Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

You just have to believe and work hard

There are no impossible tasks - there are those for which only more effort is required. The Governor of the Sakhalin Region Valery Limarenko sums up the difficult 2020 and talks about plans for 2021.

Isolated systems are considered more vulnerable than those that are tightly integrated with each other. Solving problems and even everyday tasks in such isolated and remote locations like an island always requires more effort and resources, and mistakes are much more expensive here than on the "mainland". However, such conditions make the people living here special, and therefore Sakhalin overcame the shocks of 2020 with minimal losses, which means that plans for the future have a solid foundation. The Governor of the Sakhalin Region in an interview with EastRussia talks about challenges and victories.

You just have to believe and work hard
Photo: press service of the Governor of the Sakhalin Region

- Valery Igorevich, summing up the results of 2020, how do you assess the economic and social situation in the Sakhalin Region? How did the coronavirus pandemic affect her?

- The past year was difficult for the economy of the Sakhalin Region. After all, what is a pandemic? People stop going on holidays, travel less on business trips, and work more remotely. Accordingly, the number of flights decreases, the railway reduces the load, and so on.

All of this influenced the cost of oil, which turned out to be significant losses for us in the regional budget. But, despite the difficulties, we tried to do everything to save enterprises, jobs, provide people with wages and continue our plans for the development of the region. For this, a whole range of support measures was implemented.

Among other things, we have lowered taxes, interest rates on loans from the Sakhalin Entrepreneurship Development Fund, and provided businesses with an extension of rent for premises. We worked with each entrepreneur individually, and, as a rule, we were able to find a solution to complex issues.

- Sakhalin Oblast is one of the leaders in the country in terms of the number of social support measures. Has the pandemic affected this area?

- We pay special attention to the social support of the region's residents. And 2020 is no exception. Moreover, the package of measures has not only not been reduced, but the family has been enlarged. A total of 16 billion rubles were allocated to provide social support in the region. More than 240 thousand people received help.

Let me remind you that the population of the Sakhalin Region is slightly less than half a million people. That is, we helped almost every second Sakhalin citizen. These are families with children, pensioners, disabled people, people in difficult life situations and in need of special support.

For many Sakhalin residents during the pandemic, employment issues have become relevant, and here we also did not stand aside. With the help of the employment service, 17 people found jobs last year, which is 250% of the total population of the region. More than a thousand people have undergone vocational training and retraining.

All this as a whole made it possible not only to preserve the existing enterprises, but also to ensure the lowest level of registered unemployment among the regions of the Russian Federation - 0,8%. While on average in Russia at the beginning of December 2020, it was 4,2%, in the Far East - 3,6%.

- You started our conversation with the difficulties in the oil and gas industry - the main source of income for the Sakhalin region. Are there any areas for which the past year was more successful?

- Certainly. Even if we talk about the oil and gas industry, then yes, the volume of oil production has decreased by 7%. But at the same time, gas production increased by 6%. In addition, there are good achievements in the coal industry. Almost 14 million tons of coal were mined, which is 7% more than in 2019.

Thanks to the creation of new fish processing facilities, the renewal of the fishing fleet, the construction of salmon fish hatcheries, we were able to increase the catch of fish and seafood by 7,6%, and fish products were processed by 16% more.

We also managed to make serious progress in solving such an important issue for the island region as ensuring food security. New meat and dairy complexes have significantly increased their turnover. This allowed us to increase production of meat by 19,6% and milk by 15,8% against the level of 2019. The gross harvest of vegetables has also grown - by almost 3%.

A record number of housing was built in 2020 - 436 thousand sq. m. This is 100 thousand more than in the previous one. This year we are planning to overcome the bar already in half a million. Unfortunately, the housing stock in the Sakhalin region is badly worn out, hundreds of kilometers of engineering networks need to be replaced. People are tired of living in, frankly, difficult conditions. That is why I set the task of continuously increasing the volume of construction of new comfortable housing.

- What other tasks are facing the Sakhalin Region today?

- Every year the Sakhalin Region is becoming more and more comfortable territory for business development. According to the results of the National Rating of the Investment Climate for 2020, we entered the TOP-30 Russian regions. We managed to make a serious leap: to improve our position by 13 points at once and move from 43rd to 30th place. This year we expect to advance even higher in the rating of investment attractiveness and enter the top 10 regions of Russia.

All our actions to attract investments, launch new projects in various sectors of the economy are aimed at providing additional income to the budget, as well as fixing people on the islands, giving them the opportunity to get a good job and receive high wages. The more high-tech jobs are created, the more people will feel stability and connect their future with the Sakhalin Region.

- How important and felt is the support of the federal government?

- The budget of the Sakhalin Oblast is still heavily dependent on the oil and gas sector. As I said, due to the drop in oil prices last year and this year, we have lost a significant amount of funds. Therefore, we absolutely need the support of the federal center.

First of all, when modernizing the energy complex. The energy system of our island region is isolated from the federal one, so we cannot count on help from our neighbors during peak loads. And special weather conditions: typhoons and blizzards - add complexity. Therefore, it is important to do everything to make the system work reliably and without interruptions.

Support is also needed in the construction of transport infrastructure. And we are grateful to Moscow for its understanding and assistance in resolving the issue of transferring the Okha - Yuzhno-Sakhalinsk highway to federal ownership. In 2021-2022, additional funds are planned for the maintenance and asphalting of the main Sakhalin highway.

It is also important for us to help in the construction of a new runway at the Yuzhno-Sakhalinsk airport and a wave protection structure at the Kitovy port on Iturup Island. I have already voiced these topics to the Plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the Far Eastern Federal District, Yuri Petrovich Trutnev. And we count on the support of the federal center in solving these and other issues.

- With what success are national projects being implemented in the Sakhalin Oblast?

- We are implementing national projects in 11 directions, and we managed to achieve many indicators ahead of schedule. Behind this phrase is not just dry reporting, but real steps to improve the quality of life of Sakhalin and Kuril residents.
Take healthcare, for example. According to the national project, we purchased two mobile complexes for two regional hospitals, performed more than 300 ambulance flights, re-equipped the regional vascular center of the Sakhalin Regional Clinical Hospital and the primary vascular department of the Yuzhno-Sakhalin City Hospital named after I. F.S. Ankudinov.

Within the framework of the national project "Culture" we managed not only to overhaul many rural clubs, but also to build new ones. And today we are pleased to see how the creative and sports activity of rural residents is growing.

Successes have been achieved in education. Since last year, all educational organizations of the Sakhalin Region have been provided with high-speed Internet. The number of educational centers for the humanities and digital profile "Growth Point" has significantly increased - there are 33 of them in total, and they are located in almost every district of the region. Also, a children's mobile technopark "Quantorium" was created. More than 80% of our children have already been enrolled in additional education.

- Did the Unified Subsidy provide tangible assistance in the construction of social facilities? What facilities have been launched?

- We received 2020 billion rubles from the federal budget for the implementation of the Social Development Plan for Economic Growth Centers in 4,9. Another 14 billion was allocated for these purposes from the regional budget. This allowed us to launch nine social facilities. Including three schools and a kindergarten, a feldsher-obstetric center in the village of Dubovoe on the island of Kunashir and a sports and recreation center in Severo-Kurilsk.

This year we will continue work on the projects already started. Among the most significant are the second building of the polyclinic number 4, the medical and diagnostic building of the Consultative and Diagnostic Center and the ambulance station in the regional center. As well as 31 residential buildings, seven schools for 3 children, a boarding house for veterans in Korsakov, a boarding house for the elderly and disabled in Nogliki and Shakhtersk.

- One more question on a social topic. Last year, the Russian president gave instructions to provide all primary school students with hot meals. How is it being implemented in the Sakhalin Oblast?

- We have been solving this problem for a long time. Primary school students in Sakhalin and the Kuril Islands have been eating free of charge for several years. In addition, this privilege applies to certain categories of families and representatives of the indigenous small-numbered peoples of the North. In total, this academic year, more than 37 thousand schoolchildren are provided with free hot meals in the Sakhalin Oblast - this is 62% of all students in the region.

We pay special attention to the quality of food. This is strictly monitored by a special commission. From September 1, 2020, Public Oversight Boards have been operating in each school, and parents can control the quality of the prepared dishes themselves. In order to increase the availability of healthy food and expand the assortment, we constantly conduct a survey of children and parents.

- To what extent have the Far Eastern hectare and Far Eastern mortgages become relevant in the Sakhalin Region? Are residents of the region actively using these support programs?

Both programs are in demand among Sakhalin and Kuril residents. More than 9 thousand contracts have already been concluded for the "Far East Hectare" for a total area of ​​almost 6 thousand hectares. And interest in the program is only growing. The most demanded spheres of activity for which the land was provided are agriculture, individual housing construction and low-rise buildings.

As for the "Far Eastern Mortgage", almost 900 mortgage loans were issued on the territory of the Sakhalin Region for a total amount of over 4,1 billion rubles. The average loan payment is 4,65 million rubles. Currently, banks have approved more than 1100 applications, and families are looking for housing with the necessary layout from developers.

In addition, for young families, we have provided an additional regional support measure in the form of social benefits. We expect that this year 1380 young families will be able to use it. The need for financing is over 2 billion rubles. This is one of the measures designed to stimulate housing construction in the Sakhalin Oblast.

- Another topical issue, along with housing, is the construction and reconstruction of roads. How is this program being implemented in the Sakhalin Oblast and what do you pay special attention to?

- In our region there are almost 5 thousand kilometers of highways. And only slightly more than half of them are hard-surfaced. Therefore, the development and improvement of the road network is a task that requires our special attention. First of all, we are focused on the repair and construction of roads where people live - in cities and villages.

In 2020, after reconstruction, 65,5 km of roads were commissioned. Of these, 98% are asphalted. Including, almost 8 kilometers of road were introduced on the Kunashir island. A 2,8 km long pedestrian zone was built along the sea coast on Iturup Island. 30,6 km of roads were modernized within the framework of the Safe and High-Quality Highway National Project.

In addition, in 2020, as I said, we achieved the transfer of the main Sakhalin highway, Yuzhno-Sakhalinsk - Okha, to federal ownership. The freed up funds were redirected to the modernization of local roads and the road network in the region.

- Active discussion of the issues of creating a Far Eastern airline continues. How is the Sakhalin Region taking part in it? And what, in your opinion, will this give the region and the entire Far East?

- The Government of the Sakhalin Region is taking an active part in the creation of the Far Eastern Airline, which will carry out all types of transportation in all subjects of the Far Eastern Federal District. I believe that it cannot be created from scratch; it must be done on the basis of a successfully operating enterprise.

For example, the Avrora airline successfully carries out air transportation throughout the federal district. Yes, we have invested Sakhalin money in the company. But at the same time, this is the property of the entire Far East.

We have already received a stake in Aurora, previously owned by Aeroflot. Now the region is the sole owner of this strategically important carrier for the country.

The main task of creating a Far Eastern airline is to make available settlements in which people live and work. Therefore, the state provides for subsidizing these flights. There are more than 500 such air routes, and in the next five years, as far as I know, the volume of traffic is planned to double.

- Are there plans for the Sakhalin Oblast to modernize and build new airports?

Certainly. We are actively developing airport infrastructure in the region. Thus, the reconstruction of the Okha airfield continues, within the framework of which the length of the runway will be increased from 1300 to 1600 meters. Work is underway to reconstruct the apron at the Yuzhno-Sakhalinsk airport.

Last year, we also repaired the landing site in Aleksandrovsk-Sakhalinsky and equipped the airfield in the Zonalnoye village. This allowed us from the end of 2020 to organize regular flights to these settlements from the regional center. This year we plan to launch landing sites in Poronaysk, Smirnykh and Severo-Kurilsk.

Sakhalin is an extreme region, moreover, the whole is located on the islands. There is no other such thing in Russia. There have always been many problems here. Do you regret that you got here? What helps to overcome difficulties?

A healthy lifestyle, playing sports, good health helps to overcome difficulties, which I try to follow. You know, in terms of workload and work, my life has not changed at all. I used to work a lot, seven days a week.

I have been living in this rhythm for more than a dozen years. I am happy when I manage to solve very difficult problems, such that many seemed impracticable, even fantastic. Therefore, I set the highest standard for myself and my subordinates.

For some, plans seem unrealizable, for others skepticism and distrust are born. But I know: the road will be mastered by the walking one. I am sure that everything that has been planned will be carried out, we will succeed. You just have to believe and work hard.

March 6: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Надо только верить и много работать

Невыполнимых задач нет - есть те, для которых требуется лишь больше усилий. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко подводит итог сложному 2020-му и рассказывает о планах на 2021-ый.

Изолированные системы считаются более уязвимыми по сравнению с теми, что тесно интегрированы друг с другом. Решение проблем и даже повседневных задач в таких отделенных и отдаленных локациях как остров всегда требует больше усилий и ресурсов, а ошибки здесь обходятся в разы дороже, чем на «большой земле». Однако такие условия делают людей живущих здесь особенными, и поэтому потрясения 2020-го года Сахалин преодолел с минимальными потерями, а значит у планов на будущее есть серьезный фундамент. Губернатор Сахалинской области в интервью EastRussia рассказывает о вызовах и победах.

Надо только верить и много работать
Фото: пресс-служба губернатора Сахалинской области

- Валерий Игоревич, подводя итоги 2020 года, как вы оцениваете экономическую и социальную ситуацию в Сахалинской области? Как повлияла на нее пандемия коронавирусной инфекции?

- Прошедший год стал для экономики Сахалинской области непростым. Ведь что такое пандемия? Люди перестают выезжать в отпуска, меньше ездят в командировки, больше работают удаленно. Соответственно, уменьшается количество авиарейсов, железная дорога снижает нагрузку и так далее.

Все это повлияло на стоимость нефти, что обернулось для нас существенными потерями в областном бюджете. Но, несмотря на трудности, мы постарались сделать все, чтобы сохранить предприятия, рабочие места, обеспечить людям выплату заработной платы и продолжить наши планы по развитию региона. Для этого был реализован целый комплекс мер поддержки.

В том числе мы снизили налоги, процентные ставки по кредитам Сахалинского фонда развития предпринимательства, предоставили бизнесу отсрочку по арендной плате за помещения. С каждым предпринимателем работали индивидуально, и, как правило, нам удавалось найти решение сложных вопросов.

- Сахалинская область – один из лидеров в стране по числу мер социальной поддержки. Коснулась ли пандемия этой сферы?

- Действительно социальной поддержке жителей области мы уделяем особое внимание. И 2020 года не стал исключением. Более того, пакет мер не только не сократился, но и пополнился еще семью. Всего на оказание социальной поддержки в регионе было выделено 16 млрд рублей. Помощь получили более 240 тысяч человек.

Напомню, население Сахалинской области составляет чуть меньше полумиллиона человек. То есть мы помогли практически каждому второму сахалинцу. Это семьи с детьми, пенсионеры, инвалиды, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в особой поддержке.

Для многих сахалинцев в период пандемии стали актуальны вопросы трудоустройства, и здесь мы тоже не остались в стороне. С помощью службы занятости в прошлом году работу нашли 17 250 человек, а это 3,5 % от всего населения области. Более тысячи человек прошли профессиональное обучение и переподготовку.

Все это в целом позволило не только сохранить действующие предприятия, но и обеспечить самый низкий среди регионов РФ уровень регистрируемой безработицы – 0,8%. В то время как в среднем по России на начало декабря 2020 года он составлял 4,2%, по Дальнему Востоку – 3,6%.

- Вы начали наш разговор с трудностей в нефтегазовой отрасли – основном источнике доходов Сахалинской области. А есть ли какие-то сферы, для которых прошедший год оказался более успешным?

- Безусловно. Даже если говорить про нефтегазовую отрасль, то да, объем добычи нефти сократился на 7%. Но в то же время на 6% увеличилась добыча газа. Кроме того, есть неплохие достижения в угольной отрасли. Было добыто почти 14 млн тонн угля – это на 7% больше, чем за 2019 год.

Благодаря созданию новых производств по переработке рыбопродукции, обновлению рыбопромыслового флота, строительству лососевых рыбоводных заводов мы смогли на 7,6% увеличить улов рыбы и морепродуктов, а рыбной продукции переработано на 16% больше.

Также удалось серьезно продвинуться в решении такого важного для островного региона вопроса как обеспечение продовольственной безопасности. Значительно нарастили обороты новые мясные и молочные комплексы. Это позволило нам увеличить производство мяса на 19,6% и молока на 15,8% к уровню 2019 года. Вырос и валовый сбор овощей – почти на 3 %.

Рекордно много в 2020 году построено жилья – 436 тысяч кв. м. Это на 100 тысяч больше, чем в предыдущем. В этом году планируем преодолеть планку уже в полмиллиона. К сожалению, жилой фонд в Сахалинской области сильно изношен, требуют замены сотни километров инженерных сетей. Люди устали жить в, прямо скажем, трудных условиях. Вот почему я ставлю задачу непрерывного наращивать объемы по строительству нового комфортного жилья.

- Какие еще задачи стоят перед Сахалинской области сегодня?

- С каждым годом Сахалинская область становится все более комфортной территорией для развития бизнеса. По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата за 2020 год мы вошли в ТОП-30 российских регионов. Нам удалось сделать серьезный рывок: улучшить свою позицию сразу на 13 пунктов и переместиться с 43-го на 30-е место. В этом году мы рассчитываем продвинуться в рейтинге инвестиционной привлекательности еще выше и войти в 10-ку лучших регионов России.

Все наши действия по привлечению инвестиций, запуску новых проектов в различных отраслях экономики направлены на то, чтобы обеспечить дополнительные поступления в бюджет, а также закрепить людей на островах, дать им возможность устроиться на хорошую работу и получать высокую заработную плату. Чем больше будет создано высокотехнологичных рабочих мест, тем больше людей будут чувствовать стабильность, связывать свое будущее с Сахалинской областью.

- Насколько при этом важна и ощущается поддержка федерального правительства?

- Бюджет Сахалинской области пока еще в серьезной степени зависит от нефтегазового сектора. Как я уже говорил, в связи с падением цены на нефть в прошлом и в этом году мы потеряли значительный объем средств. Поэтому поддержка федерального центра нам просто необходима.

В первую очередь при модернизации энергетического комплекса. Энергосистема нашего островного региона изолирована от федеральной, поэтому в период пиковых нагрузок рассчитывать на помощь от соседей мы не можем. Да и особые погодные условия: тайфуны и метели – добавляют сложностей. Поэтому важно сделать все, чтобы система работала надежно и без перебоев.

Поддержка нужна и в строительстве транспортной инфраструктуры. И мы благодарны Москве за понимание и помощь в решении вопроса о передаче автодороги Оха – Южно-Сахалинск в федеральную собственность. В 2021-2022 годах на содержание и асфальтирование главной трассы Сахалина планируется поступление дополнительных средств.

Также для нас важна помощь при строительстве новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Южно-Сахалинск» и волнозащитного сооружения в портпункте Китовый на острове Итуруп. Эти темы я уже озвучил полномочному представителю Президента РФ в ДФО Юрию Петровичу Трутневу. И мы рассчитываем на поддержку федерального центра в решении этих и других вопросов.

- С каким успехом в Сахалинской области реализуются национальные проекты?

- Мы реализуем нацпроекты по 11 направлениям, и многих показателей нам удалось достичь досрочно. За этой фразой стоит не просто сухая отчетность, а реальные шаги по улучшению качества жизни сахалинцев и курильчан.
Например, возьмем здравоохранение. По нацпроекту мы приобрели два мобильных комплекса для двух районных больниц, выполнили более 300 вылетов санитарной авиации, переоснастили региональный сосудистый центр Сахалинской областной клинической больницы и первичное сосудистое отделение Южно-Сахалинской городской больницы им. Ф.С. Анкудинова.

В рамках нацпроекта «Культура» нам удалось не только капитально отремонтировать многие сельские клубы, но и построить новые. И сегодня мы с удовлетворением видим, как растет творческая и спортивная активность жителей сельской местности.

Достигнуты успехи и в образовании. С прошлого года все общеобразовательные организации Сахалинской области обеспечены высокоскоростным интернетом. Значительно возросло количество центров образования гуманитарного и цифрового профиля «Точка роста» – всего их 33, и они есть почти в каждом районе области. Также создан детский мобильный технопарк «Кванториум». Всего дополнительным образованием охвачено уже более 80% наших детей.

- Дала ли ощутимую помощь в строительстве социальных объектов Единая субсидия? Какие объекты были запущены?

- На реализацию Плана социального развития центров экономического роста в 2020 году мы получили из федерального бюджета 4,9 млрд рублей. Еще 14 млрд направили на эти цели из бюджета области. Это позволило нам запустить девять объектов социальной сферы. В том числе три школы и детский сад, фельдшерско-акушерский пункт в селе Дубовое на острове Кунашир и спортивно-оздоровительный комплекс в Северо-Курильске.

В этом году мы продолжим работы по уже начатым объектам. В числе наиболее значимых – второй корпус поликлиники № 4, лечебно-диагностический корпус Консультативно-диагностического центра и станция скорой медицинской помощи в областном центре. А также 31 жилой дом, семь школ на 3 125 мест, пансионат для ветеранов в Корсакове, дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов в Ногликах и Шахтерске.

- Еще один вопрос по социальной теме. В прошлом году президент России дал поручение обеспечить всех учеников младших классов горячим питанием. Как оно выполняется в Сахалинской области?

- Эту задачу мы решаем уже давно. Ученики начальных классов на Сахалине и Курилах питаются бесплатно на протяжении нескольких лет. Кроме того, эта льгота распространяется на отдельные категории семей и представителей коренных малочисленных народов Севера. Всего в этом учебном году бесплатным горячим питанием в Сахалинской области обеспечены более 37 тысяч школьников – это 62% от всех обучающихся детей в регионе.

Особое внимание уделяем качеству питания. За этим строго следит специальная комиссия. С 1 сентября 2020 года в каждой школе работают Советы общественного контроля, и родители могут сами контролировать качество приготовленных блюд. Для того, чтобы повысить доступность здорового питания и расширить ассортимент, постоянно проводим анкетирование детей и родителей.

- Насколько в Сахалинской области стали актуальными дальневосточный гектар и дальневосточная ипотека? Активно ли жители области пользуются этими программами поддержки?

Обе программы востребованы у сахалинцев и курильчан. По «Дальневосточному гектару» уже заключено более 9 тысяч договоров на общую площадь почти 6 тысяч гектаров. И интерес к программе только растет. Самые востребованные сферы деятельности, под которые предоставлены земли – это сельское хозяйство, ИЖС и малоэтажная застройка.

Что касается «Дальневосточной ипотеки», то на территории Сахалинской области выдано почти 900 ипотечных кредитов на общую сумму свыше 4,1 млрд рублей. Средняя выплата по кредиту – 4,65 млн рублей. В настоящее время банки одобрили еще более 1100 заявок, и семьи подбирают у застройщиков жилье с необходимой планировкой.

Кроме этого, для молодых семей у нас предусмотрена дополнительная региональная мера поддержки в виде социальных выплат. Ожидаем, что в этом году ей смогут воспользоваться 1380 молодых семей. Потребность в финансировании – более 2 млрд рублей. Эта одна из мер, которая призвана стимулировать жилищное строительство в Сахалинской области.

- Еще один актуальный вопрос наряду с жилищным – это строительство и реконструкция дорог. Как исполняется эта программа в Сахалинской области и чему вы уделяете особое внимание?

- В нашем регионе почти 5 тысяч километров автомобильных дорог. И только чуть больше половины из них – с твердым покрытием. Поэтому развитие и совершенствование дорожной сети – задача, которая требует нашего особого внимания. В первую очередь мы сосредоточены на ремонте и строительстве дорог там, где живут люди – в городах и селах.

В 2020 году после реконструкции введено в эксплуатацию 65,5 км дорог. Из них 98 % асфальтированы. В том числе введено почти 8 километров автодороги на острове Кунашир. Построена пешеходная зона вдоль морского берега на острове Итуруп протяженностью 2,8 км. Модернизировано 30,6 км дорог в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Кроме того, в 2020 году, как я уже говорил, мы добились передачи в федеральную собственность главной трассы Сахалина Южно-Сахалинск – Оха. Высвободившиеся средства перенаправлены на модернизацию дорог местного значения и улично-дорожной сети на территории региона.

- Продолжается активное обсуждение вопросов создания дальневосточной авиакомпании. Какое участие в нем принимает Сахалинская область? И что, на ваш взгляд, это даст региону и всему Дальнему Востоку?

- Правительство Сахалинской области принимает самое активное участие в создании Дальневосточной авиакомпании, которая будет осуществлять все виды перевозок во всех субъектах Дальневосточного федерального округа. Считаю, что на голом месте ее создавать нельзя, делать это необходимо на базе успешно работающего предприятия.

Вот авиакомпания «Аврора», например, успешно осуществляет авиаперевозки по всему федеральному округу. Да, мы вложили в компанию сахалинские деньги. Но вместе с тем это достояние всего Дальнего Востока.

Мы уже получили пакет акций «Авроры», ранее принадлежавший «Аэрофлоту». Теперь область является единственным владельцем этого стратегически важного для страны перевозчика.

Главная задача создания дальневосточной авиакомпании – сделать доступными населенные пункты, в которых живут и работают люди. Поэтому государство предусматривает субсидирование этих рейсов. Существует более 500 таких авиамаршрутов, а в ближайшие пять лет, насколько мне известно, объем перевозок планируется удвоить.

- Есть ли в планах Сахалинской области модернизация и строительство новых аэропортов?

Безусловно. Мы активно развиваем инфраструктуру аэропортов на территории региона. Так, продолжается реконструкция аэродрома «Оха», в рамках которой длина взлетно-посадочной полосы будет увеличена с 1300 до 1600 метров. Проводятся работы по реконструкции перрона в аэропорту «Южно-Сахалинск».

В прошлом году мы также отремонтировали посадочную площадку в Александровск-Сахалинском, дооснастили аэродром в поселке Зональное. Это позволило нам с конца 2020 года организовать регулярные рейсы в эти населенные пункты из областного центра. В этом году планируем запустить посадочные площадки в Поронайске, Смирных и Северо-Курильске.

Сахалин – регион экстремальный, к тому же весь расположен на островах. Другого такого в России нет. Проблем здесь всегда было немало. Не жалеете, что попали сюда? Что помогает преодолевать трудности?

Трудности помогает преодолевать здоровый образ жизни, занятия спортом, хорошее здоровье, за которым стараюсь следить. Вы знаете, в плане нагрузок и работы моя жизнь ведь нисколько не изменилась. Я привык работать много, без выходных.

В таком ритме живу уже не один десяток лет. Счастлив, когда удается решить очень сложные задачи, такие, которые многим казались невыполнимыми, даже фантастическими. Поэтому и ставлю себе и своим подчиненным самую высокую планку.

Кому-то планы кажутся невыполнимыми, у кого-то рождается скепсис и недоверие. Но я знаю: дорогу осилит идущий. Уверен, все из того, что запланировал, удастся осуществить, у нас все получится. Надо только верить и много работать.

25 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика