Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

О гектаре языком "простачка"

Как популяризировать "дальневосточный гектар", выясняли на медиасаммите

Реализаторы государственной программы выдачи бесплатных участков земли на Дальнем Востоке на прошедшем на прошлой неделе медиасаммите-2017 во Владивостоке заявили, что "дальневосточный гектар" тормозит отсутствие объективного информирования граждан региона, и, как следствие, слабое доверие населения. EastRussia выясняло, что уже сделали СМИ для того, чтобы "гектар" стал всем ближе и понятнее.

О гектаре языком
Фото: Антон Новгородов, PrimaMedia
Открывая дискуссию на Дальневосточном медиасаммите о популяризации "дальневосточного гектара", глава Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК) Валентин Тимаков объяснил, что задача его организации "состоит из трех векторов: информировать население о целях программы, формировать бренд программы, а также готовить продукты-решения проблем, возникающих при ее реализации". "Именно СМИ в этом деле выступают главными помощниками, партнерами и посредниками между населением, бизнесом и нами. Поэтому СМИ должны стать с нами одной командой",— считает он.

Между тем, практически все СМИ Дальнего Востока в рамках популяризации программы о "гектаре" отправили своих журналистов эти самые гектары получать.

Одним из самых успешных примеров освещения программы о Дальневосточном гектаре в СМИ можно назвать пример якутского "СахаМедиа", которое запустило в эфир восьмимесячную мультимедийную программу о том, как "журналист берет гектар". Как отметил директор СМИ Кирилл Алексеев, изначально якутяне были крайне негативно настроены в отношении программы о гектаре, но в течение года эта тенденция изменилась: Якутия заняла второе место по числу заявлений на получение "гектара". Теперь, по его словам, каждый третий житель Якутии правильно информирован о возможностях программы.

"Начиная нашу работу, мы столкнулись с тотальным отторжением государственной программы нашими жителями,— отметил Кирилл Алексеев.— Во-первых, многие вообще не знали об этой программе, а те, кто знал, не верили в собственную возможность получить гектар. Кроме того, якутяне были убеждены, что земли начнут раздавать «чужакам» и богачам, и относились к такой перспективе крайне негативно, можно даже сказать протестно". Проект "журналист получает землю" на двух языках стал редакционным экспериментом. Сотрудница "СахаМедиа" в его ходе прошла все этапы получения гектара — от выбора участка на карте до выезда на участок, который находится в 43 км от Якутска.

Кроме того, совместно с министерством земельно-имущественных отношений Якутии СМИ "удалось создать устойчивые и совершенно бесплатные каналы распространения объективной информации среди жителей сел Якутии: три газеты распространялись по всем селам на безвозмездной основе". "Уверен, работа по информированию населения должна быть совместным проектом СМИ и власти, которые всегда должны оперативно идти навстречу друг другу",— сказал Кирилл Алексеев.

Справка EastRussia. По данным АРЧК, около 36% людей, желающих получить гектар — это предприниматели и кооперации, обращающиеся за гектарами с уже существующими бизнес-планами. Активнее всего ведут себя мужчины в возрасте 30-35 лет: их в общем объеме заявителей 65%. Предприниматели в основном хотят вести на гектарах бизнес по туристическому обслуживанию, в том числе природный туризм, развивать рекреационные зоны, заниматься охотой и рыбалкой (15% заявителей), сельское хозяйство и животноводство (21% заявителей). Построить дом и разбить приусадебный участок намерены 50% заявителей. Остальные 14% не определились и имеют право думать о цели полученного участка в течение года. Активнее всего за гектарами обращаются жители Дальневосточного региона: Приморье, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край. Среди недальневосточных регионов лидерами являются Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Свердловская область. Пока в АРЧК поступило более 85 тысяч заявлений на земельные участки, причем 58 тысяч — с 1 февраля 2017-го, когда стартовал третий этап, в рамках которого каждый житель России может получить «гектар». 

Хабаровский край — единственный на Дальнем Востоке субъект, где есть «министр по гектару», где настроение населения поддерживается лозунгами в духе «Будь мужчиной — возьми гектар». По словам руководителя АНО «Центр поддержки социальных инициатив «Открытый регион» Оксаны Омельчук, население Хабаровского края с энтузиазмом отнеслось к перспективе заселения пустующих территорий края.

"Методы освещения программы мы начали прорабатывать еще до того, как она вступила в силу,— отметила госпожа Омельчук.— Пустота территорий региона волновала наших жителей всегда, поэтому среди населения негатива в сторону программы о гектаре не было. Мы сделали эту тему приоритетной для публики, и, конечно же, наш журналист тоже взял „дальневосточный гектар“ в рамках редакционного эксперимента. При этом заявку он отправлял в самый разгар проблем с системой ФИС, когда она все время зависала. Нашей задачей было создать максимально правдивую историю, и теперь только дети в детских садах Хабаровского края, наверное, не знают о гектаре. В итоге наш журналист получил участок недалеко от дороги, на котором можно смело строить кафе".

По словам Оксаны Омельчук, сейчас медиа Хабаровска ставят акцент на историях успеха при получении гектаров. "Стоит отметить, что с 2017-го портрет заявителя на гектар в Хабаровске сильно изменился, - добавила она.— Сейчас основное лицо — это предприниматель. При этом 30% таких предпринимателей — вполне состоятельные бизнесмены и не нуждаются в льготах, субсидировании и других методах государственной поддержки в освоении гектаров". Еще одна проблема Хабаровска, по словам Оксаны Омельчук, это погибающие населенные пункты, которым можно было дать жизнь, запустив бизнес на их гектары. 

Получить "дальневосточный гектар" в Приморье решился и журналист ИА "ПримаМедиа" Константин Васильев. "Мой участок находится в Хасанском районе, который, между прочим, является самым популярным у заявителей, поэтому с заявкой мне пришлось помучиться, - рассказал он.— Думаю, в освещении процесса получения гектара важно быть максимально правдивым: описывать абсолютно все трудности и проблемы, а также пути их решения. Простые люди так устроены, что малейшая сложность может их остановить. Так что в своих материалах я говорил: «Да, сложности есть, но вот посмотрите-ка, как их можно преодолеть». Реакция на мои материалы последовала практически сразу: уже после второй публикации мне начали писать люди, желающие взять гектар и проконсультироваться со мной.

Как отметили журналисты, получившие гектары в рамках редакционного эксперимента, они все еще думают, в каких целях эти гектары использовать. Уходить из журналистики в аграрии никто из представителей СМИ не торопится.

Видеоблогеру Андрею Попову удалось получить не один, а 9 гектаров, объединив в своей инициативе всю семью. Основная цель обладателя гектара — построить на участке дом и мультиферму. Процесс получения и освоения гектара Попов положил в основу своего видеоблога «9 гектаров». По словам видеоблогера, чтобы быть ближе к своей целевой аудитории, он «выбрал манеру поведения простачка, который ничего не знает и не понимает».

"Если умничать в своем видеоблоге, может возникнуть неловкость,— объясняет Андрей Попов.— Поэтому я простым языком, подробно и с юмором изо дня в день объясняю людям на собственном примере, как взять гектар, что с ним делать, и какие курьезные ситуации могут возникнуть на всех этапах. При этом я обращаюсь не только к собственному примеру: к примеру, скоро в эфир выйдет видеоблог о том, как житель Приморья, не глядя, взял гектар, на котором раньше находился бывший военный полигон".

Член Общественного совета при Минвостокразвития России Михаил Кривопал призвал СМИ при освещении "дальневосточного гектара" "пользоваться неискаженным контентом". "Всех желающих сотрудничать с нами приглашаю вступить в комитет по мониторингу реализации закона о «дальневосточном гектаре». Мы располагаем объективными данными, тесно работаем с ведомствами, ответственными за реализацию государственной программы, выпускаем информационные видео-ролики, ведем активную деятельность в социальных сетях. Стоит помнить, что недоверие со стороны населения к "гектару" вырастает из необъективно составленных материалов, которыми заполнено медиапространство",— сказал он.