Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

О льготном налоге замолвили слово

Сколько действительно экономят резиденты ТОР на налогах, выясняло EastRussia

Полемикой о финансовых выгодах, которые дает инвесторам режим территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, обернулось четверговое заседание правительства Хабаровского края. Чиновники, отвечающие за привлечение инвестиций в регион, считают, что бизнес, получая статус резидента ТОР и предусмотренные Налоговым кодексом льготы, может экономить до 70% платежей в бюджеты и до 20% от суммарной стоимости проекта. Однако в ФАНО "Востокгосплан" на основе анализа бизнес-планов резидентов ТОР подсчитали, что налоговая выгода для проектов колеблется в пределах 7-12,5%, и заявили, что для радикального снижения себестоимости производства на Дальнем Востоке нужно не просто предоставлять точечные налоговые льготы.

О льготном налоге замолвили слово
Фото: Дмитрий Щербаков
В четверг правительство Хабаровского края рассмотрело вопрос о привлечении в регион инвестиций через различные механизмы, в том числе через режим ТОР, предоставляющий инвесторам существенные льготы по ряду налогов и взносам в социальные фонды. Первый зампред правительства региона Юрий Чайка рассказал, что по прогнозу краевых властей "инвесторы в целом экономят до 70% на налогах и других платежах благодаря этим преференциям". "Если это пересчитать на инвестиции на длительный период, то примерно 20% можно сэкономить. Зависит, естественно, от отрасли, от проектов, в которые вкладываются", - уточнил господин Чайка. 

Утверждение о выгоде режима ТОР для инвесторов чиновник подкрепил слайдом, который содержал информацию о величине полученных резидентами ТОР льгот и уровне платежей в бюджет за первое полугодие 2017 года. 

Согласно данным, детально комментировать которые Юрий Чайка не стал, резиденты ТОР сэкономили в регионе на налогах и сборах 121 млн руб. за полугодие. Из них 68,1 млн руб. было сэкономлено на взносах в социальные фонды (56% от суммы экономии), 34,4 млн руб. на налоге на прибыль (27%) и 18,5 млн руб. на налоге на имущество (еще 15%). В то же время, резиденты ТОР уплатили 101,7 млн руб. налогов. Из них 39,9 млн руб. составил НДФЛ (39% платежей), 32,1 млн руб. - взносы в социальные фонды (32%), 17,23 млн руб. - налог на прибыль, 11,3 млн руб. - налог на имущество., менее 1 млн руб. - транспортный и земельный налоги.

Таким образом, за первое полугодие в Хабаровском крае резиденты ТОР сэкономили 54% от суммы платежей в бюджет, что выглядит даже более впечатляющим, чем выведенные подчиненными Юрия Чайки "примерно 20%" экономии.

Как известно, льготный налоговый режим для инвесторов - резидентов территорий опережающего развития - на протяжении последних трех лет преподносится как один из трех "китов", на которых стоит привлекательность этого преференциального режима (другие два - это административные льготы и упрощенный порядок получения земли под проект). Согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ, принятым в рамках пакета законопроектов о ТОР, резидент получает льготы по нескольким ключевым налогам. 

Во-первых, вместо 20% налога на прибыль компания платит в первые пять лет 0% в федеральный бюджет (стандартная ставка - 3%) и 5% в бюджет региона (вместо 17%). В следующие пять лет ставка в федеральный бюджет становится стандартной, а в региональный - должна составлять 10%. При этом резидент должен получать 90% прибыли от вида деятельности, по которому заявлен его инвестпроект в ТОР, и вести, как уточнил в январе 2017 года Минфин, раздельный учет доходов и расходов. 

Эта льгота, впрочем, менее существенна для только запускающихся предприятий, еще, может быть, и не получающих прибыль, чем пониженная ставка платежей в социальные фонды: суммарные выплаты составляют 7,6% вместо 30%, остальную часть компенсирует федеральный бюджет. В-третьих, резиденты освобождаются на первые пять лет от налога на имущество (его взимают регионы). Прочие налоговые льготы, вроде ускоренного возврата НДС и льготного коэффициента по НДПИ, являются слишком специфическими - не для всех компаний они существенны. 

В заочную дискуссию с чиновниками о выгодности режимов ТОР для инвесторов прямо на заседании вступил второй содокладчик - научный руководитель ФАНО "Востокгосплан" (бывший Дальневосточный НИИ рынка) Вадим Заусаев. Особые режимы хозяйствования, установленные правительством для ТОР и Свободного порта Владивосток, позволяют снизить издержки бизнеса на Дальнем Востоке, согласился он. Но большинство заявляемых резидентами ТОР проектов относятся к сфере обрабатывающей промышленности - наиболее затратной. Господин Заусаев констатировал, что "затратность экономики Дальнего Востока остается высочайшей". "К сожалению, этот фактор никак нельзя убрать - можно только нивелировать соответствующей государственной поддержкой. Даже в экономике социализма удорожание в Хабаровском крае составляло полтора-два раза - и это при тех тарифах. Сегодня удорожание сохранилось, и это сдерживает развитие глубокой переработки". 

По данным ФАНО "Востокгосплан", которые привел на слайде Вадим Заусаев, льготные режимы позволяют резидентам ТОР экономить от 6,8% суммарных затрат на инвестпроекты в Хабаровском крае до 12,6% на Сахалине. Расчеты были проведены, пояснил он, специалистами "Востокгосплана" на базе бизнес-планов инвесторов, предоставленных АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (управляющая компания ТОР). "Я вот здесь прочитал, что издержки снижаются на 30%, - сказал Вадим Заусаев, обращаясь к материалам заседания. - Результаты получились - издержки снижаются максимум на 8-10%. При удорожании (себестоимости при производстве на Дальнем Востоке. - EastRussia) в полтора-два раза. Это, к сожалению, объективные реалии". 

Расчеты ФАНО "Востокгосплан" по данным КРДВ
Субъект ДФО
Экономия на налогах на прибыль, млн руб.
Себестоимость В ТОР за вычетом экономии на налоге на прибыль
Снижение себестоимости за счет экономии на налоге на прибыль, %
Снижение себестоимости за счет экономии на социальных взносах и налоге на имущество, %
Общее снижение, %
Республика Саха (Якутия)
88,9
1046,4
7,8
3,6
11.4
Камчатский край
412,6
7199,0
5,4
6,7
12,1
Приморский край
4739,7
78121,5
5,7
4,2
9,9
Хабаровский край
1139,3
30681,4
3,6
3,2
6,8
Амурская область
7434,1
90088,7
7,6
1,6
9,2
Сахалинская область 
260,6
3561,6
6,8
5,8
12,6
Чукотский АО
335,2
6142,5
5,2
6,1
11,3
Еврейская АО
177,0
3817,6
4,4
3,2
7,6


"Востокгосплан" предлагает Минвостокразвития для радикального снижения себестоимости производства на Дальнем Востоке предпринять сразу несколько мер, продолжил Вадим Заусаев. "В первую очередь это проведение противозатратной политики в области естественных монополий, госкорпораций. Второй очень важный момент - это расширение границ ТОР, предоставление возможности участвовать всем действующим предприятиям", - сказал экономист. На слайде господина Заусева пояснялось, что под этим подразумевается "распространение режимов ТОР на действующие производства с введением "планки отсечения" налогов на уровне 2-3 последних лет".

Среди стратегических мер в презентации также были названы "внедрение кумулятивной системы налоговых льгот и преференций, стимулирующих производство возобновимых природных ресурсов и развитие глубоких переделов", "формирование вертикальных цепочек добавленной стоимости, в центре которых функционируют рентные (высокодоходные) производства". Вадим Заусаев также предложил распространить режим ТОР "Комсомольск" на сопредельные районы и выплачивать так называемые дальневосточные надбавки из федерального бюджета.