Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

About the most important

Yakutia pays special attention to measures of social support - investments in the "human capital" of the republic

About the most important
Photo: pixabay.com
Special project Yakutsk Initiative

The life of any northern or Far Eastern region is a constant struggle between the economy and geography. Climate is climate, distances are distances, and this always has to be corrected in any plans and global strategies. Yakutia knows this from its own experience better than anyone else in Russia. More than three million sq. km of territory, less than one million people. Permafrost underfoot, tracks, factories and foundations of houses. Cold, wind and snow for most of the year. Distances that can sometimes only be covered by air.

But there is also the most important, the most precious “property of the republic” - people who live on this land, master its riches, invest in it not only labor, but also the warmth of their souls. In all fairness, their life should be dignified, comfortable and secure. The leadership of Yakutia considers it its duty to do everything possible for this. And to use the wealth of a huge region primarily for the benefit of its inhabitants, regardless of any difficulties.

This goal is stated in almost every official document that defines the daily life of the republic and its plans for the future. But it is much more important that all these measures do not remain on paper, but are implemented. Even in the most difficult times, which should include 2020 with its pandemic, economic collapses and a whole bunch of other negative factors. All programs in the social sphere, started in more prosperous times, have been extended and expanded by the corresponding decisions of the government of Yakutia. At the same time, special attention is paid to feedback mechanisms between people and leaders of all levels, so that any problems can be solved faster and more efficiently.


HELP MATERIAL

First of all, this concerns social support measures. Those of them that require annual re-registration have been extended - taking into account quarantine measures and restrictions that have significantly reduced the mobility of people. A specially created hotline in the republic on social support, social services and labor relations received about 50 thousand calls, each of which was considered on an individual basis. Much has been done for older people - additional targeted social benefits and other support measures were introduced for war veterans and disabled people.

There are also special programs to help certain categories of residents in Yakutia. Local social benefits are received, for example, by reindeer herders and chum workers, game hunters, fishermen, horse breeders and milkmaids with a certain length of service, pensioners from 70 to 80 years old and many others. There is also a wide system of tax benefits and privileges, conditions are created for free education and advanced training, people receive benefits in housing and communal services, access to rehabilitation programs in sanatoriums, free medicines, etc.

As the Minister of Labor and Social Development of Yakutia Elena Volkova said recently, such an instrument as a contract for receiving social assistance has proven itself well. This measure is for those whose family income, for reasons beyond their control, is below the average subsistence level per capita. Such contracts are increasingly concluded by people who have decided to run a personal subsidiary farm or start a business. Also, assistance can be aimed at resolving a difficult life situation, for example, an active job search, vocational training, home renovation.

As Elena Volkova explained, the average size for overcoming a difficult life situation in the republic today amounted to 14,8 thousand rubles. per recipient, and for the development of entrepreneurship and the maintenance of personal subsidiary plots - 187,1 thousand rubles. In total, 330 million rubles are allocated for the provision of state social assistance on the basis of a social contract this year.

A very important component of the social policy of any region, especially one like Yakutia, is assistance to families with children. The republic has added its own to the federal programs that were implemented this year, taking into account the specifics of the demographic situation. Additional payments were introduced (15 thousand rubles each) at the expense of the republican maternity capital "Family" - at the birth of the third or next child. New benefits have been assigned for low-income families with children from three to seven years old. More than 39 thousand children received help. Payments for children were also carried out through the Pension Fund of Russia in Yakutia. Support measures also affected those who, in a difficult situation this year, were left without work and have children under 18. In addition, by decision of the head of the republic, support was also received by about eight thousand graduates of the 11th grade - during the pandemic, they were paid XNUMX thousand rubles each.


EMERGENCY ASSISTANCE FOR MEDICINE

The threat of the spread of a new coronavirus infection forced all medical institutions in the country to switch to a high alert mode, to redesign emergency services, hospital departments, and social hospitals to fight the epidemic. Those who fought the infection for many months and continue to do so to this day were assigned special payments - for work literally in "combat conditions." By order of the head of the republic, Aisen Nikolaev, regional allowances were added to the federal bonuses. In total, more than 63 million rubles were allocated from the budget of Yakutia for these purposes. Additional payments were also established for those who directly worked with patients with coronavirus - not only for doctors, but also for other employees.

Thanks to the selfless work of Yakut doctors, it was possible to avoid sharp surges in the incidence, but all the services that were involved in countering the virus are still in full readiness.

 

LEARN LEARN

There are more than 800 preschool educational institutions (kindergartens) in Yakutia, 641 schools, 43 institutions of secondary vocational and seven institutions of higher vocational education, 211 institutions of additional education. More than 70% of preschool and general education organizations are located in rural areas, many schools are small and are located in remote areas. At the same time, Yakutia occupies top positions in the rating of Russian regions in terms of the level of accessibility and quality of kindergarten and school education. The top 20 best schools in the Far Eastern Federal District in terms of the number of graduates entering the country's leading universities include nine Yakut lyceums and gymnasiums.

At the height of the pandemic - in March, as well as throughout the country, the republic immediately switched to distance learning. This required the creation of technological conditions, such as the presence of high-speed Internet in the home of each student and teacher, the availability of computers and tablets for classes. In the shortest possible time, we managed to resolve the issue of connecting to the Internet in families, where it was technically possible. As part of the all-Russian campaign “Help to study at home”, hundreds of low-income families and large families received laptops and tablets for organizing distance learning at home. According to the results, Yakutia became one of the five regions of the country, which, according to the government of the Russian Federation, successfully coped with the learning processes in the context of the coronavirus pandemic.

Today it is already obvious: the school of the future is unthinkable without digital technologies. The republic has been thinking about this for a long time: the Concept for the Development of Electronic Education has been adopted, a regional project "Digital Educational Environment" has been developed, by the end of 2022, three digital education centers for children "IT-cube" will be created in Yakutia, where students will acquire skills in the field of information technology - from digital hygiene to programming and creating mobile applications. The project forms a modern educational ecosystem that brings together leading companies in the IT market, experienced mentors and novice developers from seven to 18 years old.

In the digital world, where geographic distance is no longer a limiting factor, educational programs of a new type are developing. Among them is the first project of social impact in the field of education, the agreement on the launch of which in 2019 at the St. Petersburg International Economic Forum was signed by the government of Yakutia, the State Corporation VEB.RF, the Fund for the Development of the Far East and the Baikal Region and the Higher School of Economics. Leading HSE experts will provide additional training for schoolchildren, create "management teams" for children, their parents, teachers, local leaders and business representatives. And thus to lay a solid foundation for the development of young talents and improve the quality of education in general.

Another project for gifted children is the International Arctic School. For more than 200 talented children from all over the republic, the educational process is conducted in three languages: Yakut, Russian and English, including with native speakers. Children are taught by the best teachers who have completed special advanced training courses in advance. It is expected that in three years, IASH students will be able to move on to study under the International Baccalaureate (DP IB) diploma program, which will give them the opportunity to enter the best educational institutions in the world.

The republic also has programs to support higher education and science. Without this, the path to progress, to the introduction of innovations in production, to the full development of high-tech spheres is simply impossible. And, of course, the creation of a "creative" sector of the economy, based primarily on intellectual achievements. Yakutia is now moving towards this goal systematically and persistently. The Ammosov North-Eastern Federal Institute has firmly established itself in Russian and foreign rankings of universities. In 2020, the university took 33rd place in the ranking of Russian universities according to the RAEX Rating Agency. The university cooperates with dozens of educational and research centers around the world: from the Republic of Korea, Japan, China, USA, Canada, Finland, Sweden, Norway, Iceland, Great Britain, Germany, France, Poland, Switzerland and the CIS countries.


COMFORT UNDER 2%

One of the most popular social programs is a preferential Far Eastern mortgage at 2% per annum. It allows you to get a loan from one of the 14 participating banks in order to buy an apartment in a new building under construction in the city or housing on the secondary market in the countryside. Young families with many children who have joined this program can additionally receive 450 thousand rubles from the state to repay the loan if, after January 1, 2019, their third or subsequent child was born.

Yakutia is one of the three leading regions for DV-mortgage. As of August, more than 2300 contracts have already been concluded for a total amount of almost ten million rubles. However, the republic believes that today, far from the full potential of this new and promising instrument of social assistance is used. The problem remains that most of the families receiving this type of mortgage are city dwellers. Exclusively because they have a collateral that satisfies the banks issuing loans. But, for example, rural residents usually do not have either their own apartment or a house on a concrete base for such a pledge (there are not many of them under permafrost conditions in the villages). As a result, to paraphrase the hero of the famous film, “there is a desire - there is no possibility”. But this is wrong, according to the regional government.

Difficulties also arise for those citizens who would like to use a loan to purchase housing on the secondary market - since there are not so many options for new construction. The leadership of the republic has repeatedly raised the issue of easing the terms of the "Far Eastern mortgage" in relation to the conditions of Yakutia and met with understanding from the country's leadership. Possible options for such amendments are now being worked out at the level of the federal government, banks, relevant ministries and departments.

Interest in preferential mortgage loans continues to grow. According to the head of the republic, Aisen Nikolaev, measures aimed at implementing the Far Eastern mortgage program will help the development of the region's construction industry. And this will have a multiplier effect for the entire economy of Yakutia.

However, the republic expects such an effect from the whole range of measures aimed at creating an effective social infrastructure. The modern development of the Far East is, first of all, concern for the quality of life of people, which should be no worse than in central Russia. This investment in "human capital" is the surest and most reliable investment that can only be.

 

Information:

In the ranking of the human capital development index, Yakutia ranks 1st in the Far Eastern Federal District and sixth in Russia. The republic occupies a leading position in the Far Eastern Federal District in terms of natural population growth (5,4). So, at the end of 2019, the republic is in seventh place among the regions of the Russian Federation in this indicator and in first place among the regions of the Far Eastern Federal District.

Last year, the birth rate in the republic was 13,2 ppm. According to this indicator, Yakutia ranks seventh among the regions of Russia, and first among the Far Eastern regions. Life expectancy in the republic - 73 years - is the highest in the Far East.

April 18: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

О самом важном

В Якутии уделяют особое внимание мерам социальной поддержки — инвестициям в «человеческий капитал» республики

О самом важном
Фото: pixabay.com

Жизнь любого северного или дальневосточного региона — это постоянная борьба экономики с географией. Климат есть климат, расстояния есть расстояния, и на это всегда приходится делать поправку в любых планах и глобальных стратегиях. Якутия на собственном опыте знает это лучше кого бы то ни было в России. Больше трех млн кв. км территории, меньше одного млн человек населения. Вечная мерзлота под ногами, трассами, заводами и фундаментами домов. Холод, ветер и снег большую часть года. Расстояния, которые порой можно преодолеть только по воздуху.

Но есть и самое главное, самое дорогое «достояние республики» — люди, которые на этой земле живут, осваивают ее богатства, вкладывают в нее не только труд, но и тепло своей души. По всей справедливости — их жизнь должна быть достойной, комфортной и обеспеченной. Руководство Якутии считает своим долгом сделать для этого все возможное. И обратить богатства огромного региона прежде всего на благо его жителей, невзирая на любые трудности.

Об этой цели говорится практически в каждом из официальных документов, которые определяют повседневную жизнь республики и ее планы на будущее. Но гораздо важнее то, что все эти меры не остаются на бумаге, а воплощаются в жизнь. Даже в самые сложные времена, к которым следует причислить 2020 год с его пандемией, экономическими обвалами и целым букетом прочих негативных факторов. Все программы в социальной сфере, начатые в более благополучные времена, продлены и расширены соответствующими решениями правительства Якутии. При этом особое внимание уделено механизмам обратной связи между людьми и руководителями всех уровней, чтобы любые проблемы можно было решать быстрее и эффективнее.


ПОМОГИТЕ МАТЕРИАЛЬНО

Прежде всего, это касается мер социальной поддержки. Те из них, которые требуют ежегодной перерегистрации, были продлены — с учетом карантинных мер и ограничений, существенно снизивших мобильность людей. На специально созданную в республике горячую линию по вопросам социальной поддержки, соцобслуживания и трудовых отношений поступило около 50 тыс. обращений, каждое из которых рассматривали в индивидуальном порядке. Много было сделано для людей старшего возраста — для них были введены дополнительные адресные социальные выплаты и другие меры поддержки для ветеранов войны и инвалидов.

Действуют в Якутии и специальные программы помощи отдельным категориям жителей. Местные социальные пособия получают, например, оленеводы и работники чумов, промысловые охотники, рыбаки, коневоды и доярки с определенным стажем работы, пенсионеры от 70 до 80 лет и многие другие. Действует также широкая система налоговых льгот и привилегий, создаются условия для бесплатного образования и повышения квалификации, люди получают льготы на ЖКХ, доступ к реабилитационным программам в санаториях, бесплатные лекарства и др.

Как заявила недавно министр труда и социального развития Якутии Елена Волкова, хорошо себя зарекомендовал такой инструмент, как контракт на получение социальной помощи. Эта мера для тех, у кого доход семьи, по не зависящим от них причинам, ниже средней величины прожиточного минимума на душу населения. Такие контракты все чаще заключают люди, которые решили вести личное подсобное хозяйство или начинают предпринимательскую деятельность. Также помощь может быть направлена на разрешение сложной жизненной ситуации, например, на активный поиск работы, прохождение профессионального обучения, ремонт жилья.

Как объяснила Елена Волкова, на преодоление трудной жизненной ситуации средний размер по республике на сегодня составил 14,8 тыс. руб. на одного получателя, а на развитие предпринимательства и ведение личного подсобного хозяйства — 187,1 тыс. руб. В общей сложности на оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта в этом году предусмотрено 330 млн рублей.

Очень важная составная часть социальной политики любого региона, тем более такого, как Якутия — помощь семьям с детьми. К федеральным программам, которые осуществлялись в этом году, республика добавила собственные — с учетом особенностей демографической ситуации. Введены дополнительные выплаты (по 15 тыс. рублей) за счет республиканского материнского капитала «Семья» — при рождении третьего или следующего ребенка. Назначены новые пособия для малоимущих семей с детьми от трех до семи лет. Помощь получили свыше 39 тыс. детей. Выплаты на детей осуществлялись также по линии Пенсионного фонда России по Якутии. Меры поддержки коснулись и тех, кто в сложной ситуации этого года остался без работы и имеет детей до 18 лет. Кроме того, по решению главы республики поддержку получили также около восьми тыс. выпускников 11-х классов — в период пандемии им выплатили по пять тыс. рублей.


СКОРАЯ ПОМОЩЬ МЕДИКАМ

Угроза распространения новой коронавирусной инфекции заставила все медицинские учреждения в стране перейти на режим повышенной готовности, перепрофилировать под борьбу с эпидемией экстренные службы, отделения больниц, социальные стационары. Тем, кто в течение долгих месяцев боролся с инфекцией и продолжает это делать по сей день, назначили особые выплаты — за работу буквально в «боевых условиях». По распоряжению главы республики Айсена Николаева к общефедеральным надбавкам приплюсовали и региональные. Всего на эти цели из бюджета Якутии выделили более 63 млн рублей. Доплаты были установлены и для тех, кто непосредственно работал с больными коронавирусом — не только медикам, но и другим сотрудникам.

Благодаря самоотверженной работе якутских медиков резких всплесков заболеваемости удалось избежать, но все службы, которые были задействованы для противодействия вирусу, по-прежнему в полной готовности.

 

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ

В Якутии более 800 дошкольных образовательных учреждений (детских садов), 641 школа, 43 учреждения среднего профессионального и семь учреждений высшего профобразования, 211 учреждений дополнительного образования. Более 70% дошкольных и общеобразовательных организаций находятся в сельской местности, много школ являются малокомплектными и находятся в труднодоступных местностях. При этом Якутия занимает топовые позиции в рейтинге российских регионов по уровню доступности и качества детсадовского и школьного образования. В топ-20 лучших школ ДФО по количеству выпускников, поступающих в ведущие вузы страны, входит девять якутских лицеев и гимназий.

В разгар пандемии — в марте, как и по всей стране, в республике одномоментно перешли на дистанционную форму обучения. Это потребовало создания технологических условий, таких как наличие высокоскоростного интернета в доме у каждого ученика и учителя, наличие компьютеров и планшетов для занятий. В кратчайшие сроки удалось решить вопрос подключения к интернету в семьях, где это было технически возможно. В рамках общероссийской акции «Помоги учиться дома» сотни малоимущих и многодетных семей получили ноутбуки и планшеты для организации дистанционного обучения на дому. По итогам Якутия вошла в число пяти регионов страны, которые, по оценке правительства РФ, успешно справились с процессами обучения в условиях пандемии коронавируса.

Сегодня уже очевидно: школа будущего немыслима без цифровых технологий. В республике об этом задумались давно: здесь принята Концепция развития электронного образования, разработан региональный проект «Цифровая образовательная среда», к концу 2022 года в Якутии создадут три центра цифрового образования детей «IT-куб», где школьники получат навыки работы в сфере информационных технологий — от цифровой гигиены до программирования и создания мобильных приложений. Проект формирует современную образовательную экосистему, объединяющую компании-лидеров ИТ-рынка, опытных наставников и начинающих разработчиков от семи до 18 лет.

В цифровом мире, где географическая удаленность перестает быть ограничивающим фактором, развиваются образовательные программы нового типа. Среди них — первый проект социального воздействия в сфере образования, соглашение о запуске которого в 2019 году на Петербургском международном экономическом форуме подписали правительство Якутии, Госкорпорация ВЭБ.РФ, Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона и НИУ ВШЭ. Ведущие эксперты ВШЭ будут вести дополнительную подготовку школьников, создавать «управленческие команды» ребят, их родителей, педагогов, местных руководителей и представителей бизнеса. И закладывать таким образом прочную основу для развития юных талантов и повышения качества образования в целом.

Еще один проект для одаренных детей — Международная Арктическая школа. Для 200 с лишним талантливых ребят со всей республики учебный процесс ведется на трех языках: на якутском, русском и английском, в том числе и с носителями языка. Детей обучают лучшие учителя, которые заранее прошли специальные курсы повышения квалификации. Ожидается, что через три года учащиеся МАШ смогут перейти на обучение по дипломной программе Международного бакалавриата (DP IB), что даст возможность им поступать в лучшие учебные заведения мира.

В республике также действуют программы поддержки вузовского образования и науки. Без этого просто невозможен путь к прогрессу, к внедрению инноваций на производстве, к полноценному развитию высокотехнологичных сфер. И, безусловно, создание «креативного» сектора экономики, основанного прежде всего на интеллектуальных достижениях. К этой цели в Якутии сейчас движутся планомерно и настойчиво. В российских и зарубежных рейтингах вузов прочно обосновался Северо-Восточный федеральный институт имени Аммосова. В 2020 году университет занял 33 место в рейтинге вузов России по версии Рейтингового агентства РАЭКС. Вуз сотрудничает с десятками образовательных и научно-исследовательских центров мира: из Республики Кореи, Японии, КНР, США, Канады, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии, Великобритании, Германии, Франции, Польши, Швейцарии и стран СНГ.


КОМФОРТ ПОД 2%

Одна из самых востребованных социальных программ — льготная дальневосточная ипотека под 2% годовых. Она позволяет получить заем в одном из 14 банков-участников, чтобы купить квартиру в строящемся новом доме в городе или жилье на вторичном рынке в сельской местности. Многодетные молодые семьи, включившиеся в эту программу, дополнительно могут получить от государства 450 тыс. рублей на погашение кредита, если после 1 января 2019 года у них родился третий или последующий ребенок.

Якутия по ДВ-ипотеке входит в тройку регионов-лидеров. По данным за август, уже заключено более 2300 договоров на общую сумму почти десять млн рублей. Однако в республике считают, что на сегодня задействован далеко не весь потенциал этого нового и перспективного инструмента социальной помощи. Проблемой остается то, что большинство семей, получающих такой вид ипотеки — горожане. Исключительно потому, что у них есть предмет залога, который удовлетворяет банки, выдающие кредит. Но, например, у сельских жителей обычно нет для такого залога ни собственной квартиры, ни дома на бетонном основании (их вообще в условиях вечной мерзлоты в селах строят немного). В итоге, перефразируя героя известного фильма, «желание есть — возможности нет». Но это неправильно, считают в правительстве региона.

Сложности возникают и у тех горожан, которые хотели бы с использованием кредита приобрести жилье на вторичном рынке — поскольку вариантов нового строительства не так уж много. Руководство республики уже не раз ставило вопрос о смягчении условий «дальневосточной ипотеки» применительно к условиям Якутии и встретило понимание у руководства страны. Возможные варианты таких поправок прорабатываются сейчас на уровне федерального правительства, банков, профильных министерств и ведомств.

Интерес к льготным ипотечным кредитам продолжает расти. По мнению главы республики Айсена Николаева, меры, направленные на реализацию программы «Дальневосточная ипотека», помогут развитию строительной отрасли региона. И это даст мультипликативный эффект для всей экономики Якутии.

Впрочем, такого эффекта в республике ждут от всего комплекса мер, направленных на создание эффективной социальной инфраструктуры. Современное развитие Дальнего Востока – это прежде всего забота о качестве жизни людей, которое должно быть не хуже, чем в средней полосе России. Это инвестиции в «человеческий капитал» — самое верное и самое надежное вложение, которое только может быть.

 

Справка:

В рейтинге по индексу развития человеческого капитала Якутия занимает 1 место в Дальневосточном федеральном округе и шестое место в России. Республика занимает лидирующие позиции в Дальневосточном федеральном округе по показателю естественного прироста населения (5,4). Так, по итогам 2019 года республика на седьмом месте среди регионов Российской Федерации по этому показателю и на первом среди регионов ДФО.

В прошлом году рождаемость в республике составила 13,2 промилле. По данному показателю среди регионов России Якутия занимает седьмое место, а среди дальневосточных регионов — первое. Ожидаемая продолжительность жизни в республике — 73 года — самая высокая на Дальнем Востоке.

26 ноября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика