Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Наведут мосты

Правительство Якутии намерено отстаивать строительство моста через Лену

Наведут мосты

Проект по строительству моста через Лену под угрозой срыва, сообщил на недавней встрече с журналистами премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Некоторые инфраструктурные объекты, том числе и этот, могут быть заморожены из-за перераспределения средств федерального бюджета «в пользу» Крыма. В правительстве Якутии заявили, что намерены бороться за проект.

Сразу же после встречи с премьер-министром РФ аналогичное заявление - о необходимости «отстоять мост» - сделал и глава российского Минтранса Максим Соколов. «Конечно, ситуация меняется. Она может меняться и в геополитическом плане, и в финансовом плане, — сказал он. — Но сегодня проект моста через Лену прошел многие этапы своего развития, и в апреле этого года завершились конкурсные процедуры. Сейчас с победителем ведутся конкурсные переговоры. Мы, конечно, всегда будем отстаивать интересы развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке».

Между тем, когда несколькими днями позже корреспондент EastRussia.ru обратился в Министерство транспорта за более подробным комментарием, ему сообщили, что ведомство пока не готово официально озвучить свою позицию по этому вопросу. «Данную тему мы пока не комментируем. Не готовы также говорить о перспективах и преимуществах реализации проекта по строительству моста через Лену», - заявил специалист пресс-службы Минтранса.

Если оценивать расходы, которые ложатся на федеральный бюджет, надо признать: строительство моста через Лену - действительно один из самых дорогостоящих объектов за последнее время: общая стоимость проекта (кстати, совсем недавно включенного в госпрограмму «Развитие транспортной системы») – более 56 млрд рублей. При этом основная часть затрат — более 40 млрд руб. — должна быть покрыта за счет федерального бюджета на первом же этапе, плюс еще 16,03 млрд руб. подрядчик получит по концессионному соглашению (его планировалось подписать в сентябре этого года).

Это должен был быть первый в новейшей истории России пример концессионного соглашения столь крупного масштаба. Сами за себя говорят цифры: длина пролетов моста будет составлять 3181 м, автодорожные подходы — 18 км, причем строительство будет вестись в условиях вечной мерзлоты, сейсмической активности, давления льда, что потребует использования как передовых технологий, так и современных подходов к организации процесса. Общий расчетный срок реализации проекта составляет 14 лет (первые 6 лет – проектирование и строительство, следующие 8 – тот эксплуатационный срок, в течение которого подрядчик-концессионер будет получать средства из бюджета, если претензий к качеству его работы не будет).

«На сегодняшний день примеры концессионного соглашения по единичным объектам такого масштаба и стоимости в российской практике отсутствуют, — поделился начальник ФКУ «Дороги России» Иван Григорович. — Да и мост по условиям своего строительства попадает в число уникальных. Форма концессионного соглашения нами также выбрана не случайно: подрядчик не только строит мост, но и отвечает за его эксплуатацию в течение первых восьми лет. Мы предполагаем, что такой подход будет являться хорошим стимулом применять современные материалы и технологии, а заодно послужит гарантией качества».

Итак, сейчас речь зашла о приостановке проекта. На одной чаше весов – и это понятно – бюджетные миллиарды. Разберемся – что же находится на другой.

Изначально мост через Лену рассматривался как стратегический объект, который должен оказать развитие на экономику всего Дальнего Востока. Он не только соединит Якутск с автомобильной и железнодорожной сетью на правобережье Лены, но и свяжет воедино федеральные автодороги «Лена», «Колыма», «Вилюй» и «Амга». Мост также решит актуальную для Севера проблему круглогодичной доставки грузов в отдаленные территории.

Как сообщили EastRussia.ru в аппарате правительства Республики Саха, именно этот аргумент должен стать основным в пользу строительства моста. Основным – но далеко не единственным.

«Мост через Лену – вопрос очень важный для всех якутян. Мы построили железную дорогу до Нижнего Бестяха. Сюда, с учетом города Якутска, приходят и соединяются сразу три федеральные трассы – «Вилюй», «Колыма» и «Лена». А еще есть региональные дороги – «Амга», «Умнас», «Кобяй» и другие, которые также связаны с этим центральным районом. Кроме того, здесь находятся речной порт и международный аэропорт. Если мы построим мост, все эти объекты в совокупности сформируют единый логистический кластер для всей Якутии, — отметил и.о. главы Республики Саха Егор Борисов. — Сейчас опять появляется тема для непростых переговоров руководства республики с федеральным центром. Тема очень серьезная. По-разному все еще может решиться. Но я буду настаивать».

Несколько раньше об особом значении для экономики всей страны развития транспортной инфраструктуры именно восточных регионов говорил и глава Минтранса Максим Соколов. В ведомстве EastRussia.ru предоставили фрагменты стенограммы совещания, состоявшегося в министерстве и посвященного обсуждению этого вопроса.

«Именно транспортная инфраструктура объединяет Дальний Восток и Сибирь с другими регионами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России, — сказал Максим Соколов. — При этом удельный вес транспортной составляющей в валовом региональном продукте Дальнего Востока составляет 11%, тогда как в среднем по России – около 7%. В Приморском и Хабаровском краях, а также Амурской области этот показатель превышает 14%, а в Забайкальском крае он еще выше. Сейчас в рамках Транспортной стратегии РФ, Государственной программы «Развитие транспортной системы» (в нее включено и строительство моста через Лену – Прим. ред.), а также целого ряда федеральных целевых программ предусмотрен значительный комплекс мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока».

Работоспособная транспортная инфраструктура востока (и наше издание об этом писало не раз) — это наращивание экономических связей со странами АТР, увеличение объемов международного транзита, реализация крупных инвестпроектов (прежде всего в добывающих областях) на территории Сибири и Дальнего Востока и т.д. и т.п. Это, наконец, полноценное включение восточных регионов в единую транспортную систему страны. Именно это предусмотрено Транспортной стратегией РФ, рассчитанной на период до 2030 года. Кстати, на этом же совещании заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, отвечая на вопросы участников о размерах затрат на реализацию этих программ, уточнил, что «урезание этих программ – это не вопрос интересов Минтранса, это вопрос интересов национальной экономики»…

В аппарате правительства Якутии в беседе с корреспондентом EastRussia.ru сослались и на такой недавно разработанный документ, как «Дорожная карта по достижению целевых макроэкономических показателей Республики Саха». В ней описаны мероприятия, направленные на реализацию инвестиционной стратегии республики. Этот документ предполагает значительное ускорение развития Якутии до 2020 года с увеличением объема инвестиций до 46,3% валового регионального продукта (ВРП) к 2015 году и до 47,5% — к 2018 году. Как отмечают в руководстве РС, «реализация этих задач сопряжена с ускоренным развитием транспортной инфраструктуры, формированием круглогодичной опорной транспортной сети интегрированной с общероссийской транспортной сетью. Эта цель поставлена в принятой еще в 2004 году в Транспортной стратегии Республики Саха до 2025 года. Сегодня и тогда речь шла о формировании транспортного каркаса — синхронном строительстве железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск, строительстве и реконструкции федеральных автомобильных магистралей «Лена», «Вилюй», «Колыма» и региональных дорог «Амга», «Алдан» и «Кобяй». Связующим звеном для этих направлений, где сконцентрированы усилия и финансовые средства, и должен стать мост через Лену».

По оценкам ряда экспертов, синхронизация транспортной системы Якутии и экономия затрат на северный завоз – все это благодаря строительству моста — позволит ежегодно (!) высвобождать не менее 10 млрд руб. из средств бюджета. «При строительстве моста более 80% территории Якутии будет обеспечено круглогодичным транспортным сообщением. За счет экономии на организацию завоза грузов высвободится около 10 млрд руб. в год», — заявил заместитель правительства Республики Саха Анатолий Скрыбыкин.

Пока же проект по строительству моста через Лену находится в подвешенном состоянии – окончательное решение о его судьбе не принято. Однако в руководстве Якутии надеются, что навести мосты и достичь договоренностей с федеральным правительством все-таки удастся.