Поделиться
Новая жизнь сказок народов Севера
Поделиться

Как мультфильмы якутской студии «Ойуулук» помогают сохранить языки и культуру народов Севера

О якутском кинематографе как явлении известно уже во всем мире. В республике очень мощно развито это креативное направление. Однако с недавнего времени регулярно приходят и новости про успехи якутской анимации. Мы побеседовали с директором и продюсером якутской анимационной студии полного цикла «Ойуулук» Таисией Тарабукиной. Она рассказала, как создаются анимационные проекты, о чем они, и где их можно посмотреть.

изображение предоставлено студией «Ойуулук»

– Таисия, студия «Ойуулук» открылась в 2022 году. Сколько с того времени вы создали проектов?

– Анимационная студия образовалась на базе компании «Мультидитек», которая на тот момент занималась издательством интерактивных детских 3D-книг с дополненной реальностью. В основе таких книг было создание цифрового 3D-контента, и мы также делали небольшие мультики. Со временем, став резидентом технопарка «Якутия», мы переформатировали бизнес в сторону создания полноценных анимационных сериалов и короткометражных анимационных фильмов. «Ойуулук» переводится как «мультик, мультфильм», это относительно новое слово в якутском языке. Мы тоже компания молодая, энергичная и творческая. За три года мы реализовали около 20 анимационных сериалов и короткометражных фильмов – это более 500 минут анимации (в анимационном мире принято считать успехи в количестве произведенных минут). Для региональной студии это очень хороший показатель. Наши проекты в основном на якутском языке и на языках коренных малочисленных народов севера.

изображение предоставлено студией «Ойуулок»

– На чем вы делаете акцент при создании мультфильмов и где берете идеи для контента?

– На Севере есть очень много уникальных сказок, красивых легенд и мифов, о которых хочется рассказывать, тем самым сохраняя для потомков культуру, быт и языки коренных малочисленных народов, проживающих на территории Якутии, на всем Дальнем Востоке и в Арктике. Помимо сказочного фольклора, мы придумываем и свои уникальные истории, а также разрабатываем и создаем образовательные проекты для детей младшего возраста в технике 2D и 3D анимации. Наша аудитория – дети от трех до семи лет и ученики начальной школы. Например, у нас есть замечательный проект по сказкам народов севера «Хотугу Остуоруйаалар» («Северные сказки»). Главные персонажи –северные зайчата и их мама, которая рассказывает сказки перед сном. «Северные сказки» созданы по мотивам сказок, легенд и мифов народов Севера. Они несут в себе не только увлекательные сюжеты, но и важные уроки, которые помогут детям лучше понять мир вокруг. Этот проект один из самых качественных, выполнен в технике 3D анимации. Мы планируем перевести его на русский язык и продвигать на федеральный рынок.

– Передавая фольклор очень важно использовать исторически точные детали, как вы этого добиваетесь?

– Мы очень хорошо чувствуем Север, наш народ, наш менталитет. В сказках стараемся отразить эту аутентичность, показать быт нашего народа – в орнаментах, цветах, одежде украшениях, еде, музыкальных инструментах. Пытаемся все детали представить зрителю максимально точно. Мы уделяем очень много времени работе с экспертами, получаем консультации хранителей обычаев, языка, привлекаем много экспертов по каждой народности – переводчиков, фольклористов.

– Рисуете вручную или используете искусственный интеллект?

– Рисуем только вручную, не пользуемся технологиями ИИ. Анимация – это ручной труд, творчество, его никакая машина не может заменить. Мы всегда предъявляем к себе высокие требования по художественной части – прежде, чем нарисовать фон или персонажа, мы очень долго прорабатываем детали, чтобы наша картинка была максимально привлекательна. Нам очень нравится советская школа мультипликации, хотим прививать вкус нашему зрителю, воспитывать через качественную картинку, достоверные фоны и цвета. То, что есть сейчас в интернете – нечему глазу зацепиться.

Рабочий процесс. фото: студия «Ойуулук»

– Что необходимо для создания мультфильма?

– «Ойуулок» как студия полного цикла производит не только саму анимацию, мы ищем идеи, рисуем, пишем сценарии, занимаемся звуком: производство от «А» до «Я». При разработке любой анимации задействованы не только аниматоры и художники. Это еще специалисты по звуку, актеры озвучивания, режиссер, композитор, сценарист. Мы за то, чтобы каждый специалист занимался только своим делом. Отдельно отмечу, что для художника важно иметь вкус, поставленную руку, опыт, насмотренность. Очень важна хорошая команда. У нас с этим все хорошо! Мы гордимся тем, что все наши специалисты – это 15 человек – наши местные якутские кадры.

– Сколько времени уходит на создание одного мультфильма?

– Производство пятиминутного мультфильма занимает не меньше месяца, и участие в процессе принимают десятки людей. А если мы говорим о разработке концепции проекта, то может уйти и до полугода. Если анимационный сериал из 10 серий, то это займет не меньше года. Долгий процесс, 50 минут анимации производится около года.

– Где можно посмотреть ваши мультфильмы?

– На популярных видеохостингах, на местных якутских телеканалах, приглашаем на массовые просмотры детей и родителей в свою студию. Родителям очень нравится, и дети с удовольствием смотрят. В этом году намерены выйти на федеральный рынок, будем дублировать на русский язык. Анимация имеет большой экспортный потенциал.

Трейлер мультфильма «Ытык чороон» («Священный чороон»)

Мультфильм «Ытык чороон»создан на якутском языке в рамках госпрограммы «Сохранение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)». Мультфильм рассказывает, что такое чороон ороон – национальный якутский сосуд из дерева для употребления кумыса – прим.ред.), какой он смысл имеет в якутской культуре и как используется, о том, как важно делиться, договариваться между собой и действовать в общих интересах. 

беседовала Юлия Бородина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дальневосточная анимация — не просто «мультики»

Хабаровский край не только родина китов и самолётов, но и кузница талантливых аниматоров. Здесь уже третий год подряд проводится единственный в ДФО фестиваль анимационного кино «Анимур», на который свои работы присылают студии со всего мира. При этом анимация считается одним из самых трудоёмких видов креативных индустрий, ведь для того, чтобы оживить одного персонажа нужно много людей. Почему этот вид киноискусства популярен в регионе, как он развивается и станет ли «Анимур» одной из точек притяжения событийного туризма — выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
«Всё детство я испытывала стыд, а теперь он в картинах»

Хабаровская художница Анна Волкова превратила личную боль в искусство. Несколько лет в юности она делила квартиру с родственником, страдающим синдромом Плюшкина, — хроническим накопительством. Душевную травму девушка получала каждый день: липкий обеденный стол, завалы одноразовых контейнеров и неработающей техники, ванна с месячным «замачиванием» вещей и кислый запах брожения. Чтобы избавиться от стыда и тревоги, Волкова несколько лет работала с психологом. И вот финал четырёхлетнего курса психотерапии совпал с персональной выставкой Dear Dairy («Дорогой дневник») в галерее современного искусства «Биом», где представлены 15 картин — визуальная переработка прошлой жизни. Вот её рассказ читателям EastRussia от первого лица.

Читать полностью
Поделиться
«Паллада. Последний поход»: как документальный фильм прокладывает новый курс

Сделать историческое документальное кино про знаменитый корабль можно разными способами. Можно перечислить факты: построен тогда-то, ходил туда-то, в таком-то году капитаном был такой-то. И своя аудитория у такой ленты будет. Или собрать воедино самые зрелищные, интересные эпизоды, убрать скучные подробности и предложить публике почти «блокбастер». А можно так, как сделала съемочная группа фильма «Паллада. Последний поход» — построить мост из нашего прошлого в будущее наших предков и дать им слово.

Читать полностью
Поделиться
Культурный «Биом» Хабаровска

Столица Хабаровского края богата музеями и галереями, но современное искусство с трудом находило себе место и часто это была «временная прописка». Теперь в городе появилась галерея современного искусства «Биом».

Читать полностью
Поделиться
Бренд Камчатки в стиле зенарт: девочка Инки

Камчатская художница Ингрид Кист рисует в стиле зенарт. Главным героем её картин стала милая забавная девочка по имени Инки. Сначала это был автопортрет, но со временем Инки превратилась в самостоятельного персонажа со своей вселенной.

Зенарт (дзенарт) — медитативное рисование, современная техника креативной графики, основанная на зентангле. Она позволяет создавать абстрактные рисунки из повторяющихся узоров (танглов) и помогает снять стресс, улучшить концентрацию и настроение.

Ингрид Кист — 48 лет. Родилась и живёт на Камчатке. Её отец — немец, мать — ительменка. Художественного образования у Ингрид нет, но есть талант, креативность и признание. В её портфолио — около 700 рисунков с Инки.

Читать полностью
Поделиться
«Медведи испытывают сильнейшие эмоции»

Документальное кино, где в главных ролях не люди, а животные. Такой жанр подсказала сама природа Камчатки, а режиссер Анна Шпиленок и оператор Дмитрий Шпиленок подхватили идею, витавшую в насыщенном красотой воздухе. После успеха картины «Огненный лис» (прокат весной 2024 года и сбор в прокате $1 145 589), которая рассказывает историю становления личности лисенка по имени Ветер, съемочная команда и по совместительству семейная пара решила сконцентрироваться на медведях. Фильм с рабочим названием «Косолапая история» снимают там же – на территории Кроноцкого заповедника на Камчатке.
Как часто приходится спасаться от медведей, как документалисты пережили восьмибалльное землетрясение и чего больше всего не хватает в экспедиции на краю земли об этом они рассказали EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Искусство под гудки локомотивов: хабаровские мастера творят для БАМа

Хабаровские художники Владимир Барсуков, Вадим Полин и Иван Локтюхин возвращают искусство в бамовские поселки, где с советских времен не появлялось новых памятников. К 80-летию Победы они установили скульптуры в Новом Ургале и Тырме, а впереди — новые проекты, посвященные и великой стройке БАМа. О том, как скульпторы вдохновляют малые территории и сколько бетона уходит на одну композицию — в материале EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
«Амурские волны» накрыли город: Хабаровск принимает фестиваль оркестров

В Хабаровске открылся XIII международный фестиваль военных оркестров «Амурские волны». В этом году участников и зрителей ждал яркий старт: дефиле-представление на площади у Спасо-Преображенского собора объединило музыку, хореографию, реконструкцию и даже мультяшный юмор.

Читать полностью
Поделиться
Машков улыбнулся и сделал ликбез, или как попасть в Театральную школу Олега Табакова

Театральная школа Олега Табакова — одно из самых своеобразных образовательных учреждений страны. При конкурсе в 100 человек на место один раз в два года туда набирают учеников 9-10 классов. Подростки получают возможность бесплатно обучиться актерскому мастерству в заведении «лицейного» типа: слушатели живут на полном пансионе в центре Москвы, заканчивая полное среднее и получая высшее профессиональное образование. На поиск потенциальных кандидатов выезжают педагоги школы, прослушивания проходят в восьми городах России. Вожделенный билет в театральное будущее получают лишь 24 подростка. Не из региона. Со всей страны.

Как прошел этап в Хабаровске, почему и натурально ли гневался Владимир Машков, кому он устроил нечаянный ликбез, и через что прошли кандидаты — в материале EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Тонкая работа: как хабаровский ювелир покорил титан

Хабаровский край, как и весь Дальний Восток, богат на залежи самоцветов, драгоценных камней и металлов, но беден мастерами ювелирного искусства. Здесь ни разу не проводились профильные конкурсы, а все потому, что другим участникам (которые в основном живут на западе) ехать далеко и дорого, а среди дальневосточников ювелирных мастеров – единицы. Поэтому им самим приходится летать в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринбург, чтобы представить на суд профессионалов изделия, заявить о Дальнем Востоке и, если повезет, вернуться с дипломом. Один из таких художников — хабаровчанин Виктор Волошенко. За 30 лет работы он представлял Хабаровский край и весь Дальний Восток на конкурсах, был отмечен профессионалами. В его коллекции более 800 изделий из золота, серебра и привередливого титана, с которым мало кто связывается, а также из Сихотэ-Алиньского метеорита.

Читать полностью
Поделиться
«Его зацепили люди Севера»

Персональная выставка к 85-летию Феликса Тебиева «Феич. Тепло души» прошла в Камчатском краевом художественном музее. Дочь художника Залина Корбанова (Тебиева) рассказала EastRussia о том, что вдохновляло ее отца и как рождение в семье художника повлияло на ее развитие и дальнейшую жизнь.

Читать полностью
Больше материалов