на определенном удалении от населенных пунктов и к ним ведут наши российские полевые дороги. Электричество и газ туда, конечно, не подведены, так как тогда они не были нужны.

Свободной земли вокруг Хабаровска нет, отметил Андрей Примак. В любом случае, проектом федерального закона о предоставлении земельных участков предусмотрено расстояние не ближе 20 км от города. Однако, к примеру, в 3-4 км восточнее поселка Эльбан находится массив земель сельскохозяйственного назначения площадью 8 тыс. га: семья из 3-4 человек (а один гектар выделяется на каждого члена семьи, достигшего 18 лет) может взять 20 соток в поселке, поставить на нем дом и рядом на нескольких гектарах вести сельскохозяйственное производство.

Как замечает начальник отдела по регулированию земельных отношений, краевые власти только организовали процесс выявления таких земель и аккумулируют информацию по краю, сами свободные земельные участи подбирают муниципальные образования (поселения) края, так как только они вправе распоряжаться землей на своей территории.