Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
What “quality of life” can Russian regions expect in the near future? - EastRussia | Opinions

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

What "quality of life" can the Russian regions expect in the near future?

What "quality of life" can the Russian regions expect in the near future?

Andrey Akhremenko

Head of the Laboratory of Mathematical Methods of Political Analysis and Forecasting of the Faculty of Political Science of the Moscow State University

Andrei Akhremenko, Head of the Laboratory for Mathematical Methods of Political Analysis and Forecasting at the Faculty of Political Science, Moscow State University:
Quality of life is not only bare GDP figures, economic indicators and data on gold reserves, but also the objective living conditions of citizens. Not for the first year, the staff of the Laboratory for Mathematical Methods of Political Analysis and Forecasting at the Faculty of Political Science at Moscow State University analyze state statistics and build Rating of the quality of life of Russian regions. With the head of the laboratory, Andrei Akhremenko, correspondent EastRussia.Ru Ekaterina Dobrynina talked.

- The concept of quality of life in different countries is interpreted differently, which indicators were particularly important in relation to Russia?

- Our integral index includes data that can be divided into five blocks: personal security, housing conditions of the population, social sphere, public health, ecology, within each block there are also a number of indicators. If desired, any other parameters could be added, but the picture would not change significantly.

One of the main differences of our rating from foreign analogues is that in Europe the concept of "quality of life" includes also subjective estimates obtained in the course of sociological surveys. We did not do this for two reasons. Firstly, it would be unrealistic for us to conduct separate opinion polls in each region of the Russian Federation on a representative sample, this is beyond the power and can not afford even to large sociological services. Secondly, in such polls there was still no need, they could, on the contrary, distort the reality. Not always "self-awareness" of citizens is absolute truth. For example, crime rates in Moscow are not at all worse than in other regions, but in any survey, citizens usually call the situation "very bad." Other expectations, other standards and requirements. And somewhere on the edge of Russia they repeat after the rapper-parodist: "I went home late, gave a lot of turnips, stayed alive - and thank you, be happy! ". And really do not worry, do not worry about such "little things". Therefore, we concentrated on the data of official state statistics. It allows you to accurately imagine the key trends and positions of regions in the overall ranking. At the same time, of course, we took the most significant of the statistical indicators. It is very important in this case not to confuse two things - the economic situation in the region and the quality of life in it. There are a number of territories (the same Irkutsk region), which are rich in resources and obviously do not belong to the "poor" in terms of budget provision, but they are far behind the integral rating of the quality of life ...

- Is it possible at all to compare such regions as the Far East with the Center or the same North Caucasus? This is essentially "different Russia" ...

- In general, the comparison is possible precisely because we do not focus on economic indicators alone, the volume of production, and so on. It is clear that the regions of the Far East have their own peculiarities, other prices operate, these territories depend heavily on northern deliveries, on weather conditions, on transport accessibility, here is another demographic situation, etc. Naturally, speaking of the level of poverty, we take into account the price differences in the regions and, for example, that the subsistence minimum is an indicator that is established by the decision of local authorities, that is, for some reason for "political" reasons.

We have to take into account a number of behavioral standards. For example, let's call a spade a spade: in parts of the regions (including the Far East), initially, even at the stage of their development, a whole network of camps and prisons arose. Many former prisoners, even when freed, nevertheless settled in these places, since they had nowhere to go. It is clear that staying in prison or for "chemistry" does not improve health, does not create standards for a healthy lifestyle and does not ennoble a person. It is not surprising that in the same Magadan Region, much more low-quality alcohol is drunk than in the regions of the Northern Caucasus similar in purely economic terms, where, in turn, there are own problems, but of a different nature. The farther from Moscow to the east, the stronger the "periphery" is felt, the general situation worsens, and modern behavioral standards are spreading more slowly.

- How can we compare these trends with the hopes for a "breakthrough", "activation of growth points" in the Far East, "accelerated development" of the region, etc.?

- Unfortunately, there are still no prerequisites for a “breakthrough” in terms of the level and quality of life in the Far East. On the one hand, this is the general trend for all of Russia, and this federal district is even slightly ahead of the conditional “average Russian territory”. In the country, we were able to identify only 8 regions where the situation is relatively good and there are prospects for development, and in this group of leaders there are no subjects from FEFD. On the contrary, the quality of life regions of the Far East are rather outsiders, they are in the middle of the rating and closer to its end (see chart and table). I repeat: we are not talking now about the amounts of investments, not about the size of the budget or mineral reserves, but about how the population of the regions lives.
Leaders and outsiders on the quality of life in 2012
Quality of life 2012 Rank 2012 Quality of life 2012 Rank 2012
Saint Petersburg 1,00 1 Nenets Autonomous District 0,75 73
Kaliningrad region 0,96 2 The Republic of Dagestan 0,75 74
The Republic of Tatarstan 0,95 3 Altai Republic 0,74 75
Belgorod region 0,95 4 Trans-Baikal Territory 0,72 76
Murmansk region 0,94 5 Amur Region 0,71 77
Moscow 0,94 6 The Republic of Sakha (Yakutia) 0,70 78
Moscow region 0,94 7 The Jewish Autonomous Region 0,67 79
Voronezh region 0,93 8 The Republic of Ingushetia 0,62 80
Lipetsk region 0,93 9 Chukotka Autonomous Okrug 0,62 81
Republic of North Ossetia Alania 0,93 10 The Republic of Tuva 0,37 82
Russia 0,85 0,85


In our opinion, there is no resources for a "breakthrough" for objective reasons. The graph clearly shows how the periods of growth in the quality of life have been replaced in recent years by stagnation and decline. Then the country emerged from the "pit" into a more natural position for itself. Now the growth, which was largely due to inertia, slowed down, it practically does not exist. In the coming years, one should expect, if not a recession, then a stagnation in the quality of life indicators. Former mechanisms will not work.



- Which regions of the Far East are presented to you in the near future more and less stable and promising?

- Among the regions of the Far East, two clusters are clearly traced: relatively prosperous and problematic. Magadan region is not bad, there are prospects for the Khabarovsk Territory and Primorye. On Sakhalin, it is not a fact that the growth of the quality of life will be significant, but this region will definitely not fall below the middle of the general list. According to the dynamics that we see now, not a very good picture shows Yakutia. Traditionally, the difficult situation in the Jewish Autonomous Region. It is almost impossible to predict something in such unstable regions as Chukotka. But to say that everything is definitely bad, I would not. There are few resources in the same EAO or Chukotka, but there are many hopes, since the inertial reserves of opportunities for growth are not yet exhausted. Perhaps in a number of industries, growth (with the help of the center) will be possible. But I have not yet heard that in Chukotka going to hold some kind of summit or Olympics ...

- You build your forecasts on statistical data. Do you have to make an amendment to "local creativity" - in other words, to distortions and additions in key figures?

- Quality of life is an indicator rather steady, and when sharp and unmotivated fluctuations suddenly begin to be noted in it, this is a reason to think. There are regions where these figures traditionally raise questions. The most vivid example is the Republic of Ingushetia, where indicators are constantly “jumping”. By the way, even in Chechnya, there has recently been a change for the better, and although the statistics for this republic are far from complete, with each passing year it becomes more reliable. As for the Far East, the statistics are the most unstable in Chukotka. I don’t think that the point here is in someone’s desire to “retouch the picture,” rather, these are problems of local statistics bodies. What is also not good. And sharp fluctuations in data are always observed in those regions where there are difficulties with the quality of life.

As for the selection of data, we naturally strive to reduce the effect of unreliable statistics to a minimum. Given the level of crime, we take as the data to calculate not the number of all crimes for 10 thousand of the population, but only the number of murders. It is well known that a significant part of the offenses are simply not registered (for example, in the same North Caucasus, judging only from the statistics of the Ministry of Internal Affairs, the situation is close to ideal). But murder as the most serious kind of crime is more difficult to hide than others. Therefore, the field of opportunities for "collective creativity" in the siloviki is narrowed. Actually in the same way we act in other blocks. I would not say that I have a total distrust of statistics, but ... we live in Russia and understand its realities.

- Last year, the Far East experienced a devastating flood. Did it greatly affect the quality of life in the affected regions and in the Far Eastern Federal District as a whole?

- Accurate data will be known by the end of the year. In the meantime, I can say that the flood did not bring catastrophic consequences. In some ways, even the opposite: the region was focused attention, federal funds were allocated, and "political will" was shown. Such disasters do not usually have a significant impact on the quality of life in the long run; their consequences have already been learned to be eliminated quickly and efficiently. The Khabarovsk Territory, of course, is not Moscow 1812 year, when "the fire helped her much to decorate," but in any case, the dilapidated housing fund will be updated and people will not leave without the help of the power of the region.

- By the way, about the leaders. They say that people make a story. Without Peter the Great, no St. Petersburg in the marsh itself will grow. If we talk about local and regional authorities - can they not only "patch holes", but also seriously contribute to the growth of the territories that are now managed?

- I can not say much about the local authorities. I think that the underfunding of municipal government, which is celebrated throughout the country, practically does not give it the opportunity to "deploy wings" (and these wings were not too wide and strong). The regional authorities have several more opportunities. But still, in my opinion, even the most progressive and progressively thinking governor can only to a small extent shift the situation from the level of "permafrost." The quality of life in the regions is different, but this is only to a small extent due to the personal efforts of the leaders of these subjects of the federation. Roughly speaking, the contribution of "personalities to history" can be estimated at twenty percent. And other problems of the quality of life, unfortunately, the measures of personnel policy can not be solved. It requires not just new leaders and top managers, but a slow restructuring of people's minds, creating economic conditions, changing behavioral standards, solving technical and infrastructural problems.

“Just such a restructuring should be undertaken by the new team of the Ministry of Eastern and Eastern Development ... Do you think that the center now has an intelligible regional policy in general and in the Far East in particular?”

- I'm not a specialist in regional politics. I can judge only by what I see, and my impression is that deep down our authorities still rely on the concept of "points of growth". We are sure that it is only necessary to create a "hotbed" (for example, in Vladivostok for the APEC summit or somewhere else), it will start to grow by itself and pull all the other territories behind it. I do not think this point of view is sound. The mechanism of such growth is not at all obvious, but it is well understood how various corruption schemes will work in such "growth points". In my opinion, the regional policy in Russia should consist first of all in changing the general, global rules of the game, and not in individual projects. The fact that Russia will be exported by a curve built on several supporting "points" would not be much to be hoped for.

- You have already been building and publishing your quality of life ratings for years. How do the regional authorities react to this, which are ahead of Russia and behind it all? Do they listen to expert assessments and advice?

- Those who are on the leaderboard react very well. They even sometimes call us. In the Kaliningrad press, I read with interest that it turns out that my dream is to move in permanently with them. All this, of course, is not called “listening carefully” to our conclusions. The only one who usually reacts very sensitively to such things is the Republic of Tatarstan. Its representatives even counted the rating according to our methodology. And this is a general exception. I think the fact is that for the governor all these independent studies are not very important, his career does not depend on such assessments, and he operates with time intervals for a maximum of a year or two to five, before elections or reassignment. Now, if, as is the case with political ratings, there were rumors - they say, they are “read in the Kremlin” ... But we do not dispel rumors. We count and value. And we consider it our duty to do analysis and forecasts without adjustments for policies and other conjuncture.

Read more: The Far East: State ambitions and the real quality of life

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

На какое «качество жизни» могут рассчитывать российские регионы в ближайшем будущем?

На какое «качество жизни» могут рассчитывать российские регионы в ближайшем будущем?

Андрей Ахременко

Заведующий лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ

Андрей Ахременко, Заведующий лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ:
Качество жизни – это не только голые цифры ВВП, экономические показатели и данные о золотом запасе, но и объективные условия жизни граждан. Уже не первый год сотрудники Лаборатории математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ анализируют государственную статистику и выстраивают рейтинг качества жизни российских регионов. С заведующим лабораторией Андреем Ахременко пообщалась корреспондент EastRussia.Ru Екатерина Добрынина.

- Понятие качества жизни в разных странах трактуют по-разному, какие показатели были особенно важны применительно к России?

- Наш интегральный индекс включает в себя данные, которые можно разделить на пять блоков: безопасность личности, жилищные условия населения, социальная сфера, здоровье населения, экология, внутри каждого блока также есть целый ряд показателей. При желании можно было добавить какие-либо еще параметры, но картина при этом существенно не изменилась бы.

Одно из основных отличий нашего рейтинга от зарубежных аналогов – то, что в Европе в понятие «качества жизни» включают также субъективные оценки, полученные в ходе социологических опросов. Мы не стали этого делать по двум причинам. Во-первых, провести отдельные соцопросы в каждом регионе РФ по репрезентативной выборке было бы для нас нереально, такое не под силу и не по карману даже крупным социологическим службам. Во-вторых, в таких опросах все-таки не было крайней нужды, они, наоборот, могли бы исказить реальность. Не всегда «самоощущение» граждан – абсолютная истина. Например, показатели преступности в Москве совсем не худшие по сравнению с другими регионами, но в ходе любых опросов граждане обычно называют ситуацию «очень плохой». Другие ожидания, другие стандарты и требования. А где-то на краю России повторяют вслед за рэпером-пародистом: «Шел поздно домой, дали сильно по репе, остался живой - и спасибо, be happy! ». И действительно don’t worry, не беспокоятся о таких «мелочах». Поэтому мы сосредоточились именно на данных официальной государственной статистики. Она позволяет достаточно точно представить себе ключевые тренды и позиции регионов в общем рейтинге. При этом, конечно, мы взяли самые существенные из статистических показателей. Очень важно в данном случае не путать две вещи - экономическую ситуацию в регионе и качество жизни в нем. Есть целый ряд территорий (та же Иркутская область), которые богаты ресурсами и по бюджетной обеспеченности явно не относятся к «бедным», однако по интегральному показателю качества жизни они далеко в хвосте рейтинга…

- А можно ли вообще сравнивать такие регионы, как Дальний Восток, с Центром или тем же Северным Кавказом? Это же по сути «разные России»…

- В целом сравнение вполне возможно именно потому, что мы не делаем акцент на одних лишь экономических показателях, объеме производства и т.п. Понятно, что в регионах Дальнего Востока есть свои особенности, действуют другие цены, эти территории сильно зависят от северного завоза, от погодных условий, от транспортной доступности, здесь иная демографическая ситуация и т.д. Естественно, говоря об уровне бедности, мы берем в расчет ценовые различия в регионах и, например, то, что прожиточный минимум – это показатель, который устанавливается решением местных органов власти, то есть в чем-то по «политическим» соображениям.

Приходится учитывать и ряд поведенческих стандартов. Например, давайте называть вещи своими именами: в части регионов (в том числе и дальневосточных) изначально, еще на этапе их освоения возникла целая сеть лагерей и тюрем. Многие бывшие заключенные, даже освободившись, все равно оседали в этих местах, так как ехать им было некуда. Понятно, что пребывание в тюрьме или на «химии» не улучшает здоровье, не порождает стандартов здорового образа жизни и не облагораживает человека. Совершенно не удивительно, что в той же Магаданской области пьют значительно больше низкокачественного алкоголя, чем в схожих по чисто экономическим параметрам регионах Северного Кавказа, где, в свою очередь, есть собственные проблемы, но уже иного свойства. Чем дальше от Москвы на восток, тем сильнее чувствуется «периферийность», ухудшается общая ситуация, медленнее распространяются современные поведенческие стандарты.

- Как же сопоставить эти тенденции с надеждами на «прорыв», «активизацию точек роста» на Дальнем Востоке, «ускоренное развитие» региона и пр.?

- К сожалению, предпосылок для «рывка» в том, что касается уровня и качества жизни, на Дальнем Востоке пока не видно. С одной стороны, такова общая тенденция для всей России, и этот федеральный округ даже чуть впереди условной «среднероссийской территории». В стране мы смогли выделить лишь 8 регионов, где ситуация относительно благополучная и существуют перспективы для развития, и в этой группе лидеров нет субъектов из ДВФО. Напротив, регионы Дальнего Востока по качеству жизни - скорее аутсайдеры, они находятся в середине рейтинга и ближе к его концу (см. график и таблицу). Повторюсь: мы говорим сейчас не о суммах инвестиций, не о размерах бюджета или запасах полезных ископаемых, а именно о том, как живет население регионов.
Лидеры и аутсайдеры по качеству жизни в 2012 г.
Качество жизни 2012 Ранг 2012 Качество жизни 2012 Ранг 2012
г.Санкт Петербург 1,00 1 Ненецкий авт.округ 0,75 73
Калининградская область 0,96 2 Республика Дагестан 0,75 74
Республика Татарстан 0,95 3 Республика Алтай 0,74 75
Белгородская область 0,95 4 Забайкальский край 0,72 76
Мурманская область 0,94 5 Амурская область 0,71 77
г.Москва 0,94 6 Республика Саха (Якутия) 0,70 78
Московская область 0,94 7 Еврейская автономная область 0,67 79
Воронежская область 0,93 8 Республика Ингушетия 0,62 80
Липецкая область 0,93 9 Чукотский авт.округ 0,62 81
Республика Северная Осетия Алания 0,93 10 Республика Тыва 0,37 82
Россия 0,85 0,85


 

На наш взгляд, ресурсов для «прорыва» нет сейчас по объективным причинам. На графике хорошо видно, как периоды роста качества жизни сменялись в последние годы стагнацией и спадом. Затем страна выходила из «ямы» в более естественное для себя положение. Сейчас рост, который происходил во многом по инерции, замедлился, его практически нет. В ближайшие годы стоит ожидать если не рецессии, то стагнации показателей качества жизни. Прежние механизмы работать не будут.

- Какие регионы Дальнего Востока представляются вам в ближайшем будущем более и менее стабильными и перспективными?

- Среди регионов Дальнего Востока четко прослеживаются два кластера: относительно благополучный и проблемный. Неплохо растет Магаданская область, есть перспективы у Хабаровского края и Приморья. На Сахалине не факт, что рост качества жизни будет существенным, но этот регион совершенно точно не опустится ниже середины общего списка. По той динамике, которую мы видим сейчас, не слишком хорошую картину демонстрирует Якутия. Традиционно сложная ситуация в Еврейской автономной области. Практически невозможно что-то предсказывать в таких нестабильных регионах, как Чукотка. Но утверждать, что все однозначно плохо, я бы не стал. В той же ЕАО или на Чукотке мало ресурсов, но много надежд, так как инерционные запасы возможностей для роста пока не исчерпаны. Возможно, в ряде отраслей рост (при соответствующей помощи центра) станет возможен. Но я пока не слышал, чтобы на Чукотке собирались проводить какой-то саммит или Олимпиаду…

- Свои прогнозы вы строите на статистических данных. Приходится ли делать при этом поправку на «местное творчество» - проще говоря, на искажения и приписки в ключевых цифрах?

- Качество жизни – показатель достаточно устойчивый, и когда в нем вдруг начинают отмечаться резкие и немотивированные колебания, это повод задуматься. Есть регионы, где к этим цифрам традиционно возникают вопросы. Самый яркий пример – республика Ингушетия, там показатели постоянно «скачут». Кстати, даже в Чечне в последнее время есть изменения в лучшую сторону, и, хотя статистика по этой республике далеко не полная, с каждым годом она становится более достоверной. Что же касается Дальнего Востока, то статистические данные наиболее нестабильные на Чукотке. Я не думаю, что дело здесь в чьем-то желании «отретушировать картину», скорее это проблемы местных органов статучета. Что тоже не есть хорошо. И резкие колебания данных всегда наблюдаются в тех регионах, где с качеством жизни есть сложности.

Что же касается отбора данных, то мы, естественно, стремимся свести эффект недостоверной статистики к минимуму. Учитывая уровень преступности, берем в качестве данных для расчета не количество всех преступлений на 10 тысяч населения, а только число убийств. Хорошо известно, что значительная часть правонарушений просто не регистрируется (например, на том же Северном Кавказе, если судить только по статистике МВД, ситуация близка к идеальной). Но убийство как наиболее тяжкий вид преступления скрыть сложнее других. Поэтому и поле возможностей для «коллективного творчества» у силовиков сужается. Собственно таким же образом мы действуем и в других блоках. Не сказал бы, что у меня есть тотальное недоверие к статистике, но… мы живем в России и понимаем ее реалии.

- В прошлом году Дальний Восток пережил разрушительное наводнение. Сильно ли это сказалось на качестве жизни в пострадавших регионах и в ДВФО в целом?

- Точные данные будут известны к концу года. Пока же могу сказать, что катастрофических последствий наводнение не принесло. В чем-то даже наоборот: к региону было приковано внимание, выделены федеральные средства, проявлена «политическая воля». Подобные бедствия в долгосрочной перспективе существенного влияния на качество жизни людей обычно не оказывают – их последствия уже научились ликвидировать достаточно оперативно и эффективно. Хабаровский край, конечно, не Москва 1812 года, когда «пожар способствовал ей много к украшенью», но в любом случае ветхий жилищный фонд будет обновлен и людей без помощи власти региона не оставят.

- Кстати, о руководителях. Говорят, что историю делают личности. Без Петра Великого никакой Санкт-Петербург на болоте сам собой не вырастет. Если говорить о местных и региональных властях – могут ли они не только «латать дыры», но и всерьез способствовать росту территорий, которыми сейчас руководят?

- Насчет местных властей я сказать могу мало. Думаю, что недофинансирование муниципальной власти, которое отмечается во всей стране, практически не дает ей возможности «развернуть крылья» (да и были эти крылья не слишком широкими и сильными). У региональных властей возможностей несколько больше. Но все же, на мой взгляд, даже самый передовой и прогрессивно мыслящий губернатор лишь в малой степени может сдвинуть ситуацию с уровня «вечной мерзлоты». Качество жизни в регионах разное, но это лишь в незначительной степени обусловлено личными усилиями лидеров этих субъектов федерации. Грубо говоря, вклад «личностей в историю» можно оценить процентов в двадцать. А остальные проблемы качества жизни, к сожалению, мерами кадровой политики не решить. Здесь требуются не просто новые вожди и топ-менеджеры, а медленная перестройка сознания людей, создание экономических условий, перемены поведенческих стандартов, решение технических и инфраструктурных проблем.

- Как раз такой перестройкой должна заняться новая команда Минвостокразвития… Как вам кажется, есть ли сейчас у центра внятная региональная политика вообще и на Дальнем Востоке в частности?

- Я не специалист по региональной политике. Могу судить лишь по тому, что вижу, - а впечатление у меня такое, что в глубине души наши власти по-прежнему опираются на концепцию «точек роста». Уверены, что стоит лишь создать некий «очаг» (например, во Владивостоке к саммиту АТЭС или еще где-то), он начнет расти сам и потянет за собой все остальные территории. Мне такая точка зрения обоснованной не кажется. Совершенно не очевиден механизм такого роста, зато хорошо понятно, каким образом в подобных «точках роста» станут работать разнообразные коррупционные схемы. На мой взгляд, региональная политика в России должна заключаться прежде всего в изменении общих, глобальных правил игры, а не в отдельных проектах. На то, что Россию вывезет кривая, построенная по нескольким опорным «точкам», я бы не сильно надеялся.

- Вы уже не первый год выстраиваете и публикуете ваши рейтинги качества жизни. Как реагируют на это власти регионов, которые оказываются впереди и позади России всей? Прислушиваются ли к экспертным оценкам и советам?

- Очень хорошо реагируют те, кто попадает в список лидеров. Они даже порой нам звонят. В калининградской прессе я с интересом прочел, что, оказывается, мечтаю переехать к ним на постоянное жительство. Все это, конечно, не называется «внимательно прислушиваться» к нашим выводам. Единственный, кто обычно очень чутко реагирует на такие вещи, - республика Татарстан. Ее представители даже пересчитывали рейтинг по нашей методике. И это на общем фоне исключение. Я думаю, дело в том, что для губернатора все эти независимые исследования не слишком-то и важны, его карьера никак не зависит от подобного рода оценок, да и оперирует он временными промежутками максимум в год-два-пять, до выборов или переназначения. Вот если бы, как это бывает с политическими рейтингами, ходили слухи – мол, их «читают в Кремле»… Но мы слухи не распускаем. Мы считаем и оцениваем. И считаем своим долгом делать анализ и прогнозы без поправок на политику и прочую конъюнктуру. 

Читайте также Дальний Восток: государственные амбиции и реальное качество жизни