Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Неспящий в Приморье

Павел Ванифатов: Фотограф, что снимает ночь

Владивосток засыпает – просыпается Павел Ванифатов. Человек, чью двухметровую фигуру много лет наблюдают припозднившиеся приморцы и гости ДВ-столицы – в подворотнях, у мостов, заброшенных зданий, или кромки моря. Везде он ищет «магию ночи». Днем Павел - успешный менеджер, а в темное время суток делает снимки, которые публикуют российские журналы самого разного профиля. Этой зимой фотограф гастролирует по Дальнему Востоку с бесплатными мастер-классами. EastRussia побывало на одном из них и узнало, как превратить практически любой город в Сан-Франциско, почему даже ночью не стоит темнить, и как увлечение фотографией способно снизить преступность в стране.

Неспящий в Приморье
Фото: Павел Ванифатов
49044834_356823291783539_4141829154729361408_n.jpg
Силуэт: Павел Ванифатов. Фото: Сергей Заика. 

- Павел, вы учились на врача (мануальная терапия и прикладная кинезиология – EastRussia), но ушли из профессии. Она была слишком экзотичной для голодного советского времени?
- Для голодного новорусского времени, даже скажем. В конце 90-х я пошел в коммерцию, чтобы было, на что есть, кормить дога, заправлять машину. Пришлось сделать выбор между лечением людей и зарабатыванием денег. Был выбор: либо идти на ставку врача за 3,5 тыс рублей в месяц, либо работать в коммерческой организации за 35 тыс рублей в месяц, то есть разница небольшая, всего в десять раз. Я устроился в торговую компанию и прошел путь от торгового представителя до самого верха по карьерной лестнице. Потом, когда уже добился успехов, понял, что жизнь хочется наполнить чем-то еще.

трубы.jpg
Индустриальный закат. Фото: Павел Ванифатов

- Не жалеете о выборе?
- Я постоянно общаюсь с однокурсниками, ребята по-прежнему получают небольшие деньги! Работа сложная, нервная, пациенты всё более требовательны, вводятся сертификации. Опять же, со стороны власти начинается давление на тему уголовной ответственности за врачебные ошибки, а это может просто убить медицину. Иногда грущу, потому что все говорят, что из меня получился бы хороший врач.

- Вы позиционируете себя как ночной фотограф. В вашей среде есть деление по времени «суточной активности», конкуренция?
- Конкуренции практически нет, потому что в том же Владивостоке ночь снимают лишь несколько ребят, и то бессистемно. Я их понимаю, потому что это направление коммерчески не очень востребовано, и им мало кто занимается, ведь нужно не лениться, не сидеть дома, выходить из зоны комфорта. Представьте: вы пришли домой, сняли ботиночки, согрелись, вам тепло, и сама мысль о том, что сейчас нужно на мороз, стоять полчаса-час мёрзнуть, чтобы получить красивый снимок, который вы вряд ли сможете кому-то продать – это останавливает, не правда ли? А так – ночная фотография интересна для тех, кто не может фотографировать днем, как я, допустим, – ведь днём я работаю.

49147968_2082516285173722_1334072423309377536_o.jpg
Зимние народные забавы во Владивостоке. Фото: Павел Ванифатов  

- Есть ли ноты социофобии в ночной фотоохоте?
- Мне обычно везёт на людей хороших, но, честно: мне нравится быть одному. Я включаю музыку, ловлю волну и начинаю видеть все вокруг иначе. Ночная съемка – это иллюзия, другая реальность, которую мы просто не видим днем, когда заняты делами. Ночь – это время магии, когда вы видите город в другом свете, а у ночи есть свой уникальный свет, я его вижу и стараюсь передать в фотографиях. Ночь – это вдохновение, никуда не нужно спешить. И ночью мне никто не скажет: где мои фотки? Или – а что я такая грустная здесь? 

модель.jpg
Грёзы байкера. Фото: Павел Ванифатов

- Какой режим дня у «адептов» ночи?
- Днем я зарабатываю деньги, вечером и ночью - фотографирую. Сейчас я работаю на пятидневке в торговой компании, сплю не больше 5-6 часов. Иногда можно взять тайм-аут и в субботу поспать от души.

- Владивосток не морозный город, но всё же - как греетесь на съемках?
- Да, у нас не сильно холодно, но я хотел бы предупредить про другое. Ночью вы одиноки, и очень важно заботиться о безопасности! Оптимально идти «на дело» с кем-то вдвоем или с собакой. Заведомо избегайте мест, где собираются асоциальные люди, - к тому же, там редко бывает что-то красивое. 

Еще я всегда советую, если есть возможность, быть на машине. Не надо стоять на улице со штативом, привлекать к себе внимание. Вы подъехали, в машине сделали все настройки, и съемка у вас должна занять буквально пару минут. То есть вы уже в голове сложили кадр, что будете снимать, вышли, поставили штатив, навели, нажали кнопку спуск, сняли, проверили, сели в авто, уехали. Ночью бывают конфликты с маргиналами. Если посветить им в лицо фонариком в режиме стробоскопа, у вас будет 10-15 секунд, чтобы уйти, пока они будут моргать глазками.

ночь.jpg
Ночь миллионов звёзд. Фото: Павел Ванифатов

- У вас были рискованные моменты?
- Были, но заканчивались благополучно. Обычно это выпившие люди, которые не отдают себе отчета. У них нет инстинкта самосохранения, и последствия могут быть разные. За рубежом в этом отношении намного проще, в той же Чехии или Японии можно ходить подолгу и безопасно. У нас нужно быть настороже, и днем, и ночью. Девочке-фотографу нужно брать с собой мальчика не-фотографа.

- Ваше телосложение викинга – лучший охранный амулет. Наверное, очень выделяетесь в азиатских странах?
- Там никто не обращает на тебя внимания. Но только до тех пор, пока ты сам не обратишься к людям или, например, не попросишь о помощи – тогда тебе начинают активно помогать, провожают куда нужно, передают друг другу по цепочке.

- Этой зимой вы гастролируете по Дальнему Востоку с мастер-классами - Южно-Сахалинск, Хабаровск. Для людей это бесплатно?
- Это не гастроли, а легкий трип. Дальше будет Петропавловск-Камчатский, потом посмотрим. Поездки спонсирует одна компания, я её продвигаю. Я давно хотел камеру, которой снимать легко, как дышать, и я её нашел. Хотя есть мнение, что фотограф же должен страдать, тащить кучу оборудования, штатив.

PC150014.JPG
Мастер-класс Павла Ванифатова в Хабаровске. Фото: Виктор Бурнашев   

- Какой сейчас вес брутто Павла Ванифатова?
- Всё мое оборудование висит на мне, второй объектив в сумке, широкоугольник в кармане - 250 гр., на мне висит граммов 700, 24/200 универсальный объектив, где-то еще лежит в кармане камера маленькая, и телевик с собой ношу, еще граммов 300. А раньше плюс к моему немаленькому было 14 кг дополнительного веса! У меня даже была тележка, как бабушки ходят, ставил туда сумку с оборудованием и катал.

- И стоит все это богатство как полмашины?
- Этот комплект недешевый, тысяч 170, в кармане тысяч 60, в другом 60, итого 110. Все вместе 300 тысяч. Зато все фокусы перекрыты: могу снять портрет, пейзаж, летящую птицу, помещение, и это всё просто разложено по карманам. 
             
- Есть ли у вас опыт жизни в других городах?
- Долгие турпоездки есть, две-три недели, но не более. В 2010 я хотел переехать в Питер. Договорился о работе и квартире, и какое-то время пожил там туристом. Это было комфортное время – август, но даже в этой демо-версии Питера я поймал себя на мысли, что мне не нравится город. Он - мёртвый. Он был на пике, когда его строили, бурлил в серебряном веке, хотя это был уже декаданс. 19 век, может быть, начало 20-го, а сейчас это остатки: красивый фасад, ужасные дворы, и низкое мрачное небо. Небо там просто кошмарное, оно давит. Я бы не смог там жить. 
Да, там культура, и метро есть, но ребят, что смеяться? Менять море, простор на это? В ту же самую Чехию думал ехать. Приехал, с девушкой общаемся, она говорит: «Ну вот, же красота!». Я отвечаю: «Простора нет». Она: «Ну как нет? Посмотри, вот поля». Я: «Пойми, мы с тобой проехали на машине 170 км от Праги, и у тебя уже страна кончилась, а я еще до Находки не доехал!»

Я вижу, что именно с Владивостоком не так. Но здесь мои друзья, моя родина, и менять что-то пока смысла не вижу. Я пожил и в Японии, смотрел там ритм жизни, думаю, мы его просто не вывезем. Мы живем очень расслабленно, Москва в том числе. Ритм москвичей кажется очень активным, просто потому, что много времени тратится на перемещения из-за пробок, трафика. 
Может быть, когда-нибудь уеду на Итуруп жить. Там – чудесно!

- Что нужно, чтобы зарабатывать только фотографией и не метаться?
- Нужно бегать, искать заказы. Нужно, чтобы вас хвалили клиенты, а вы выполняли все обязательства по фотографиям. Нужно нарабатывать клиентскую базу, много учиться и много вкладывать. Не говорить через губу: это буду снимать, это не буду, – а быть всеядным, искать себя и постоянно развиваться. Но я живу реалиями и понимаю, что в любой момент может произойти техническая революция. 

Что получилось исторически? Были профессиональные пленочные фотографы, они были эксклюзивны, получали хорошие деньги. Потом появилась цифра, и где "плёночники" сейчас? Пройдет два года, будет, например, голография, вы сможете увидеть кадр, навести гаджет, снять голограмму, и кому нужна будет цифра? Вкладывать себя в одно направление, "все яйца в одну корзину"  – смысла нет. 
Плюс все мы люди, и есть риски фриланса, здоровье. Мне сейчас 45, и я стал чувствовать, что времени остается все меньше. Я еще храбрюсь, но мне становится всё тяжелее это таскать.

корабль.jpg
"Крылья Востока", г.Владивосток. Фото: Павел Ванифатов

- Какой самый красивый из ночных городов попадал в ваш объектив?
- Буду как кулик хвалить своё «болото», и назову Владивосток. За счет рельефа он удобный для съемок, ты можешь в любую точку города подняться и увидеть другой вид. Из городов на равнине сейчас очень понравился Южно-Сахалинск! Ребята живут в городе, полностью построенном при советской власти, со всеми издержками бетонных коробок, но они все равно стараются сделать его красивым. 



Я учу ребят видеть мир иначе. В обычном спальном районе просто фонарь, вечер, снимок, немного тумана или дождя, и мы уже видим сказку. Красоту можно увидеть во всём, потому что красота - в глазах смотрящего (с). Я эстет, а сюжетов вечером и ночью - тьма-тьмущая. 

О быте туристов во Владивостоке. У недостроенного Hyatt.jpg
О быте туристов во Владивостоке. У недостроенного Hyatt. Фото: Павел Ванифатов

- Что сейчас происходит в фотографии, куда дует ветер?
- Технологии нам говорят: давайте 42 мегапикселя, давайте 90, видео - только 4 К! А кто его смотрит, кто пользуется? А нас же заставляют в это верить!
Скажу про Instagram. Там много голых поп, имитации успешной жизни, вычурности. Но это не те ценности! Я за то, чтобы ребята показывали нашу красивую страну. Да, она неухоженная, но она с потенциалом. 

Я хочу через свои мастер-классы показать, что можно еще вот так фотографировать. Вот он, мой город. Днём он, может быть, не очень, - не в порядке дома, улицы, выражения лиц людей, и нужно хорошо искать, либо снимать жесткие трэши, но ночью – он очень красив! 

От документалистики устаешь, потому что, как пел Высоцкий, «слишком много боли вокруг». Я хочу, чтобы как можно больше ребят занимались фотографией, всё равно, какой техникой, маркой, главное, чтобы фотографировали! Потому что человек чище душой становится. Он учится видеть красоту вокруг себя, и потом вряд ли пойдет пакостить, неадекватно себя вести. Когда творишь, уже не будешь думать о плохом. Как еще объяснить?

48270384_2049276891830995_9063326024804073472_n.jpg

Ниже - техническая "изнанка" фотографий с мастер-класса Павла Ванифатова, его лучшие фирменные приёмы и приключения, которых ночью больше чем достаточно:     

«Северокорейские лодки. В Приморье выбрасывает много кораблей, на которых корейцы идут в море ловить рыбу за тысячу километров, в том числе, и в наши воды. Идут на плохоньких двигателях. Лодки с рыбаками гибнут десятками, и потом море прибивает их к нам. Ужас. Это достопримечательность побережья. У меня была задумка поснимать берег и подсветить фонариком лодку. Вышли, но тут началась гроза. Сзади, видите, грозовая туча с молниями. Просто открывается затвор и он показывает на экране, как меняется картинка. Матрица набирает свет, и показывает, как она становится всё ярче, ярче, ярче...

лодка.jpg

... Затертый до дыр вид на Владивосток. Как освежить? Дожидаемся тумана, поднимаемся выше, и… это всё, что осталось от Владивостока после того, как он стал столицей. Плотной пеленой наш город закрывает 3-4 раза в год, так как весной и осенью идет большая разница температур воды и неба. А для фотографа это кайф, ведь туман прячет всё лишнее. Обычные люди не пойдут снимать в такую погоду, но мы-то знаем, что нужно зайти на гору, и –  вот они, волшебные картины:
 
башни.jpg

… Вечерняя дронография хороша для коммерческой съемки. Вот здание не очень красивое днём, пожарная часть, неухоженный газон, туалет. Но есть архитектурная подсветка. Дождались вечера, и вообще другой мир! Еще пример. Живем в России, знаем, если где-то в лесу есть дорога, там обязательно будет и свалка. Днем с высоты неприглядная картина. Ждем час, поднимаем дрон в воздух, и видим волшебный город, в котором хочется жить. Или вот мост. Москвичи спрашивают: это у вас киты? Говорю, да, это вот они покушали, уплывают. Привычные вещи. Шутки шутками, но эта фотография чуть не стоила мне дрона. Я поснимал, перезарядил батарейку, отгоняю дрон на километр от берега, чтобы больше города было в кадре.
А рядом закрытая линия, куча радаров. Я поднимаю его, а на экране загорается красная лампочка «сигнал с дроном потерян». И тут я понимаю, что мои 120 тысяч сейчас уже очень далеко. А потом слышу родное жужжание. Он попал в жесткий луч радара, а залив Петра Великого охраняется. Помните, не везде можно летать!

киты.jpg

… Треки звёзд. Пришла идея сделать, чтобы они были над каким-то объектом. Я открыл карту Гугл посмотреть, где у нас есть симпатичный передний план. Потом приехал на место, сделал тестовый снимок, убедился, что Полярная звезда почти в центре кадра, поставил камеру и пошел в машину. Можно так снимать на зеркалках, любой другой технике, но там от вас потребуется нажимать – либо на пульт, а потом склеивать в Фотошопе, либо покупать специальный пульт, который будет делать всё за вас. Итак, я пошел в машину, потом проверил, что все треки прорисовались, на следующий день добавил немножко резкости и контраста. И вот вы уже иначе показываете небо:

треки.jpg

… Панорамирование. Когда нет денег на второй объектив, можно обходиться универсалом 24-70, 24-105 или 18-55 мм. Сейчас у меня универсальный зум на 90% ситуаций - 12100 (ЭФР 24200). Бывает, видишь что-то широкое, хочется это снять. С Лайтрумом работаете, прекрасно знаете, что он собирает панорамы. Вот пример: церковь, которая была разрушена большевиками, потом её с большой любовью восстановили, а потом рядом поставили вот этот дом-«штаны». Ребята какие-то безумные деньги просят за квартиры, здание стоит уже года 4 точно. Я снял 5 кадров, склеил… А вот ТЦ, расстояние от здания до конца парковки 70 м. Дальше назад отойти не получится никак. Делаем вертикальный кадр для панорамы, еще фактурное такое небо было, делаем 9 кадров, собираем панораму, и Седанка-сити покупает эту картинку себе для Инстаграма. Панораму снимаем со штатива.

… Съемка через стекло. Когда снимаете с высоких окон, особенно, за рубежом, где они редко открываются, вам придет на помощь простой совет. Возьмите резиновую бленду, которая стоит на Алиэкспрессе 200 рублей, либо дождевик для защиты камеры от осадков. При мне стояли люди, включили вспышку, встали напротив стекла, нажали-посмотрели, нажали-посмотрели. Там отражается человек, и ничего не видно. А мы берем фотоаппарат и прокладываем дождевиком или черной тканью, можно даже футболку свою взять, главное, прижимаем к стеклу и изолируем, чтобы не было засветки:

заграница.jpg

… Световая кисть. Если ремонт дома делали, знаете, что продаются штанги для валика по 250 рублей, длина 3 м. Это моя любимая вещь. На нее ставится светодиодный светильник, камера, выставили вручную настройки фокуса, нажали кнопку спуска 30 сек. Я просто ходите со штангой и светите на объект, дом или дерево со всех сторон. Также выручает налобный фонарь, можно подсвечивать объект головой, пока камера в руках. А вот тут дворик, луна восходит, я с фонариком делаю снимок, и у меня ощущение взгляда в спину. В окне сидит кот, тупит на луну, не шевелится. Я вижу только глаза блестящие. А место тихое, малолюдное. Хозяев уже нет, а у меня ощущение, что кот просто живет в другом времени, в другом мире, мы просто случайно с ним столкнулись. На самом деле у него там светло, тепло, спокойно, рядом большая семья. Сейчас он попьет молока и ляжет спать: 

47170913_2029732393785445_6815114243977773056_o.jpg

Супер- и телеобъективы хороши для вау-эффектов. Покупайте легкие телевики 75/300, нормальная машинка, стоит адекватных денег. Например, тут я вышел на балкон, смотрю, крокодил Луну сейчас будет есть. Дома проверяю, а тут мытье посуды. Снимок состоялся, спасибо женщине. А до этого дома 400 метров. Покупайте шторы! Телеобъектив умеет хорошо сжимать пространство, и мы зрителю можем иначе показывать мир. Или вот кран. Честно, я этих ребят не видел, потому что расстояние до них 1 км. 260 м., но у меня в сухом остатке, что под небом есть своя жизнь.

Когда работа - рядом с облаками.jpg

… Вас не должны останавливать препятствия! Забор? Пробуйте снять через него. Пользуйтесь бесшумным режимом. Приезжая вечером на локацию, не делайте 1 снимок и не убегайте. Вот еще случай: однажды в 20 км от Владивостока я увидел старый фонтан. Появилась задумка, я стал собирать реквизит с мира по нитке. Достал меч, потом вспоминаю, что друзья у меня выпустили необычную мебель. Вспоминаю, что есть у меня знакомая модель, похожая на ведьму недобрую. Я решил всё собрать в кучу. Назначаю встречу, развешиваю паутину, приглашаю знакомых пауков. Приезжает второй фотограф, - а я всегда беру на важные мероприятия друга-фотографа, ведь что-то может произойти с камерой, с машиной, нельзя людей подводить. Дальше приезжает директор мебельной фабрики, машина с догом, машина с креслом, с визажистом, и приехала тётечка, которая привезла из своего бутика вещи для модели. И тут без 5 восемь приходит смс: «я сегодня не смогу». Я такой: надо же, как нехорошо получилось! Понимаю, что пятничным вечером летом все заняты. Деваться некуда, я смотрю по сторонам, а кто там у нас в машине сидит? Мне говорят: это моя доча. Я говорю: «Хочешь, красиво тебя сфотографирую?» Она: «Хочу». 13 лет девочке. Свет стоит сзади красный, и с двух сторон 2 источника. Следом запечатлели её младшую сестру, и мне этот кадр даже больше понравился: 

мла.jpg

  … Не жалуйтесь, что мало света, или нет штатива, или вас куда-то не пускают. Если вам лень снимать, просто не фотографируйте, не занимайтесь не своим делом. Желающий ищет возможности. Ночью всегда можно найти, чем светить! Плохо получаются лишь те, кого плохо снимают. Людей некрасивых практически нет, как и нет безвыходных ситуаций.  
 
… Дарите людям сказку. Они её любят. Они её заслужили».