Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Недолетевшие

Они летели домой, где их ждали родные. Кто-то возвращался из отпуска, кто-то из командировки, кто-то летел по делам. Но, покидая родную Палану, никто из пассажиров рейса Ан-26 и представить себе не мог, что в небольшой поселок Камчатки уже никогда не вернется.

«Почему?» и «Можно ли было избежать катастрофы?» - эти вопросы неотступно следуют за каждым крушением самолета. Ответы иногда помогают предотвратить будущие трагедии, но не в этот раз - практически в этом же месте в 2012-м году разбился самолет. Неужели сценарий повторился?

Недолетевшие
Фото: пресс-служба ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю

Машина со всей скорости врезалась в кромку скалы, где начинается растительность, оставив лишь черный след от пожара. А все, что уцелело, обрушилось вниз. Выжить после столкновения шансов не было. Уцелей кто-то 6 июля в салоне Ан-26 после сильного удара о вершину скалы, неминуемо бы погиб после падения с высоты почти 100 метров на камни узкой береговой полосы уходящей в залив Шелихова Охотского моря. При этом самолету не хватило совсем немного, чтобы пройти низко над возвышенностью. Летчики не видели куда летели? Они не замечали перед собой препятствия? Аппаратура не предупредила их о столкновении? Самолет провалился в «воздушную яму»? Впереди долгое расследование, сейчас можно лишь перечислить факты.

После вылета из аэропорта Петропавловска-Камчатского Ан-26 «Камчатского авиационного предприятия» должен был провести в воздухе чуть более трех часов и преодолеть 680 километров. Но при заходе на посадку, в нескольких минутах и считанных километрах от ВПП он пропал с радаров и ушел со связи. Вплоть до этого момента все было штатно, и даже задержка - вылететь по расписанию в Палану не позволила погода в месте посадки – чем-то необычным не являлась. Рейсу РТК-251 дали разрешение на взлет на два часа позже запланированного, около 13-00, когда облака поднялись над землей выше минимальных значений, разрешенных для выполнения полетов. Наземный осмотр самолета не вызвал вопросов.

«Видимость на аэродроме вылета весь день была хорошей — более 10 километров. Ветер в районе аэропорта назначения был юго-западный и дул с моря силой 7-8 метров в секунду. Осадков не было. Утром облачность была низкой, и пилоты ждали улучшения погоды, что вызвало задержку вылета судна. Позже облачность приподнялась и стала выше минимума: при заходе на посадку с моря видимость на аэродроме должна быть 3000 метров, а нижняя граница облачности на 400 метров. Посмотрели, что синоптическая обстановка во второй половине дня благоприятствует для выполнения полета. И приняли решение на вылет», - сообщили EastRussia авиационной метеослужбе аэропорта Петропавловска-Камчатского.

На борту Ан-26 находились 22 пассажирами и 6 членов экипажа. В списках значились два несовершеннолетних – 6-летняя девочка и 17-летний парень. В кресле командира был опытный пилот Дмитрий Никифоров. Он считался одним из лучших, и уже далеко не в первый раз летал по этому маршруту.

«Проход через диспетчерские пункты круга и районного центра выполнен без замечаний. В 14 часов 09 минут местного времени данный борт передан под управление диспетчера поселка Тигиль. В 14 часов 39 минут передан под управление диспетчера Паланы. Перед тем как выйти из зоны Тигиля, экипаж Ан-26 получил из Паланы полную сводку о метеоусловиях в аэропорту назначения. В дальнейшем, при работе с диспетчером Паланы, на конечном этапе захода воздушному судну был передан прямой пеленг в азимуте 340 градусов. Примерно через две минуты судну был выдан пеленг 320 градусов на удалении 9 километров. После этого связь прервалась», - говорит Владимир Датиашвили, директор филиала ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

По расчетам, самолет должен был коснуться взлетно-посадочной полосы в 14 часов 50 минут. Но этого не произошло. Экипаж на запросы диспетчера не отвечал. «Далее диспетчер доложил руководителю полетов сюда в Петропавловск-Камчатский о произошедшем. И были предприняты все действия по объявлении стадии бедствия», - отметил Владимир Датиашвили.

На поиски пропавшего самолета были подняты вертолеты. К работе подключились наземные службы. Обломки нашли не сразу. Их заметили с военного самолета, который также привлекался для поисков. Его экипаж и передал на землю новость в десятом часу вечера 6 июля. Отчетливый черный след на верху скалы уже не оставлял никаких сомнений, да и уничтожил все надежды.

Встречающие родных в Палане гнали от себя мысли о худшем, и даже через несколько часов после надежда все еще боролась с переданной информацией. «Когда я узнала о трагедии, сразу поняла что моей Кати больше нет в живых. Ведь если на радаре нет самолета, значит он упал в море. Там невозможно выжить и пяти минут. Но небольшая надежда все-таки была. Я думала, может она раненная где-то лежит. Она у меня была крепкой и спортом занималась. А теперь ее уже нет», - Ольга Ладынская, мать погибшей Екатерины Паникаровой.

Ровесница Екатерины – Татьяна Майорова вместе со своей шестилетней дочерью летела в Палану к своему отцу. Он попал в больницу. Дочь и внучка хотели его там навестить, чтобы папа и дедушка быстрее выздоравливал.

Не долетела до дома и хозяйка местной администрации Ольга Мохирева. Она возвращалась из командировки. С ней в самолете были и несколько подчиненных, в том числе Александр и Ольга Андрейкины. Катастрофа оставила детей этой пары сиротами…. Горе и у Бояршиных – глава семьи – отец и любимый дед восьми внуков Сергей Вячеславович возвращался из Петропавловска после медицинского обследования.

На месте крушения самолета развернули масштабную поисково-спасательную операцию. На полуострове работает комиссия по расследованию авиакатастрофы. Уже найдено 19 тел погибших (по данным на вечер 8 июля). Одного уже опознали. Сейчас различные комиссии и следственная группа разбираются в причинах. Никто никаких выводов пока не делает. Рассматривают три стандартные версии – погода, подвела техника или ошибся экипаж. Но некоторые родственники погибших в последнюю версию верить отказываются.

«Ну это не летчики, я могу сразу сказать. Туда летают асы, а вот на каких самолетах, просто ужас. Я сама лично на них летала. Надо менять самолеты, а не летчиков ругать бедных. Знаете, как там страшно летать!? Это просто ужас. Летишь в самолете, а у тебя с боку дверка с иллюминатором открывается и закрывается», - делится переживаниями от своих полетов Ольга Ладынская, мать погибшей Екатерины Паникаровой.

«У меня молодость вся прошла в Соболеве. И мне кажется, с тех пор никогда парк самолетов не менялся. Это же страшно», - говорит Ольга Охтерова, жительница Камчатки, пассажирка рейса в Соболево (населенный пункт Камчатского края).

«Новых самолетов нет. Поэтому и бьются. Техники нет нормальной. Самолеты менять надо. Россия же делает технику. Почему нам не поставляют?», - Александр Колиниченко, житель Камчатки, пассажир рейса в Соболево (населенный пункт Камчатского края).

Разбившемуся самолету Ан-26 было без малого 39 лет. Несмотря на это «на пенсию» он не собирался, и вовремя проходил все технические осмотры. Последний был за неделю до крушения.

«Такие самолеты, как АН-26, ЯК-40, находящиеся в нашем авиапарке, не так давно прошли капитальный ремонт. То есть у них есть действующие сертификаты летной годности. Они ежегодно проходят специальный осмотр с участием представителей заводов. Буквально неделю назад такие специалисты были у нас. Кроме того, информация о том, что к августу потерпевший крушение самолет АН-26 готовился к списанию, не соответствует действительности. Сертификат самолету АН-26 был выдан два года назад, его продлили до конца 2021 года. В августе мы планировали по определенному налету часов поставить машину на профилактический осмотр. Поэтому отмечу, что версия крушения судна из-за неудовлетворительного технического состояния очень маловероятна», — комментирует Сергей Горб, заместитель генерального директора по организации летной работы Камчатского авиационного предприятия.

Но если не человеческий фактор, не техника, и не погода, то что стало причиной катастрофы, оборвавшей жизни 28 человек и разделившей ее на «до» и «после» у родных на земле? Возможно, ответ дадут «черные ящики», но они в море. Их ищут водолазы, привлечь к поисковой операции планирую плавкран. Но на его переход из Петропавловска-Камчатского потребуется несколько дней.

Тем временем в интернете появились рассуждения диспетчера, который не исключает ошибки пилотов. Телеграм-канал Baza приводит мнение анонима, который отмечает, что пилотам давали хороший заход с благоприятными погодными условиями.

«Все было спокойно, ровно. Все хорошо было. На команды он не реагировал. Говорили ему: в море не снижайся, а он все равно в море снижался. Сразу ему рекомендовали заход, с хорошими условиями, а он собрался в море снижаться, где не было ни видимости, а туман и облака. Кого они слушают? Никогда не слушают диспетчеров, пока выпендриваются. А как случится что, так диспетчер, чур, крайний. Он изначально выбрал схему захода такую, что он будет заходить в плохие погодные условия. И было ему рекомендовано три раза: не снижаться в море и не выполнять заход с хорошими погодными условиями. Он их игнорировал. Как всегда, они все знают. Точно также, как с Ан-28 в 2012 году», - говорит на записи мужчина, достоверность слов которого сейчас подтвердить или опровергнуть не представляется возможным. Все, кто так или иначе вовлечен в расследование, от любых комментариев воздерживаются.

Это уже вторая трагедия для Паланы за последние 10 лет. В сентябре 2012 года при схожих обстоятельствах также при заходе на посадку здесь разбился Ан-28. Он рухнул на склоне горы Пятибратка на высоте около 200 м в 10 км от аэропорта. Погибли 10 человек. В живых тогда остались только четверо. По заключению Межгосударственного авиационного комитета: «Причиной катастрофы самолета Ан-28 RA-28715 явилось нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку в аэропорту Палана, выразившееся в выполнении полета вне маршрута подхода и преждевременном снижении до высоты ниже минимально безопасной при полете в горной местности, в погодных условиях, исключающих устойчивый визуальный контакт с земными ориентирами, что привело к столкновению ВС со склоном горы, его разрушению и гибели экипажа и пассажиров». В крови обоих членов экипажа обнаружен алкоголь.

Пассажиры рейса РТК-251: 
Широкова Мария Витальевна
Андрейкин Александр Николаевич 
Андрейкина Ольга Леонтьевна 
Кудашкин Михаил Вячеславович
Майорова Татьяна Евгеньевна 
Хвалеева Алиса Вячеславовна
Лисичкина Алена Олеговна
Левицкий Евгений Михайлович
Тищенко Артем Вячеславович
Устинова Ольга Анатольевна
Поникарова Екатерина Валерьевна
Попель Анастасия Александровна
Суровцева Юлия Борисовна
Мохирева Ольга Петровна
Аяни Петр Григорьевич
Нестерук Евгений Александрович
Сивак Иван Витальевич
Столяров Юрий Федорович
Нестерова Мария Максимовна
Бояршин Сергей Вячеславович
Лаптев Константин Алексеевич
Каримулин Александр Анатольевич

2 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика