О льготном налоге замолвили слово
24.11.2017 04:42
Сколько действительно экономят резиденты ТОР на налогах, выясняло EastRussia
Полемикой о финансовых выгодах, которые дает инвесторам режим территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, обернулось четверговое заседание правительства Хабаровского края. Чиновники, отвечающие за привлечение инвестиций в регион, считают, что бизнес, получая статус резидента ТОР и предусмотренные Налоговым кодексом льготы, может экономить до 70% платежей в бюджеты и до 20% от суммарной стоимости проекта. Однако в ФАНО "Востокгосплан" на основе анализа бизнес-планов резидентов ТОР подсчитали, что налоговая выгода для проектов колеблется в пределах 7-12,5%, и заявили, что для радикального снижения себестоимости производства на Дальнем Востоке нужно не просто предоставлять точечные налоговые льготы.
Дмитрий Щербаков
В четверг правительство Хабаровского края рассмотрело вопрос о привлечении в регион инвестиций через различные механизмы, в том числе через режим ТОР, предоставляющий инвесторам существенные льготы по ряду налогов и взносам в социальные фонды. Первый зампред правительства региона Юрий Чайка рассказал, что по прогнозу краевых властей "инвесторы в целом экономят до 70% на налогах и других платежах благодаря этим преференциям". "Если это пересчитать на инвестиции на длительный период, то примерно 20% можно сэкономить. Зависит, естественно, от отрасли, от проектов, в которые вкладываются", - уточнил господин Чайка.
Утверждение о выгоде режима ТОР для инвесторов чиновник подкрепил слайдом, который содержал информацию о величине полученных резидентами ТОР льгот и уровне платежей в бюджет за первое полугодие 2017 года.
Согласно данным, детально комментировать которые Юрий Чайка не стал, резиденты ТОР сэкономили в регионе на налогах и сборах 121 млн руб. за полугодие. Из них 68,1 млн руб. было сэкономлено на взносах в социальные фонды (56% от суммы экономии), 34,4 млн руб. на налоге на прибыль (27%) и 18,5 млн руб. на налоге на имущество (еще 15%). В то же время, резиденты ТОР уплатили 101,7 млн руб. налогов. Из них 39,9 млн руб. составил НДФЛ (39% платежей), 32,1 млн руб. - взносы в социальные фонды (32%), 17,23 млн руб. - налог на прибыль, 11,3 млн руб. - налог на имущество., менее 1 млн руб. - транспортный и земельный налоги.
Таким образом, за первое полугодие в Хабаровском крае резиденты ТОР сэкономили 54% от суммы платежей в бюджет, что выглядит даже более впечатляющим, чем выведенные подчиненными Юрия Чайки "примерно 20%" экономии.
Как известно, льготный налоговый режим для инвесторов - резидентов территорий опережающего развития - на протяжении последних трех лет преподносится как один из трех "китов", на которых стоит привлекательность этого преференциального режима (другие два - это административные льготы и упрощенный порядок получения земли под проект). Согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ, принятым в рамках пакета законопроектов о ТОР, резидент получает льготы по нескольким ключевым налогам.
Во-первых, вместо 20% налога на прибыль компания платит в первые пять лет 0% в федеральный бюджет (стандартная ставка - 3%) и 5% в бюджет региона (вместо 17%). В следующие пять лет ставка в федеральный бюджет становится стандартной, а в региональный - должна составлять 10%. При этом резидент должен получать 90% прибыли от вида деятельности, по которому заявлен его инвестпроект в ТОР, и вести, как уточнил в январе 2017 года Минфин, раздельный учет доходов и расходов.
Эта льгота, впрочем, менее существенна для только запускающихся предприятий, еще, может быть, и не получающих прибыль, чем пониженная ставка платежей в социальные фонды: суммарные выплаты составляют 7,6% вместо 30%, остальную часть компенсирует федеральный бюджет. В-третьих, резиденты освобождаются на первые пять лет от налога на имущество (его взимают регионы). Прочие налоговые льготы, вроде ускоренного возврата НДС и льготного коэффициента по НДПИ, являются слишком специфическими - не для всех компаний они существенны.
В заочную дискуссию с чиновниками о выгодности режимов ТОР для инвесторов прямо на заседании вступил второй содокладчик - научный руководитель ФАНО "Востокгосплан" (бывший Дальневосточный НИИ рынка) Вадим Заусаев. Особые режимы хозяйствования, установленные правительством для ТОР и Свободного порта Владивосток, позволяют снизить издержки бизнеса на Дальнем Востоке, согласился он. Но большинство заявляемых резидентами ТОР проектов относятся к сфере обрабатывающей промышленности - наиболее затратной. Господин Заусаев констатировал, что "затратность экономики Дальнего Востока остается высочайшей". "К сожалению, этот фактор никак нельзя убрать - можно только нивелировать соответствующей государственной поддержкой. Даже в экономике социализма удорожание в Хабаровском крае составляло полтора-два раза - и это при тех тарифах. Сегодня удорожание сохранилось, и это сдерживает развитие глубокой переработки".
По данным ФАНО "Востокгосплан", которые привел на слайде Вадим Заусаев, льготные режимы позволяют резидентам ТОР экономить от 6,8% суммарных затрат на инвестпроекты в Хабаровском крае до 12,6% на Сахалине. Расчеты были проведены, пояснил он, специалистами "Востокгосплана" на базе бизнес-планов инвесторов, предоставленных АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (управляющая компания ТОР). "Я вот здесь прочитал, что издержки снижаются на 30%, - сказал Вадим Заусаев, обращаясь к материалам заседания. - Результаты получились - издержки снижаются максимум на 8-10%. При удорожании (себестоимости при производстве на Дальнем Востоке. - EastRussia) в полтора-два раза. Это, к сожалению, объективные реалии".
Расчеты ФАНО "Востокгосплан" по данным КРДВ
Субъект ДФО
|
Экономия на налогах на прибыль, млн руб.
|
Себестоимость В ТОР за вычетом экономии на налоге на прибыль
|
Снижение себестоимости за счет экономии на налоге на прибыль, %
|
Снижение себестоимости за счет экономии на социальных взносах и налоге на имущество, %
|
Общее снижение, %
|
Республика Саха (Якутия)
|
88,9
|
1046,4
|
7,8
|
3,6
|
11.4
|
Камчатский край
|
412,6
|
7199,0
|
5,4
|
6,7
|
12,1
|
Приморский край
|
4739,7
|
78121,5
|
5,7
|
4,2
|
9,9
|
Хабаровский край
|
1139,3
|
30681,4
|
3,6
|
3,2
|
6,8
|
Амурская область
|
7434,1
|
90088,7
|
7,6
|
1,6
|
9,2
|
Сахалинская область
|
260,6
|
3561,6
|
6,8
|
5,8
|
12,6
|
Чукотский АО
|
335,2
|
6142,5
|
5,2
|
6,1
|
11,3
|
Еврейская АО
|
177,0
|
3817,6
|
4,4
|
3,2
|
7,6
|
"Востокгосплан" предлагает Минвостокразвития для радикального снижения себестоимости производства на Дальнем Востоке предпринять сразу несколько мер, продолжил Вадим Заусаев. "В первую очередь это проведение противозатратной политики в области естественных монополий, госкорпораций. Второй очень важный момент - это расширение границ ТОР, предоставление возможности участвовать всем действующим предприятиям", - сказал экономист. На слайде господина Заусева пояснялось, что под этим подразумевается "распространение режимов ТОР на действующие производства с введением "планки отсечения" налогов на уровне 2-3 последних лет".
Среди стратегических мер в презентации также были названы "внедрение кумулятивной системы налоговых льгот и преференций, стимулирующих производство возобновимых природных ресурсов и развитие глубоких переделов", "формирование вертикальных цепочек добавленной стоимости, в центре которых функционируют рентные (высокодоходные) производства". Вадим Заусаев также предложил распространить режим ТОР "Комсомольск" на сопредельные районы и выплачивать так называемые дальневосточные надбавки из федерального бюджета.
Дмитрий Щербаков
Теги: