Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

“We need cooperation in new, strategic formats”

Vladimir Mazyrin on the prospects for cooperation between Russia and Vietnam

Vietnam ceases to be a supplier of agricultural products and gradually becomes the center of high-tech production. Vladimir Mazyrin, head of the Center for the Study of Vietnam and ASEAN of the Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences, explainsEastRussia why relations between Russia and Vietnam that are on the rails of a market economy are not as good as they were in Soviet times, how could they develop under conditions of dominant influence of the USA, and why should two countries continue to increase trade, tourist exchange and direct investment.

“We need cooperation in new, strategic formats”
- In February at Mr.Ho Chi Minh has passed firstRussian-Vietnamese Conference of the Valdai International Discussion Club with the support of the Diplomatic Academy of Vietnam undertitle "International cooperation in a troubled world." Vladimir Moiseevich, did you manage to discuss the most urgent problems?
- Such a meeting was the first for our countries, and the partnership with the Diplomatic Academy, given its focus on supporting other areas of its country's foreign policy, was a surprise. General sessions of “Valday” are usually held at the end of the year with the invitation of foreign experts from different countries. Bilateral meetings were held in a number of Asian countries, and now the turn has reached Vietnam. In this format, this is the first experience, so not everything turned out. But in general, the conversation was about how Vietnam is positioning itself in a complex international situation - the conference was called “in a troubled world”, but very carefully, it would probably be necessary to say “in the context of the cold war”, but the side does not share this definitions. For the first time in many years, it was possible to hold a meeting of experts of such high level on both sides. It is a pity that the very open conversation did not take place. We listened to each other, spoke, but the Vietnamese experts did not go for a discussion of really sensitive topics.

- And what are our sharp topics?
“Such topics are US involvement in South Kazakhstan, Vietnamese participation in the Indo-Pacific region project, refusal of Russian companies to participate in strategic projects of Vietnam and ASEAN, Hanoi’s reluctance to join the SCO, etc. The consequence of these contradictions is the gradual loss of mutual trust. We have been saying for a very long time that this is the main factor in Russian-Vietnamese cooperation. But everything shows that trust is less and less.

- What is the reason?
- In Vietnam, pro-American sentiments are now dominant, which is confirmed by opinion polls by leading world agencies, for example, Pew Research. The choice of Vietnam for the second summit of US President Donald Trump and North Korean leader Kim Jong-un says a lot. Vietnam today is the “beloved child” of the United States, with complete confidence, because it pursues a favorable US policy. There are a lot of reasons, in particular, it affects that now graduates of Western and not high schools of higher education are in leadership positions. And they send children to Western countries to study, and they also find employment in Russia. But the main thing is, of course, economic dependence, and it is equal to openness. Vietnam’s “openness” to the world economy, which the country preaches as part of its deep integration into it, can be assessed with one indicator — the ratio of foreign trade turnover to GDP. In Vietnam, this indicator is now unique: GDP is two times less than trade. This indicator is typical only for small developed economies such as a number of European, Singapore.

- Does that mean transit?
- No, transit, unlike Singapore, is just a small one. It's just that Vietnam has a very active export and import policy: every year it imports a large amount of components and raw materials, and then exports finished goods. For example, they import components, fabrics and accessories, and from them they sew clothes, make smartphones, other microelectronics, shoes, bags, and send them to Western markets, to Russia. Leading transnational corporations supply all this together with technologies and trademarks, and Vietnam, using still cheap labor, which, of course, gradually becomes more expensive, and good organization of production, turns into a supplier of finished goods.

- Carrying out such an economic policy, Vietnam is dependent on partners from the United States and the European Union, this is understandable. And how does this prevent him from being friends with us?
- By and large, it does not interfere with our friendship, but in trade and investment Russia strongly loses competition to more developed countries. And dependence is manifested in the main thing - the decision-making by the Vietnamese leadership, in particular, on key controversial, conflict situations, if Vietnam votes, if not against our resolutions in the UN, then it refrains. And this, albeit de facto, supports the American position.

- How then is it possible to develop bilateral cooperation between Russia and Vietnam?
- One of the main theses of the Russian side, which was voiced at the meeting: we must begin to cooperate in new, strategic formats. This is, say, the concept of “Greater Eurasia” and the creation of a “bridge”, a link between the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN) and the Eurasian Economic Union (EAEU), which includes Russia, Armenia, Belarus, Kazakhstan and Kyrgyzstan. The Vietnamese partners did not respond to this. The second possible format is in the framework of the Chinese initiative “One Belt - One Way”. They also do not refuse him, but they are very wary, referring to the fact that a number of countries that are actively involved in the project already have problems with government debt and dependence on China.

- What then suits Vietnam?
- The format that Vietnam is now completely satisfied with is the Trans-Pacific Partnership (TTP), which was first formed by 12 countries, including the US, but the latter came from there with Donald Trump. And Hanoi is ready to participate in the project that ASEAN is promoting, this is the Comprehensive Economic Regional Partnership. It contributes to strengthening the Asiaocentricity of East Asia, encompassing ASEAN plus three northeastern neighbors (Japan, China, South Korea), plus Australia, New Zealand and India. The United States and Western countries are not there, but there is no Russia.

- And our free trade agreement with Vietnam How does it work?
- The agreement between Vietnam and the EEU is generally successful. The EEU has only one free trade agreement with Vietnam, and this is the model for all subsequent agreements of this type, primarily with other ASEAN members. But in general, Vietnam participates in 16 free trade zones and is ready to participate everywhere. It has a signed free trade agreement with the European Union, but it has not been ratified: the European Union has many claims to Vietnam in the political sphere, and, in general, there is no complete agreement between the EU members.

- Such openness of the country to any form foreign tradeAre partnerships a dependency?
- Vietnam does not fear anything in this regard, as he states, and, in general, he still receives mostly dividends. Although, as I believe, this creates possible problems: close tomorrow one of the key partners for yourself is the Vietnam market or Vietnam from it - and there will be a crisis, or at least a serious blow. And such a development is likely. For example, Americans have banned their partners from buying products from the Chinese corporation Huawei. And if something like this happens, say, with Samsung, which is now the main investor in Vietnam? There are already hints of this, by the way. The United States imposed increased duties on imports of steel and aluminum from China. China has transferred part of the finishing production in Vietnam. And the country, although the Americans thought for a long time, received restrictive duties for Vietnamese products, because everyone understands that these are actually Chinese products. Steel products are not among the top positions in Vietnamese exports. And if you hit the leading positions? Hanoi understands this and is extremely cautious.

- What are the prerequisites for such a development of events? Vietnam love, as you say, in the USA?
- There is a serious problem between the USA and Vietnam - this is the status of the non-market economy of Vietnam, one of the criteria of the World Trade Organization. When Vietnam was accepted into the WTO in the 2007 year, a transition period was set up to the 2018 year, when the Vietnamese economy should have been given market status. But they did not assign it - the United States is holding back this decision, which entails economic and reputational losses. They demand from Hanoi to open more and liberalize the economy, first of all, to carry out reforms that limit state intervention in the economy.

- What is the attitude of the private and public sectors of the Vietnamese economy now?
- The ratio over the years of reform has changed dramatically in favor of the private sector. From an almost complete state monopoly, the country is moving towards a loss of state positions in the economy, and this process is dictated by the United States and its allies. Today, the private sector creates 43% of GDP, the state only 29%, the rest is foreign (18%) and the cooperative business. Small-scale production and especially the services sector, as well as capitalist enterprises are growing, thanks to this, by 2025, the share of the private sector can grow to 55% and by 2030, to 60-65%. But international organizations, of course, require that the public sector reduce as much as possible.



- Is Vietnam's economy generally growing well?
- According to preliminary data, more than 7% growth over 2018 a year is more than in China. And this economy is becoming more and more market-based; from the socialist in Vietnam, there remains only a great deal of state attention to the social sphere: secondary education is free, higher education is also free, medicine is free, although the share of paid services is growing. It turns out that there is a correct combination of market mechanisms and state participation - a reasonable, active intervention. But there are signs of a market economy. For example, the gap in income 20% of the poorest and richest population is already 8-10 times. In general, the psychology of the Vietnamese in the spirit of the requirements of the market is becoming more and more pragmatic: "Who will give more, then let us go." They already have several dollar billionaires, and they made their initial state mainly in Russia, in the 1990-s, in the Vietnamese clothing markets in large cities. The country's population will soon reach 100 million, GDP at purchasing power parity - over 600 billion, which already allows us to classify the economy on a world scale at least average. In the coming 20 years, according to all forecasts, the Viet will enter the top 20 - the world's economies.

- But in the international arena, Vietnam continues to be considered a non-market state?
- This is an element of political pressure. Now there are approaches that make the cooperation of US partners with non-market states unprofitable. For example, the Americans recently entered into a free trade agreement with Mexico and Canada, which explicitly states that if participants sign agreements with countries with non-market economy status, the United States has the right to withdraw from this agreement, since other methods of interaction should be applied to them.

- It turns out, the more actively Vietnam participates in integration processes, in trade with developed economies, the more does it depend on them?
- Dependence, in general, is growing rapidly. I think this played a role in the decision of Vietnam to abandon the creation of nuclear energy with the participation of Russia - the area where our states could cooperate. Those. The decision was made not without pressure from the West.

- And in the military-technical cooperation, we hold the position?
- On the one hand, now everything seems to be good: over 80% of the country's armament is ours. On the other hand, the Kalashnikov concern recently lost a tender to re-equip the Vietnamese army with Israelis. And this is a bell. The Americans lifted the ban on the supply of lethal weapons to Vietnam. And it begins: second-hand patrol vessels began to be offered to strengthen the Vietnamese coast guard. Vietnamese are ready to take them, the question is one thing: in debt, as a gift? But they already participate in joint exercises and training programs with the USA. So the process has begun. And if we lose Vietnam also as a market for the supply of armaments, which is then to say.

- If we talk about the Russian-Vietnamese trade, what do we buy, what is Vietnam from us?
- Thanks to the free trade agreement, the trade turnover increased to $ 6,1 billion dollars for 2018 a year, and by 2019-2020 the target was set at $ 10 billion. unlike Russia. And the "explosive" growth in trade was achieved mainly due to Vietnamese exports: Russia sells less than it buys, already by $ 2 billion. What we import by two thirds is complex engineering products: computers, smartphones, tablets, office equipment. Compared with the situation 10-year-old, when the products of the agro-industry and light industry prevailed, there are significant changes.

- But all this under foreign marks?
- However, it is considered Vietnamese products.

- And what are we in return?
- Thanks to the abolition of import duties - increased supply of agricultural products - grain, meat. In industry, too, raw materials and petroleum products, fertilizers, cement, coal, steel billet, for example, are mainly exported.

- And weapons?
- Military supplies are a separate topic. We include military equipment in our statistics, Vietnam does not. Therefore, sometimes there are discrepancies in the billions of dollars. One submarine with weapons is more than half a billion dollars.

- Maybe in the field of tourism we are still not working closely together?
- In 2018, Vietnam received more than 15 million foreign tourists, of which 600 thousand from Russia. Over the past five years, the number of visits by Russians has doubled. The order of 10% of GDP in Vietnam is created by the tourism industry. Everything is developing very well with Russian tourists: at first they were driven only by our major tour operators, now many are traveling independently. The Vietnamese are oriented towards demand, even direct flights are opening from Vladivostok.

- Reverse flow is also growing?
- With the growth of the welfare of the Vietnamese - yes. All this is very interesting to them: Moscow, St. Petersburg. Of course, they have not yet reached Baikal or the Far East.

- Is educational tourism in this sense still our opportunity?
- We will give in 2019 about 1 thousand of budget places for students from Vietnam. They go mainly to technical specialties - not humanitarian, not economic. True, taking into account that we built the whole cultural base in Vietnam: ballet, theater, cinema - they are also going to cultural specializations, but in these areas too, people are being replaced by graduates from other countries. If you count everyone who, since the preliminary year of language training, is in Russia, it turns out that we have about 5-6 thousands of Vietnamese students. In other countries, primarily in Australia, USA, Japan, learns, according to the roughest estimates, 10 times more. In Australia alone there are 25 thousand, in Japan - 20 thousand.

- Russia is investing in the economy of Vietnam is also no longer like the USSR?
- In investments, we are somewhere in the second ten countries. A year in the Vietnamese economy comes foreign direct investment of about $ 20 billion, the accumulated volume of Russian - about $ 2 billion.

- How to make Vietnamese investments in Russia grow at the same pace as tourism? How to stimulate them?
- In general, if we have strategic cooperation, then investments should be directed to strategic sectors. And Russian capital, in fact, is not present in any of Vietnam’s strategic sectors, apart from the extraction and processing of oil and gas, even in the traditional energy sector. Vietnam approaches this more creatively, for example, it makes, and on a private basis, the largest, even by Russian standards, investment in milk production in the Moscow region and several other regions, including in the Far East. There are oil and gas production projects in Russia, which is very interesting for Vietnam, since hydrocarbon reserves in the country are depleting: 10 years ago, our joint company, Vietsovpetro, produced 14-15 million tons per year, in 2018 year - 4 million, although discovered, as reported, a new promising field. In any case, Russia and the EEU provide $ 6 billion in trade turnover from 450 billion to Vietnamese merchandise trade, and the US more than $ 60 billion. But it is clear who "dictates fashion". There were attempts to sell the Russian regional aircraft Sukhoi SuperJet-100 to Vietnam, but they did not end with anything. At the same time, during the last summit of the leaders of the DPRK and the USA in Hanoi, the Vietnamese signed another contract for the purchase of 100 Boeing for $ 12 billion.

- If you take psychology, the national traits of the Vietnamese are similar to the Chinese?
- Yes of course. In cultural and civilizational terms, these are close nations. The Vietnamese are persistent, hard-working, creative, very ambitious, capable, as history shows, to solve problems of any complexity.

- So, to negotiate in terms of developing business relations with themtoo long and difficult?
- Of course.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Нужно сотрудничество в новых, стратегических форматах»

Владимир Мазырин о перспективах взаимодействия России и Вьетнама

Вьетнам перестает быть поставщиком продукции агропрома и постепенно становится центром высокотехнологичного производства. Руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН Владимир Мазырин объясняетEastRussia, почему отношения России и Вьетнама, вставшего на рельсы рыночной экономики, не так хороши, как во времена СССР, по каким направлениям они могли бы развиваться в условиях доминирующего влиянияСША, и зачем двум странам продолжать наращивать товарооборот, обмен туристами и прямыми инвестициями.

«Нужно сотрудничество в новых, стратегических форматах»
– В феврале в г.Хошимине прошла перваяроссийско-вьетнамская конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай» при поддержке Дипломатической академии Вьетнама подназванием «Международное сотрудничество в неспокойном мире». Владимир Моисеевич, получилось обсудить самые актуальные проблемы?
– Такая встреча была первой для наших стран, и партнерство с Дипломатической академией, учитывая ее ориентацию на поддержку иных направлений внешней политики своей страны, было неожиданностью. Генеральные сессии «Валдая» обычно проводят в конце года с приглашением зарубежных экспертов из разных стран. В двустороннем формате встречи проведены в ряде стран Азии, и теперь дошла очередь до Вьетнама. В таком формате это первый опыт, поэтому не все получилось. А в целом разговор был о том, как Вьетнам себя позиционирует в сложной международной обстановке, – конференцию назвали «в неспокойном мире», но очень аккуратно, нужно было бы, наверное, сказать «в условиях холодной войны», однако вьет сторона не разделяет этого определения. Впервые за многие годы получилось провести встречу экспертов такого высокого уровня с обеих сторон. Жаль только, что совсем уж открытый разговор не состоялся. Послушали друг друга, высказались, но на обсуждение действительно острых тем вьетнамские эксперты не пошли.

– А какие у нас есть острые темы?
– Такими темами являются привлечение США в ЮКМ, участие Вьетнама в проекте Индо-Тихоокеанского региона, отказ от участия российских компаний в стратегических проектах Вьетнама и АСЕАН, нежелание Ханоя вступать в ШОС и т.д. Следствием же этих противоречий является постепенная утрата взаимного доверия. Мы очень долго говорили, что это главный фактор российско-вьетнамского сотрудничества. Но все показывает, что доверия все меньше и меньше.

– В чем причина?
– Во Вьетнаме сейчас доминируют проамериканские настроения, что подтверждают социологические опросы ведущих мировых агентств, например, Pew Research. Выбор именно Вьетнама для второго саммита президента США Дональда Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына говорит о многом. Вьетнам сегодня – «любимое дитя» США, имеющее полное доверие, – потому, что проводит выгодную США политику. Причин много, в частности сказывается, что на руководящих постах теперь выпускники не советских, а западных вузов. И детей они посылают в западные страны учиться, и трудоустраиваются они тоже не в России. Но основное – это, конечно, экономическая зависимость, а она равна открытости. «Открытость» Вьетнама мировой экономике, которую проповедует страна в рамках курса на глубокую интеграцию в нее, можно оценить одним показателем – соотношением внешнеторгового оборота к ВВП. У Вьетнама этот показатель сейчас уникальный: ВВП в два раза меньше торгового оборота. Такой показатель характерен только для небольших развитых экономик типа ряда европейских, Сингапура.

– Это означает транзит?
– Нет, транзит, в отличие от Сингапура, как раз небольшой. Просто у Вьетнама очень активная экспортно-импортная политика: ежегодно он ввозит большой объем комплектующих и сырья, а затем экспортирует готовые товары. Ввозят, например, комплектующие, ткани и фурнитуру, а из них шьют одежду, делают смартфоны, другую микроэлектронику, обувь, сумки, и отправляют их на западные рынки, в Россию. Ведущие транснациональные корпорации поставляют всё это вместе с технологиями и торговыми марками, и Вьетнам, используя пока еще дешевую рабочую силу, которая, конечно, постепенно дорожает, и хорошую организацию производства, превращается в поставщика готовых товаров.

– Проводя такую экономическую политику, Вьетнам оказывается зависим от партнеров из США и Евросоюза, это понятно. А как это мешает ему с нами дружить?
– Дружить с нами это по большому счету не мешает, но в торговле и инвестициях Россия сильно проигрывает конкуренцию более развитым странам. А зависимость проявляется в главном – принятии решений вьетнамским руководством, в частности, по ключевым спорным, конфликтным ситуациям Вьетнам голосует если не против наших резолюций в ООН, то воздерживается. А этим, пусть и де-факто, – поддерживает американскую позицию.

– Как тогда возможно развивать двусторонне сотрудничество России и Вьетнама?
– Один из главных тезисов российской стороны, который прозвучал на встрече: мы должны начать сотрудничать в новых, стратегических форматах. Это, скажем, концепция «Большой Евразии» и создание «моста», связки между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), куда входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Вьетнамские партнеры на это ничего не ответили. Второй возможный формат – в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь». От него они тоже не отказываются, но относятся очень настороженно, ссылаясь на то, что у ряда стран, которые активно участвуют в проекте, уже возникли проблемы с госдолгом и зависимостью от Китая.

– Что же тогда устраивает Вьетнам?
– Формат, который сейчас полностью устраивает Вьетнам – это Транстихоокеанское партнерство (ТТП), которое сначала образовали 12 стран, включая США, но последние оттуда при Дональде Трампе вышли. И еще Ханой готов участвовать в проекте, который продвигает АСЕАН, – это Всеобъемлющее экономическое региональное партнерство. Он способствует укреплению асеаноцентричности Восточной Азии, охватывая АСЕАН плюс три северо-восточных соседа (Япония, Китай, Южная Корея), плюс Австралию, Новую Зеландию и Индию. США и западных стран там нет, но нет и России.

– А наше соглашение о свободной торговле с Вьетнамом как работает?
– Соглашение между Вьетнамом и ЕАЭС действует в целом успешно. Соглашение о свободной торговле ЕАЭС имеет пока только одно – с Вьетнамом, и это модель для всех последующих соглашений такого типа, прежде всего с другими членами АСЕАН. Но вообще Вьетнам участвует в 16 зонах свободной торговли и готов участвовать везде. У него есть подписанное соглашение о свободной торговле с Европейским союзом, но оно не ратифицировано: у Евросоюза много претензий к Вьетнаму по политической части, и, в общем, между членами ЕС полного согласия нет.

– Такая открытость страны любым формам внешнеэкономическогопартнерства – это зависимость?
– Вьетнам ничего в этом плане, как он заявляет, не боится, и, в общем-то, пока получает в основном дивиденды. Хотя, как я считаю, это порождает и возможные проблемы: закрой завтра один из ключевых партнеров для себя рынок Вьетнама или Вьетнам от него, – и будет кризис, или по меньше мере серьезный удар. А такое развитие событий вероятно. Например, американцы запретили своим партнерам покупать продукцию китайской корпорации Huawei. А если что-то подобное случится, скажем, с Samsung, который сейчас главный инвестор Вьетнама? Намеки на это уже есть, кстати. США ввели повышенные пошлины на импорт стали и алюминия из Китая. Китай перевел часть финишного производства во Вьетнам. И страна, хотя американцы и долго думали, получила ограничительные пошлины для вьетнамской продукции, потому что всем понятно, что это фактически китайская продукция. Стальная продукция далеко не среди первых позиций во вьетнамском экспорте. А если ударить по ведущим позициям? В Ханое это понимают и проявляют предельную осторожность.

– А предпосылки для такого развития событий в чем? Вьетнам ведь любят, как вы говорите, в США?
– Между США и Вьетнамом есть серьезная проблема – это статус нерыночной экономики Вьетнама, один из критериев Всемирной торговой организации. Когда Вьетнам принимали в ВТО в 2007 году, был установлен переходный период до 2018 года, когда вьетнамской экономике должны были присвоить рыночный статус. Но не присвоили – США сдерживает это решение, что влечет экономические и репутационные потери. От Ханоя требуют еще больше открыть, либерализовать экономику, прежде всего, провести реформы, ограничивающих вмешательство государства в экономику.

– Какое сейчас отношение частного и государственного секторов экономики Вьетнама?
– Соотношение за годы реформ кардинально поменялось в пользу частного сектора. От почти полной госмонополии страна идет к утрате позиций государства в экономике, и этот процесс диктуется США и их союзниками. Сегодня частный сектор создает 43% ВВП, государственный всего 29%, остальное – это иностранный (18%) и кооперативный бизнес. Мелкотоварное производство и особенно сфера услуг, а также капиталистические предприятия растут, благодаря этому к 2025 году доля частного сектора может вырасти до 55% и к 2030 г. до 60-65%. Но международные организации, понятно, требуют, чтобы государственный сектор сократить максимально.



– Экономика Вьетнама в целом хорошо растет?
– По предварительным данным, более 7% роста за 2018 год – это больше, чем в Китае. И эта экономика становится все больше рыночной, от социалистического во Вьетнаме остается только большое внимание государства к социальной сфере: среднее образование – бесплатное, высшее – тоже есть бесплатное, медицина – бесплатная, хотя растет доля платных услуг. Получается, налицо правильное сочетание рыночных механизмов и участия государства – разумного, активного вмешательства. Но признаки рыночной экономики налицо. Например, разрыв по доходам 20% самого бедного и самого богатого населения уже составляет 8-10 раз. В целом психология вьетнамцев в духе требований рынка становится все более прагматичной: «Кто больше даст, за тем и пойдем». У них уже несколько долларовых миллиардеров, причем первоначальное состояние они сделали в основном в России, в 1990-е годы, на вьетнамских вещевых рынках в крупных городах. Население страны скоро достигнет 100 млн человек, ВВП по паритету покупательской способности – свыше 600 млрд, что уже позволяет относить экономику в масштабах мира к разряду по крайней мере средних. В ближайшие 20 лет, по всем прогнозам, Вьетам войдет в топ-20 – экономик мира.

– Но на международной арене Вьетнам продолжают считать нерыночным государством?
– Это же элемент политического давления. Сейчас появились подходы, которые делают сотрудничество партнеров США с нерыночными государствами невыгодным. Например, американцы недавно заключили соглашение о свободной торговле с Мексикой и Канадой, в котором прямо записано, что если участники подписывают соглашения со странами со статусом нерыночной экономики, то США имеют право выйти из этого соглашения, поскольку к ним нужно применять иные методы взаимодействия.

– Получается, чем активнее Вьетнам участвует в интеграционных процессах, в торговле с развитыми экономиками, тем больше он от них зависит?
– Зависимость, в общем-то, быстро растет. Я думаю, это сыграло свою роль в решении Вьетнама отказаться от создания атомной энергетики с участием России – той сферы, где наши государства могли бы сотрудничать. Т.е. решение принято не без давления со стороны Запада.

– А в военно-техническом сотрудничестве мы удерживаем позиции?
– С одной стороны, сейчас все как будто бы хорошо: свыше 80% вооружения страны – наше. С другой, недавно концерн «Калашников» проиграл тендер на перевооружение вьетнамской армии автоматами израильтянам. А это звоночек. Американцы сняли запрет на поставку летального оружия во Вьетнам. И начинается: стали предлагать бывшие в употреблении сторожевые суда для укрепления береговой охраны Вьетнама. Вьетнамцы готовы их брать, вопрос в одном: в долг, в дар? Но в совместных учениях и обучающих программах с США они уже участвуют. Значит, процесс пошел. А если мы Вьетнам потеряем еще и как рынок поставки вооружения, о чем тогда вообще говорить.

– Если говорить о российско-вьетнамской торговле, что покупаем мы, что – Вьетнам у нас?
– Благодаря соглашению о свободной торговле товарооборот вырос до $6,1 млрд долларов за 2018 год, а к 2019-2020 годах обозначена цель в $10 млрд. Внешняя торговля во Вьетнаме давно демонополизирована, основную роль играет средний и мелкий бизнес, как должно и быть, в отличие от России. И «взрывной» рост в торговле достигнут в основном за счет вьетнамского экспорта: Россия продает меньше, чем закупает, уже на $2 млрд. То, что мы ввозим, на две трети – это сложная машиностроительная продукция: компьютеры, смартфоны, планшеты, офисная техника. По сравнению с ситуацией 10-летней давности, когда преобладали продукция агропрома и легкой промышленности, – значительные изменения.

– Но все это под чужими марками?
– Тем не менее, это считается вьетнамской продукцией.

– А мы что взамен?
– Благодаря отмене ввозных пошлин – увеличилась поставка аграрной продукции – зерна, мяса. В промышленности тоже на экспорт идет в основном сырьевая продукция и продукция первого передела нефтепродукты, удобрения, цемент, уголь, стальная заготовка, например.

– И вооружения?
– Военные поставки – это вообще отдельная тема. Мы в нашу статистику включаем военную технику, Вьетнам – нет. Поэтому иногда получаются разночтения в миллиарды долларов. Одна подлодка с вооружением – это более полумиллиарда долларов.

– Может быть, в сфере туризма мы еще недостаточно плотно сотрудничаем?
– В 2018 году Вьетнам принял более 15 млн иностранных туристов, из них 600 тыс. из России. За последние пять лет показатель количества посещений россиянами вырос вдвое. Порядка 10% ВВП во Вьетнаме создает туристическая отрасль. С российскими туристами все очень хорошо развивается: сначала их возили только наши крупные туроператоры, сейчас многие едут самостоятельно. Вьетнамцы сориентировались на спрос, уже даже прямое авиасообщение открывают с Владивостоком.

– Обратный поток тоже растет?
– С ростом благосостояния вьетнамцев – да. Им все это очень интересно: Москва, Санкт-Петербург. До Байкала или Дальнего Востока, конечно, еще не добрались.

– Образовательный туризм в этом смысле – все еще наша возможность?
– Мы дадим в 2019 г. порядка 1 тыс. бюджетных мест для студентов из Вьетнама. Едут в основном на технические специальности – не на гуманитарные, не на экономические. Правда, учитывая, что мы строили во Вьетнаме всю культурную базу: балет, театр, кинематограф – на культурные специализации тоже едут, но и в этих сферах постепенно идет замещение кадров на выпускников других стран. Если посчитать всех, кто, начиная с предварительного года языкового обучения, находится в России, получается, у нас порядка 5-6 тысяч вьетнамских студентов. В других странах, прежде всего в Австралии, США, Японии, учится, по самым грубым прикидкам, в 10 раз больше. В одной Австралии их 25 тысяч, в Японии – 20 тысяч.

– Россия инвестирует в экономику Вьетнама тоже уже не как СССР?
– В инвестициях мы где-то во втором десятке стран. В год в экономику Вьетнама поступает прямых иностранных инвестиций порядка $20 млрд, накопленный объем российских – около $2 млрд.

– Как сделать так, чтобы вьетнамские инвестиции в Россию росли такими же темпами, как туризм? Как их стимулировать?
– Вообще, если у нас стратегическое сотрудничество, то инвестиции должны направляться в стратегические отрасли. А российский капитал ни в одной стратегической отрасли Вьетнама кроме добычи и переработки нефти и газа, по сути, не присутствует, утратил позиции даже в традиционной энергетике. Вьетнам подходит к этому более креативно, например, реализует, причем на частной основе, крупнейшие, даже по российским меркам, инвестиции в производство молока в Подмосковье и ряде других регионов, в т.ч. на Дальнем Востоке. Есть проекты по добыче нефти и газа в России, это очень интересно Вьетнаму, поскольку запасы углеводородов в самой стране истощаются: 10 лет назад наша совместная компания «Вьетсовпетро» добывала 14-15 млн тонн в год, в 2018 году – 4 млн, хотя и открыла, как сообщает, новое перспективное месторождение. В любом случае, Россия с ЕАЭС обеспечивают $6 млрд торгового оборота из 450 млрд вьетнамского объема торговли товарами, а США более $60 млрд. Понятно же, кто «диктует моду». Были попытки организовать продажу Вьетнаму российского регионального самолета Sukhoi SuperJet-100, но они ничем не закончились. В то же время в ходе последнего саммита лидеров КНДР и США в Ханое вьетнамцы подписали очередной контракт на закупку 100 Boeing на $12 млрд.

– Если брать психологию, национальные черты вьетнамцев схожи с китайскими?
– Да, конечно. В культурно-цивилизационном плане это близкие народы. Вьетнамцы настойчивые, работящие, креативные, очень амбициозные, способны, как показывает история, решить задачи любые сложности.

– Значит, и договариваться в плане развития деловых отношений с нимитоже долго и сложно?
– Безусловно.