Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Нефть может вернуться на уровень 100 долларов за баррель

Нефть может вернуться на уровень 100 долларов за баррель

Акио Сибата

президент Института исследований природных ресурсов, Токио

Акио Сибата, президент Института исследований природных ресурсов, Токио:

- Цены на сырую нефть ушли в крутое пике на фоне увеличения добычи сланцевой нефти в США, замедления темпов роста китайской экономики и улучшения возможностей экономии топлива для автотранспорта. Факторы, влияющие на это падение в краткосрочной перспективе, - решение ОПЕК не уменьшать объемы добычи и деятельность биржевых игроков по выводу денег с нефтяного рынка.

В 2000-е гг. экономический рост Китая регулярно выражался двузначными цифрами благодаря быстрой индустриализации и усилению экспортных мощностей. Другие растущие экономики также достигли впечатляющего роста, увеличивая спрос на нефть и тем самым стимулируя рост цен. Серьезные игроки на рынке затем вливали деньги в нефтяные рынки, делая ставку на дальнейший рост спроса и цен. Это касалось не только краткосрочных сделок, но и деятельности инвесторов, таких как CalPERS, базирующийся в Калифорнии общественный пенсионный фонд.

В течение длительного периода цены на нефть и другие товары повышались из-за растущего спроса со стороны развивающихся экономик и притока инвестиций. В ключевых развивающихся странах – странах БРИКС (Бразилии, России, Индии и Китае, чье совокупное население составляет более трех миллиардов человек), довольно стойкой была вера в то, что спрос на товары будет только расти и инвесторы будут постоянно вкладывать все бОльшие суммы денег.

Однако этот подход изменился. Возможно, причиной стал финансовый кризис 2008 года, оказавший огромное влияние на экономику всех стран мира – как развивающихся, так и прочих. К тому моменту, когда мир начал восстанавливаться, экономический рост Китая замедлился до 7% в год.

Понимая, что развивающиеся экономики не будут расти вечно, инвесторы сократили поток денег, а компании развивающихся стран начали тратить меньше на оборудование и оснащение производств. Это, в свою очередь, привело к уменьшению спроса на нефть. С июня цены на нефть «нырнули» на почти 50 процентов, примерно до 50 долларов за баррель, и до сих пор не ясно, когда будет «достигнуто дно», особенно на фоне страхов инвесторов по поводу дальнейшей рецессии в мировой экономике.

Исход из Азии?

Завершив нетрадиционное смягчение кредитно-денежной системы, которое основывалось на покупке правительственных облигаций, Федеральная Резервная Система США пытается определить, когда поднимать процентную ставку. Более высокая ставка может побудить инвесторов выводить деньги из развивающихся экономик в поисках прибыли в США. Из 7 триллионов долларов, которые по оценкам экспертов находятся в суверенных фондах, около 2.7 триллионов контролируется богатыми залежами нефти ближневосточными странами. Серьезная часть этих денег инвестирована в развивающиеся страны Азии, и они будут иметь дело с серьезным потрясением, если эти деньги уйдут вслед за повышением процентной ставки в США, несмотря на пользу, которую они могут получить от низких цен на товары.

Экономики Азии вряд ли будут сильно расти исключительно благодаря спросу внутри страны. Тем временем, несмотря на то что Америка заметно улучшила свое экономическое положение, США по-прежнему ищут сильные рынки для экспорта своих товаров и услуг. Более низкие цены на товары ничем не помогут американской экономике, если экспорт будет находиться на невысоком уровне.

Впрочем, нельзя сказать, что цены на товары будут падать неограниченно. К тому же, низкие цены на товары – плюс для производства. Если эта ситуация заставит компании искать новые инвестиционные программы, то она же сможет развеять нынешнюю озабоченность по поводу понижения цен и перспектив экономики.

В транспортной индустрии, например, компании пытаются внедрить новые типы топлива, такие как природный газ и водород, которые могут служить альтернативой нефти. Если подобная альтернатива будет развиваться и цены на нефть останутся низкими, экспортеры будут иметь возможность пользоваться доступными и надежными средствами доставки большого количества товаров. Это будет означать, что как экспорт, так и импорт увеличатся, стимулируя рост экономики и развеивая страхи инвесторов. Ожидается, что транспортный сектор станет двигателем экономического роста – в том числе благодаря распространению бюджетных авиалиний.

Я уверен, что цены на сырую нефть могут вернуться на уровень 100 долларов за баррель в течение двух или трех лет, вместо того чтобы продолжить падение. Учитывая это, инвестиции должны фокусироваться на сохранении энергии из других ресурсов и стимуляции распространения возобновляемых источников энергии.

И здесь Китай снова может сыграть ключевую роль. Страна делала крупные инвестиции за границей с тем, чтобы обеспечить себе товарные и производственные ресурсы. Так как ожидается продолжающееся замедление экономического роста в ближайшее время, это может иметь большое значение. И когда это случится, и Китай, и другие страны, скорее всего, удвоят свои усилия по обеспечению себя ресурсами.

В то время как Китай может похвастаться самыми большими продажами автомобилей в мире, процент автовладельцев в стране составляет всего лишь одну десятую по сравнению с США. Если больше китайцев будет покупать машины, спрос страны на ресурсы непременно возрастет. В таком случае среда рынка товаров изменится, возможно, создавая «мини-пузыри». Поэтому очень важно следить за появлением предпосылок к изменениям на мировых товарных рынках.

Перевел Михаил Ботвинник эксклюзивно для EastRussia.ru