Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Не частники, а партнеры

В рейтинге регионов, осуществляющих проекты на принципах ГЧП, сумела совершить рывок только Сахалинская область

Не частники, а партнеры

Где инвестору рады, а где – не очень, даже если на словах утверждают обратное? Какие российские регионы дальше других продвинулись в осуществлении перспективных проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП)? Каким региональным администрациям стоит провести «работу над ошибками», чтобы количество их планов, наконец-то, перешло в качество? На эти и многие другие вопросы дают ответ результаты ежегодного исследования, проведенного Центром развития государственно-частного партнерства при поддержке Минэкономразвития РФ и Торгово-промышленной палаты РФ.

На основе статистических данных и экспертных опросов исследователи выстроили рейтинг регионов ГЧП-2014. Регионы Дальнего Востока, к сожалению, не смогли подняться в этом списке выше четвертого десятка: Сахалинская область – на 37 месте (и это для нее огромный прогресс), Амурская – на 48-ом, Магаданская – на 55-ом, Камчатский край – на 63-ем, Хабаровский – на 73-ем, Республика Саха (Якутия) – на 74-ом, Еврейская автономная область – на 79-ом, а Чукотский автономный округ – на самой последней, 83-й позиции среди всех субъектов Российской Федерации.

Развитие государственно-частного партнерства в России оценивалось по целому ряду показателей, на основании которых по общей формуле выводилась оценка потенциала того или иного региона в сфере ГЧП. При составлении рейтинга исследователи опирались на данные Росстата РФ по состоянию на 1 февраля 2014 года, информационную базу проектов, реализованных на принципах ГЧП, подготовленную Минэкономразвития, рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ, составленный РА «Эксперт», а также на проведенную при поддержке ТПП РФ серию экспертных интервью с представителями региональных администраций, отвечающих за сферу ГЧП.

Учитывался опыт региона по реализации ГЧП-проектов (текущий статус, объем средств, вложенных частным инвестором, сроки реализации, отраслевая дифференциация проектов в регионе, экспертные оценки проекта), а также общий уровень развития институциональной среды в сфере ГЧП в регионе, опыт реализации подобных проектов и инвестиционная привлекательность субъекта Федерации для инфраструктурных инвесторов. Итоговый результат выражался в процентах.

Лидерами рейтинга стали (что, в общем-то, неудивительно) Санкт-Петербург и Татарстан, которые обладали наивысшей инвестиционной привлекательностью, а также Новосибирская, Свердловская, Нижегородская, Воронежская, Ленинградская, Самарская и Ярославская области, Москва и Краснодарский край, а также Ханты-Мансийский автономный округ. Показатели этих регионов – от 51% до 73,9%.

Сахалинская область набрала 35,7%, Амурская – 31,4%, Магаданская, - 27,6%. Они относятся к группе регионов со средним потенциалом. Их характеризует низкий уровень развития нормативно-правовой базы, влияющей на реализацию проектов ГЧП, и невысокая инвестиционная привлекательность. При всем том регионы, входящие в эту группу, обладают, по мнению авторов исследования, широкими возможностями для роста при грамотном позиционировании перспективных инфраструктурных проектов для частного инвестора.

Все прочие субъекты Федерации, относящиеся к ДВФО, – в числе регионов с очень низким потенциалом. А таких в России – четверть от общего количества. Хотя и здесь есть положительная динамика – например, Камчатский край приступил к реализации пилотных проектов ГЧП, и если они будут успешно реализовываться, регион существенно повысит свою позицию в рейтинге.

В исследовании был проанализирован 131 проект на основе ГЧП, осуществляемый в 60 субъектах РФ. Оценивались проекты, рассчитанные более чем на 3 года, относящиеся к общественной инфраструктуре и основанные на принципе разделения рисков между частным и публичным партнерами. Основными организационно-правовыми формами таких проектов были концессионные соглашения и соглашения о ГЧП в рамках регионального законодательства, а также проекты, по своим принципам близкие к ГЧП (аренда с инвестиционными обязательствами, контракты жизненного цикла, госзакупки с отсрочкой платежа при наличии распределения рисков между сторонами и сроком более 3 лет) и др.

Всего по России чуть больше половины (57%) таких проектов находится в стадии реализации, четверть (24%) только разрабатывается. Реализовано лишь 9%. 8% находятся на этапе конкурсных процедур и 2% на сегодняшний день приостановлены. Формами реализации ГЧП-проектов являются концессия (53%), региональный закон (35%) и формы, близкие к ГЧП (12%). Средние сроки реализации – 12,7 лет (самые долгие – в коммунальной сфере, относительно сжатые – в энергетической и социальной). Общая заявленная стоимость ГЧП-проектов – более 1 триллиона рублей, при этом объем инвестиций со стороны частных партнеров оценивается в 913 млрд руб.

Что касается Дальнего Востока, то рассматриваемых проектов на основе ГЧП здесь не слишком-то много: 2 в транспортной сфере и 2 в энергетической. Ни в коммунальной, ни в социальной сферах, которые для развития этого федерального округа жизненно важны, подобных проектов, по данным исследования нет. Сумма привлеченных частных инвестиций составляет 11 051 300 тысяч рублей – почти втрое меньше, чем в ЦФО, вчетверо меньше, чем в УФО, в 12 раз – чем в СЗФО и почти в 20 раз – чем в Сибирском федеральном округе.

Тем не менее, один из регионов ДВФО – Сахалинскую область – авторы исследования особо выделяют как «точку роста»: за год она смогла подняться в рейтинге на целых 45 ступеней. Это самый лучший результат среди всех регионов, которые смогли добиться перемен к лучшему.

К причинам, которые позволили совершить подобный рывок, аналитики относят прежде всего создание и начало активной работы областного бюджетного учреждения «Сахалинское агентство проектов развития». Была принята программа развития ГЧП Сахалинской области, начата реализация проекта с использованием механизмов ГЧП- «Строительство и реконструкция систем энергообеспечения на острове Итуруп» на основе концессионного соглашения.

Авторы исследования обращают внимание на то, что законодательная база регионов порой вовсе не способствует развитию проектов ГЧП, а порой и прямо противоречит этим принципам. По данным на ноябрь 2013 года, соответствующие законы были приняты лишь в 65 субъектах РФ, а еще в 4 регионах находились на стадии рассмотрения в законодательных органах. Среди регионов Дальнего Востока законы о государственно-частном партнерстве приняты в Камчатском крае, Амурской области, Еврейской АО. В Республике Саха (Якутия) закон принят, пока, лишь в первом чтении. Подобное несовершенство законодательной базы, безусловно, является серьезным тормозом на пути к осуществлению проектов ГЧП.

По мнению Игоря Коваля, директора департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития РФ, именно от региональных властей сейчас зависит судьба многих подобных проектов и, следовательно, возможность регионов совершить рывок вперед или остаться на месте. «Условия ГЧП создаются равными для всех, - пояснил г-н Коваль. – От руководителей каждого субъекта РФ (их политической воли, способности собрать профессиональную команду управленцев, создать нормативно-законодательную базу для работы проектов ГЧП) зависит то, как и насколько эффективно они будут применяться».

Со своей стороны, подчеркнул высокопоставленный чиновник, Минэкономразвития готово обобщать и тиражировать положительную практику регионов-лидеров в применении механизмов ГЧП.