Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Не всем китайцам рад Владивосток

На фоне роста массового “дешевого" туризма из Китая Приморье теряет обеспеченных гостей: им зачастую не хватает внимания и сервиса

Не всем китайцам рад Владивосток
Фото: ananaline / Shutterstock.com
Последние годы во Владивостоке наблюдается значительный прирост туристического потока из стран Северо-Восточной Азии. В 2018 году Приморский край посетило рекордное за 10 лет количество иностранных гостей – 780 тысяч. Эта цифра на 20% больше, чем показатель 2017 года. Наибольший рост в 120% показал туристический поток из Южной Кореи, достигнув цифры в 220 тысяч человек. Однако самыми многочисленными в Приморье по-прежнему остаются туристы из Китая. В 2018 году регион посетило 422 тысячи граждан КНР, из них 365,5 тысяч - с туристическими целями. Количество туристов из Японии хоть и выросло на 20% по сравнению с 2017 годом, их общее количество составило всего 20 тысяч человек, что на фоне турпотока из КНР и РК сравнительно не велико.

Жители Владивостока уже привыкли ко множеству прогуливающихся по центру города дружелюбных азиатов. Однако, взглянув на ситуацию глазами представителя туриндустрии, становится ясно: если южнокорейский и японский турист едут смотреть красивый русский город Владивосток, то большинство туристов из Китая, сами того не осознавая, фактически знакомятся с достижениями китайского бизнеса во Владивостоке.

Не поддающиеся статистике наблюдения говорят о том, что «качество» туристического потока из КНР заметно снижается. Так, в 2014-2015 годах, сразу после резкого падения курса российского рубля, столицу Приморского края посещали преимущественно состоятельные граждане Китая, большинство из которых ранее не выезжали в Россию. Для них поездка во Владивосток становилась своего рода ознакомлением с российской культурой в целом. Сегодня же подобная категория китайских туристов предпочитает посещать такие города как Москва, Санкт-Петербург, Сочи, где они получают туристические услуги высокого качества, соответствующие уровню их доходов.

Во Владивосток же всё чаще приезжают средне- и слабо обеспеченные слои населения КНР (члены профсоюзов, студенты, пенсионеры) из близлежащих китайских провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, которые посещают Приморье в составе организованных туристических групп. По различным оценкам участников туристического бизнеса Приморья, в 2018 году эта цифра составила от 50 до 70% от общего числа турпотока из КНР.

Казалось бы, какая разница кто и как посещает Приморье? Главное, что посещают и тратят деньги на территории России. Однако в случае с китайскими организованными туристами ситуация совсем не так проста, как кажется на первый взгляд.

Дело в том, что подобные тургруппы из КНР находятся во Владивостоке в пределах созданного китайцами же «туристического сектора», включающего подконтрольные китайскому бизнесу кафе, магазины, базы отдыха, транспортные компании. Оплата тура производится ещё на территории КНР. При этом, учитывая «серую» схему предоставления туристических услуг, стоимость путёвки в Россию обходится очень дёшево. Минимальная цена тура в столицу Приморья может достигать 6-7 тысяч российских рублей. В эту сумму обычно входит транспортное обслуживание от Китая до Владивостока и обратно, проживание в скромной гостинице, посещение магазинов, прогулка по городу в сопровождении китайского гида. Дополнительные услуги, такие как питание, посещение музеев и выставок, внутрироссийские транспортные расходы и прочее – оплачиваются отдельно.

При этом подобным тургруппам зачастую не по карману посещение ключевых достопримечательностей Владивостока, без осмотра которых поездку в столицу Приморья нельзя назвать полноценной. Как следствие, культурная программа таких эконом-туров сокращается до фотосессии у подводной лодки С-56 и иногда поездки на Токаревский маяк.

Кроме того, организованные тургруппы из КНР не в состоянии посещать дорогие и известные рестораны Владивостока, составляющие «туристический бренд» столицы Приморья. Вместо этого приезжие граждане Китая питаются морепродуктами сомнительного качества в подконтрольных китайскому бизнесу дешёвых кафе или вовсе в нелегальных столовых, организованных предприимчивыми коммерсантами из КНР в частных домах.

Российские участники туриндустрии, хорошо знакомые с историей Приморья и готовые показать истинное туристическое лицо Владивостока, практически исключаются из цепочки предоставления соответствующих услуг для гостей из КНР.

Данная ситуация имеет целый ряд негативных последствий. Во-первых, расходуемые туристами деньги на деле не покидают пределов экономики КНР, фактически переходя из одного китайского кармана в другой.



Во-вторых, у жителей северо-восточных районов КНР постепенно формируется несколько искаженное представление как о Владивостоке в целом, так и о его истории, культуре, жизненном укладе. Практика общения с жителями приграничных с Россией провинций Китая показывает, что многие из них при разговоре о Владивостоке могут вспомнить лишь «рынок на Спортивной» (оптово-розничный центр реализации продукции из КНР) и «подводную лодку» (Музей «Подводная лодка С-56»). Таким образом, уже сейчас китайские торговые ряды во Владивостоке набирают среди жителей северо-востока КНР большую популярность, чем уникальные укрепления Владивостокской крепости, Приморская сцена Мариинского театра и океанариум.

Почему же подобное «расслоение» на бедных и богатых свойственно именно для китайских туристов, в то время как из Южной Кореи прибывают довольно обеспеченные туристы, пользующиеся всем спектром услуг, предоставляемых местным российским бизнесом?

Одна из причин кроется в особенностях географического расположения Китая и Республики Корея по отношению к России. КНР и РФ имеют длинную сухопутную границу, вследствие чего туристы из Поднебесной имеют возможность посещать Россию дешёвым автомобильным транспортом, а туристические компании – максимально снижать цены путём увеличения количества продаваемых путёвок. Из Южной Кореи попасть во Владивосток можно лишь самолётом или паромом. На фоне автомобильного транспорта ни тот, ни другой способ нельзя назвать дешёвыми.

Как следствие, для слабо обеспеченных слоёв населения Китая Владивосток становится одним из самых доступных направлений заграничного туризма. Но только этого фактора было бы недостаточно. Здесь накладывается еще один аспект, а именно давнее поддержание торгово-экономических отношений между Приморским краем и китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь, в результате которого во Владивостоке сформировалась сильная китайская диаспора. В ответ на рост туристического интереса со стороны Китая к Приморью (который произошел после девальвации рубля) многие проживающие во Владивостоке предприниматели из КНР взялись за организацию новых видов бизнеса, связанных с приёмом туристов из Поднебесной. И начали откровенный демпинг, снижая качество сервиса, уходя в тень и зарабатывая на объемах туристического потока.

То, какой турист действительно нужен экономике Приморского края, мы хорошо видим на примере гостей из той же Кореи. Благодаря социальным сетям в отношении столицы Приморья у корейцев сформировался образ красивого и романтичного города на берегу моря. Как следствие, по данным туристических компаний РК, около 65% посещающих Приморский край южнокорейских туристов – это молодые девушки в возрасте до 35 лет, которые едут во Владивосток за развлечениями, вкусной едой и красивыми фото для Instagram и Facebook

Можно ли привлечь аналогичных туристов из Китая? Молодых, обеспеченных, заинтересованных действительно погрузиться в культуру города, попробовать развлечения, сходить в ресторан и на шопинг? Думаю, что да – и для этого надо системно вкладываться не только в продвижение нашего туристического продукта, но и в общий уровень сервиса в регионе. Основные мероприятия должны быть направлены именно на то, чтоб убедить китайцев приезжать во Владивосток повторно, рекомендовать тур в Приморье родственникам и друзьям, писать положительные отзывы в социальных сетях.

Уже сейчас из общения с “продвинутыми” иностранными туристами можно сделать вывод, что далеко не все уезжают из Приморья удовлетворенными. Многие обращают внимание на недостатки, в основном их недовольство вызывает отсутствие квалифицированных переводчиков на популярных достопримечательностях, сложности с транспортом, низкий уровень сервиса. Даже такая проблема как отсутствие комфортных общественных туалетов может настолько испортить впечатление о поездке, что человек не только никогда не вернётся во Владивосток, но и будет отговаривать всех своих знакомых от поездки в столицу Приморья. Китайских соседей, массово приезжающих во Владивосток на автобусах, все это не смущает. Но разве на их вкусы мы должны ориентироваться  в вопросах развития туризма?