Поделиться
«Небольшие компании просто не знают, с чего начать»
Поделиться

Как стимулировать бизнес на вывоз, на примере Хабаровского края выясняла EastRussia

В Хабаровском крае около 200 компаний-экспортеров, причем наибольшие объемы по-прежнему приходятся на вывоз леса, а промышленные продукты по силам поставлять за рубеж лишь крупным холдингам. Малому и среднему бизнесу попасть на внешние рынки не дают нехватка средств и знаний. Где получить и то, и другое, рассказал EastRussia руководитель Центра поддержки и развития экспорта Хабаровского края Иван Суханов.


-
— Хабаровский край по-прежнему вывозит на внешние рынки главным образом ресурсы?
— Одна из основных позиций экспорта из края — это действительно древесина. Но что приятно: это продукция глубокой переработки, то есть бизнес медленно, но верно отходит от вывоза «кругляка». В регионе запущено сразу несколько крупных лесоперерабатывающих проектов. Это предприятие «Аркаим», которое, пусть и с нюансами, но стабильно экспортирует — и в Европу, и в Азию. Это компания «Азия лес», поставляющая продукцию по хорошо отлаженной системе в Европу — Германию, Бельгию, Польшу. И это RFP Group — наш флагман по объему запасов с уникальным проектом Центра глубокой переработки древесины в Амурске. Да, регион по-прежнему вывозит уголь, составляющий существенную долю экспорта. Экспортируются рыба и морепродукты, потому что крайне сложно нащупать специфику потребления в Китае или Японии рыбной продукции глубокой переработки.

— А вообще товарами переработки в больших масштабах мы можем похвастаться?
— Разумеется, предприятия холдинга «Сухой» продолжают поставлять продукцию гражданского и военного назначения. Это ключевая статья промышленного экспорта, но не единственная. Компания «Дальэнергомаш» в прошлом году вывозила энергетическое оборудование в Индию и Вьетнам. Мало кто вспоминает про ведущее предприятие лекарственной индустрии Дальнего Востока — «Дальхимфарм». А завод экспортирует продукцию и в Монголию, и в США, и в Японию. «Хабаровский ликероводочный завод» поставляет водку в Южную Корею. Амурский патронный завод «Вымпел» поставляет охотничьи патроны в США.

— Все, что вы пока называете — это большие предприятия. А какую долю вкладывает малый и средний бизнес?
— В 2015 году по статистике в Хабаровском крае было порядка 130 экспортеров, относящихся к малым и средним предприятиям. В 2016-м — их стало 186. Это, конечно, капля в море, если учесть, что субъектов малого и среднего предпринимательства в крае — около 63 тыс. Но в целом мы неплохо выглядим на фоне других субъектов в сегменте МСП, занимаем 22-е место в России по количеству экспортеров. Во всей стране всего около 13,5 тыс. малых и средних предприятий выходят на внешние рынки.

Справка EastRussia. По данным Дальневосточного таможенного управления, за 2016 год Хабаровский край экспортировал товаров на $1,54 млрд. Крупнейшие статьи экспорта: древесина и изделия из нее — $503,8 млн (32,6%), летательные аппараты — $294,4 млн (19%), рыба, ракообразные, моллюски — $226,8 млн (14,7%), топливо, включая уголь — $203,6 млн (13%), драгметаллы и изделия из них — $139,1 млн (9%). На остальные виды товаров приходится 11,7% экспорта в стоимостном выражении. Топ-5 стран-импортеров продукции Хабаровского края — Китай (ввез продукции на сумму около $900 млн), Республика Корея ($276 млн), Великобритания ($99,5 млн), Япония ($90 млн) и Швейцария ($53 млн).

— И что же может поставлять за границу небольшая компания?
— Как пример — известное мороженое марки «Зайца» Ильи Амирханова. Компания ведет поставки в Китай и сейчас запускает проект по упаковке. Технические возможности пока не позволяют ему вывозить продукцию в упакованном варианте, что, кстати, помешало начать регулярные поставки в Корею. Предприятие подало заявку на получение предэкспортного финансирования, она одобрена. Культура потребления в Азии требует упаковки. А в Корее проект не задался еще и потому, что просто поставить свою «тележку» с мороженым, как у нас на городских прудах, в Сеуле нельзя — нужно иметь стационарную точку и привязывать уличную торговлю к ней. Идут переговоры и с японской стороной. Одобрение и поддержка продукции есть и от Сингапура, но и там вопрос упирается в упаковку.

— Это единственная доступная ниша для МСП — пищевые продукты?
— Сейчас это очень востребовано прежде всего китайским рынком, хотя есть и нюансы: вкусы там другие, чем у нас. Да и большая часть поступающей в КНР российской пищевой продукции идет, конечно, не из Хабаровского края, хотя и через нас — например, шоколад. Наш вклад, впрочем, в этом тоже есть. Есть поставки хабаровского печенья, которые идут сейчас через посредника, но начнутся по прямой схеме в этом году. Востребован мед. Есть небольшие компании, экспортирующие так называемые недревесные ресурсы леса, например, очищенные орехи. Но товар это сезонный, и наши производители выходят на зарубежные рынки не самостоятельно, а через партнеров в Москве. Мы экспортируем пушнину в Германию. Поставляем небольшие объемы пищевых добавок на основе пантов марала во Вьетнам. Идет и лом рогов, но производитель хочет запустить более глубокую переработку.

— Какие продукты и компании из перечисленных нуждаются в поддержке для выхода на экспорт?
— Наверное, все предприятия, даже крупные, хотя у них, конечно, возможности больше и хотя бы есть свои отделы внешнеэкономической деятельности. Но и им мы можем помочь — через контакты правительства края с торговыми представительствами РФ в разных странах. Так или иначе, национальная система поддержки экспорта формируется. Мы являемся «одним окном» для нее. А небольшие компании зачастую просто не знают, как и с чего начать.

— У центра, как следует из названия, консультационная роль, а что банки? Есть у них специализированные продукты для экспортеров?
— Вопрос правильный, поскольку проблем у экспортеров по большому счету две: отсутствие средств и информации. Если блок информации мы закрываем, то и по финансированию — постепенно все становится проще. Например, даже «Фонд поддержки предпринимательства» края запустил отдельный продукт — экспортный заем. У большинства банков есть соглашения о взаимодействии с Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Агентство помогает, во-первых, страховать экспортные сделки, а во-вторых, предоставляет гарантийную поддержку экспортеру для банков. Гарантия ЭКСАР для банка даже лучше, чем залог недвижимости, и это инструмент рабочий, он применялся хабаровскими компаниями не раз. В системе Российского экспортного центра есть также Росэксимбанк, ориентированный на поддержку экспорта. У этого банка большая линейка продуктов, но, к сожалению, у нас он пока не присутствует. Пока в регионах на базе подразделений Минпромторга формируются подразделения РЭЦ, которые помогают выходить и на банк. Плюс к тому, «МСП банк», занимающийся поддержкой малого и среднего бизнеса в целом, тоже финансирует экспортные сделки. Вообще все крупные банки заинтересованы в любых эффективных бизнес-проектах. Как видите, инструментов много, но не все так просто.

— А как вы транслируете знания?
— Бизнес еще очень многого не знает, и в том числе о том, на какие меры поддержки могут рассчитывать экспортеры. Предприниматели привыкли «вариться в своей каше», на что-то другое иногда и времени не хватает, и по поводу экспортной деятельности у малых предприятий — большой информационный вакуум. У нас есть портал внешнеэкономической деятельности Хабаровского края, где масса полезных сведений — от календаря выставок до базы знаний. В прошлом году в 13 субъектах России был запущен образовательный проект РЭЦ, на Дальнем Востоке в «пилотном» этапе участвует наш край. Курсы разрабатывали и бесплатно читают профессионалы. Обучение модульное — начиная от переговоров и заканчивая поставкой. В прошлом году мы обучили 41 компанию.

— Эффект в виде появления новых экспортеров от таких мероприятий есть?
— Часть обучающихся уже занимаются экспортом. Но есть и пополнение, конечно. Например, компания по производству меда, прослушав курс, уже сделала пробные поставки и подала заявку на большую выставку в Дубай. Ждать быстрого отклика не приходится, это же кропотливая планомерная работа, но и не заниматься ликбезом нельзя.

Топ-10 экспортеров в 2016 году
(по данным Центра поддержки и развития экспорта Хабаровского края)
1. ОАО «Ургалуголь»
2. OOO «Торговый̆ дом РФП»
3. ООО «Хабаровская топливная компания»
4. ООО «Ресурсы Албазино»
5. ООО «ЛАН»
6. ОАО «Амурметалл»
7. ЗАО «Шелеховский комплексный леспромхоз»
8. ЗАО «Форист-Старма»
9. ООО «Римбунан Хиджау дальневосточная компания»
10. ООО «Амурская лесопромышленная компания»

Дмитрий Щербаков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов