Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

На Сахалине заметили «Тайгу» в мутных тонах

На острове появились два самолета с брендом будущей дальневосточной авиакомпании

След «Тайги» появился в интернете. В Сеть утекли несколько фотографий авиаспоттеров с изображением канадских самолетов в ливрее «Тайги» — будущей дальневосточной авиакомпании, которая еще даже не создана. Оказалось, что первой «таежный» наряд примерили новые борты небольшой сахалинской компании «Авиашельф». Почему вдруг именно он, отчего на большинстве фотографий этих самолетов ливрея аккуратно зафотошоплена и как это связано с большими межрегиональными бюрократическими «качелями» – разбирался корреспондент EastRussia.

На Сахалине заметили «Тайгу» в мутных тонах
Фото: пресс-служба аэропорта Южно-Сахалинска

ТИХИЙ ХОД

Первые два самолета, брендированные под компанию «Тайга», прибыли на остров в начале октября. Региональные власти умолчали о расцветке, указав на официальном сайте лишь то, что новые воздушные суда, прибывшие из Канады, будут выполнять перелеты по местным авиамаршрутам. Оказалось, что воздушные суда – новое приобретение местной компании «Авиашельф», до того оперировавшей только вертолетной техникой.

Прибывшие самолеты имели оригинальную раскраску или ливрею. Она выполнена в пастельном розовом цвете с фирменным логотипом – пучком хвои лиственницы и надписью Taiga. Как известно, под брендом «Тайга» в будущем начнет работать альянс дальневосточных авиаперевозчиков. Его, помимо «Авиашельфа», должны образовать компании «Якутия», «Полярные авиалинии», «Алроса», «Аврора», «Хабаровские авиалинии», Камчатское авиационное предприятие.

Базироваться DHC-6-400 будут в главной воздушной гавани Сахалина. В Южно-Сахалинском аэропорту уточнили, что в настоящее время новые самолеты по линии Росавиации проходят необходимую процедуру регистрации. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области подчеркнули, что решать, в каких целях использовать самолеты, будет сам перевозчик.

«Воздушные суда компания приобрела в лизинг в рамках собственной инвестпрограммы. Куда она захочет, туда и будут летать», — заявил замминистра транспорта — начальник отдела воздушного транспорта и организационного обеспечения Алексей Глауб.

В самом «Авиашельфе» отвечать на вопросы EastRussia по поводу «таежных» бортов отказались. В компании, сославшись на гендиректора Захара Худенко, заявили, что пока не готовы ничего комментировать.

Новую активность перевозчика, деятельность которого традиционно направлена на обеспечение работы операторов нефтегазовых проектов и их подрядчиков («Авиашельф» также занят на организации пассажирских перевозок с Курилами), можно связать с влиянием менеджмента «Авроры». В частности, ее руководитель Константин Сухоребрик являлся соучредителем «Авиашельфа», а Захар Худенко до недавнего работал заместителем гендиректора «Авроры». Известно, что первоначальным вариантом создания единой дальневосточной авиакомпании была консолидация активов именно на базе «Авроры».

 

КРЕСЛА ДАЮТ ЭКОНОМИКУ

Самолеты DHC-6-400 вместимостью 19 пассажирских кресел могут быть поставлены на новые регулярные маршруты внутри Сахалинской области, в том числе субсидируемые регионом. В областном правительстве неоднократно озвучивали намерения восстановить на Сахалине сеть взлетно-посадочных площадок, действовавших в советское время. В недалеком будущем планируется связать авиасообщением Южно-Сахалинск с аэропортами в Зональном и Александровске-Сахалинском, где возможно задействовать DHC-6-400, способные совершать посадки на грунтовых аэродромах. Такой же самолет, отмечает депутат Сахалинской области Александр Болотников, необходим и для связи с Северокурильском.

По словам парламентария, использование 19-местного самолета может дать больший экономический эффект по сравнению с другой авиатехникой. Взять, например, маршрут Южно-Сахалинск – Шахтерск, который обслуживает самолет «Авроры» DHC 8-Q300, так же канадского производства, рассчитанный на 50 мест.

«Наполняемость авиарейса была примерно 30%, в лучшем случае – 50%. При цене билета две тыс. рублей фактически перевозка одного пассажира превышала шесть тыс. рублей. Эту разницу бюджет области компенсировал перевозчику. Но это невыгодно. Если поставить на маршрут самолет меньшей пассажировместимостью, он будет летать под завязку», — говорит Александр Болотников.

По его словам, в начале декабря в министерстве транспорта Сахалинской области планируется провести совещание по развитию внутрирегиональных перевозок, на котором речь должна зайти об эксплуатации самолетов DHC-6-400. Кроме того, добавил он, пока неизвестно, какие механизмы будут задействованы при создании дальневосточного авиаобъединения, как будет взаимодействовать «Авиашельф» или создаваемая компания «Тайга» с той же «Авророй», другими участниками будущего холдинга.

«Думаю, что до последнего не было понимания по всем этим вопросам у областных властей и даже федеральных, — не исключил депутат. — Мы, как область, которой принадлежит 49% "Авроры" (остальной пакет акций у "Аэрофлота" — прим. ред.), финансовая помощь которой осуществлялась с участием областного бюджета, не сильно заинтересованы, чтобы у нас забирали эту авиакомпанию. Выиграем мы или проиграем от объединения? Не получится ли так, что новое руководство будет считать более нужным усиливать позиции перевозчика на других региональных направлениях, а нас начнут забывать?».

Кстати, свои опасения высказывали и другие дальневосточные регионы, в частности, Якутия. В республике предложили свой вариант — объединиться тем, кто уже работает на Дальнем Востоке и создать, сохранив юридическую независимость, альянс по типу SkyTeam. В настоящее время финансовую модель объединения изучает Государственный НИИ гражданской авиации.

 

МЕЖДУ ЧЕХАМИ И КАНАДЦАМИ

Возможно, парадоксально, что первыми самолетами компании «Тайга» стали воздушные суда зарубежного производства, поскольку одна из целей создания единого дальневосточного перевозчика, по мысли федеральных чиновников — эксплуатация новой техники отечественного производителя. На создание авиаобъединения предполагалось потратить 30 млрд рублей. Как заявлял ранее вице-премьер Юрий Борисов, до 2024 года альянс приобретет до 60 самолетов SSJ-100 и 16 авиалайнеров МС-21.

Однако дальневосточным авиаторам необходимо обновлять и парк меньших воздушных судов. В условиях фактического отсутствия предложений со стороны отечественного авиапрома обновление самолетов такого типа в последние 10-15 лет активно шло за счет иностранной техники. Часть перевозчиков при замене морально устаревших судов Ан-24, Ан-26, Ан-28, Як-40 делала ставку на турбовинтовые ближнемагистральные самолеты семейства Bombardier DHC канадского производства. Наиболее крупный парк таких судов находится в распоряжении «Авроры». Это десять DHC-8, в том числе машины серии DHC 8-Q400 (на 70 мест), DHC 8-Q300 (на 50), DHC 8-Q200 (на 37). Также флот «Авроры» располагает тремя самолетами DHC-6 400 Twin Otter вместимостью 19 пассажиров. Они обслуживают местные перевозки в Приморском крае.

Другой универсальный самолет для местных авиалиний — двухмоторный L-410 (Л-410), в свое время разработанный конструкторским бюро чехословацкого завода Let Kunovice (сейчас — актив чешской Aircraft Industries). Он также может эксплуатироваться на неподготовленных грунтовых, травяных и снежных площадках. Как и DHC-6 400 Twin Otter, L-410 рассчитан на перевозку 19 пассажиров. Парк таких самолетов, к примеру, эксплуатирует КГУП «Хабаровские авиалинии».

В свете импортозамещения Минпромторг России поддерживал вариант обновления флота чешской продукцией в отличие от канадского аналога. В министерстве указывали на то, что Aircraft Industries принадлежит российской компании — Уральской ГМК, а кроме того, серийное производство L-410 сегодня разворачивается на базе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА).

Немаловажно, что данный проект ведет крупный игрок на рынке лизинговых услуг — ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Программа ГТЛК по развитию лизинга воздушных судов L-410 с государственным софинансированием была запущена в 2016 году. На начало октября 2020 года общий объем инвестиций по ней составил семь млрд рублей, в том числе 4,2 млрд рублей бюджетных средств. Всего лизингополучателям передано 14 самолетов L-410. Одним из последних получателей стала «Сибирская легкая авиация» (СиЛА), которая обеспечивает авиаперевозки в Магаданской области. До конца 2020 года лизингодатель должен ей передать от УЗГА три самолета L-410.

Как рассказал EastRussia министр транспорта и дорожного строительства Сахалинской области Валерий Спиченко, флот будущего авиахолдинга будет обновляться и прирастать отечественными самолетами. Однако на стадии интеграции с Дальневосточной авиакомпанией будут кооперироваться местные авиаперевозчики со своими воздушными судами, в том числе иностранного производства, отвечающими текущей потребности.

«Сколько говорится о необходимости обновления авиапарка на Дальнем Востоке, за это время можно было бы создать собственное производство самолетов для внутрирегиональных перевозок, разработать тип воздушного судна для дальневосточных расстояний, пускай, в партнерстве с иностранными производителями, теми же канадцами», — считает Александр Болотников.

При этом сейчас в разработке находятся два проекта воздушных судов, которые готовы использовать регионы Дальнего Востока. Это Ил-114-300, который должен заменить Ан-24 и Ан-26 – то есть самолеты вместимостью 40-50 кресел, и ТВС-2ДТС «Байкал» (на 14 мест), который придет на замену Ан-2.

Однако процесс их создания затягивается. Так, серийное производство «Байкала» на АО «Улан-Удэнский авиационный завод» планируется начать к 2023 году. Считалось, что первую партию самолетов предприятие выпустит для «Полярных авиалиний» в 2021-м.

26 января: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика