После двух лет разбирательств суд не удовлетворил иск «Владивостокского морского рыбного порта» (ВМРП) к предприятию «Нацрыбресурс»
Пятый арбитражный апелляционный суд после двух лет судебных разбирательств подтвердил законность решения арбитражного суда Приморского края, который в ноябре прошлого года не удовлетворил иск «Владивостокского морского рыбного порта» (ВМРП) к ФГУП «Нацрыбресурс», посчитав требование необоснованным. В своем исковом заявлении ВМРП требовал обязать госпредприятие заключить с ним договор аренды на предлагаемых компанией условиях.
Крупнейший на Дальнем Востоке арендатор причальных стенок ВМРП подал иск к «Нацрыбресурсу» еще в феврале прошлого года. Истец требовал «урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, заключенного в соответствии с п. 11 ст. 31 ФЗ от 8 ноября 2007 года и принятии договора в редакции истца – в редакции протокола разногласий с изменениями». Суду компания пояснила, что просит устранить разногласия и принять редакцию договора. Разногласия, прежде всего, касались суммы месячного платежа. ВМРП настаивал на сумме в 33 млн 668 тыс. 956 рублей, называя ее «вполне приемлемой». Пояснить суду, откуда взялась цифра и каким образом эти деньги могут покрыть капитальный ремонт (предусмотренный договором аренды), истец не смог.
В ходе разбирательств представители «Нацрыбресурса» апеллировали к тому, что сегодня, когда в условиях санкций перед государством стоит глобальная задача организовать процесс по импортозамещению продовольствия, причалы рыбных портов становятся серьезным звеном в построении транспортно-логистической цепочки поставок рыбопродукции вглубь страны.
На суде представители госпредприятия не раз подчеркивали, что причальный фонд не ремонтировался должным образом практически с постройки в 1970-80-х годах прошлого века, а потому ФГУП был вынужден изыскивать новые формы взаимодействия с арендаторами ГТС, переданных «Нацрыбресурсу» в 2008 году. В том числе повышать арендную стоимость либо искать новых арендаторов.
По его словам, в розничной цене мороженой рыбы стоимость пользования причалом составит менее 0,1 процента. По данным Росстата, средняя цена килограмма рыбы в магазинах Дальневосточного федерального округа составляет сейчас 116 рублей 9 копеек. И плата за пользование причалами будет 10 копеек. А порт берет за перевалку в 10 раз больше.
«’Нацрыбресурс” не собирался и не будет вмешиваться в хозяйственную деятельность порта, что бы ни говорили по этому поводу акционеры ВМРП. В этой связи работники порта и жители города Владивостока не должны беспокоиться за будущее порта и свое будущее», – отметил представитель предприятия. И добавил, что «Нацрыбресурс» ждет от владельцев ВМРП реальных действий, а «не потока догадок, суждений и безосновательных обвинений в рейдерском захвате».
Отметим, данная ситуация не уникальна. По признанию представителей ФГУПа, довольно сложно выстроить нормальные партнерские отношения и с другими портами региона, которые вообще довели причалы до нерабочего состояния.
Между тем, член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Денис Сарана уверен, что коммерческие инициативы главы Росрыболовства Ильи Шестакова и руководителя «Нацрыбресурсов» Игоря Ивлева имеют антигосударственную направленность, не соответствующую целям страны.
Он также отметил, что правительство РФ наделило Росрыболовство правом регулировать отношения в сфере рыболовства, но никогда не ставило задачу этому ведомству заниматься грузовыми работами в рыбной отрасли или создавать «параллельный бюджет», наполнение которого происходит с помощью поборов.
«У нас в государстве есть Налоговый кодекс и Минфин, вот туда мы все налоги и перечисляем. По существу, предложения «Нацрыбресурса» сводятся к необоснованному перераспределению существующей выручки портов на свои счета под лозунгами «повышения эффективности»; это лишит предприятия (которым «не повезло» оказаться на их причалах) инвестиционной привлекательности и перспектив развития», - полагает Сарана.
По его информации, операционная прибыль ВМРП в 2014 году после уплаты налогов составила 250 млн рублей. Принятие предложения от «Нацрыбресурсов» обернется для порта выплатой около 300 млн рублей в год.
Мнения аналитиков относительно дальнейшего развития ситуации и возможной судьбы дальневосточных портов разделились.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов отмечает, что представители всех четырех «морских» дальневосточных регионов - Магадана, Камчатки, Сахалина и Приморья - высказались против предложенных «Нацрыбресурсом» вариантов использования ГТС. «Аренда причалов предприятиям жизненно необходима. Только долгосрочные контракты позволяют бизнесу реализовывать инвестиционные проекты. Их отсутствие препятствует инвестициям предприятий и приводит к деградации причалов. Помимо этого, это негативно сказывается на инвестиционном климате в отрасли в целом. Как мы можем говорить о развитии свободного порта Владивосток, о наращивании потоков рыбопродукции на внутренний рынок в такой ситуации?», - отмечает эксперт.
Текст: Ксения Писарева