- Если построить скоростную железную дорогу от западных границ страны до Владивостока, то вложить в это пришлось бы миллиардов сто долларов. Таких средств заведомо сейчас нет, поэтому говорю я сейчас о чистой утопии. Однако именно проекты подобного типа позволили бы нам осуществлять грузовые контейнерные перевозки из Европы в Азию. Мы – самое «короткое плечо», потому что сейчас грузы в тот же Китай идут через Суэцкий канал и т.д. Потрясающая была бы инвестиция – в логистику и быструю доставку от порта Владивосток до Берлина. Сделайте же ее! Прошло 20 лет – так и не сделали. Хотя вполне могли бы. Разве что потребовалось бы провести большую работу, коммерчески и политически проработать все вопросы с другими государствами АТР и гарантировать им эту заманчивую 8-суточную доставку до Европы вместо контейнерных перевозок морем. Загрузил в Шанхае, через короткое время контейнер уже стоит под разгрузкой где-нибудь в Глазго. Вся Европа нуждается в китайских товарах, и такой транзит открыл бы России громадные возможности. Подобные проекты, естественно, должны быть государственными, но с участием частного бизнеса по принципу государственно-частного партнерства: к примеру, 30% государство и 70% - бизнес. Но, к сожалению, такие планы пока остаются лишь мечтами.
Что же касается иностранных инвесторов, то для них Россия – территория высокого риска. И на перспективы их привлечения в текущей ситуации я смотрю не оптимистично. Когда я читаю в прессе (и даже в вашем журнале и на портале) информацию о скором приходе, к примеру, японских бизнесменов, эта информация напоминает мне фразу из фильма «Гараж» про сатиру советского периода, которой «занимается» один из героев: «Вы занимаетесь удивительным делом. Вы занимаетесь тем, чего нет…» Не думаю, что японцы будут сильно заинтересованы вкладывать деньги в нашу экономику – достаточно вспомнить их потери периода 90-годов, с проектом освоения шельфа Сахалина и прочими не слишком удачными, для них, начинаниями.
Бизнес – это постоянный, каждодневный риск, и ты должен все время на него идти. Если не принимаешь это как данность, то не сможешь бизнесом заниматься вообще. Надо постоянно принимать решения, от экономических до инженерных, а если боишься – ну, тогда одна дорога на пенсию. Осторожности и опасений это не отменяет, конечно. Но в нашем случае риск в разумных пределах обычно оправдывался.
Подробнее читайте в эксклюзивном интервью: http://www.eastrussia.ru/people/190/