В 2000-е гг. экономический рост Китая регулярно выражался двузначными цифрами благодаря быстрой индустриализации и усилению экспортных мощностей. Другие растущие экономики также достигли впечатляющего роста, увеличивая спрос на нефть и тем самым стимулируя рост цен. Серьезные игроки на рынке затем вливали деньги в нефтяные рынки, делая ставку на дальнейший рост спроса и цен. Это касалось не только краткосрочных сделок, но и деятельности инвесторов, таких как CalPERS, базирующийся в Калифорнии общественный пенсионный фонд.
Однако этот подход изменился. Возможно, причиной стал финансовый кризис 2008 года, оказавший огромное влияние на экономику всех стран мира – как развивающихся, так и прочих. К тому моменту, когда мир начал восстанавливаться, экономический рост Китая замедлился до 7% в год.
Понимая, что развивающиеся экономики не будут расти вечно, инвесторы сократили поток денег, а компании развивающихся стран начали тратить меньше на оборудование и оснащение производств. Это, в свою очередь, привело к уменьшению спроса на нефть. С июня цены на нефть «нырнули» на почти 50 процентов, примерно до 50 долларов за баррель, и до сих пор не ясно, когда будет «достигнуто дно», особенно на фоне страхов инвесторов по поводу дальнейшей рецессии в мировой экономике.
Исход из Азии?
Экономики Азии вряд ли будут сильно расти исключительно благодаря спросу внутри страны. Тем временем, несмотря на то что Америка заметно улучшила свое экономическое положение, США по-прежнему ищут сильные рынки для экспорта своих товаров и услуг. Более низкие цены на товары ничем не помогут американской экономике, если экспорт будет находиться на невысоком уровне.
Впрочем, нельзя сказать, что цены на товары будут падать неограниченно. К тому же, низкие цены на товары – плюс для производства. Если эта ситуация заставит компании искать новые инвестиционные программы, то она же сможет развеять нынешнюю озабоченность по поводу понижения цен и перспектив экономики.
В транспортной индустрии, например, компании пытаются внедрить новые типы топлива, такие как природный газ и водород, которые могут служить альтернативой нефти. Если подобная альтернатива будет развиваться и цены на нефть останутся низкими, экспортеры будут иметь возможность пользоваться доступными и надежными средствами доставки большого количества товаров. Это будет означать, что как экспорт, так и импорт увеличатся, стимулируя рост экономики и развеивая страхи инвесторов. Ожидается, что транспортный сектор станет двигателем экономического роста – в том числе благодаря распространению бюджетных авиалиний.
И здесь Китай снова может сыграть ключевую роль. Страна делала крупные инвестиции за границей с тем, чтобы обеспечить себе товарные и производственные ресурсы. Так как ожидается продолжающееся замедление экономического роста в ближайшее время, это может иметь большое значение. И когда это случится, и Китай, и другие страны, скорее всего, удвоят свои усилия по обеспечению себя ресурсами.
Перевел Михаил Ботвинник эксклюзивно для EastRussia.ru