Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Director of the Institute of Contemporary Economy Nikita Isayev discusses politics and economy in the Far East - EastRussia | Interview

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Nikita Isaev: "Trutnev may well become prime minister"

Director of the Institute of Contemporary Economy Nikita Isayev discusses politics and economics in the Far East

The Institute for Contemporary Economy is based in Moscow, but analyzes the economic and socio-political situation throughout the country. EastRussia met with the director of the institute, politician Nikita Isaev, to understand how the analysts of the institute and his leader assess the situation in the Far East.

Nikita Isaev: "Trutnev may well become prime minister"
ABOUT AUTHORITIES

- Nikita Olegovich, if you were offered to become a governor of any region, or to lead any industry as a minister, would you agree?

- Regarding the possibility of working in the current system of executive power - the governor or the minister of the federal government - nothing can be ruled out. My criticism in the media is not for criticism, but for making changes in economic policy, in matters of the political system and in the system of government in the country. Of course, if the state has the political will to change, or I will be given certain powers as the head of an industry or a region, I will agree to take these positions as a carte blanche to pursue the policy that I consider necessary. I am not an avid supporter of the destruction of the existing political model, but I believe that this model leads to a dead end.

- What is wrong with the current model?

- This is a system of unified management of the political agenda, the absence of any real opposition, the management of the Kremlin from political and social processes, the absence of civil society and ignoring the fact that there is growing tension among Russians: not only among people below the poverty line, but among them We are more than 20 million people, but also in the business community, in a professional environment.

The model of political management should be more balanced. There should be two or three party systems based on the basic principles of governance adopted in the civilized countries of Western democracy. We call this the Social-Democratic system, where there is a place for liberals, conservatives, those who put social issues at the center, as democrats in the US, and those who see the driver of economic development in business as Republicans. The same applies to the management system of the regions and municipalities.

And in the current system, those governors, who are called young technocrats, do not have any opportunities for governance. Moreover, the Ministry of Finance recently noted the lack of authority among the regions, in particular, in Khakassia and the Kostroma region, to manage their own finances, which are now under the control of the federal treasury. That is, the regions are exclusively credited and in debt, unable to provide debt servicing.

- Why do you think this is happening?

- This is the system of interbudgetary relations. It is destroyed by the 131 law on local self-government, the administrative reform of Dmitry Kozak and Alexei Kudrin, it does not presuppose motivation in the region and in the municipality to attract investors, since almost all taxes are taken to Moscow. The authorities insist that structural reforms have already been carried out. This, in particular, spoke recently the Minister of Economic Development Maxim Oreshkin. I, except for raising taxes, excises and near-tax charges, which violates the President's three-year moratorium, did not find any reforms. The regions are "drained" and deprived of income, the main taxpayers, including in mono-cities, are transferred to Moscow or to St. Petersburg, and the regions are administered by the method of "feeding" from Moscow on the basis of personal and loyalty to the governor of the Ministry of Finance.

ABOUT ME

- You were deputy head of the State Committee for Youth Affairs in 2008, this structure had the status of the ministry. What were your achievements in this position?

"We worked for four months, and for four months we changed the basic approach to working with young people: first we worked with talented young people, then suddenly began to work with difficult young people, then with working young people. I was in charge of law-making activities, the development of state programs, in particular, created the federal program "Youth of Russia", the concept of the Federal Law "On State Youth Policy," which, unfortunately, was never accepted. We were engaged in unification of the legislation by regions, including the Far East.

- You are friends with Alexander Tsybulsky, now the vice-governor of the Nenets Autonomous District. Did you tell him about your views on changing the intergovernmental system of relations?

- Of course. We discussed this with him, and he planned to create under the Ministry of Economic Development (Tsybulsky was Deputy Minister of Economic Development - EastRussiaexpert council for regional development. It was at the moment when the relevant functions were transferred to the Ministry of Economic Development from the Ministry of Regional Development.

In the expert council for regional development, I was to head the direction on changing intergovernmental fiscal relations. Unfortunately, under Alexey Ulyukayev this initiative was not implemented



- And why?

- Unfortunately, Tsybulsky had to work in the areas that had already been developed in the ministry. In particular, he was entrusted with many issues of cross-border, interregional cooperation.

About Trutnev

- In which regions in the Far East have you been, with their own hands, so to speak, "felt"?

- Primorsky Territory, Khabarovsk Territory, Sakhalin Region. So, to feel, huh? Well, probably these three.

The first time I was in the Far East in 2007, in Vladivostok, I then developed the Youth Business School, which I created two years earlier, and I opened regional offices. Then on the same occasion I visited Khabarovsk. At that time, the program for the preparation for the APEC summit had not yet been launched, it was only being formed, and therefore everything was infrastructural sad, despite the then high oil prices. Then, already in the Ministry of Regional Development, as an assistant to the Minister of Regional Development Dmitry Kozak, I supervised preparations for the APEC summit in 2008.

Now Vladivostok is famous for its Eastern Economic Forum. For the presidential envoy, Yuri Trutnev, this is the platform that will ensure his political capital in the framework of the transit of power, which is now beginning. I believe that he can become a prime minister. I am familiar with Yuri Petrovich from the time of the work of the Minister of Natural Resources and Ecology. Trutnev is one of those who managed to build relations with the president of the country now, and not within the framework of the Ozero cooperative, not within the framework of walking along Nevsky Prospekt, not within the framework of recommendations from the near circle, but within the framework of effective work. The results, which shows in 2017 year the economy of the regions of the Far Eastern Federal District, are quite successful.

- And what is the success?

- Against the background of a falling index of industrial production throughout the country, the Far East is growing.

- From which base?

- I repeat, when I first arrived in the Far East 10-11 years ago, the infrastructure base was extremely low. And even preparation for the APEC summit did not change that much. And now the Jewish Autonomous Region, where the GOK is open, demonstrates growth at 50%.

- But the outflow of population from the Far East has not been stopped.

- There is growth in terms of macroeconomic indicators. And from the point of view of the quality of life, real disposable incomes of the population, the work of small businesses - like in the whole country, the situation is sad. At the same time, I am not a supporter of the "Far Eastern hectare" in the form in which it exists, and I am not a supporter of the territories of advanced development. TORs are the same economic zones, the essence is one.

- Do you see any difference between TOP and SEZ?

- Absolutely no.

ABOUT REVIEWS

- You publish reviews of the situation in the regions in the newspaper Komsomolskaya Pravda. What is their methodology?

- Reviews are prepared by the Publishing House "Komsomolskaya Pravda" and the Institute of Contemporary Economy. I am the director of the Institute of Contemporary Economy, I have 20 people in my staff, they travel by region. Part of the editorial board of Komsomolskaya Pravda is also working on these reviews, they are visiting the regions. An analytical report is produced that deals with economic indicators characterizing the state of affairs in the regions, in addition, the state of the political system in the regions, the management system, and the influence on the media are assessed.

- Take Yakutia, which you praise. Why are things going well there?

- I believe that the head of the republic, Yegor Borisov, has the opportunity, on the changed conjuncture of export-oriented industries, to build social policy in such a way as to favorably differ from other regions of the Far Eastern Federal District.

- Will the new governor of the Primorsky Territory succeed Andrei Tarasenko with the heavy inheritance of Vladimir Miklushevsky?

"While I'm watching Tarasenko, the shaft of unrealizable, contradictory promises." This concerns Nakhodka, the fishing industry, infrastructure, urban problems and social infrastructure. We begin to follow how they are carried out, including in terms of terms, which he himself indicated.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Никита Исаев: «Трутнев вполне может стать премьером»

Директор Института актуальной экономики Никита Исаев рассуждает о политике и экономике на Дальнем Востоке

Институт актуальной экономики находится в Москве, но анализирует экономическую и социально-политическую ситуацию по всей стране. EastRussia познакомилось с директором института, политиком Никитой Исаевым, чтобы понять, как аналитики института и его руководитель оценивают ситуацию на Дальнем Востоке.

Никита Исаев: «Трутнев вполне может стать премьером»
О ВЛАСТИ

– Никита Олегович, если бы вам предложили стать губернатором какого-либо региона, либо возглавить какую-либо отрасль как министру, вы бы согласились?

– Относительно возможности работы в нынешней системе исполнительной власти – губернатором либо министром федерального правительства – ничего нельзя исключать. Моя критика, звучащая в СМИ – не ради критики, а для того, чтобы внести изменения в экономическую политику, в вопросы политического устройства и в систему управления в стране. Разумеется, в случае, если государство будет иметь политическую волю для изменений, либо мне, как руководителю отрасли или региона, будут предоставлены определенные полномочия, карт-бланш проводить ту политику, которую я считаю нужным, я соглашусь занять эти посты. Я не являюсь оголтелым сторонником разрушения существующей политической модели, но считаю, что эта модель ведет в тупик.

– Чем плоха нынешняя модель?

– Это система единого управления политической повесткой, отсутствие какой-либо реальной оппозиции, управление из Кремля политическими и общественными процессами, отсутствие гражданского общества и игнорирование того факта, что среди россиян растет напряжение: не только среди людей, находящихся за чертой бедности, а их у нас более 20 млн человек, но и в бизнес-сообществе, в профессиональной среде.

Модель политического управления должна быть более сбалансированной. Должна возникнуть двух-трех партийная система, построенная на базовых принципах управления, принятых в цивилизованных странах западной демократии. Назовем это социал-демократической системой, где есть место либералам, консерваторам, тем, кто ставит во главу угла социальные вопросы, как демократы в США, и тем, кто видит драйвер развития экономики в бизнесе, как республиканцы. То же касается и системы управления регионами и муниципалитетами.

А в нынешней системе те губернаторы, которых называют молодыми технократами, не имеют никаких возможностей для управления. Более того, на днях Минфин констатировал отсутствие полномочий у регионов, в частности, у Хакасии и Костромской области, по управлению собственными финансами, которые теперь находятся под контролем федерального казначейства. То есть, регионы исключительно закредитованы и находятся в долгах, не способны обеспечивать обслуживание долгов.

– Почему, на ваш взгляд, это происходит?

– Такова система межбюджетных отношений. Она разрушена 131-м законом о местном самоуправлении, административной реформой Дмитрия Козака и Алексея Кудрина, она не предполагает мотивации и в регионе, и в муниципалитете для привлечения инвесторов, поскольку почти все налоги забираются в Москву. Власть уверяет, что структурные реформы уже проведены. Об этом, в частности, говорил на днях министр экономического развития Максим Орешкин. Я, кроме повышения налогов, акцизов и околоналоговых сборов, что нарушает установленный президентом трехлетний мораторий, никаких реформ не обнаружил. Регионы «осушены» и лишены доходов, основные налогоплательщики, в том числе в рамках моногородов, переведены в Москву или в Санкт-Петербург, и управление регионами идет по методу «кормления» из Москвы по признаку личной и лояльности губернатора Минфину.
 
О СЕБЕ

– Вы были замруководителя Госкомитета по делам молодежи в 2008 году, у этой структуры был статус министерства. Какие у вас были достижения на этом посту?

– Мы работали четыре месяца, и за четыре месяца три раза поменялся базовый подход к работе с молодежью: сначала мы работали с талантливой молодежью, потом вдруг стали работать с трудной молодежью, затем с трудовой молодежью. Я отвечал за законотворческую деятельность, разработку государственных программ, в частности, создавал федеральную программу «Молодежь России», концепцию Федерального закона «О государственной молодежной политике», который, к сожалению,  так и не приняли. Мы занимались унификацией законодательства по регионам, в том числе по Дальнему Востоку.

– Вы дружите с Александром Цыбульским, ныне врио губернатора Ненецкого АО. Вы рассказывали ему о своих взглядах на изменение межбюджетной системы отношений?

– Безусловно. Мы с ним это обсуждали, и он планировал создавать при МЭР (Цыбульский был замминистра экономического развития – EastRussia) экспертный совет по региональному развитию. Это было в момент, когда соответствующие функции перешли в МЭР из Минрегиона.

В экспертном совете по региональному развитию я должен был возглавить направление по изменению межбюджетных отношений. К сожалению, при Алексее Улюкаеве эта инициатива не была реализована

– А почему?

– К сожалению, Цыбульскому пришлось работать по тем направлениям, которые уже были разработаны в министерстве. В частности, на него было возложено много вопросов приграничного, межрегионального сотрудничества.
 
О ТРУТНЕВЕ

– В каких регионах на Дальнем Востоке вы бывали, своими руками их, так сказать, «щупали»?

– Приморский край, Хабаровский край, Сахалинская область. Так, чтобы щупать, да? Ну вот, наверное, эти три.

Первый раз я на Дальнем Востоке оказался в 2007 году, во Владивостоке, я тогда развивал Молодежную школу бизнеса, которую создал двумя годами ранее, и я открывал региональные отделения. Затем по тому же поводу я посетил и Хабаровск. В тот момент еще не была запущена программа подготовки к саммиту АТЭС, она только формировалась, и поэтому инфраструктурно все было весьма печально, несмотря на тогдашние высокие цены на нефть. Затем, уже в Минрегионе, я как помощник министра регионального развития Дмитрия Козака курировал подготовку к саммиту АТЭС в 2008 году.

Сейчас Владивосток знаменит своим Восточным экономическим форумом. Для полпреда президента Юрия Трутнева это та площадка, которая обеспечит его политический капитал в рамках транзита власти, который сейчас начинается. Я считаю, что он может стать и премьером. Я знаком с Юрием Петровичем с момента работы министром природных ресурсов и экологии. Трутнев – один из тех, кто смог выстроить отношения с президентом страны сейчас, а не в рамках кооператива «Озеро», не в рамках прогулок по Невскому проспекту, не в рамках рекомендаций со стороны ближнего круга, а в рамках эффективной работы. Результаты, которые показывает в 2017 году экономика регионов ДФО, достаточно успешны.

– А в чем успешность?

– На фоне падающего индекса промышленного производства по всей стране Дальний Восток растет.

– С какой базы?

– Повторю, когда я впервые приехал на Дальний Восток 10-11 лет назад, инфраструктурная база была крайне низкой. И даже подготовка к саммиту АТЭС это существенно не изменила. А сейчас Еврейская автономная область, где открыт ГОК, демонстрирует рост под 50%.

– Но не остановлен отток населения с Дальнего Востока.

– Идет рост с точки зрения макроэкономических показателей. А с точки зрения качества жизни, реально располагаемых доходов населения, работы малого бизнеса – как и во всей стране, ситуация печальная. При этом я не являюсь сторонником «дальневосточного гектара» в том виде, в котором он есть, и я не являюсь сторонником территорий опережающего развития. ТОРы – те же экономические зоны, суть одна.

– Разницы между ТОР и ОЭЗ не видите совсем никакой?

– Абсолютно никакой.
 
ОБ ОБЗОРАХ

– Вы публикуете обзоры ситуации в регионах в газете «Комсомольская правда». Какова их методология?

– Обзоры готовятся ИД «Комсомольская правда» и Институтом актуальной экономики. Я являюсь директором Института актуальной экономики, у меня в штате работают 20 человек, они ездят по регионам. Часть редакции «Комсомольской правды» также работает над этими обзорами, они посещают регионы. Получается аналитический отчет, который касается экономических показателей, характеризующих положение дел в регионах, кроме того оценивается состояние политической системы в регионах, управленческой системы, влияния на СМИ.

– Взять Якутию, которую вы хвалите. Отчего там хорошо идут дела?

– Я считаю, что у главы республики Егора Борисова появилась возможность на измененной конъюнктуре экспортно-ориентированных отраслей выстроить социальную политику таким образом, чтобы выгодно отличаться от других регионов ДФО.

– Справится ли новый губернатор Приморского края Андрей Тарасенко с тяжелым наследством Владимира Миклушевского?

– Пока я наблюдаю у Тарасенко вал нереализуемых, противоречивых обещаний. Это касается Находки, рыбной отрасли, инфраструктуры, проблем городского хозяйства и социальной инфраструктуры. Мы начинаем следить, как они выполняются, в том числе в разрезе сроков, которые он сам же указал.