Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Непростая арифметика

Специалист Дальспецстроя по железнодорожной логистике Татьяна Александровна Матвеева обладает уникальным опытом. В задачи сотрудника отдела материально-технического обеспечения и комплектации входит не только контроль поставок и расчет рентабельности маршрута. Как у любого хорошего логиста, у Татьяны Александровны в резерве всегда есть запасной вариант, чтобы при форс-мажорных обстоятельствах, материалы и оборудование были доставлены в срок

Непростая арифметика

Огромная карта железных дорог России во всю стену - первое на что обращаешь внимание, когда заходишь в кабинет к Татьяне Александровне. На двухметровом полотне цветными стикерами выделены станции и маршруты, по которым грузы идут от поставщика на объекты Дальспецстроя. Каждый день логист, словно метеоролог, сверяет план с данными транспортной компании. Ведь если груз встанет на середине пути, то сбой произойдет во всем производственном графике.

Но даже при самом жестком контроле иногда возникают форс-мажорные ситуации. «В таких случаях подключаем все ресурсы, высылаем срочные телефонограммы, доходим до гендиректоров. Бывает и так, что сроки поджимают, работа на стройплощадках кипит, а наш вагон из-за перегруженности железнодорожной ветки отсоединили от основного состава. Конечно, при слове космодром Восточный, нам сразу включали «зеленый свет». Все же понимали, что эта стройка на особом контроле у руководства государства. Или, например, в 2015 году на космодром транспортировали вентиляционное оборудование из Москвы. Хабаровский аэропорт не принял рейс –погода не позволила – и ценный груз улетел во Владивосток. Транспортной компании пришлось исходя из обстоятельств, строить новую логистическую схему. Подключать авто- и ж/д транспорт».

Татьяна Александровна работает в Дальспецстрое со времен Чуйко – первого легендарного руководителя предприятия. Когда в 1984 году ее приняли в контору материально-технического снабжения филиала УПТК, за плечами у молодого специалиста был опыт работы на одном из участков БАМа. «Техническое оснащение предприятия во все времена было на высоте. У нас первых в городе появились советские компьютеры «Искра». Всех специалистов тогда сразу отправили на обучение. С годами технический прогресс шел вперед гигантскими шагами и нам, специалистам ОМТО, приходилось постоянно быть в курсе этих изменений, осваивать все новые и новые программы». 

В те времена, выстраивать схему логистики приходилось самостоятельно. В нынешний век эти функции выполняют поставщики. Но ответственных задач у специалиста по ж/д логистике меньше не стало.

Еще год назад в Амурскую область на стройку космодрома шли нескончаемые потоки грузовых вагонов. Это сейчас, после того, как строители расширили станцию, построили подъездные пути, новый вокзал, особых проблем уже не возникает. А ведь когда строительство Восточного только начиналось, в этих местах не было развитой транспортной инфраструктуры. Станция Ледяная едва выдерживала наплыв многотонных грузов. «Помню, как в 2011 году мы всю станцию заставили вагонами. Только цемента за один раз перевезли более 700 тонн. Всего же, с начала строительства космодрома, отправили порядка 7 тысяч вагонов с металлоконструкциями, оборудованием и сыпучими строительными материалами. Перед этим мы с коллегой проделали огромную подготовительную работу. Например, прежде чем поставить на космодром 20 тонн арматуры, тщательно проанализировали рентабельности ж/д и автоперевозок. Не зря ведь говорят, что логисты должны иметь ум математиков».

За тридцать лет работы Татьяна Александровна изучила всю географию строительства Дальспецстроя. У опытного специалиста накопился багаж схем, карт и графиков, а еще она знает немало курьезных случаев.

«Самый сложный транспортный путь, как правило, тянется на отдаленные островные территории. Вспомнить только 100 километров газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», который Дальспецстрой строил в 2011 году. До материка вагоны с полуметровыми металлическими трубами шли по железной дороге. А дальше – паромная переправа «Ванино - Холмск». Так транспортировали не только строительные материалы, но и технику. Бывало такое, что из-за резкого изменения погоды паромы застревали во льдах. В таких случаях на помощь выходил ледокол «Барабанов».

Дальневосточная погода вносила свои коррективы в производственный график, и тогда ситуация выходила из-под контроля. Например, нам дают добро на транспортировку, но, когда грузы подходят к месту отправления – переправа уже закрыта. Оказывается, что за ночь погода испортилась - объявлено штормовое предупреждение.

Сегодня основные маршруты – это Ледяная, Камчатка, Владивосток, Хабаровск. Стройматериалы, оборудование и техника во все концы страны отправляются и паромами, и поездами, и евро-фурами, но основным наиболее экономичным транспортным сообщением по сей день остаются железнодорожные перевозки. Современная техника сделала процесс мониторинга за перемещением грузов максимально быстрым и удобным. Но даже высокие технологии не заменят работу такого грамотного, опытного специалиста, как Татьяна Александровна.   


За добросовестный труд и вклад в строительство объектов специального назначения Татьяна Александровна награждена знаком «Ветеран Спецстроя России» и нагрудным знаком «Отличник».

Спецпроект "Герои космодрома Восточный"