Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

На что готовы каюры?

На Камчатке начинается подготовка к легендарной гонке на собачьих упряжках «Берингия»

На что готовы каюры?
В этом году «Берингия» впервые за долгое время вновь изменила направление. 2014-ый год, пожалуй, стал рекордным по количеству зрительских симпатий. Гонку на собачьих упряжках, которая последние годы проходила по центру и северу Камчатки, увидели на юге полуострова. Увидели и влюбились. Старт «Берингии 2014» на биатлонном комплексе был самым массовым за всю историю гонки, а сама гонка стала одним из самых популярных событий зимы. Среди каюров появились настоящие народные знаменитости, а среди собак – истинные звезды. О «Берингии» заговорили, гонку рисовали тысячи детей, о ней стали массово писать стихи, сняли сотни сюжетов. В дни проведения гонки Камчатка приковала к себе внимание центральных российских и зарубежных телеканалов. Каюры, уже привыкшие ходить традиционный маршрут длиной около 950 км из Эссо в Оссору, в этом году с большим интересом отправились на новую дистанцию. Упряжкам пришлось пройти 1300 км пути из Петропавловска в Тиличики. Маршрут оказался не легких. Трое каюров, в том числе и именитых, сошли с дистанции. Если до старта «Берингии 2014» многие заявляли о готовности отправиться в рекордную по протяженности гонку в 2015 году, то после финиша этой весной оптимизма у каюров поубавилось. Собакам тяжело переносить длительные тяжелейшие переходы, псы в кровь сбивают лапы о весенний снег. Да и каюрам пришлось не сладко - почти месяц пути стал для них серьезным испытанием.
О том, какой будет гонка в 2015 году, рассказал заместитель председателя Правительства края, председатель организационного комитета «Берингии» Алексей Войтов.

- Алексей Юрьевич, с «Берингии 2014» прошло уже немало времени. Настала пора подвести итоги. Что удалось, где недоработали? Можно ли считать успешным новый формат гонки и имеет ли он право на дальнейшее существование?

- Оценивать, что было плохо и хорошо, должны не мы, а жители и сами участники. Знаю, что многим из тех, кто пришел на старт «Берингии», очень понравилось. Если говорить об участниках, то они видят достаточное количество недочетов. Связано это и с новым маршрутом, и с новой командой. Действительно, была некая несогласованность между оргкомитетом и клубом. Но «Берингия» впервые прошла в принципиально новом формате. О ней узнали тысячи наших земляков. Охват людей, которые теперь понимают, что такое «Берингия», раз в 20-30 больше. Надо признать, что раньше это было клубное, местечковое мероприятие. Помимо жителей Эссо, наблюдать за стартами упряжек могли еще несколько сотен гостей, но большинство жителей Камчатки проживают в столице края, которая, на мой взгляд, тоже должна участвовать в этом празднике.

- Гонка 2014 года стала довольно протяженной: 1300 км после традиционных 950. Сообщалось, что в 2015 году длина «Берингии» может составить более 2000 км и вновь войти в книгу Рекордов Гиннеса, но уже как самая протяженная в мире. В силе ли эти планы или дистанция трассы и маршрут пока обсуждаются?

- Это не константа, все еще обсуждается. Мы действительно планировали увеличить маршрут гонки до рекордного. Перед стартом «Берингии 2014» советовались с каюрами по этому поводу. Тогда многие заявили о готовности испытать свои силы на столь экстремальном маршруте. В этом году мы еще не собирались на общем собрании, пока проводим отдельные консультации. Но уже сейчас, после общения с отдельными каюрами, я понимаю, что их мнение изменилось…

- Так тяжело пришлось?

- Пришлось не сладко. Совершенно новый маршрут, длинная дистанция, тяжелые погодные и климатические условия. Гонка стала испытанием для многих каюров. Несколько человек не дошли до финиша, сошли с дистанции, кто-то шел из последних сил...

- Какие варианты маршрута обсуждаются сейчас? «Берингия» вообще будет?

- В этом нет сомнений, гонка будет однозначно. Ранее мы договорились с каюрами, что в четные годы будем проводить гонку по восточному побережью и по центральной Камчатке, в нечетные – по западному. Может, маршрут будет меняться чаще. Если честно, хотелось бы закрепить 2 основных маршрута и начать их обустраивать. Маршрут, по которому «Берингия» прошла в 2014 году, может быть повторен в 2016 году. На следующий год будем рассматривать маршрут с учетом западного побережья: это непременно Эссо, Палана. Скорее всего, гонка придет в Оссору, хотя это не западное побережье. Но все эти вопросы еще обсуждаются.

- А откуда в таком случае будет стартовать гонка?

- Это будет либо Эссо, либо Петропавловск-Камчатский. Но праздник в краевом центре в любом случае будет. В каком формате он пройдет, пока не могу сказать.

- Какой ожидается состав гонки в следующем году, ждем ли мы гостей из других территорий?

- Безусловно, акцент будем делать на камчатских гонщиках. Наши каюры – это основной и главный состав любой «Берингии». Но будет звать гостей и из других территорий. Правда, если в прошлом году мы направляли приглашения главам субъектов и руководителям организаций, связанных с ездовым спортом, то в этом году будем приглашать конкретных людей. Мы изучили состав гонщиков, которые участвовали в гонке «Надежда» (Чукотка), в «Калевала» (Карелия), будем звать их к себе. Но есть трудности с приездом к нам каюров. Они связаны с тем, что наша гонка по времени пересекается с другими, и с «Айдитарод» (Аляска) и с «Надеждой». К тому же, в основном, гонки на собачьих упряжках в России – это спринтерские гонки. Мало кто из каюров решится на такой экстремальный марафон, как на Камчатке. Единственная такая гонка – это гонка на Аляске. Но это гонка для совсем увлеченных каюров.

Конечно, постепенно расширяя круг участников «Берингии», мы понимаем, что необходимо менять сам подход к организации стартов. «Берингия» – это компромисс традиций и спорта. Скорее всего, придется пересматривать правила: делить гонку на традиционную и спортивную. И делить призовой фонд.

- А с чем это связано?

- Это связано с разными условиями подготовки каюров. Есть гонщики, которые участвуют в гонке на традиционных нартах, в основном это местные жители из национальных сел. Спортивные нарты значительно легче, а каюры-спортсмены обычно занимаются подготовкой к гонке круглый год. Поэтому тем, кто идет в гонку на традиционных упряжках, крайне сложно претендовать на призовые места. Хотя каюр Валерий Левковский в этом году это правило опроверг, заняв второе место в «Берингии». С ростом числа спортсменов-профессионалов в гонке необходимость разделения заездов увеличится. Представьте, если придут профессиональные гонщики и заберут у наших каюров весь призовой фонд? О каком тогда развитии традиционного собаководства на Камчатке можно говорить? Поэтому в любом случае будем делить эти составляющие. Сейчас мы изучаем опыт. К примеру, в «Надежде» весь призовой фонд остается гонщикам на традиционных нартах. Спортивная гонка вообще проходит без призового фонда, хотя это, конечно, неправильно…

- В этом году на старт «Берингии» пришлась очень снежная пурга. На юге потеплело и вероятность того, что реки вскроются, была очень высока. Обсуждается ли идея переноса гонки на более ранний срок?

- «Берингия» проходит в эти сроки не первый год, это многолетний опыт. Проводить позже – нельзя, речки вскрываются, а раньше – некоторые реки еще не встают. После проведения этой гонки мы получили колоссальный опыт. Изменили и сам подход к гонке, не ущемляя интересов клуба. Мы постарались взять бразды правления на себя. Если мы говорим, что это региональный праздник, гонка финансируется из краевого бюджета, а ее партнерами выступают партнеры Камчатского края, то вполне естественно, что проводить гонку и отвечать за нее должен оргкомитет. В этом году какие-то вопросы закрывал клуб, и, к сожалению, именно в этих сферах было больше всего нареканий.

- С каждым годом у «Берингии» появляется все больше спонсоров, может ли она стать автономной и финансово независимой?

- Думаю, гонка никогда не станет коммерческим проектом, потому что ее цель - сохранение традиционного образа жизни. Если проводить мероприятие с душой, то на нем сложно заработать. Впрочем, такой задачи и нет. Но в то же время мы стремимся к тому, чтобы минимизировать затраты на это мероприятие из краевого бюджета, поэтому необходимо привлекать партнеров, коммерческие организации. Тем более что интерес к ней большой, это прошедшая гонка подтвердила.

- В этом году «Берингия» стартовала с биатлонного комплекса. Праздник там получился грандиозный, хотя из «Берингии» сложно сделать шоу...

- Очень сложно. Команда, которая готовила «Берингию», готовила почти все биатлонные праздники. Но биатлон - это все время драйв: кто-то из спортсменов прибегает на рубеж, стреляет, отсечки… У биатлонистов есть датчики, которые выводят на экраны характеристики его снаряжения, данные о том, как он пробежал и стрелял. На «Берингии» этого нет. После команды «старт» упряжки убегают, и в это время нужно чем-то занять людей, ведь должен быть экшн. Чтобы сделать интересной программу, нам пришлось потрудиться. И надо сказать, многое получилось и старт действительно был очень зрелищным. Но были и задумки, которые не удалось реализовать. К примеру, спортсмены из Федерации парашютного спорта Камчатки планировали совершить прыжок прямо на старте Берингийского праздника. Но погода подвела. Дай Бог, чтобы в 2015 году это получилось. Есть еще профессионалы-экстремалы, которые выполняют воздушные трюки на снегоходах. В прошлом году мы не смогли их пригласить, потому что у них был довольно плотный график. Но в этом году мы раньше начнем подготовку, и думаю, что они смогут приехать. Кроме того, наш Минспорта предлагает провести на празднике открытия гонки чемпионат Камчатского края по ски-джорингу. Есть еще одна идея: провести одновременно два больших праздника со старта: в Петропавловске и в Эссо, но это очень сложно с точки зрения организации.

- Еще одно новшество этого года – большие праздники с приглашенными «звездами» во всех районах по пути следования гонки. Продолжится ли такая традиция?

- Мы и дальше будем приглашать артистов. Это новелла, которая понравилась и жителям и участникам. Но и местные коллективы, как приглашали, так и будем звать. У нас много славных коллективов, в том числе и национальных. «Фишка» этого года была в том, что были свежие люди, новый взгляд, другой подход к праздникам на территории. В маленьких поселках, где все друг друга знают, атмосферу праздника своими силами сложно создать. И мы хотим привезти в районы больше людей из других населенных пунктов.

- В этом году «Берингия» взяла высокую планку. Удастся ли ее удержать?

- Попытаемся все ожидания удовлетворить. Задача амбициозная, тем более что в этом году гонка юбилейная, уже 25-я. Вообще, при проведении таких мероприятий нельзя становиться костным. Да, это традиционное мероприятие. Чтобы гонка жила, она должна постоянно меняться и развиваться. Мы попытались привнести какой-то чужой опыт, какой-то прижился и был полезен, какой-то нет. Мы в любом случае будем продолжать экспериментировать, но не в ущерб интересам участников.

- Так сложилось, что все решения о проведении гонки оргкомитет принимает на общих собраниях с каюрами. Когда станет ясен формат гонки и праздника следующего года, когда вы соберетесь за столом переговоров?

- Это будет до конца этого месяца или в самом начале следующего. Это черта, после которой уже нужно будет готовиться очень напряженно. Мы созваниваемся постоянно, многие каюры живут в районах, им нужно время, чтобы сюда добраться. У многих дела: кто-то заготавливает рыбу, кто-то просто картошку копает… как только появится возможность собрать максимальный состав, мы сразу соберемся. С одной стороны, после этого года мы понимаем, что почти ничего невозможного нет. Но все, и формат, и маршрут, и дистанция, зависят от подготовки и настроя самих каюров.

- «Берингия 2014 во многом ваше детище. Праздник открытия, сам старт, вы часто были с каюрами и на трассе, и на оргкомитетах. Не появилось ли желания самому пойти в гонку, хотя бы немного пройти по трассе?

- Очень хочется поехать (улыбается)… Уже после «Берингии» мой друг подарил на день рождения своей дочери праздник на питомнике у Семашкиных. И я в первый раз в жизни проехал на упряжке. Там было 8 собак. Мне, как и всем новичкам, выдали удостоверение каюра. Признаюсь, когда тебя везут собаки, это потрясающее ощущение: очень необычно, но очень сложно. Я немного катаюсь на снегоходе, но это совсем другое. Понимаю, что наши каюры – герои, я бы и дня не смог проехать на упряжке. Но пройти на снегоходе мне было бы интересно. Если руководитель отпустит меня на пару дней, то я был бы рад пойти волонтером в гонку.

Опубликовано в газете «Рыбак Камчатки». EastRussia.ru - информационный партнер газеты «Рыбак Камчатки».