Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

New light for Sakhalin or who will pay for reliability?

Energy progress is not cheap, but placing the burden of reckoning on the consumer alone is a step into the abyss.

The emergence of new power plants in the Far East, which are undoubtedly of great importance for the development of the energy sector and the economy of the macroregion, posed the main question for the public - who should compensate for investment costs, how will new generating capacities affect payments for electricity.

New light for Sakhalin or who will pay for reliability?
For example, in November 2019, an important infrastructure facility was put into operation - Sakhalinskaya GRES-2 on Sakhalin (editor's note - the new power plant was put into operation by Sakhalinenergo after commissioning). The project attracted close attention of the expert community: the situation with the power supply of the remote region was critical, but there were concerns that the launch of a new generation facility would lead to an increase in tariffs. We are examining how the appearance of the station affected the reliability of the power system isolated from the UES, and whether negative forecasts came true.

AT BLACKOUT THRESHOLD

The Unified Energy System of Russia is a unique phenomenon: a gigantic territory, including some neighboring countries, is controlled from a single center (dispatcher - System Operator of the UES), which ensures the highest reliability of power supply. But the UES also has its own "skeleton in the closet": a number of regions of the Far East, including the Sakhalin Region, do not have a physical connection with the UES and operate autonomously. This means that in the same Sakhalin Oblast one has to rely only on its own generation.

Built back in the Soviet years, the Sakhalin GRES was unable to fully meet the needs of the region by the early 2000s: with an installed capacity of 168 megawatts, it generated only 30 megawatts. The reason, among other things, was the accelerated wear of equipment. The fact is that there are few large industrial consumers on the island (the share is 7,7%), who create round-the-clock demand for electricity, and the station operates mainly for the residential sector, which is characterized by pronounced daily fluctuations in demand. In addition to the most noticeable, evening peak in consumption, there is a morning surge in demand, and few people need electricity at night. The problem is that such an operating mode is extremely unfavorable for coal-fired boilers and steam turbines: they constantly have to be started and stopped, which quickly puts them out of action. As a result, in 2003, energy supply restrictions reached 5-6 hours a day. The issue was so acute that it was considered at a meeting of the anti-crisis headquarters of RAO UES.

Although in the same 2003 the Federal Target Program “Economic and Social Development of the Far East and Transbaikalia” included the construction of a new station along with the modernization of the networks, the final decision was made only in December 2011, and construction began in 2015. By that time, the problem had only worsened: the growth in the region's energy consumption for the period up to 2020 was estimated from 0,5 to 2% per year (in reality, it was 5,5%), while generation at the existing facilities was only decreasing.
RusHydro took over the project. The fact is that in 2011 RAO ES of the East, burdened with a serious debt burden, became a subsidiary of RusHydro. Today, it is RusHydro that supplies power to the Far East (with the exception of Buryatia and the Trans-Baikal Territory) through its companies, including PJSC Sakhalinenergo.

COAL WITH A HUMAN FACE

Choosing coal as fuel for the new plant was the only right decision. There is a lot of coal in the region (the station was built on the basis of the Solntsevskoe-2 deposit), the price for it is acceptable, there are no problems with logistics. Alternative energy (wind, geothermal sources, tidal stations) is good, but the situation was clearly not the right one to experiment. The region's energy system had to be rescued; Sakhalin faced the risk of a global blackout that would lead to a humanitarian disaster. But modern environmental standards place strict requirements on designers. As a result, GRES-2 has become a reference example of a modern clean coal-fired plant.

At GRES-2, the latest generation electrostatic precipitators are used, capturing 99,6% of ash particles (at the old GRES –96,6%). The specific total emission of pollutants is only 0,025 grams per ton of fuel. GRES-2 does not discharge wastewater into water bodies: it uses a circulating water supply system. More efficient combustion of fuel (a ton of coal produces one third more energy than the old station) has led to a sharp reduction in waste generation. The designers also took into account the high seismicity of the area and the increased risk of typhoons. At the same time, the generating equipment is Russian-made (steam turbines were manufactured by JSC Ural Turbine Works, generators - NPO ELSIB, boilers - PJSC Power Machines), which once again demonstrated the high level of development of domestic power engineering.

As a result of the launch of GRES-2, the installed capacity of the Sakhalin energy system increased to 623 megawatts against 587 megawatts earlier.


IN THE CORRIDOR OF COURSE RISKS

The construction of GRES-2 fell on a difficult period for the economy: at the end of 2014, due to the imposition of sanctions against Russia, the ruble rate dropped sharply, respectively, when implementing projects related to the purchase of imported equipment, costs increased. This fate was not spared either by GRES-2: the estimate for the construction of the first stage of the facility increased by 9,3 billion rubles. In 2012, RusHydro received 50 billion rubles from the federal budget by contributing funds to the authorized capital for the construction of GRES-2 and three more large facilities in the Far East (of which GRES-2 accounted for 14,04 billion). Due to new circumstances, however, these funds were not enough. Financial problems, however, were promptly resolved: for example, the company attracted 5 billion rubles from the Fund for the Development of the Far East and the Baikal Region JSC at 5% per annum for 8 years.

Nevertheless, in 2018, a report by auditors of the Accounts Chamber appeared, which contained indications of the risks of higher electricity prices due to an increase in the estimate for the construction of GRES-2 and other facilities. The document indicated that local tariffs can grow first of all, while two points were kept in silence. Firstly, all tariffs are regulated on Sakhalin, there are no unregulated ones, this is a feature of this region. Secondly, since 2017, there has been a mechanism for equalizing tariffs in the wholesale market in the Far East through subsidies by consumers in the so-called price regions, that is, in central Russia. Thus, the likelihood of an increase in tariffs directly on Sakhalin was practically absent. Well, 2020 has come, and, of course, tariffs for the population in Sakhalin have not experienced any outrunning growth in 2020. So, since July 1, 2020, a kilowatt-hour for the population in the region has risen in price by 16 kopecks as planned (for reference, in 2018 - by 13 kopecks). But what about tariffs on the wholesale market and, in general, with reimbursement of investment costs?


WHO PAYS AND EARS

For the period from 2009 to 2020, investments in the modernization of the Sakhalin Oblast energy system were estimated at 116,14 billion rubles. The sources of financing for modernization programs are budgets of all levels, including the federal one, as well as investment programs of large energy companies.

At the same time, the budget, in fact, is the main beneficiary of the commissioning of infrastructure facilities. Thus, according to the Strategy of Socio-Economic Development of the Sakhalin Region, the commissioning of GRES-2 on the horizon until 2027 will ensure an increase in the inflow of tax revenues by 8 billion rubles a year, the contribution to the GRP will be 31 billion rubles. These figures do not take into account the cumulative effect of increasing the investment attractiveness of the region as a whole. Thus, the region's investment portfolio contains signed agreements totaling 750 billion rubles.

The economic effect from the launch of most projects will begin to affect from 2023-2024. Of course, these projects cannot be implemented without ensuring a reliable power supply.

“Thus, the budget incurs costs, but also receives revenues. There is no other way in Russian realities, - says Sergei Pravosudov, director of the Institute of National Energy, - if you force the population and business to directly and directly compensate investment costs, both of them simply will not be able to do this. The investment needs of the country are enormous, and without the involvement of the budget, there will be no commissioning of new facilities. " 

“Ultimately, the consumer always pays for everything, but how exactly, in what proportion and at what rate - the state decides. In Russia, the retail consumer is extremely protected, this is the basis of the domestic socially oriented economic policy. The state decided that for the sake of the advanced development of the Far East, it is possible to temporarily transfer part of the tariff burden to wholesale consumers in the Central region. The expectation is that subsequently investment programs in the Far East will "shoot" and the costs will return a hundredfold. Do not forget that the budget is financed from taxes, and the task of increasing the tax base is a priority for the state. It is difficult to imagine how it could be otherwise. Don't build anything because it's expensive and you have to pay for it? Not a question, but then nothing will happen in the country, ”says Pravosudov.

“World practice knows a huge number of ways to compensate for investment costs in the modernization and construction of infrastructure facilities. For example, in the United States, the process is extremely "straightened": energy companies directly shift the investment burden onto consumers, including the population. Regulatory intervention is limited and often comes down to defining a “reasonable rate of return” in tariff setting. The system has the obvious disadvantage that opportunities for the construction of large facilities are extremely scarce: companies have to justify the need for construction before the regulator, and this is usually not easy. In an attempt to solve the problem, the United States is trying to introduce elements of deregulation, but in fact, the monopoly of vertically integrated holdings, which included both generators and suppliers, was replaced by a monopoly of suppliers. In Russia, such a system will not work, says RAS Corresponding Member Ruslan Grinberg, - one thing is a state in which “everything” has been built long ago, and only some modernization is required, another thing is Russia, which essentially has to re-industrialize. In this situation, delegating a decisive role to the state is the only possible solution. "

“We have a huge country with a relatively small population. The income level of the population, and of the bulk of the business, is not high by the standards of the United States. At the same time, we have not yet solved even the task of "linking" our entire territory with a single infrastructure: for example, the power system of the Far East is separated from the UES. The classical models for solving this dilemma, based on the development of competition, will not work precisely because of the small size of the population and its poverty. Thus, the development of infrastructure in Russia is primarily a concern of the state. It decides what to build and where. How to finance. How and in what way it will pay off. He has to control not even costs, as regulators in many other countries do, but the prices themselves. Only it understands what level of tariffs the population and business in a particular region will withstand. And where to get the funds from, if not directly from the tariff, ”says Greenberg.

Of course, the tough regulatory model has its drawbacks: for example, in a situation where the budget is both the main investor and the main beneficiary, it is difficult to ensure impressive GDP growth rates. But nothing else is given: the refusal to commission new facilities will lead the country into a paradigm of survival, which will result in a slow death of the economy, and giving up the processes to the free market will cause a collapse, and in this case, the collapse of the economic system will occur almost instantly, Greenberg sums up.
May 6: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Новый свет для Сахалина или кто заплатит за надежность?

Прогресс в области энергообеспечения обходится недешево, но взваливать бремя расплаты только на потребителя – шаг в пропасть.

Появление новых электростанций на Дальнем Востоке, безусловно, имеющих огромное значение для развития энергетики и экономики макрорегиона, поставило перед общественностью главный вопрос – кто должен компенсировать инвестиционные затраты, как новые генерирующие мощности отразятся на платежах за электроэнергию.

Новый свет для Сахалина или кто заплатит за надежность?
Так, например, в ноябре 2019 года был запущен в эксплуатацию важный инфраструктурный объект – Сахалинская ГРЭС-2 на Сахалине (примечание редакции - новая электростанция после пуска была передана в эксплуатацию ПАО «Сахалинэнерго). К проекту было приковано пристальное внимание экспертного сообщества: ситуация с энергоснабжением отдаленного региона была критической, но звучали опасения, что запуск нового объекта генерации приведет к росту тарифов. Разбираемся, как появление станции сказалось на надежности изолированной от ЕЭС энергосистемы, и сбылись ли негативные прогнозы.

НА ПОРОГЕ БЛЭКАУТА

Единая энергосистема России представляет собой уникальное явление: гигантская территория, включающая также некоторые сопредельные страны, управляется из одного центра (диспетчер – Системный оператор ЕЭС), что позволяет обеспечить высочайшую надежность энергоснабжения. Но и у ЕЭС есть свой «скелет в шкафу»: ряд регионов Дальнего Востока, включая Сахалинскую область, не имеют физической связи с ЕЭС и функционируют автономно. Это значит, что в той же Сахалинской области приходится полагаться только на собственную генерацию.

Построенная еще в советские годы Сахалинская ГРЭС оказалась не в состоянии в полной мере обеспечить потребности региона уже к началу 2000-х годов: при установленной мощности в 168 мегаватт она генерировала только 30 мегаватт. Причиной, помимо прочего, стал ускоренный износ оборудования. Дело в том, что на острове мало крупных промышленных потребителей (доля – 7,7%), создающих круглосуточный спрос на электроэнергию, и станция работает в основном на жилой сектор, характеризующийся ярко выраженными суточными колебаниями спроса. Помимо самого заметного, вечернего пика потребления, существует утренний всплеск спроса, а ночью электроэнергия мало кому нужна. Проблема в том, что такой режим эксплуатации крайне неблагоприятен для работающих на угле котлов и паровых турбин: их постоянно приходится то запускать, то останавливать, что быстро выводит их из строя. В результате в 2003 году ограничения энергоснабжения достигали 5-6 часов в день. Вопрос был настолько острый, что рассматривался на заседании антикризисного штаба РАО ЕЭС.

Хотя в том же 2003 году в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» включили строительство новой станции вместе с модернизацией сетей, окончательное решение принято только в декабре 2011 года, а строительство началось в 2015 году. К тому моменту проблема только обострилась: рост энергопотребления области на период до 2020 года оценивался от 0,5 до 2% в год (в реальности он составил 5,5%), при этом генерация на существующих мощностях лишь снижалась.
Проектом занялась компания РусГидро. Дело в том, что в 2011году РАО ЭС Востока, обремененное серьезной долговой нагрузкой, стало дочерней структурой РусГидро. Сегодня именно РусГидро обеспечивает энергоснабжение Дальнего Востока (за исключением Бурятии и Забайкальского края) через принадлежащие ей компании, в том числе ПАО «Сахалинэнерго».

УГОЛЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Выбор угля в качестве топлива для новой станции был единственно верным решением. Угля в регионе много (станция построена на базе месторождения Солнцевское-2), цена на него приемлема, нет проблем с логистикой. Альтернативная энергетика (ветер, геотермальные источники, приливные станции) – это хорошо, но обстановка была явно не та, чтобы ставить эксперименты. Энергосистему региона надо было спасать, над Сахалином висел риск глобального блэкаута, который привел бы к гуманитарной катастрофе. Но современные экологические нормы предъявляют жесткие требования к проектировщикам. В результате ГРЭС-2 стала эталонным примером современной чистой станции, работающей на угле.

На ГРЭС-2 задействованы электрофильтры последнего поколения, улавливающие 99,6% частиц золы (на старой ГРЭС –96,6%). Удельный суммарный выброс загрязняющих веществ составляет лишь 0,025 грамм на тонну топлива. ГРЭС-2не сбрасывает сточные воды в водоемы: на ней применена оборотная система водоснабжения. Более эффективное сжигание топлива (из тонны угля вырабатывается на треть больше энергии, чем на старой станции) привело к резкому сокращению образования отходов. Проектировщики также учли высокую сейсмичность района и повышенный риск прохождения тайфунов. При этом генерирующее оборудование – российского производства (паровые турбины изготовлены АО «Уральской турбинный завод», генераторы – НПО «ЭЛСИБ», котлоагрегаты – ПАО «Силовые машины»), что еще раз позволило продемонстрировать высокий уровень развития отечественного энергетического машиностроения.

В результате запуска ГРЭС-2 установленная мощность энергосистемы Сахалина увеличилась до 623 мегаватт против 587 мегаватт ранее.


В КОРИДОРЕ КУРСОВЫХ РИСКОВ

Строительство ГРЭС-2 пришлось на сложный период для экономики: в конце 2014 года из-за введения санкций против России резко снизился курс рубля, соответственно, при реализации проектов, связанных с закупкой импортного оборудования, возросли издержки. Не обошла эта участь и ГРЭС-2: смета на возведение первой очереди объекта выросла на 9,3 млрд. рублей. В 2012 году РусГидро получило из федерального бюджета путем внесения средств в уставной капитал 50 млрд. рублей на строительство ГРЭС-2 и еще трех крупных объектов на Дальнем Востоке (из которых на ГРЭС-2 пришлось 14,04 млрд.). Этих средств в связи с новыми обстоятельствами, однако, не хватило. Финансовые проблемы, тем не менее, были оперативно решены: так, компания привлекла 5 млрд. рублей от  АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» под 5% годовых на 8 лет.

Тем не менее, в 2018 году появился отчет аудиторов Счетной палаты, в котором содержались указания на риски удорожания электроэнергии в связи с увеличением сметы на строительство ГРЭС-2 и других объектов. В документе указывалось, что вырасти могут в первую очередь местные тарифы, при этом обходились молчанием два момента. Во-первых, на Сахалине регулируются все тарифы, нерегулируемых нет, такова особенность этого региона. Во-вторых, с 2017 года действует механизм выравнивания тарифов на оптовом рынке на Дальнем Востоке за счет субсидирования потребителями в так называемых ценовых регионах, то есть в центральной России. Таким образом, вероятность роста тарифов непосредственно на Сахалине на самом деле практически отсутствовала. Что ж, наступил 2020 год,  и, естественно, никакого опережающего роста тарифы для населения на Сахалине в 2020 году не испытали. Так, с 1 июля 2020 года киловатт-час для населения в регионе планово подорожал на 16 копеек (справочно, в 2018 году – на 13 копеек). Но что с тарифами на оптовом рынке и в целом с возмещением инвестиционных затрат?


КТО ПЛАТИТ, ТОТ И ЗАРАБАТЫВАЕТ

На период с 2009 по 2020 год капиталовложения в модернизацию энергосистемы Сахалинской области оценивались в 116,14 млрд. рублей. Источниками финансирования программ модернизации выступают бюджеты всех уровней, включая федеральный, а также инвестиционные программы крупных энергокомпаний.

При этом бюджет по сути является и основным бенефициаром от ввода в эксплуатацию инфраструктурных объектов. Так, согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области, ввод ГРЭС-2 на горизонте до 2027 года обеспечит рост притока налоговых поступлений на 8 млрд. рублей в год, вклад в ВРП составит 31 млрд. рублей. Эти цифры не учитывают кумулятивного эффекта от увеличения инвестиционной привлекательности региона в целом. Так, в инвестиционном портфеле области содержатся подписанные соглашения на общую сумму 750 млрд. рублей.

Экономический эффект от запуска большинства проектов начнет сказываться с 2023-2024 годов. Конечно, эти проекты не могут быть реализованы без обеспечения надежного энергоснабжения.

«Таким образом, бюджет несет затраты, но и получает доходы. Другого в российских реалиях не дано, - говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, - если заставить население и бизнес напрямую и непосредственно компенсировать инвестиционные затраты, те и другие просто не смогут этого сделать. Инвестиционные потребности страны огромны, и без задействования бюджета вводов новых объектов просто не будет». 

«В конечном счете за все и всегда платит потребитель, но как именно, в какой пропорции и в каком темпе – решает государство. В России розничный потребитель предельно защищен, в этом основа отечественной социально ориентированной экономической политики. Государство решило, что ради опережающего развития Дальнего Востока можно временно перенести часть тарифного бремени на оптовых потребителей Центрального региона. Расчет на то, что впоследствии инвестпрограммы на Дальнем Востоке «выстрелят», и затраты вернутся сторицей. Не стоит забывать, что бюджет финансируется из налогов, и задача увеличения налогооблагаемой базы является для государства приоритетной. Сложно представить, как может быть иначе. Ничего не строить, потому что это дорого и за это придется платить? Не вопрос, но тогда ничего в стране и не будет», - говорит Правосудов.

«Мировая практика знает огромное число способов компенсации инвестиционных затрат при модернизации и строительстве инфраструктурных объектов. Так, в США процесс предельно «спрямлен»: энергетические компании непосредственно перекладывают инвестиционное бремя на потребителей, включая население. Вмешательство регулятора ограниченно и часто сводится к определению «разумной нормы прибыли» при тарифообразовании. Система имеет тот очевидный недостаток, что возможности для строительства больших объектов крайне скудны: компании должны обосновать необходимость строительства перед регулятором, и сделать это, как правило, непросто. В попытках решить проблему США пытаются внедрить элементы дерегулирования, но по факту монополия вертикально-интегрированных холдингов, включавших как генераторов, так и поставщиков, сменилась монополией поставщиков. В России такая система работать не будет, говорит член-корреспондент РАН Руслан Гринберг, - одно дело государство, в котором давно построено «все», и требуется лишь некоторая модернизация, другое дело – Россия, которой предстоит по сути провести индустриализацию заново. При таком раскладе делегирование государству решающей роли – единственно возможное решение».

«У нас огромная страна с относительно небольшим населением. Уровень доходов населения, да и основной массы бизнеса, по меркам тех же США невысок. При этом мы до сих пор не решили даже задачу «связать» всю нашу территорию единой инфраструктурой: скажем, энергосистема Дальнего Востока отделена от ЕЭС. Классические модели решения этой дилеммы, основанные на развитии конкуренции, работать не будут именно в силу малочисленности населения и его бедности. Таким образом, развитие инфраструктуры в России – это преимущественно забота государства. Оно решает, что и где строить. Как финансировать. Как и каким образом это будет окупаться. Ему приходится контролировать даже не издержки, как это делают регуляторы во многих других странах, а сами цены. Только оно понимает, какой уровень тарифов выдержит население и бизнес в том или ином регионе. И откуда взять средства, если не непосредственно из тарифа», - говорит Гринберг.

Безусловно, у жесткой регулятивной модели есть и минусы: так, в ситуации, когда бюджет является и основным инвестором, и главным бенефициаром, трудно обеспечить впечатляющие темпы роста ВВП. Но иного не дано: отказ от ввода новых объектов приведет страну в парадигму выживания, что обернется медленной гибелью экономики, а отдача процессов на откуп свободному рынку вызовет коллапс, и в этом случае распад экономической системы произойдет практически мгновенно, резюмирует Гринберг.
3 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика