Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

New Year's predictions of the Land of the Rising Sun

In East Asia, Japan is facing problems and upheavals

New Year's predictions of the Land of the Rising Sun
Photo: 2016.life

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
By tradition in Japan 12 December, residents choose the "hieroglyph of the year." The hieroglyph must symbolize the most notable event or an important issue under the sign of which the year passed. This time, the sign was the hieroglyph 北 (North). It starts with the word 北 朝鮮 (North Korea). The hieroglyph reflects the mindset of the Japanese society that prevailed in the outgoing year, an unusually agitated (in many respects artificially) so-called nuclear missile threat from the DPRK. However, I think that in the next few years he will be able to qualify for such an honorary title, since hardly anyone will undertake to predict the timing of the Pyongyang nuclear-missile puzzle. It was she who was elevated by the official Tokyo in the outgoing year to an unprecedented rank of "new level threat". However, in the foreseeable future, Japan in its native Asian region will face not only a "North Korean threat", but also many other problems.

Indeed, the shift of the center of world politics and economics to the Asia-Pacific region, and first of all to East Asia, makes this region extremely important for Japan from the point of view of ensuring its vital political and economic interests. On the one hand, East Asia provides a region of the world where the tasks of the Japanese ruling circles can be most successfully implemented in order to increase the country's political role in the international arena and to bring this role in line with its economic power. On the other hand, it is East Asia that harbors the greatest challenges and threats to Japan, both in the economic and security spheres.

The strengthening of right-conservative tendencies in the political life of the country in recent years allows the ruling circles of the country not only to toughen the foreign policy course of the state, but also to strengthen the military component in it. In 2018, Prime Minister Shinzo Abe will continue to prepare the ground for the revision of Japan's peaceful constitution in order to legitimize the current Japanese Self-Defense Forces in the quality of a full-fledged army by the year of 2020. This will pave the way for the transformation of Japan into a powerful military power, which in the future can seriously reformat the regional security situation. The newly adopted Japan's record military budget for the 2018 fiscal year will be another broad step along the way. It will be 5,19 trillion yen (45,7 billion dollars) compared to 5,13 trillion in the previous year. The budget, in particular, provides for the strengthening of anti-missile defense through the purchase of the American system of Aegis Ashor ground-based, as well as the acquisition of Tomahawk cruise missiles. These missiles can be used not only to protect the country's territory from the aggressive actions of enemy ships, but also to deliver preventive strikes against military facilities in the DPRK (only?).

In addition, Tokyo intends to develop its own cruise missiles, which, according to the Japanese media, will surpass the American Tomahawks by their capabilities. Finally, the most recent sensation is the report of the same media that Japan intends to buy American F-35B fighters for placing its helicopter carriers on the decks. These ships, in fact, are in fact transformed into aircraft carriers, whose possession, like other types of offensive weapons, is prohibited by the so-called peaceful constitution of Japan. The rapid growth of Japanese military potential that is occurring before our eyes will be received without enthusiasm in China, South Korea and other countries of the region. In 2018, they will actively discuss the thesis of the revival of Japanese militarism.

But for Japan itself, to date, the United States of America is the "cornerstone" of its security policy. The unexpected arrival at the beginning of 2017 in the office of US President Donald Trump initially caused great concern in Tokyo over the military alliance with this country. But over the past year, this alliance has strengthened both qualitatively and quantitatively and will remain in the future a major factor in the international political situation in East Asia. At the same time, bilateral US-Japan relations will be overshadowed by the huge US trade deficit in trade with Japan and the problem of US withdrawal from the emerging trade bloc, the Trans-Pacific Partnership (TTP).

The balance of contradictions and cooperation between Japan and China - the two largest economic powers of Asia - will largely determine the economic and security situation in the East Asian region for the foreseeable future. Since returning to the 2012 Prime Minister’s Office, Shinzo Abe has spent much of his diplomatic efforts to form an anti-Chinese network of countries around China that could hold back a growing power in the region. This is happening against the background of the cooling of relations between Tokyo and Beijing, which sometimes heats up because of their territorial dispute in the East China Sea. However, at the same time, the Abe administration, in parallel with building the anti-Chinese coalition in the Pacific and Indian oceans, is aggressively seeking the possibility of a substantial straightening of relations with Beijing through constant dialogue at various levels and in various fields, such as security, and cooperation in the field of economics and environmental protection. . Perhaps in the coming year, the Japanese Prime Minister’s dream will come true to accept the Chinese leader Xi Jinping at home, and in a year to go to the PRC himself.

The crisis on the Korean peninsula in 2018 and in subsequent years will be one of the main factors of Tokyo's external strategy in East Asia. Along with the so-called threat from China, which is building up its military potential and naval activity, as already noted, Japan considers the nuclear missile potential of North Korea to be the greatest challenge to its own security. In recent months, Tokyo has inflated its rhetoric about the North Korean danger to, perhaps, an unprecedented level. This rhetoric is accompanied by full-scale preparations to repulse a nuclear missile attack from North Korea. In this case, outside the framework of rhetoric, as a rule, there remain estimates of the reality of such an attack. Tokyo will continue to pursue with North Korea a policy of increasing pressure by economic and military levers to force Pyongyang to abandon its nuclear-missile potential. The so-called North Korean nuclear missile threat is also one of Japan's main arguments in favor of building up its own military capabilities, as well as strengthening the alliance with the United States.

Japan’s relations with South Korea in the coming year will remain rather complicated, despite the fact that both countries are the most important military allies of the United States. Two, so to speak, difficult to extract spikes of this relationship are the problems of "women of comfort" and the territorial dispute over the Takeshima Islands (Tokdo, in Korean). With President Moon Zhe Ina taking power in South Korea, the differences in the approaches of Tokyo and Seoul to North Korea have become more noticeable. Abe demands that Pyongyang be treated as harshly as possible without any dialogue, and Moon doesn’t rule out dialogue. Their patron in the person of Washington will try next year to do everything possible so that its two most important military pillars in the region will not be loosened by bilateral fights.

ASEAN member countries and other states of Southeast Asia will continue to be one of the priorities of Tokyo’s foreign policy and economic activities in the region. One of the peculiarities of Japan’s policy in Southeast Asia is associated with the growing role of Vietnam in this subregion. This country, in recent years, is beginning to play an increasingly significant role in the international economy and politics in East Asia. Vietnam is visibly transforming for Tokyo not only into another bridgehead for conquering new heights in the economic space of Southeast Asia, but also as a major partner in confronting China in its territorial claims in East Asia. Moreover, the other Japanese support in the region, represented by the Philippines, is becoming less reliable in the light of the country's President Rodrigo Duterte’s readiness to come closer to China, on the one hand, and moving away from the traditional American ally, on the other.

The alignment of forces in a triangle consisting of such leading powers of the region as Russia, Japan and China, both in the coming year and in the foreseeable future, will increasingly influence the military-political situation not only in East Asia, but in all Indo-Pacific region. This alignment of forces, in turn, largely depends on the characteristics of the bilateral relationship between the vertices of the triangle.

Relations between Japan and India in the last decade are beginning to become an increasingly important factor in the political and economic situation in East Asia. In particular, this is manifested in the rebalancing of the relations of the three leading Asian powers - China, Japan and India. One of the directions of this rebalancing is the complex rapprochement between Japan and India, which is taking place at such a pace that it is already possible to talk about the folding of the new Tokyo-New Delhi axis in the basin of the two oceans - Pacific and Indian. This new structure formally transcends the geographic framework of East Asia, but its significance for the Asian region in the future will only increase. One of the factors contributing to the creation of the axis are concerns about the growing economic and military power of China shared in both capitals. This trend will continue in 2018 year.

As for Japan's economic relations with the countries of East Asia, the problem of the Trans-Pacific partnership, the establishment of which is currently being negotiated, comes to the fore here. As early as next year, the TTP could become the leading trade and economic agreement in the Pacific basin despite the emergence of a key player in the face of the United States. To ensure that the TTP remains viable and ensure its implementation, Japan in 2018 will do everything possible to take the lead in this emerging structure. TTP is extremely necessary for Tokyo, and from the point of view of the effective implementation of the economic course, called Abonomy.

Finally, Russian-Japanese relations are becoming an increasingly important component of the system of international relations in East Asia. Russia and Japan have become very close in politics since 2016, when Prime Minister Shinzo Abe proclaimed Tokyo's "new approach" to relations with Moscow. Despite the significant cooling of Russia's relations with the US and other leading Western countries that imposed sanctions on Russia over the Crimea and Ukraine, 2017 was marked by active exchanges between Russia and Japan, both in the political and economic spheres. Close personal contacts between Abe and Putin allowed to conduct almost continuously a dialogue on the joint development of the four islands of the southern Kuriles (northern territories, according to Japanese terminology) claimed by Tokyo.

Already in May 2018, Prime Minister Shinzo Abe will once again come to Russia to continue territorial negotiations with Russian President Vladimir Putin, and at the same time to open cross-cultural years between Russia and Japan from each other. It's funny that the May meeting in the next year of President Putin and Prime Minister Abe was unconditionally announced by Russian officials not only long before the presidential elections in March of 2018, but even before Putin announced his nomination as a candidate in this election.

However, the prospects for resolving the territorial issue in relations between the two countries remain unclear. In connection with this, it is not yet possible to make any predictions regarding the conclusion of a peace treaty between them. In light of the above, the hieroglyph 北 has one more reason to be the main symbol of an indefinite number of forthcoming years. After all, the term 北方 領土 - northern territories begins with it. Namely their Prime Minister of Japan Shinzo Abe promises to return the country during the life of the current generation.

Happy New Year!
October 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Новогодние предсказания Стране восходящего солнца

В Восточной Азии Японию ждут проблемы и треволнения

Новогодние предсказания Стране восходящего солнца
Фото: 2016.life

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
По традиции в Японии 12 декабря жители выбирают «иероглиф года». Иероглиф должен символизировать наиболее заметное событие или  важную проблему, под знаком которой прошел год. В этот раз таким знаком оказался иероглиф 北 (Север). С него начинается слово 北朝鮮 (Северная Корея). Иероглиф отражает преобладавшие в уходящем году умонастроения японского общества, необычайно взбудораженного  (во многом искусственно) так называемой ракетно-ядерной угрозой со стороны КНДР. Однако думается, что и в  ближайшие  несколько  лет он сможет претендовать на столь почетное звание, поскольку вряд ли кто возьмется предсказать сроки решения ракетно-ядерной головоломки Пхеньяна. Именно она вознесена официальным Токио в уходящем году  в беспрецедентный ранг «угрозы нового уровня». Впрочем, в обозримом будущем Японии в родном для нее азиатском регионе придется столкнуться не только с «северокорейской угрозой», но и со многими другими проблемами.

Действительно, смещение центра мировой политики и экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, и прежде всего, в Восточную Азию,  делает для Японии этот район крайне важным с точки зрения обеспечения ее жизненно важных политических и экономических интересов. С одной стороны, Восточная Азия предоставляет собой регион мира, где могут наиболее успешно реализовываться задачи правящих кругов Японии по повышению политической роли страны на международной арене и приведении этой роли в соответствие с ее экономической мощью. С другой стороны, именно Восточная Азия таит в себе и наибольшие вызовы и угрозы для Японии, как в сфере экономики, так и сфере безопасности.

Усиление правоконсервативных тенденций в политической жизни страны в последние годы позволяет правящим кругам страны не только ужесточать внешнеполитический курс государства, но и усиливать в нем военную составляющую. В 2018 году премьер-министр Синдзо Абэ продолжит готовить почву для пересмотра мирной конституции Японии с тем, чтобы к 2020 году узаконить в качество полноценной армии нынешние Силы самообороны Японии.  Это откроет  путь к превращению Японии в мощную военную державу, что может в перспективе серьезно переформатировать региональную ситуацию в сфере безопасности. Только что принятый рекордный военный бюджет Японии на 2018 финансовый год явится очередным широким шагом на этом пути. Он составит 5,19 трлн иен (45,7 млрд долл.) по сравнению с 5,13 трлн в предшествующем году. Бюджет, в частности,  предусматривает усиление противоракетной обороны за счет закупки американской системы Иджис Эшор наземного базирования, а также приобретение крылатых ракет Томагавк. Эти ракеты могут быть использованы не только для защиты территории страны от агрессивных действий кораблей противника, но и для нанесения превентивных ударов по военным объектам в КНДР (только ли?).  

Кроме того, Токио намеревается разрабатывать собственные крылатые ракеты, которые, по утверждениям японских СМИ, по своим возможностям будут превосходить американские Томагавки. Наконец, самой  свежей сенсацией является сообщение тех же СМИ о том, что Япония намеревается закупать американские истребители F-35B для размещения на палубах своих вертолетоносцев. Эти корабли, таким образом,  фактически превращаются в авианосцы, обладание которыми, как и другими видами наступательных вооружений, запрещено так называемой мирной конституцией Японии. Происходящее на глазах стремительное  усиление японского военного потенциала будет без энтузиазма воспринято в Китае, Южной Корее и других странах региона. В 2018 году они будут активно муссировать тезис о возрождении японского милитаризма.

Однако для самой  Японии на сегодняшний день Соединенные Штаты Америки являются  «краеугольным камнем» ее политики в сфере безопасности. Неожиданный приход в начале 2017  года  в кресло президента США Дональда Трампа первоначально вызвал большую тревогу в Токио по поводу военного альянса с этой страной. Но  за минувший год этот альянс укрепился как в качественном, так и количественном отношении и останется на перспективу важнейшими фактором международно-политической обстановки в Восточной Азии. Вместе с тем двусторонние японо-американские отношения будут омрачаться огромным торговым дефицитом США в торговле с Японией и проблемой выхода США из формирующегося торгового блока – Транстихоокеанского партнерства (ТТП).

Баланс противоречий и сотрудничества в отношениях между Японией и Китаем – двумя крупнейшими экономическими державами Азии - во многом будет определять ситуацию в сфере экономики и безопасности в восточноазиатском регионе на обозримую перспективу. С момента возвращения в кресло премьер-министра в 2012 г. Синдзо  Абэ потратил значительную часть своих дипломатических усилий на то, чтобы сформировать антикитайскую сеть из стран вокруг Китая, которая могла бы сдерживать растущую державу региона. Это происходит на фоне охлаждения отношений самого Токио с Пекином, которые время от времени накаляются из-за их территориального спора в Восточно-Китайском море. Однако в настоящее время администрация Абэ параллельно сколачиванию антикитайской коалиции в бассейне Тихого и Индийского океанов настойчиво ищет возможность существенного выправления отношений с Пекином путем постоянного диалога на разных уровнях и в различных сферах, таких как обеспечение безопасности, а также сотрудничество в сфере экономики и охраны окружающей среды. Возможно, в наступающем году сбудется мечта японского  премьера принять у себя дома китайского лидера Си Цзиньпиня,  а через год самому съездить в КНР.

Кризис на Корейском полуострове в 2018 году и в последующие годы  будет одним из главных факторов внешней стратегии Токио в Восточной Азии. Наряду с так называемой угрозой со стороны Китая, наращивающего свой военный потенциал и военно-морскую активность, как уже отмечалось,  самым большим вызовом собственной безопасности Япония считает ракетно-ядерный потенциал Северной Кореи.  В последние месяцы Токио взвинтил свою риторику по поводу северокорейской опасности до, пожалуй, беспрецедентного уровня. Данная риторика сопровождается полномасштабной подготовкой к отражению ракетно-ядерного нападения со стороны Северной Кореи. При этом за рамками риторики, как правило, остаются оценки реальности такого нападения. Токио и далее будет проводить в отношении КНДР политику усиления давления экономическими и военными рычагами с целью заставить Пхеньян отказаться от своего ракетно-ядерного потенциала. Так называемая северокорейская ракетно-ядерная угроза является к тому же  одним из основных аргументов Японии в пользу наращивания собственного военного потенциала, а также укрепления  альянса с США.

Отношения Японии с Южной Кореей  в наступающем году  будут оставаться довольно сложными, несмотря на то, что обе страны являются важнейшими военными союзниками США.  Двумя, так сказать, трудно извлекаемыми  шипами этих отношений являются проблемы «женщин комфорта» и территориальный спор по поводу островов Такэсима (Токто, по-корейски). С приходом к власти  в Южной Корее президента Мун Чжэ Ина стали более заметными расхождения в подходах Токио и Сеула к  Северной Корее. Абэ требует обходиться с Пхеньяном как можно более жестко без всякого диалога, а Мун диалога не исключает. Их патрон в лице Вашингтона попытается в следующем году сделать все возможное, чтобы его две важнейшие военные опоры в регионе не расшатались  из-за двусторонних распрей.   

Страны-члены АСЕАН и другие государства  Юго-Восточной Азии и впредь будут одним из приоритетных направлений внешней политики и экономической деятельности Токио в регионе. Одна из особенностей политики Японии в ЮВА связана с растущей ролью в этом субрегионе Вьетнама. Эта страна, в последние годы начинает играть все более весомую роль в международной экономике и политике в Восточной Азии. Вьетнам зримо превращается для Токио не только в очередной плацдарм для завоевания новых высот на экономическом пространстве Юго-Восточной Азии, но и в основного партнера в противостоянии Китаю в его территориальных претензиях в Восточной Азии. Тем более что другая японская опора в регионе в лице Филиппин становится менее надежной в свете готовности президента страны Родриго Дутерте идти на сближение с Китаем, с одной стороны, и удаление от традиционного американского союзника, с другой.

Расстановка сил в треугольнике, состоящем из таких ведущих держав региона, как Россия, Япония и Китай, как в наступающем году, так и в обозримом будущем во все возрастающей степени будет влиять на военно-политическую ситуацию не только в Восточной Азии, но и во всем Индо-Тихоокеанского регионе. Эта расстановка сил, в свою очередь, во многом зависит от особенностей двусторонних взаимоотношений между вершинами указанного треугольника.

Отношения между Японией и Индией в последнее десятилетие начинают становиться все более значимым фактором политической и экономической обстановки в Восточной Азии. В частности, это проявляется в перебалансировке взаимоотношений трех ведущих азиатских держав – Китая, Японии и Индии. Одним из направлений указанной перебалансировки является комплексное сближение Японии и Индии, происходящее такими темпами, что уже можно говорить о складывании новой оси «Токио – Нью-Дели» в бассейне двух океанов – Тихого и Индийского. Эта новая структура формально выходит за географические рамки Восточной Азии, однако ее значение для данного азиатского региона в перспективе будет лишь возрастать. Одним из факторов создания оси являются разделяемые в обеих столицах опасения по поводу растущей экономической и военной мощи Китая. Указанная тенденция продолжится и в 2018 году. 

Что касается экономических отношений Японии со странами Восточной Азии, то здесь на первый план выходит проблема Транстихоокеанского партнерства, о создании которого в настоящее время ведутся переговоры. Уже в следующем году  ТТП может стать ведущим торгово-экономическим соглашением в бассейне Тихого океана, несмотря на выход из него ключевого игрока в лице США. Чтобы обеспечить сохранение ТТП жизнеспособным и обеспечить его введение в действие, Япония в 2018 году сделает все возможное, чтобы взять на себя лидерство в этой  формирующейся структуре. ТТП  крайне необходимо Токио и с точки зрения эффективной реализации экономического курса, получившего название Абэномика.

Наконец, российско-японские отношения становятся все более весомой составляющей системы международных отношений в Восточной Азии. Россия и Япония значительно сблизились в сфере политики, начиная с 2016 года, когда премьер-министр Синдзо Абэ провозгласил «новый подход» Токио к отношениям с Москвой. Несмотря на существенное охлаждение отношений России с США и другими ведущими государствами Запада, наложившими санкции на Россию по поводу Крыма и Украины, 2017 год ознаменовался активными обменами  между Россией и Японией, как в сфере политики, так и сфере экономики. Тесные личные контакты между Абэ и Путиным позволили практически непрерывно вести  диалог о совместном освоении четырех островов южных Курил (северных территорий, по японской терминологии), на которые претендует Токио.

Уже в мае 2018 года премьер-министр Синдзо Абэ в очередной раз приедет в Россию, чтобы продолжить территориальные переговоры с президентом России Владимиром Путиным, а заодно открыть перекрёстные годы культуры России и Японии друг у друга. Забавно, что майская встреча в будущем году президента Путина и премьер-министра Абэ была безоговорочно  анонсирована официальными деятелями России не только задолго  до президентских выборов в марте  2018 года, но даже  до объявления Путина  о своем выдвижении в качестве кандидата на этих выборах.  

Однако перспективы решения территориального вопроса в отношениях между двумя странами остаются неясными. В связи с этим пока невозможно и делать какие-либо прогнозы относительно заключения мирного  договора между ними. В свете сказанного иероглиф 北 имеет еще одно основание быть главным символом неопределенного количества предстоящих лет. Ведь с него начинается термин  北方領土 - северные территории. А именно их премьер-министр Японии Синдзо Абэ обещает вернуть стране при жизни нынешнего поколения.  

С Новым Годом!