Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
How Markin and Chubais quarreled: RUSNANO and RusHydro broke the agreement on the public - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Nano against Hydro

Who quarreled: Markin with Chubais or still two state corporations

Holding "RusHydro" officially refused to attract a major partner in the development of the Far East. A few days ago, a new official representative of RusHydro, Vladimir Markin, in response to an interview with the head of RUSNANO, Anatoly Chubais, stated that the companies would not conduct any joint projects in the Far East, despite the signed agreement. At the request of EastRussia, the sources familiar with the situation told about their vision of the conflict.

Nano against Hydro
Photo: shutterstock.com
Sunny interest

Everything began very optimistically. In 2015 at the first Eastern Economic Forum the energy holding RusHydro, the RUSNANO group and the Far East Development Fund signed an agreement on intentions to create a special fund for investment in the economy of the Far East. It was assumed that the funds would be invested in "projects of the electric power industry and related industries".

Of the three signatories, the relative "newcomer" in the region was precisely RUSNANO - the company took upon itself the responsibility to invest not only in money, but also in the high-tech developments already available to the group. According to media reports, co-investors during the 2016 year planned to invest in the fund through the mechanisms of investment partnership 4,8 billion rubles. The field for basic interaction was understandable - these are projects in the field of renewable energy in the areas of activity of the subsidiary company RusHydro RAO Energy Systems of the East.

"RAO ES of the East" from 2012 actively builds solar and wind power stations in remote regions of the Far East. It is here, in contrast to the "big earth", the objects of renewable energy (RES) showed their economic efficiency and without the use of special "green" tariffs. The territory of the Far East is almost a third of Russia, and the population here is less than in Moscow alone, and it lives not compactly, and sometimes in settlements, to which, as the saying goes, reindeer for three days to go - and then, if there is a road in winter. Now in such settlements are mainly diesel power plants, where the fuel goes through the "northern delivery" to three years. By the time of arrival in the village it is simply golden for the price, which means that the cost of a kilowatt of electricity is high.

Alternative one - SES and WEC. In the Far East, a high level of insolation and strong winds, the installation of solar panels and windmills can save expensive diesel fuel, which means it reduces electricity tariffs. Now 16 SES and three wind farms have already been built. And in the plans was to implement 178 objects of RES.

On the other hand, RUSNANO is the founder of Hevel LLC (by 49%) - a leading Russian company that not only builds solar power plants in Russia (including in regions close to the Far East - for example, in Altai) but also produces solar panels in its own factory in the European part of Russia. It would seem that the points of contact of two state-owned companies are obvious - take it and do it. But gradually it became clear - something went wrong.

Windy gusts

The other day the Chairman of the Board of RUSNANO Anatoly Chubais, speaking on the air of "Russia 24", said that RusHydro refused joint plans to create a fund for investment in the economy of the Far East. "This is an extremely interesting topic for us, it is extremely important (strengthening of the presence in the Far East), we have worked together on this topic with colleagues, including RusHydro, which ultimately completely failed this topic. I have a feeling that the company RusHydro is not interested in what is happening in the Far East, they refused to invest, despite the fact that they own "RAO ES of the East", and after categorically rejecting such a partner, we do not know how to us be further ".

The head of the company added that "RUSNANO" continues to seek partners abroad, but "going to the Far East without Russian partners would be strange."

The rebuke sounded like a bolt from the blue. The task of attracting high-tech industries to the Far East from the state's side is clearly formulated. In January, at a meeting between Russian President Vladimir Putin and presidential envoy in the Far Eastern Federal District Yury Trutnev, the idea of ​​creating a special joint fund of the RVC and the FRDF, which would finance high-tech projects, was even voiced. Against this background, the public denunciation of agreements between the two state companies, achieved at the presidential forum in Vladivostok, literally blew up the media space.

The reaction of RusHydro did not take long. In operative comments, the company's spokesman Vladimir Markin said that "in the course of the inventory of proposed innovations, it turned out that only one of the developments of RUSNANO in the field of solar energy could be applicable to the development of the energy of the Far East. Therefore, it was considered inadvisable to create a special fund for the sake of one joint project. "

According to Markin’s commentary, one of the subsidiaries of RUSNANO was offered to take part in the development of solar power plants in Yakutia. But “during the elaboration of this particular project, it turned out that the innovative technologies of RUSNANO — film coatings of solar cells — are not designed for the harsh climatic conditions of the Far East, not to mention the High North.” “To invest RusHydro funds in other innovations that are interesting only to RUSNANO itself was considered inexpedient. This would contradict the status of RusHydro as a company solving well-defined state tasks, added Vladimir Markin.

EastRussia Help. According to the annual accounts of JSC "RUSNANO" for 2015 year (the latest available), the volume of direct investment of the group in the energy sector at the beginning of 2016 amounted to 32,4 billion rubles. Of the aggregate 135,1 billion rubles. In the company's portfolio, in addition to the already mentioned "Hevel" LLC, projects under the names of "Super Wire" (the creation of industrial production of nanostructured electrical wires with ultrahigh strength and electrical conductivity), "Polysilicon" (production of polycrystalline silicon and monosilane), "Liotech" and "Cathode materials "(Lithium-ion batteries), Nesscap (high-energy energy storage) and Lilliputian Systems (stand-alone fuel cells).

A little later on the portal Lenta.ru came out a column of Vladimir Markin under the title "Inhabitant of a glass house." The lexical set - "public masochism", "turn to a regular psychologist", "a sign of frustration" - obviously translates the conflict into individuals. Anatoly Chubais in the text also gets for "RusHydro's remembrance in vain", and for "abstract liberal approach" at the stage of reform of "RAO UES of Russia", which, in fact, put the Far Eastern energy systems on the brink of survival.

As for the history of cooperation of companies, then, according to Vladimir Markin, it really was not. “The framework agreement was signed in 2010, an active discussion in working groups began three years later. Specific areas for searching and introducing innovations were identified - first of all, new renewable energy technologies for solar, geothermal, tidal power plants already operating as part of RusHydro. We also studied the use of new materials for equipment and dams of hydroelectric power plants, new energy storage technologies, in addition to the HPS, ”explains Vladimir Markin.



"Unfortunately, of all the proposed" RUSNANO "and projects interesting for RusHydro, the development stage for 2016 reached only one. A group of scientists and engineers from Novosibirsk creates a technology for mechanical energy storage, "the column says. The official representative of RusHydro also mentions that "there have never been any special agreements on the development of the Far East, since innovations are not connected with the regions, but only with branch systems."

Hydro without NANO

According to the logic of RusHydro, since the Hevel solar panels turned out to be unsuitable for the harsh Far East, there will be no cooperation of state companies. At the same time, during the time that has passed since the signing of the agreement itself at the WEF, Hevel has built several solar generation facilities in Altai - where the climate, by the way, is also not the most favorable.

EastRussia's interlocutors in the industry pay attention to the fact that RusHydro's decision to co-operate was taken by another management team: the agreement with RUSNANO and the Far East Development Foundation is signed by Yevgeny Doda, the previous head of the state holding. Nikolai Shulginov, the new head of RusHydro, is described as conservative, cautious, "old tempered" by the manager, and decisions that somehow affect the Far East are more optimistic than expansion.

So, one of the initiatives was the reduction of the investment program of the holding company, first of all - due to the program of complex modernization. According to the report "RusHydro: on the way to efficiency and stability" from 8 December 2016, due to the optimization of the investment program "RAO ES of the East" including the reduction of technical re-equipment projects, the company saves more than 5,5 billion rubles. At the same time, it is said that "the main potential for cost reduction of the RusHydro group lies in optimizing the activities of the holding company RAO ES of the East." Analysts of the company estimated the "burden" of the subsidiary in 17 billion rubles and proposed to save these funds by combining companies.

Despite the fact that cost optimization, the report said, "allows you to maintain the bulk of equipment in a good or satisfactory condition", the story has turned into a public field is not in the best light. After Nikolay Shulginov at the meeting on preparation for the heating season 2016 / 2017 predicted a possible increase in accidents, he was under fire from the Minister of Energy of the Russian Federation Alexander Novak. "Do this and do not show it to anyone else ... To cut down the investment program is your idea. Pre-capitalize in a smaller amount - this was your decision, "Mr. Nowak said.

However, the mentioned optimization (and its subsequent cancellation - in December, the company announced another adjustment of the investment program, increasing the cost of modernization), EastRussia interlocutors in the industry say, the weather does not. In the course of the reform of RAO UES of Russia, which left behind the new principles of power engineering in a third of the country, the Far East remained without modernization, but with an almost critical level of wear and huge budgets, including those sewn up in tariffs, directed to “patching holes ".

The last major investment in infrastructure happened in 2012, when Russian President Vladimir Putin, in the presence of the plenipotentiary and the minister for the development of the Far East Viktor Ishayev and the head of RusHydro, Yevgeny Doda, ordered the allocation of 50 billion budget funds for the construction of four new energy facilities in the Far Eastern regions. The construction, meanwhile, has not yet been completed: according to the information on RusHydro's official website, "all four energy facilities are planned to be built by the end of 2017 year" (the shift in terms relative to the initial ones is one to two years).

NANO without Hydro

Meanwhile, in October 2016, RUSNANO announced that it will invest 10 billion rubles in wind power generation in Russia. RUSNANO's investments will be directed to the creation of two international consortia, one of which is the localization of wind power plants and their key components in Russia, and the second is the construction and operation of wind power plants.

RUSNANO also signed a preliminary agreement with the Finnish Fortum on the creation of a fleet of wind generating capacities in the next few years. As expected, the parties will complete by the end of 2017 the construction of a wind farm with the capacity of 35 MW in the Ulyanovsk region.

Whether the projects on wind generation in the Far East between RusHydro and RUSNANO were discussed in the framework of the failed alliance, EastRussia was not able to find out. However, it is obvious that now, even if the "Russian windmill" along the line of "RUSNANO" will be created, it is hardly worth waiting for it in the Far East.

PS Dod without NANO and without Hydro

Finishing the story about how Markin quarreled with Chubais, it would be right to mention the fate of the remaining characters.

"Fund for the Development of the Far East" (and the head of the fund, Aleksey Chekunkov, also put his signature on the agreement in 2015), the scandal did not affect. Information on the activity of the fund in the implementation of this agreement in a public field is not present, neither of the parties has stated claims to the fund.

Yevgeny Dod is under house arrest. 21 December he was relaxed by a measure of restraint, he was previously in custody. The term of arrest in December was extended until mid-February, in mid-February - until May 21. The former head of RusHydro does not admit his guilt, except for the suspicion of embezzling 73 million rubles there were no new charges against him.

The main victim, meanwhile, remains the Far East.

Since 2012, the macroregion has not received any new complex projects to improve the situation in the energy sector (the famous law on equalization of tariffs to the average Russian level came into force, but has not yet started working). In the Magadan region, new networks are being built, in Chukotka - a floating nuclear power plant. But there is still no energy bridge to Japan (“The project can be discussed, but I would not set the company's task to actively develop the discussion process, too many incomprehensible economic conditions for joining this project,” said Nikolai Shulginov last summer), and major projects were new generation, for example, Khabarovsk CHP-4, and remain on paper.

The development of renewable energy showed good dynamics: a megawatt station was established beyond the Arctic Circle, Japanese windmills in the Arctic version in Kamchatka. These projects represent a modern and cost-effective new energy sector in the region - albeit in metered quantities.

To increase the dose so far, there is no one.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

НАНО против Гидро

Кто поссорился: Маркин с Чубайсом или все же две госкорпорации

Холдинг «РусГидро» официально отказался привлекать крупного партнера в развитие Дальнего Востока. На днях новый официальный представитель «РусГидро» Владимир Маркин в ответ на интервью главы «РОСНАНО» Анатолия Чубайса завил, что компании не будут вести никаких совместных проектов на Дальнем Востоке, несмотря на подписанное соглашение. По просьбе EastRussia свое видение конфликта рассказали источники, знакомые с ситуацией.

НАНО против Гидро
Фото: shutterstock.com
Солнечный интерес

Начиналось все крайне оптимистично. В 2015 году на первом Восточном экономическом форуме энергетический холдинг «РусГидро», группа «РОСНАНО» и «Фонд развития Дальнего Востока» подписали соглашение о намерениях создать специальный фонд для инвестиций в экономику Дальнего Востока. Предполагалось, что средства будут вкладываться в «проекты электроэнергетики и сопряженных отраслей».

Из трех подписантов относительным «новичком» в регионе была именно «РОСНАНО» – компания брала на себя обязательства вложиться не только деньгами, но и уже имеющимися у группы высокотехнологичными наработками. По данным СМИ, соинвесторы в течение 2016 года планировали вложить в фонд через механизмы инвестиционного товарищества 4,8 млрд руб. Поле для базового взаимодействия было понятно — это проекты в области возобновляемой энергетики в районах деятельности дочернего предприятия «РусГидро» РАО «Энергетические системы Востока».

«РАО ЭС Востока» с 2012 года активно строит солнечные и ветряные электростанции в удаленных регионах Дальнего Востока. Именно здесь, в отличие от «большой земли», объекты возобновляемой энергетики (ВИЭ) показали свою экономическую эффективность и без применения специальных «зеленых» тарифов. Территория Дальнего Востока — почти треть России, а населения здесь меньше, чем в одной Москве, причем живет оно  не компактно, а порой в поселках, до которых, как говорится, на оленях три дня ехать — и то, если зимой дорога есть. Сейчас в таких поселках стоят в основном дизельные электростанции, куда топливо идет по «северному завозу» до трех лет. К моменту прибытия в поселок оно просто золотое по цене, а значит, и стоимость киловатта электроэнергии высокая.

Альтернатива одна — СЭС и ВЭС. На Дальнем Востоке высокий уровень инсоляции и сильнейшие ветра, установка солнечных панелей и ветряков позволяет экономить дорогостоящее дизельное топливо, а значит, снижает тарифы на электроэнергию. Сейчас уже построено 16 СЭС и три ВЭС. А еще в планах было реализовать 178 объектов ВИЭ.

С другой стороны, «РОСНАНО» является учредителем ООО «Хевел» (на 49%) — ведущей российской компании, которая не только строит солнечные электростанции по России (в том числе и в регионах, близких к Дальнему Востоку — например, на Алтае), но и производит солнечные панели на собственном заводе в европейской части России. Казалось бы, точки соприкосновения двух государственных компаний налицо — бери и делай. Но постепенно стало ясно — что-то пошло не так.

Ветреные порывы

На днях председатель правления «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, выступая в эфире «Россия 24», заявил, что «РусГидро» отказалась от совместных планов по созданию фонда для инвестиций в экономику Дальнего Востока. «Это крайне интересная для нас тема, это крайне важно (усиление присутствия на Дальнем Востоке), мы много взаимодействовали по этой теме с коллегами, в том числе с компанией „РусГидро“, которая в итоге полностью провалила эту тему. У меня ощущение, что компании „РусГидро“ не интересно, что происходит на Дальнем Востоке, они отказались инвестировать, несмотря на то, что в их собственности находится „РАО ЭС Востока“, и после категорического отказа от такого партнера мы не знаем, как нам быть дальше».

Глава компании добавил, что «РОСНАНО» продолжает искать партнеров за рубежом, но «идти на Дальний Восток без российских партнеров было бы странно».

Отповедь прозвучала как гром среди ясного неба. Задача о привлечении на Дальний Восток высокотехнологичных производств со стороны государства четко формулируется, в январе на встрече Президента России Владимира Путина и полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева даже была озвучена идея создать специальный совместный фонд РВК и ФРДВ, который бы занялся финансированием именно высокотехнологичных проектов. На этом фоне публичная денонсация договоренностей между двумя госкомпаниями, достигнутая на президентском же форуме во Владивостоке, буквально взорвала медиапространство.

Реакция «РусГидро» не заставила себя ждать. В оперативных комментариях официальный представитель компании Владимир Маркин заявил, что «в ходе инвентаризации предлагаемых инноваций выяснилось, что для развития энергетики Дальнего Востока могла быть применима только одна из разработок „РОСНАНО“ в сфере солнечной энергетики. Поэтому создавать специальный фонд ради одного совместного проекта было в итоге признано нецелесообразным».

Как отмечается в комментарии Маркина, одной из «дочек» «РОСНАНО» предложили принять участие в развитии солнечных электростанций в Якутии. Но «при проработке данного конкретного проекта выяснилось, что инновационные технологии „РОСНАНО“ – пленочные покрытия солнечных батарей — не предназначены для сложных климатических условий Дальнего Востока, не говоря уже о Крайнем Севере». «Вкладывать средства „РусГидро“ в другие инновации, интересные только самому „РОСНАНО“, было признано нецелесообразным. Это противоречило бы статусу „РусГидро“ как компании, решающей четко определенные государственные задачи, — добавил Владимир Маркин.

Справка EastRussia. По данным годовой отчетности АО «РОСНАНО» за 2015 год (последняя доступная), объем прямых инвестиций группы в отрасль энергетики на начало 2016 года составил 32,4 млрд руб. из совокупных 135,1 млрд руб. В портфеле компании, помимо уже упоминавшегося ООО «Хевел», проекты под названиями «Суперпровода» (создание промышленного производства наноструктурных электротехнических проводов со сверхвысокой прочностью и электропроводностью), «Поликремний» (производство поликристаллического кремния и моносилана), «Лиотех» и «Катодные материалы» (литий-ионные аккумуляторы), Nesscap (накопители энергии высокой мощности) и  Lilliputian Systems (автономные топливные ячейки).

Чуть позже на портале Lenta.ru вышла колонка Владимира Маркина под заголовком «Обитателю стеклянного дома». Лексический набор — «публичный мазохизм», «обратиться к штатному психологу», «признак фрустрации» — очевидно переводит конфликт на личности. Анатолию Чубайсу в тексте достается и за «поминание РусГидро всуе», и за «абстрактный либеральный подход» на этапе реформы «РАО ЕЭС России», которая, собственно, и поставила, по мнению автора, дальневосточные энергосистемы на грань выживания.

Что касается истории сотрудничества компаний, то, по версии Владимира Маркина, ее толком и не было. «Рамочное соглашение было подписано в 2010 году, активное обсуждение в рабочих группах началось через три года. Были определены конкретные направления поиска и внедрения инноваций — это прежде всего новые технологии ВИЭ для солнечных, геотермальных, приливной электростанций, уже работающих в составе „РусГидро“. Также изучалось применение новых материалов для оборудования и плотин ГЭС, новых технологий накопления энергии, помимо ГАЭС»,— объясняет Владимир Маркин.

«К сожалению, из всех предложенных „РОСНАНО“ и интересных для „РусГидро“ проектов стадии опытно-конструкторской разработки к 2016 году достиг лишь один. Группа ученых и инженеров из Новосибирска создает технологию механических накопителей энергии»,— говорится в колонке. Официальный представитель «РусГидро» также упоминает о том, что «никаких специальных соглашений по развитию именно Дальнего Востока никогда не было, поскольку инновации не связаны с регионами, а только с отраслевыми системами».

Гидро без НАНО

По логике «РусГидро», раз солнечные панели «Хевел» оказались непригодными для сурового Дальнего Востока, то и сотрудничества госкомпаний не будет. При этом за время, прошедшие с подписания того самого соглашения на ВЭФ, «Хевел» построила несколько объектов солнечной генерации на Алтае — где климат, к слову, также не самый благоприятный.

Собеседники EastRussia в отрасли обращают внимание на то, что решение «РусГидро» о сотрудничестве принимались другой управленческой командой: на соглашении с «РОСНАНО» и «Фондом развития Дальнего Востока» стоит подпись Евгения Дода — предыдущего руководителя госхолдинга. Нового руководителя «РусГидро» Николая Шульгинова характеризуют как консервативного, осторожного, «старой закалки» менеджера, и решения, так или иначе затрагивающие Дальний Восток, при нем носят характер скорее оптимизации, нежели экспансии.

Так, одной из инициатив стало сокращение инвестиционной программы холдинга, в первую очередь — за счет программы комплексной модернизации. В соответствии с докладом «РусГидро: на пути к эффективности и стабильности» от 8 декабря 2016 года, за счет оптимизации инвестпрограммы «РАО ЭС Востока» в том числе по сокращению проектов техперевооружения компания экономит более 5,5 млрд рублей. При этом говорится, что «основной потенциал снижения затрат группы „РусГидро“ лежит в оптимизации деятельности холдинга „РАО ЭС Востока“». Аналитики компании оценили «бремя» дочернего предприятия в 17 млрд рублей и предложили сэкономить эти средства путем объединения компаний.

Несмотря на то, что оптимизация затрат, говорилось в отчете, «позволяет поддерживать основную массу оборудования в хорошем или удовлетворительном состоянии», история вылилась в публичное поле не в самом лучшем свете. После того, как Николай Шульгинов на совещании по подготовке к отопительному сезону 2016/2017 спрогнозировал возможный рост аварийности, он попал под огонь критики со стороны министра энергетики РФ Александра Новака. «Переделайте это и больше никому не показывайте… Сократить инвестпрограмму — это же ваша идея. Докапитализировать в меньшем объеме — это было вашим решением»,— заявил господин Новак.

Однако упомянутая оптимизация (и ее последующая отмена — в декабре компания сообщила об очередной корректировке инвестпрограммы, увеличив расходы на модернизацию), говорят собеседники EastRussia в отрасли, погоды не делает. В ходе реформы «РАО ЕЭС России», оставившей «за бортом» новых принципов энергетику на территории трети страны, Дальний Восток остался без модернизации, но с почти критическим уровнем износа и огромными бюджетами, в том числе зашитыми в тарифы, направляемыми на «латание дыр».

Последние крупные инвестиции в инфраструктуру случились в 2012 году, когда президент России Владимир Путин в присутствии полпреда и министра по развитию Дальнего Востока Виктора Ишаева и главы «РусГидро» Евгения Дода распорядился выделить 50 млрд бюджетных средств на строительство четырех новых объектов энергетики в регионах ДФО. Стройки, между тем, пока так и не завершены: по информации на официальном сайте «РусГидро», «все четыре энергообъекта планируется построить к концу 2017 года» (сдвиг сроков относительно первоначальных — один-два года).

НАНО без Гидро

А тем временем в октябре 2016 года «РОСНАНО» анонсировало, что вложит 10 млрд рублей в строительство ветрогенерации в России. Инвестиции «РОСНАНО» будут направлены на создание двух международных консорциумов, один из которых — это сообщество по локализации производства ветроустановок и их ключевых компонентов в России, а второй — по строительству и эксплуатации ветряных электростанций.

«РОСНАНО» также подписало предварительное соглашение с финской Fortum о создании парка ветрогенерирующих мощностей в ближайшие несколько лет. Как ожидается, стороны завершат к концу 2017 года строительство ветропарка мощностью 35 МВт в Ульяновской области. 

Обсуждались ли проекты по ветрогенерации на Дальнем Востоке между «РусГидро» и «РОСНАНО» в рамках несостоявшегося альянса, EastRussia выяснить не удалось. Однако очевидно, что теперь, даже если «российский ветряк» по линии «РОСНАНО» будет создан, вряд ли стоит ждать его на Дальнем Востоке.

P.S. Дод без НАНО и без Гидро

Завершая рассказ о том, как ссорились Маркин с Чубайсом, было бы правильно упомянуть и судьбу остальных персонажей.

«Фонд развития Дальнего Востока» (а глава фонда Алексей Чекунков также ставил в 2015 году свою подпись на соглашении) скандал не затронул. Информации об активности фонда в реализации данного соглашения в публичном поле нет, претензий к фонду ни одна из сторон не высказала.

Евгений Дод находится под домашним арестом. 21 декабря ему была смягчена мера пресечения, ранее он находился под стражей. Срок ареста в декабре продлили до середины февраля, в середине февраля — до 21 мая. Свою вину бывший руководитель РусГидро не признает, кроме подозрения в растрате 73 млн рублей новых обвинений в отношении него выдвинуто не было. 

Главным пострадавшим, между тем, остается Дальний Восток.

С 2012 года никаких новых комплексных проектов по улучшению ситуации в энергетике макрорегион не получал (знаменитый закон о выравнивании тарифов до среднероссийского уровня в силу вступил, но еще не заработал). В Магаданской области строятся новые сети, на Чукотке — плавучая атомная электростанция. Но энергомоста в Японию пока так и нет («Проект можно обсуждать, но я бы не ставил задачу компании активно развивать процесс обсуждения, слишком много непонятных экономических условий вхождения в этот проект»,— говорил Николай Шульгинов летом прошлого года), а крупные проекты новой генерации, например, Хабаровская ТЭЦ-4, так и остаются на бумаге.

Развитие возобновляемой энергетики показывало хорошую динамику: появились мегаваттная станция за Полярным кругом, японские ветряки в арктическом исполнении на Камчатке. Эти проекты олицетворяют собой современную и экономически эффективную новую энергетику региона — пусть и в дозированных объемах.

Увеличивать дозу пока, выходит, некому.