Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Not for everyone - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Not for all

Will the TOR regime work for single-industry cities?

According to the legislation on territories of priority development, for the first three years such economic zones can be created only in the Far East of our country. The exception is made only for single-industry towns - in them the TOR modes can be introduced now. True, under the condition of one managerial "squiggle": if the Russian Far East is responsible for the TORs in the Far East, then the Ministry of Economic Development is responsible for TORs in single-industry cities (even if they are located in the Far East).

Not for all
Management features overlap with enforcement. For example, if in the Torahs of Minvostok the “threshold” of entry for residents is 500 thousand rubles, then in the Torahs of the Ministry of Economy - 5 million rubles. 12 TOR was established along the line of the Ministry of Economy; 3 TOR: under the Ministry of Economy: Gukovo (Rostov region), Naberezhnye Chelny (Republic of Tatarstan), Usolye-Sibirskoe (Irkutsk region). Ministry of Development is reporting on almost half a million rubles
Investment applications in TORs; The Ministry of Economic Development in this regard is less hasty: the department does not hurry up with reports and was preoccupied with the almost individual preparation of management teams under the TORs. Will work on this example work "long harnessed, but quickly go" - time will tell. The history of the application of the Trans-Baikal Territory to the TOP in Krasnokamensk is, unfortunately, still lacking a clear understanding that TORs will be able to give Russian monocities.

Today, the administration of Transbaikalia is viewing more than 20 investment projects that can be implemented in Krasnokamensk in the conditions of TOP: production of sausage products based on Daursky meat-packing plant, expansion of the local dairy plant, creation of timber processing plant, and Krasnokamensk hydrometallurgical plant. At the same time, at the meeting of the working group of the Ministry for Economic Development and Trade of the Russian Federation on the creation and operation of territories for outrunning socio-economic development in monoprofile Russian municipalities in March, the authorities of the Trans-Baikal Territory put forward the following condition for granting the status of a TOP in the city of Krasnokamensk: prepare a city management team that , In turn, according to the results
Training, should develop a project for its development.

Experts interviewed by EastRussia note that such a position of the agency can mean a very long pause in relation to the TOR project in Krasnokamensk.

“It seems an extremely dubious prospect of granting the status of TOR to the city of Krasnokamensk. Since, firstly, the federal center is now focused on the support of those regions whose authorities have already taken enough initiative, a number of investment projects have been successfully implemented. And the authorities of the Trans-Baikal Territory today have no initiative. Secondly, support by the federal center now turns out to those regions on whose territory their authorities have recently
certain investors were attracted. Currently, the management staff of the Zabaikalsky Territory as such has no experience in attracting new investors, ”said EastRussia, a professor at the Department of Economic and Social Geography of Russia at the Faculty of Geography of Moscow State University. Mv Lomonosova Olga Kuznetsova.

"It is completely unclear what is the expediency of granting the status of a TOP to the city of Krasnokamensk. Within this city, the largest uranium production, not only in Russia but also in the world, is located - Priargunskoye Production Mining and Chemical Association (PJSC PGHKhO). The given enterprise is strategically important for our country, and, at the same time, with the proper operation it is able to "feed" the entire Transbaikalian region in addition to Krasnokamensk itself. The reason for the fact that now the Priargun association does not do this is, on the one hand, its minimum funding from the state, on the other hand - the illegal withdrawal of funds from its own turnover. At the same time, some dissatisfaction on the part of the region with the work of this enterprise is caused by the fact that it causes great harm to its ecology. But it is likely that many of the claims of the region to the environmental friendliness of this


enterprises are unfounded. In addition to the largest uranium producer, there is a branch of the Moscow Engineering Physics Institute in Krasnokamensk - unlike many other single-industry towns of the Baikal region and the Far East, it has a unique opportunity to raise personnel for its city-forming enterprise, and thus keep young people in its place, "- Said Director of the Institute of Demography, Migration and Regional Development Dmitry Panyukov.

In the opinion of the expert, trying to solve the problems of Krasnokamensk, it is necessary to continue developing the main city-forming enterprise of Krasnokamensk - PIMCU, and not introduce a TOP mode on its territory: with such a unique resource potential, there is no special need for external investment.

In general, today experts agree that granting the status of TOP is not an option for all Russian monocities, including Baikal and Far Eastern ones.

"Such a measure of state support, like the provision of the TOP regime, can be effective for a number of Russian monocities. In the event that as a result of the introduction of the TOR regime, investors will come to them. It is a single-industry city in such Russian regions where local authorities have a clear vision of the circle of potential investors, and also where there are no factors that seriously impede the construction of new enterprises. In particular, the
undeveloped road network or the deplorable state of the housing and social fund, "Olga Kuznetsova said.

According to the expert, “for example, even with the introduction of the TOR mode in the monotowns of Yamal, the appearance of any industries with high added value seems completely unrealistic. But in this context, it should be noted that the introduction of the TOR mode will not help some single-industry cities and after the construction of the road network in them - due to the high cost of transporting the products produced in them to the consumer. ”

"The expediency of granting the status of TOP should be determined separately for each particular single-industry city. And when it is defined, it is mainly to build on the town-forming enterprise of the monotown city - its scale and prospects. Modern Russian realities are such that in some single-city towns the city-forming enterprises either completely died out for some objective reasons, including the lack of demand for their products, or are in the process of doing so. At the same time as in other Russian monocities, in particular in the Baikal region and in the Far East, the city-forming enterprises work completely in normal mode and have prospects for development, "Dmitry Panyukov is confident.

The interviewed experts agree that the hopes of many regions of the Baikal region and the Far East for the bright future of their single-industry towns as a result of the introduction of the TOP mode in them are, to put it mildly, illusory. To reduce illusions - we need clear criteria and a clear understanding of perspectives - maybe it will appear during the time management teams are trained?

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Не для всех

Сработает ли режим ТОР для моногородов?

Согласно законодательству о территориях опережающего развития, первые три года такие экономические зоны могут создаваться только на Дальнем Востоке нашей страны. Исключение сделано только для моногородов — в них режимы ТОР могут вводиться уже сейчас. Правда, при условии одной управленческой «загогулины»: если за ТОРы на Дальнем Востоке ответственно Минвостокразвития России, то за ТОРы в моногородах (даже если они расположены на Дальнем Востоке) — ответственно Минэкономразвития.

Не для всех
Особенности управления накладываются на правоприменение. Например, если в ТОРы Минвостока «порог» входа для резидентов — 500 тыс. рублей, то в ТОРы Минэконома — 5 млн рублей. По линии Минвостока создано 12 ТОРов, по линии Минэконома — 3 ТОРа: Гуково (Ростовская область), Набережные Челны (Республика Татарстан), Усолье-Сибирское (Иркутская область). Минвостокразвития рапортует о почти полутриллионе рублей
инвестиционных заявок в ТОРы; Минэконом в этом плане менее тороплив: ведомство не торопится с отчетами и озаботилось практически индивидуальной подготовкой управленческих команд под ТОРы. Сработает ли в отношении данного примера поговорка «долго запрягают, но быстро едут», — покажет время. История с заявкой Забайкальского края на ТОР в г. Краснокаменске пока, к сожалению, демонстрирует отсутствие четкого понимания, что ТОРы смогут дать российским моногородам.

Сегодня администрация Забайкалья просматривает более 20 инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы в Краснокаменске в условиях ТОР: производство колбасных изделий на базе мясокомбината «Даурский», расширение местного молокозавода, создание лесоперерабатывающего производства, а также Краснокаменского гидрометаллургического комбината. Вместе с тем, на заседании рабочей группы Минэкономразвития России по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных российских муниципальных образованиях, состоявшейся в марте, властям Забайкальского края было выдвинуто следующее условие предоставления статуса ТОР города Краснокаменску — подготовить управленческую команду города, которая, в свою очередь, по результатам
обучения, должна разработать проект его развития.

Эксперты, опрошенные EastRussia, отмечают, что подобная позиция ведомства может означать весьма длительную паузу в отношении проекта ТОР в Краснокаменске.

«Представляется крайне сомнительной перспектива предоставления статуса ТОР городу Краснокаменску. Так как, во-первых, федеральный центр сейчас ориентирован на поддержку тех регионов, со стороны властей которых уже было проявлено достаточно инициативы — успешно реализован ряд инвестиционных проектов. А у властей Забайкальского края сегодня никакой инициативности не наблюдается. Во-вторых, поддержка федеральным центром сейчас оказывается тем регионам, на территорию которых в последнее время их властями
были привлечены те или иные инвесторы. На настоящий момент у управленческого аппарата Забайкальского края как таковой опыт привлечения новых инвесторов отсутствует», - заявила EastRussia профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Кузнецова.

«Совершенно непонятно, в чем заключается целесообразность предоставления статуса ТОР городу Краснокаменску. В пределах данного города расположено крупнейшее не только в России, но и в мире урановое производство — Приаргунское производственное горно-химическое объединение (ПАО „ППГХО“). Данное предприятие является для нашей страны стратегически важным, и, вместе с этим, при правильной работе способно „прокормить“ помимо самого Краснокаменска весь Забайкальский край. Причина того, что сейчас Приаргунское объединение этого не делает, состоит, с одной стороны, в его минимальном финансировании со стороны государства, с другой стороны — нелегальном выводе им самим средств из собственного оборота. В это же время, некоторое недовольство со стороны региона работой данного предприятия вызвано тем, что оно наносит большой вред его экологии. Но велика вероятность, что многие претензии региона к экологичности этого
предприятия являются необоснованными. Помимо крупнейшего производителя урана, в Краснокаменске находится филиал Московского инженерно-физического института — в отличие от многих других моногородов Байкальского региона и Дальнего Востока у него есть уникальная возможность растить кадры для своего градообразующего предприятия, и, таким образом, удерживать у себя молодежь», — отметил директор Института демографии, миграции и регионального развития Дмитрий Панюков.

По мнению эксперта, пытаясь решить проблемы Краснокаменска, необходимо продолжить развивать главное градообразующее предприятие Краснокаменска — ППГХО, а не вводить на его территории режим ТОР: при таком уникальном ресурсном потенциале особой необходимости во внешних инвестициях нет.

В общем и целом, сегодня эксперты сходятся на том, что предоставление статуса ТОР является выходом далеко не для всех российских моногородов, в том числе байкальских и дальневосточных.

«Такая мера господдержки, как предоставление режима ТОР, может быть эффективной для ряда российских моногородов. В том случае, если в результате введения режима ТОР в них придут инвесторы. Это моногорода в таких российских регионах, где у местных властей имеется ясное видение круга потенциальных инвесторов, а также где нет сильно сдерживающих строительство новых предприятий факторов. В частности, полностью
неразвитой дорожной сети или плачевного состояния жилищного и социального фонда», - считает Ольга Кузнецова.

По мнению эксперта, «к примеру, даже при условии введения в моногородах Ямала режима ТОР представляется совершенно нереальным появление в них каких-либо производств с высокой добавленной стоимостью. Но в данном контексте следует заметить, что некоторым моногородам и после строительства в них дорожной сети введение режима ТОР не поможет — в силу высокой стоимости транспортировки производимой в них продукции до потребителя».

«Целесообразность предоставления статуса ТОР необходимо определять отдельно для каждого конкретного моногорода. И при её определении главным образом отталкиваться от градообразующего предприятия моногорода — его масштабов и перспектив. Современные российские реалии таковы, что в одних моногородах страны градообразующие предприятия либо полностью отмерли по тем или иным объективным причинам, в том числе в силуневостребованности производимой ими продукции, либо находятся в процессе этого. В то же время как в других российских моногородах, в частности в Байкальском регионе и на Дальнем Востоке, градообразующие предприятия работают полностью в нормальном режиме и имеют перспективы развития», — уверен Дмитрий Панюков.

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что надежды многих регионов Байкальского региона и Дальнего Востока на светлое будущее своих моногородов как результат введения в них режима ТОР являются, мягко говоря, иллюзорными. Чтобы сократить иллюзии — нужны четкие критерии и четкое понимание перспектив — может, оно и появится за то время, как проходят подготовку управленческие команды?