Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Началась борьба за бензобак

Как противостояние нефтекомпаний и независимых АЗС отразится на Дальнем Востоке

Началась борьба за бензобак
Фото: Данные: ЦДУ ТЭК
ОБВИНЕНИЯ С ДВУХ СТОРОН

На этой неделе прозвучали заявления, направленные против независимых АЗС, сразу от двух ключевых игроков топливного рынка на Дальнем Востоке - "Независимой нефтегазовой компании" (ННК, бывшая НК "Альянс") Эдуарда Худайнатова и "Роснефти". ННК направила в Федеральную антимонопольную службу письмо с просьбой разобраться с ценовой политикой независимых АЗС в Камчатском, Приморском, Хабаровском краях и Амурской области, сообщил "Интерфакс". 

Компания обвинила некоторых владельцев независимой розницы в "провокационных действиях", подчеркнув, что "важным фактором роста цен у большинства владельцев частных АЗС является широко внедренная система цепочки "независимых" посредников, оставляющих свою спекулятивную прибыль зачастую в офшорах". По данным ННК, цены на независимых АЗС в регионах присутствия компании значительно выше, чем на заправках вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), и разница достигает до 10 рублей за литр.

В свою очередь, глава "Роснефти" Игорь Сечин в интервью "Коммерсантъ-FM" заявил, что независимые АЗС, владеющие в среднем 30% российского рынка, "как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает ФАС: если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену". В качестве примера он привел ситуацию в Приморском крае. "Есть огромная компания, которая называется «Октан». У нее формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе", - сказал Игорь Сечин. 

Он также отметил, что "сложилась конструкция, когда в отдельных регионах формируются монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости". "И даже вертикально интегрированные компании, в соответствии с антимонопольным законодательством, вынуждены подстраиваться. Но мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно", - заявил глава "Роснефти". 

Отметим, что тему "локального монополизма" на топливном рынке Дальнего Востока в сентябре этого года поднимал и вице-премьер Юрий Трутнев, заявивший, что "вопрос цен на бензин не связан с дефицитом топлива или нехваткой нефтеперерабатывающих мощностей". "На практике рост цен связан с простой, но противной вещью, которая называется локальный монополизм. В основном, рост цен на бензин связан с тем, что топливо закупает одна компания. А правительство ищет глобальные макроэкономические причины", - сказал чиновник.


ЛАКОМЫЕ 25% РЫНКА

Тревога ВИНК по поводу независимых АЗС вполне объяснима. 12 ноября на федеральном уровне правительство и крупные нефтяные компании договорились о сдерживании роста цен на нефтепродукты до 31 марта 2019 года. По соглашению, цены должны оставаться на уровне 2018 года, а объемы поставок топлива - вырасти минимум на 3%. В такой ситуации что "Роснефти", что другим крупным компаниям, объединяющим нефтепереработку и сбыт, остается лишь сокращать издержки - или расширять свои доли на рынке. Сделать последнее можно, только потеснив региональные сети АЗС.

За независимые АЗС уже взялись надзорные органы. ФАС и ФНС поручено начать проведение внеплановых проверок станций, не имеющих собственного производства топлива, уделяя максимум внимания тем заправкам, где цены превышают индикативный уровень мелкооптовых цен (ИУЦ) на горючее на 4% и более. ИУЦ зафиксирован для каждого из субъектов РФ. Средний ИУЦ по стране для АИ-92 - 53,5 тыс. руб. за тонну, АИ-95 - 56,6 тыс. руб., зимнего дизтоплива - 53,6 тыс. руб.

На Дальнем Востоке ННК и "Роснефть" владеют примерно 75% рынка (45% и 30% соответственно). У обеих компаний в регионе есть как НПЗ (у ННК - в Хабаровске, у "Роснефти" - в Комсомольске-на-Амуре), так и собственные сбытовые сети. Кроме этих предприятий, потребности Дальнего Востока в топливе обеспечивают запводы Восточной Сибири - Ангарская НХК и Ачинский НПЗ "Роснефти", Омский НПЗ "Газпром нефти". По данным Минэнерго, в 2017 году на территорию Дальневосточного федерального округа было отгружено 1,5 млн тонн бензина и 2,7 млн т дизтоплива.

К 2030 году спрос на бензин в регионе увеличится до 1,6-1,7 млн тонн, на дизтопливо - до 3,3-3,4 млн тонн. В связи с этим "Роснефть" планирует после 2026 года начать строить вторую очередь Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Приморском крае, ориентированную на производство топлива: 1,8 млн тонн бензина и 6,3 млн тонн дизельного топлива из 12 млн тонн нефти. 

При этом в каждом регионе ДФО есть независимые заправочные сети. В Хабаровском крае и ЕАО это, например, сеть "Ресурснефть". В Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске сеть АЗС "Флагман" управляет одноименная группа компаний местного предпринимателя Виталия Бурлакова. В регионе и соседнем Приморье работают заправки под маркой ДНТ ("Дальнефтьпродукт"). Есть небольшие заправки под марками "Биксур", "Нефтепродукт-Сервис" и другими. В Приморском крае, помимо упомянутой Игорем Сечиным сети "Октант", работают АЗС под марками, "ПримОйл", "Бензо", "ПТК" и так далее.


ОБЩАЯ ТОПЛИВНАЯ ДОРОГОВИЗНА

Между тем, для Дальнего Востока, что бы ни утверждали высокопоставленные чиновники или топ-менеджеры ВИНК, проблема дороговизны топлива обусловлена и рядом объективных обстоятельств. Главное из них - большое транспортное плечо для снабжения бензином и соляркой большинства субъектов востока страны. Из-за необходимости транспортировки топлива на большие расстояния на Дальнем Востоке в среднем неизбежно сохраняется более высокий уровень цен на нефтепродукты. В правительстве это понимают, установив самый большой ИУЦ для субъектов ДФО: 72,66 тыс. руб. за тонну АИ-95 для Якутии и 71,97 тыс. руб. для Чукотки. 

По данным мониторинга Минфина России, на 5 ноября 2018 года средняя розничная цена на бензин марки АИ-92 составила в Дальневосточном федеральном округе в его "старых" границах (9 субъектов РФ) составила 43,64 руб. за литр, что выше цены по РФ на 2,09 руб. За неделю цена выросла на 17 копеек (0,39%), с конца декабря 2017 года - на 2,38 руб. (5,77%). Аналогичные показатели по дизтопливу составляют: средняя розничная цена - 49,3 руб. за литр, что выше цены по РФ на 4,04 руб., недельный рост цены - 31 копейка (0,63%), рост цены с 25 декабря 2017 года - 3,45 руб. (7,52%). По данным "Центрального диспетчерского управления ТЭК", на 11 ноября средние цены на различные виды топлива по регионам ДФО претерпели незначительные изменения. 




Средняя для ДФО картина оказывается весьма "полярной", если смотреть на нее через призму региональности. С этой точки зрения стоимость топлива в близких к крупным транспортным артериям и НПЗ Хабаровском и Приморском краях, Амурской области и ЕАО вполне сопоставима со среднероссийской. Совсем другое дело - фактически островные Камчатка и Чукотка, прочие регионы дальневосточного севера и Сахалин. 

Самое интересное, что в крупных дальневосточных городах независимые заправки держат более низкие цены, чем крупные сети. В Хабаровске проведенный сегодня EastRussia экспресс-анализ цен на трех сетях АЗС показал, что в то время, как ННК и "Роснефть" продают А-92 за 41,3 руб. за литр, сети "Дальнефтьторга" удается держать стоимость в 40,5 руб. за литр. При стоимости литра дизтоплива в 46,65 руб. у двух ВИНК, "ДТН" реализует этот вид топлива за 44,5 руб.





 

За что же в данном случае идет борьба? 

Учитывая, что 1 литр бензина весит около 0,75 кг, а дизтоплива - 0,85 кг, несложно прикинуть, что за прошлый год на Дальнем Востоке было продано бензина не менее, чем на 80 млрд руб. (если средняя цена - 40 руб. за литр), а дизтоплива - не менее, чем на 140 млрд руб. (средняя цена - 45 руб. за литр). Таким образом, выручка на топливном рынке ДФО в розницу составляет не менее 220 млрд руб. 25% от рынка, занимаемые сейчас независимыми АЗС - это не менее 55 млрд руб. годового розничного оборота. Для сравнения, по итогам 2017 года ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт", сбытовая "дочка" ННК в Хабаровском крае и ЕАО, реализовала на своих 97 АЗС 440 тыс. тонн топлива, получив выручку в размере 16,8 млрд руб. 

От исчезновения с рынка независимых АЗС большая часть дальневосточников, живущих в крупных городах, вряд ли выиграет. Что же касается жителей отдаленных населенных пунктов, то они традиционно жалуются на дороговизну топлива. В конце октября подобный скандал разразился в Хабаровском крае: фермеры из села Могилевка района имени Лазо обнаружили, что за ночь стоимость дизтоплива подскочила с 47,5 руб. за литр до 57,5 руб. - на целых 10 руб. Во владеющем АЗС ООО "ГУР" ситуацию так и не прокомментировали. В то же время, представить, что ННК или "Роснефть" поставят фирменную АЗС в населенной 1 тыс. жителей Могилевке, находящейся в логистическом тупике, в 8 км от федеральной автотрассы Хабаровск-Владивосток, тоже довольно сложно. 
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике