Поделиться
Неспешные миллиметры хабаровского микротоннеля
Поделиться

В Хабаровске началась проходка микротоннеля - финальная стадия операции по ликвидации провала под одной из самых оживлённых городских автомагистралей

Илья Сергеев

В нашумевшей истории со случившемся ровно год назад провалом на одной из основных транспортных артерий Хабаровска – улице Павла Морозова – наметился счастливый конец. Напомним, в августе 2021-го поднявшиеся из-за вышедшего из берегов Амура грунтовые воды подмыли старый коллектор. Он располагался аккурат под проезжей частью. Перекрытую наполовину дорогу чинили всю осень, зиму. Худо-бедно движение по трассе открыли ближе к лету. На этой неделе стартовал финишный этап ликвидации прошлогодней аварии. Ростовская компания «СоюзДонСтрой» начала прокладку микротоннеля под новый коллектор методом горизонтального бурения.

На премьеру – а прокладка микротоннеля такого масштаба в Хабаровске осуществляется впервые - городской водоканал пригласил практически все местные СМИ. Эксперимент призван избавить город от необходимости рытья огромных траншей, без которых не обходится ни одна подготовка к отопительному сезону.


Ожидавшие динамичного и зрелищного действа журналисты были несколько обескуражены - проходка микротоннеля оказалась делом небыстрым в прямом и переносном смыслах. Одетые по всем правилам безопасности в яркие жилеты и каски журналисты после отмашки прораба наблюдали, как гигантский пресс на дне огромного стартового котлована буквально по миллиметрам вдавливает в грунт очередную бетонную трубу. За неделю одиннадцатую по счёту.


- Сейчас скорость 100 миллиметров в минуту, - объясняет оператор проходческого щита, который словно капитан в рубке наблюдает за процессом под землей на мониторах с множеством датчиков.

Вообще-то, изначально было объявлено, что первый хабаровский микротоннель должен быть построен к концу апреля 2022 года. Так было указано в паспорте объекта. Уже в мае заказчик обозначил новый час Ч – 15 августа. Летом появилась новая формулировка: срок окончания работ 2022 год.

- Мы люди суеверные. Остерегаемся называть какие-то конкретные даты. Мало ли как себя поведут грунты, может какая-то поломка случиться. Пока всё по мелочи. Быстро устраняем, работа идёт успешно, - сказал начальник участка компании-подрядчика «СоюзДонСтрой» Тихон Сердюков. – Вообще-то у нас большой опыт прокладки микротоннелей в Севастополе, Нижнекамске, Омске, Минске, Владивостоке. География очень большая. Под рекой Леной в Якутии две ветки по полтора километра каждая для газопровода «Сила Сибири».


Задержку объясняют совпавшей с началом активных работ СВО – специальной военной операцией по освобождению Донбасса. Особые трубы для первого хабаровского микротоннеля заказали в Санкт-Петербурге. Хоть конструкция и обозначена словом «микро» - не такие уж они и маленькие – примерно два метра в диаметре. В полувагоне помещается не больше двух – трёх. А железная дорога в это время оказалась перегружена другими более важными грузами. Вот и пришлось со стройкой микротоннеля подождать, пока доставят все 193 трубы.

- Это были не проволочки, задержки объясняются объективными причинами. Связаны они с проведением специальной военной операции. У нас есть официальное заключение Торговой палаты, что действительно нашему подрядчику не представлялось возможным предоставить достаточное количество подвижного состава для перевозки труб в Хабаровск, - объяснил заместитель директора МУП г. Хабаровска «Водоканал» Николай Лысенко. – Сейчас все трубы будущего микротоннеля в Хабаровске. Это позволило начать его проходку. Процесс этот прерывать нельзя, поэтому пока не был доставлен весь комплект, его и не начинали.

Полностью работы на аварийном участке должны быть завершены в мае следующего года. Это значит, что к тому времени с поверхности земли в готовый микротоннель уберут временный трубопровод, по которому сейчас текут стоки с самого густонаселённого Индустриального района Хабаровска.


Каким бы долгим не казалось возведение первого в краевой столице микротоннеля, но опыт этот местные коммунальщики планируют использовать как можно шире.

- Согласитесь, работы ведутся под землёй. Это не создаёт той массы проблем для жителей города, как если бы мы строили новый коллектор привычным траншейным способом. Здесь всё бы пришлось разрыть на 8-метровую глубину. Движение по Павла Морозова пришлось бы перекрывать. Плюс этому нужно было бы переносить все коммуникации на пути стройки, восстанавливать их и благоустройство, когда траншею зароют, - привёл аргументы в пользу подземной проходки начальник отдела капитального строительства МУП г. Хабаровска «Водоканал» Евгений Шилко.

- По окончательной стоимости начавшегося микротоннелирования еще уточняются некоторые моменты. Но оно обойдётся в сумму примерно до одного миллиарда рублей. При традиционном способе с рытьём траншеи, переносом и восстановлением коммуникаций, благоустройства заплатить пришлось бы почти в два раза больше, - добавил он.

Полученный опыт микротоннелирования коммунальные службы Хабаровска уже высоко оценили. Его они намерены применять при строительстве аналогичных коллекторов к будущим микрорайонам новостроек, а также при расширении пропускной способности уже действующих коммуникаций.

Илья Сергеев Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Шеф-повар Игорь Патылицин: «Кулинарная Италия может быть и на Дальнем Востоке»

Есть нечто символическое в том, что наш герой начинал свою поварскую карьеру в итальянской пиццерии, а сейчас, будучи уже известным шеф-поваром, работает в одном из крупнейших ресторанов именно итальянской кухни в Хабаровске «Траттория Броско». Около 200 посадочных мест, до 1000 приготовленных блюд ежедневно, в подчинении 18 поваров. Но Игорь Патылицин к напряженному труду уже привык и даже научился получать от него удовольствие...

Читать полностью
Поделиться
Иван Соломаха: путь от корнечиста до шеф-повара

В любой работе, если она приносит радость и удовлетворение, можно добиться успеха. Пример нашего героя показывает, что если с первых шагов стремиться стать настоящим профессионалом, постоянно совершенствоваться, можно добиться многого. Главное, никогда не останавливаться на достигнутом...  

Читать полностью
Поделиться
Владивосток и Хабаровск как зеркало дальневосточного туризма

Дальний Восток – регион с уникальной природой, культурой, историей. Уникальна и его туристическая отрасль. Местные турфирмы работают в условиях, когда гостей нужно привлекать в регион с суровым климатом, скромной туристической инфраструктурой, да и турист, который путешествует по Дальнему Востоку, как правило имеет особенные запросы. Тем не менее, регион становится все популярнее, туристический поток растет. О том, почему Дальний Восток все же «разглядели», как отрасль работает в современных реалиях и каким будет предстоящий летний сезон, East Russia рассказала руководитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева.

Читать полностью
Поделиться
Алексей Михаськов — повар, влюбленный в Дальний Восток. И в его кухню

В последнее время среди хабаровских шеф-поваров очень много разговоров о развитии региональной кухни. Все понимают, что она может стать особой изюминкой для развития туризма, подчеркнуть уникальность того или иного заведения общественного питания. Но далеко не каждый готов эту кухню продвигать, популяризировать, придумывать новые рецепты. Наш сегодняшний герой — один из тех, кто о Дальнем Востоке и ее природных дарах может говорить долго и с восторгом. И не просто говорить, но и вкусно готовить разнообразные дальневосточные блюда.

Читать полностью
Поделиться
Гастрономический привет из Донецка: славянская кухня шеф-повара Андрея Федченко

Пример нашего героя в очередной раз доказывает старую истину: жизнь — штука непредсказуемая. Думал ли он, успешно работая поваром в родном Донецке на юго-востоке Украины, что судьба его забросит на Дальний Восток и эти края станут его второй Родиной? Здесь — в Хабаровске — начался новый этап его жизни, в которой он не потерялся и по-прежнему занимается любимым делом.

Читать полностью
Поделиться
Артём Потапов: путь повара из Золотого кольца на восток России

Вполне привычным явлением стало то, когда дальневосточные повара с целью своего профессионального роста уезжают работать на запад страны. А вот противоположные примеры — это когда повара с запада страны едут работать по приглашению местных рестораторов на Дальний Восток, пока еще редки. Жизненный путь нашего сегодняшнего героя доказывает, что и такое вполне возможно.

Читать полностью
Поделиться
Повар Бахадыр Кадыров: в Хабаровск из Узбекистана через Турцию

Бахадыр Кадыров урожденец города Чуст Наманганской области Узбекистана. С детства мечтал стать военным, но по состоянию здоровья мечту в жизнь так и не удалось воплотить. Решение поработать официантом оказалось судьбоносным — проснувшийся талант кулинара привёл его сначала в столицу Турции, а затем в Хабаровск. Сейчас 25-летний повар командует на кухне кафе «Дальневосточка».

Читать полностью
Поделиться
Хабаровский шеф-повар Сергей Воронов: вкусы людей меняются, но привычки остаются

Есть мнение, что двум хозяйкам на одной кухне не место. А что делать, если в семье муж и жена —  профессиональные повара? Как им делить одну кухню, стараясь удивить чем-то вкусненьким родных и близких? В семье шеф-повара хабаровского ресторана-клуба «Квартира Паши Кейзера» Сергея Воронова такая проблема давно уже не существует.

Читать полностью
Поделиться
Я фанат «Дальневосточного гектара»

Фермер из Хабаровского края Михаил Утробин получил «дальневосточный гектар» одним из первых в регионе. Сейчас его продукция представлена в сетевых магазинах краевой столицы, а сам Михаил предлагает инициативы для улучшения сельхозсферы, которые могут повлиять и на экономику ДФО в целом. Одна из инициатив уже поддержана на федеральном уровне.

Читать полностью
Поделиться
Шеф-повар Сергей Алексеев: «Идеи для новых блюд растут в дальневосточной тайге!»

Комсомольчанин Сергей Алексеев, проработав несколько лет на кухне ведущих ресторанов Владивостока и Санкт-Петербурга, недавно вернулся на малую Родину, чтобы применять полученные от мишленовских поваров знания для того, чтобы удивить изысканными блюдами своих земляков.

Читать полностью
Больше материалов