Правительство Якутии намерено отстаивать строительство моста через Лену
Сразу же после встречи с премьер-министром РФ аналогичное заявление - о необходимости «отстоять мост» - сделал и глава российского Минтранса Максим Соколов. «Конечно, ситуация меняется. Она может меняться и в геополитическом плане, и в финансовом плане, — сказал он. — Но сегодня проект моста через Лену прошел многие этапы своего развития, и в апреле этого года завершились конкурсные процедуры. Сейчас с победителем ведутся конкурсные переговоры. Мы, конечно, всегда будем отстаивать интересы развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке».
Между тем, когда несколькими днями позже корреспондент EastRussia.ru обратился в Министерство транспорта за более подробным комментарием, ему сообщили, что ведомство пока не готово официально озвучить свою позицию по этому вопросу. «Данную тему мы пока не комментируем. Не готовы также говорить о перспективах и преимуществах реализации проекта по строительству моста через Лену», - заявил специалист пресс-службы Минтранса.
Это должен был быть первый в новейшей истории России пример концессионного соглашения столь крупного масштаба. Сами за себя говорят цифры: длина пролетов моста будет составлять 3181 м, автодорожные подходы — 18 км, причем строительство будет вестись в условиях вечной мерзлоты, сейсмической активности, давления льда, что потребует использования как передовых технологий, так и современных подходов к организации процесса. Общий расчетный срок реализации проекта составляет 14 лет (первые 6 лет – проектирование и строительство, следующие 8 – тот эксплуатационный срок, в течение которого подрядчик-концессионер будет получать средства из бюджета, если претензий к качеству его работы не будет).
«На сегодняшний день примеры концессионного соглашения по единичным объектам такого масштаба и стоимости в российской практике отсутствуют, — поделился начальник ФКУ «Дороги России» Иван Григорович. — Да и мост по условиям своего строительства попадает в число уникальных. Форма концессионного соглашения нами также выбрана не случайно: подрядчик не только строит мост, но и отвечает за его эксплуатацию в течение первых восьми лет. Мы предполагаем, что такой подход будет являться хорошим стимулом применять современные материалы и технологии, а заодно послужит гарантией качества».
Итак, сейчас речь зашла о приостановке проекта. На одной чаше весов – и это понятно – бюджетные миллиарды. Разберемся – что же находится на другой.
Изначально мост через Лену рассматривался как стратегический объект, который должен оказать развитие на экономику всего Дальнего Востока. Он не только соединит Якутск с автомобильной и железнодорожной сетью на правобережье Лены, но и свяжет воедино федеральные автодороги «Лена», «Колыма», «Вилюй» и «Амга». Мост также решит актуальную для Севера проблему круглогодичной доставки грузов в отдаленные территории.
Как сообщили EastRussia.ru в аппарате правительства Республики Саха, именно этот аргумент должен стать основным в пользу строительства моста. Основным – но далеко не единственным.
Несколько раньше об особом значении для экономики всей страны развития транспортной инфраструктуры именно восточных регионов говорил и глава Минтранса Максим Соколов. В ведомстве EastRussia.ru предоставили фрагменты стенограммы совещания, состоявшегося в министерстве и посвященного обсуждению этого вопроса.
«Именно транспортная инфраструктура объединяет Дальний Восток и Сибирь с другими регионами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России, — сказал Максим Соколов. — При этом удельный вес транспортной составляющей в валовом региональном продукте Дальнего Востока составляет 11%, тогда как в среднем по России – около 7%. В Приморском и Хабаровском краях, а также Амурской области этот показатель превышает 14%, а в Забайкальском крае он еще выше. Сейчас в рамках Транспортной стратегии РФ, Государственной программы «Развитие транспортной системы» (в нее включено и строительство моста через Лену – Прим. ред.), а также целого ряда федеральных целевых программ предусмотрен значительный комплекс мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока».
В аппарате правительства Якутии в беседе с корреспондентом EastRussia.ru сослались и на такой недавно разработанный документ, как «Дорожная карта по достижению целевых макроэкономических показателей Республики Саха». В ней описаны мероприятия, направленные на реализацию инвестиционной стратегии республики. Этот документ предполагает значительное ускорение развития Якутии до 2020 года с увеличением объема инвестиций до 46,3% валового регионального продукта (ВРП) к 2015 году и до 47,5% — к 2018 году. Как отмечают в руководстве РС, «реализация этих задач сопряжена с ускоренным развитием транспортной инфраструктуры, формированием круглогодичной опорной транспортной сети интегрированной с общероссийской транспортной сетью. Эта цель поставлена в принятой еще в 2004 году в Транспортной стратегии Республики Саха до 2025 года. Сегодня и тогда речь шла о формировании транспортного каркаса — синхронном строительстве железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск, строительстве и реконструкции федеральных автомобильных магистралей «Лена», «Вилюй», «Колыма» и региональных дорог «Амга», «Алдан» и «Кобяй». Связующим звеном для этих направлений, где сконцентрированы усилия и финансовые средства, и должен стать мост через Лену».
Пока же проект по строительству моста через Лену находится в подвешенном состоянии – окончательное решение о его судьбе не принято. Однако в руководстве Якутии надеются, что навести мосты и достичь договоренностей с федеральным правительством все-таки удастся.
Текст: Евгения Долина