Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"You can not force to shoot for money"

"You can not force to shoot for money"

Sergey Gorshkov

photographer

The famous Russian naturalist photographer Sergei Gorshkov told EastRussia.ru about the role of Kamchatka in his life, the eruption of Tolbachik and how important it is to have patience to get a good shot.

- Sergey, the Far East is so colorful that it seems that any person, having picked up a camera, can become a photographer. It's true?

- This is a misleading opinion. Yes, in the Far East, everything is really beautiful and filmed and re-filmed, so it is difficult to show something new - something that people have not seen before. The tripod can be placed anywhere, but the question is what happens. I love working on a project. I always return to the same place several times, shoot from the same points at the same time, and then summarize the footage and select those that, in my opinion, reveal this particular place.

- Why did you stop in Kamchatka?

- Kamchatka is my first project that I did in the Far East. I spent seven years there. In 2003, I came to Kamchatka to photograph bears for the first time. And when I started photographing them, I realized that, in addition to bears, there was still something to work on: foxes, wolverines, eagles, volcanoes. Accordingly, closing the theme of bears (in 2004-2005 S. Gorshkov was the first in the world to photograph a brown bear under water - Prim.red.), I switched to other animals. I explored almost all of Kamchatka, I was in different places at different times of the year: on average, I spent six months in the region. As a result, I have published several books ("Kamchatka Odyssey", "Bear" "Kamchatka - The Elusive World" - Prim.red.), passed dozens of exhibitions, presentations. Kamchatka has become a launching pad for me. However, many passed through it - she opened the door to the world of photography for many.

- What feelings did you have when you hit Kamchatka for the first time?

- There is no such person who, having arrived to Kamchatka, was not fascinated by it. Kamchatka is one of the few places in Russia where, as soon as you get out of a helicopter or plane, you immediately fall in love. I still remember Kamchatka with warmth. And I do not make a secret of the fact that I am very grateful to her for the lessons she taught me.

- Sergey, as it turned out, that as a hunter, you became a photographer?

- Every person has a turning point in life. I already forgot when I took a carbine and I do not go hunting for fifteen years. One day I just put aside the carbine and started taking pictures of animals. And suddenly I realized that it was much more interesting for me to shoot them than to shoot them. I get much more pleasure from this.

- And now a photographer is your profession?

- No, it's a hobby. I have never considered my hobby as a profession, because I will lose the lightness, the feeling of freedom with which I am shooting now. It is impossible to make you love for money, and it is also impossible to make you shoot for money. That's all. This is my principle and my philosophy. However, I spend most of my time on my hobby - I am on expeditions, I shoot all over the world. Now I'm doing a big project in the Arctic - I want to film the entire Russian Arctic from east to west.

Today at the festival "Primordial Russia" I present two exhibitions. The first is the Media Project of the Russian Geographical Society “Russian Arctic. Wild World of the Putorana Plateau and the Taimyr Peninsula. The exhibition is called “Waterfalls of the Putorana Plateau”. "Mountains without peaks", "Country of lakes with steep shores" - this is how the indigenous peoples called one of the most inaccessible and at the same time picturesque corners of our planet. There are many waterfalls here and you will not find two that are alike. The highest waterfall in Russia, 108 meters high, is located on the Kanda River.

The second exhibition - another project is called “Perfect Look. Perfect World ". The basis of our cooperation was the interconnection of two themes - nature and health.

I shot a lot on the island Wrangel, but in Kamchatka was the last time in 2012 year, when volcano Tolbachik erupted.

- Tolbachik eruption, presented by you, strikes realism - beauty on the verge of danger. Was it scary? How did you capture such a living picture?

- When you photograph what you are passionate about, you often don’t think - scary or not scary. After that you begin to understand how it all could end. The trip to Tolbachik was indeed somewhat extreme: lava pieces fell in all directions, volcanic bombs flew, burned tents, a nightmare froze, a strong wind blew that carried the tents. But all these difficulties were worth one shot!

I was at the eruption in December 2012 twice for two days. My friend Alexey Maslov was with me, as well as the director of the park and volcanologists who advised me. Without their help and invaluable knowledge, it would have been very difficult for me, since I first witnessed such an eruption. We were standing practically in the very center - several tens of kilometers from the crater. This is perhaps the biggest impression in my life that I will never forget.

- If you have visited a powerful volcanic eruption, then bears probably will not scare you?

- Bears are also dangerous because they are predators and it is impossible to predict their behavior in the next moment. Therefore, you should always think about your own security and behavior, so as not to provoke the bear to aggression.

For example, when you shoot on the Kuril Lake - there are no problems: the bears come up on their own - some animals pose, and some get scared and run away. It's important to choose a bear that, roughly speaking, will be your model. And already to work with him. The main thing is to clearly define his personal space. On the lake, bears are used to people and are quite loyal to them. Their main task is to accumulate fat for hibernation, so they pay little attention to a person: they come, as in a dining room, for fish - and eat, eat, eat.

- And how long are you ready to sit in an "ambush" for a good shot?

- There are shots that take one-two-three, and there are those for which you have to "hunt" for a day, two, a week ... The biggest problem of a photographer is to learn to endure and wait. Only then will the result be obtained. Very rarely, pictures come out by accident. As a rule, everyone will have to work hard, wait a long time for the light, the moment. When all this happens, you need to have time to press the shutter button and correctly focus the frame. Although in nature it is difficult to plan something. Observing animals, you see that something is constantly repeating itself - you want to capture these moments, you start to catch them and only from your own experience you understand what and how.

Once I photographed wild white geese on Wrangel Island - the only colony of these rare birds in Russia. About 150 thousand white geese arrive there, forming a colony. Their nests are located at a distance of 2-3 meters from each other. In late June-early July, chicks incubate and hatch. They hatch on the 23rd day. And it is very easy to shoot chicks on camera. You just need to make sure that the goose is not very scared. And don't harm - that is, take a shot and leave. If the mother flies far away, then the nestling can be stolen by the Arctic fox, for example. I tried not to shoot the chicks at all, as the human influence factor is great. I tried to get away. This is perhaps my only shot when I took a picture and immediately left (shows in the photo presented at the exhibition "Primordial Russia" - Prim.red.).

- Sergei, and now what place will you fly?

- Ahead is the continuation of the Arctic - a large project that is designed for several years.

The All-Russian Nature Festival "Primordial Russia" will last at the Central House of Artists (Moscow, Krymsky Val, 10) until February 22.

Photos from the site: www.gorshkov-sergey.livejournal.com


September 22: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Невозможно заставить снимать за деньги»

«Невозможно заставить снимать за деньги»

Сергей Горшков

фотограф

Известный российский фотограф-натуралист Сергей Горшков рассказал EastRussia.ru о роли Камчатки в его жизни, извержении Толбачика и о том, как важно иметь терпение, чтобы получить хороший кадр.

- Сергей, Дальний Восток настолько колоритен, что, кажется, любой человек, взяв в руки камеру, может стать фотографом. Это правда?

- Это обманчивое мнение. Да, на Дальнем Востоке действительно все красиво и снято-переснято, поэтому сложно показать что-то новое – то, чего люди раньше не видели. Штатив можно в любом месте поставить, но вопрос в том, что получится. Я люблю работать над проектом. Всегда возвращаюсь в одно место по несколько раз, снимаю с одних и тех же точек в одно и то же время, а потом суммирую отснятые кадры и выбираю те, которые, на мой взгляд, раскрывают именно это место.

- Почему вы остановились на Камчатке?

- Камчатка - это первый мой проект, который я делал на Дальнем Востоке. Я провел там семь лет. В 2003 году я приехал на Камчатку первый раз поснимать медведей. А когда начал их фотографировать, понял, что, помимо медведей, еще есть, над чем работать: лисы, росомахи, орланы, вулканы. Соответственно, закрыв тему медведей (в 2004—2005 гг. С.Горшков первым в мире снял бурого медведя под водой – прим.ред.), я переключился на других животных. Я исследовал практически всю Камчатку, был в разных местах в разное время года: в среднем проводил в крае по полгода. В итоге - у меня вышло несколько книг («Камчатская Одиссея», «Медведь» «Камчатка – Ускользающий Мир»- прим.ред.), прошли десятки выставок, презентаций. Камчатка стала стартовой площадкой для меня. Впрочем, через нее прошли многие - она многим открыла дверь в мир фотографии.

- Какие ощущения вы испытали, попав на Камчатку в первый раз?

- Нет такого человека, который бы, приехав на Камчатку, не был ею очарован. Камчатка – одно из немногих мест в России, в которое, едва выйдя из вертолета или самолета, ты сразу влюбляешься. Я до сих пор с теплотой вспоминаю Камчатку. И не делаю тайны из того, что я очень благодарен ей за те уроки, которые она мне преподнесла.

- Сергей, как сложилось, что, будучи охотником, вы стали фотографом?

- У каждого человека бывают в жизни переломные моменты. Я уже забыл когда брал в руки карабин и лет пятнадцать не хожу на охоту. Однажды я просто отложил в сторону карабин и начал фотографировать животных. И вдруг я осознал, что мне гораздо интереснее их снимать, чем в них стрелять. Я получаю от этого гораздо больше удовольствия.

- И теперь фотограф – ваша профессия?

- Нет, это хобби. Я никогда не рассматривал свое увлечение как профессию, потому что потеряю легкость, чувство свободы, с которым я сейчас снимаю. Невозможно заставить любить за деньги и также невозможно заставить снимать за деньги. Вот и все. Это мой принцип и моя философия. Однако на свое увлечение я трачу большую часть времени – нахожусь в экспедициях, снимаю по всему миру. Сейчас я делаю большой проект в Арктике – хочу снять всю Русскую Арктику с востока до запада.

Сегодня на фестивале «Первозданная Россия» я представляю две выставки. Первая - это Медиапроект Русского Географического Общества «Русская Арктика. Дикий Мир плато Путорана и полуострова Таймыр». Выставка называется «Водопады плато Путорана». «Горы без вершин», «Страна озер с крутыми берегами» – так коренные народы называли один из самых труднодоступных и в тоже время живописных уголков нашей планеты. Здесь много водопадов и вы не найдете двух, похожих друг на друга. На реке Канда находится самый высокий водопад в России высотой 108 метров.

Вторая выставка - другой проект называется «Совершенный Взгляд. Совершенный Мир». Основой нашего сотрудничества стала взаимосвязь двух тем - природы и здоровья.

Я много снимал на острове Врангеля, а вот на Камчатке был в последний раз в 2012 году, когда извергался вулкан Толбачик.

- Извержение Толбачика, представленное вами, поражает реалистичностью - красотой на грани опасности. Страшно было? Как удалось запечатлеть такую живую картину?

- Когда фотографируешь то, чем ты увлечен, часто не думаешь - страшно или не страшно. Уже после начинаешь понимать, чем могло все закончиться. Поездка к Толбачику действительно была несколько экстремальной: во все стороны падали куски лавы, летели вулканические бомбы, прогорали палатки, трещал кошмарный мороз, дул сильный ветер, который уносил палатки. Но все эти трудности стоили одного кадра!

На извержении в декабре 2012 я был два раза по двое суток. Со мной находился мой друг Алексей Маслов, а так же директор парка и вулканологи, которые консультировали меня. Без их помощи и бесценных знаний мне было бы очень сложно, так как я впервые стал свидетелем подобного извержения. Мы стояли практически в самом центре – в нескольких десятках километров от кратера. Это, пожалуй, самое большое впечатление в моей жизни, которое я никогда не забуду.

- Если вы побывали на мощнейшем извержении вулкана, то медведями вас, наверное, не испугать?

- Медведи тоже представляют опасность, потому что они хищники и невозможно предсказать их поведение в следующий момент. Поэтому всегда надо думать о собственной безопасности и о поведении, чтобы не спровоцировать медведя на агрессию.

Например, когда снимаешь на Курильском озере – проблем нет: медведи сами подходят - некоторые животные позируют, а некоторые пугаются и убегают. Важно выбрать медведя, который, грубо говоря, станет вашей моделью. И уже с ним работать. Главное, четко определить его личное пространство. На озере медведи привыкли к людям и довольно лояльно к ним относятся. Их главная задача – накопить жир для зимней спячки, поэтому они мало обращают внимания на человека: приходят, как в столовую, за рыбой - и едят, едят, едят.

- А сколько времени вы готовы просидеть в «засаде» ради удачного кадра?

- Есть кадры, которые получаются на раз-два-три, а есть те, за которыми приходится «охотиться» день, два, неделю... Самая большая проблема фотографа – нужно научиться терпеть и ждать. Только тогда получится результат. Очень редко выходят снимки случайно. Со всеми, как правило, предстоит кропотливая работа, долгое время ожидания света, момента. Когда это все происходит, нужно успеть нажать на кнопку спуска и правильно сфокусировать кадр. Хотя в природе сложно что-то планировать. Наблюдая за животными, видишь, что постоянно что-то повторяется – ты хочешь снять эти моменты, начинаешь их ловить и лишь на собственном опыте понимаешь, что и как.

Однажды я снимал диких белых гусей на острове Врангеля – единственная колония в России этих редчайших птиц,. Порядка 150 тыс. белых гусей прилетает туда, образуя колонию. Их гнезда находятся на расстоянии 2-3 метров друг от друга. В конце июня-начале июля происходит насиживание и вылупление птенцов. Они вылупляются на 23-й день. И снять птенцов на камеру очень легко. Просто нужно сделать так, чтобы гусыня не сильно испугалась. И не навредить – то есть сделать кадр и уйти. Если мать далеко отлетит, то птенца может украсть песец, к примеру. Я старался вообще не снимать птенцов, так как велик фактор влияния человека. Старался уходить подальше. Это у меня, может, единственный кадр, когда я сфотографировал и сразу ушел (показывает на фото, представленное на выставке «Первозданная Россия» - прим.ред.).

- Сергей, а теперь в какое место полетите снимать?

- Впереди продолжение Арктики – большого проекта, который рассчитан на несколько лет.

Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия» продлится в Центральном доме художника (Москва, Крымский вал, 10) до 22 февраля.

Фото с сайта: www.gorshkov-sergey.livejournal.com