Поделиться
О причалах замолвите слово
Поделиться

После двух лет разбирательств суд не удовлетворил иск «Владивостокского морского рыбного порта» (ВМРП) к предприятию «Нацрыбресурс»

В порту, на позицию которого встали практически все дальневосточные регионы, уверены, что повышенная арендная плата неизбежно приведет к удорожанию рыбной продукции и не позволит портовикам реализовывать инвестпроекты. Однако эксперты утверждают: опасения напрасны и призывают коммерческие структуры не натягивать на себя государственные задачи.

Пятый арбитражный апелляционный суд после двух лет судебных разбирательств подтвердил законность решения арбитражного суда Приморского края, который в ноябре прошлого года не удовлетворил иск «Владивостокского морского рыбного порта» (ВМРП) к ФГУП «Нацрыбресурс», посчитав требование необоснованным. В своем исковом заявлении ВМРП требовал обязать госпредприятие заключить с ним договор аренды на предлагаемых компанией условиях.

Крупнейший на Дальнем Востоке арендатор причальных стенок ВМРП подал иск к «Нацрыбресурсу» еще в феврале прошлого года. Истец требовал «урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, заключенного в соответствии с п. 11 ст. 31 ФЗ от 8 ноября 2007 года и принятии договора в редакции истца – в редакции протокола разногласий с изменениями». Суду компания пояснила, что просит устранить разногласия и принять редакцию договора. Разногласия, прежде всего, касались суммы месячного платежа. ВМРП настаивал на сумме в 33 млн 668 тыс. 956 рублей, называя ее «вполне приемлемой». Пояснить суду, откуда взялась цифра и каким образом эти деньги могут покрыть капитальный ремонт (предусмотренный договором аренды), истец не смог.

Отметим, сроки аренды гидротехнических сооружений (ГТС), арендованных ВМРП в 1990-х годах, закончились в 2011 году. Оценив эффективность эксплуатации арендованных ВМРП причалов, а также их техническое состояние, ФГУП предложил продлить аренду на условиях, предусматривающих рыночную ставку арендной платы, а также проведение соответствующего ремонта арендованных у «Нацрыбресурса» ГТС. Однако в ВМРП отказались принимать новые условия аренды и решили настоять на своих через суд.

В ходе разбирательств представители «Нацрыбресурса» апеллировали к тому, что сегодня, когда в условиях санкций перед государством стоит глобальная задача организовать процесс по импортозамещению продовольствия, причалы рыбных портов становятся серьезным звеном в построении транспортно-логистической цепочки поставок рыбопродукции вглубь страны.

На суде представители госпредприятия не раз подчеркивали, что причальный фонд не ремонтировался должным образом практически с постройки в 1970-80-х годах прошлого века, а потому ФГУП был вынужден изыскивать новые формы взаимодействия с арендаторами ГТС, переданных «Нацрыбресурсу» в 2008 году. В том числе повышать арендную стоимость либо искать новых арендаторов.

«”Нацрыбресурс” предлагает заменить фиксированную ставку аренды на плату за предоставление причалов, привязанную к грузообороту. Более того, ФГУП принимает на себя обязательства по ремонту причалов. В нынешних непростых экономических условиях, когда поток грузов через порты снижается, это полностью отвечает интересам портового оператора. Размер платы является абсолютно подъемным для порта и соответствует вкладу», – прокомментировал пресс-секретарь «Нацрыбресурса» Александр Орловский.

По его словам, в розничной цене мороженой рыбы стоимость пользования причалом составит менее 0,1 процента. По данным Росстата, средняя цена килограмма рыбы в магазинах Дальневосточного федерального округа составляет сейчас 116 рублей 9 копеек. И плата за пользование причалами будет 10 копеек. А порт берет за перевалку в 10 раз больше.

«’Нацрыбресурс” не собирался и не будет вмешиваться в хозяйственную деятельность порта, что бы ни говорили по этому поводу акционеры ВМРП. В этой связи работники порта и жители города Владивостока не должны беспокоиться за будущее порта и свое будущее», – отметил представитель предприятия. И добавил, что «Нацрыбресурс» ждет от владельцев ВМРП реальных действий, а «не потока догадок, суждений и безосновательных обвинений в рейдерском захвате».

«В настоящий момент, учитывая решения арбитражного суда во Владивостоке, ФГУП будет выстраивать отношения со стивидорными компаниями, и в первую очередь с ВМРП, на обоюдовыгодных экономических условиях, которые обеспечат бесперебойную работу в интересах всей рыбной отрасли», – заключил Орловский.

Отметим, данная ситуация не уникальна. По признанию представителей ФГУПа, довольно сложно выстроить нормальные партнерские отношения и с другими портами региона, которые вообще довели причалы до нерабочего состояния.

Между тем, член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Денис Сарана уверен, что коммерческие инициативы главы Росрыболовства Ильи Шестакова и руководителя «Нацрыбресурсов» Игоря Ивлева имеют антигосударственную направленность, не соответствующую целям страны.

«Порт не сможет согласиться на такие условия, так как это лишит компанию всей прибыли и сделает ее неконкурентоспособной. Тарифы порта в угоду Росрыболовству мы поднять не можем: рынок не позволит, да и подорожания рыбы мы не хотим. В 2014 году порт обработал 3,4 млн тонн грузов. Теперь этот грузовой поток предлагается облагать неким сбором, поступления от которого пойдут на счета ФГУП», - говорит господин Сарана.

Он также отметил, что правительство РФ наделило Росрыболовство правом регулировать отношения в сфере рыболовства, но никогда не ставило задачу этому ведомству заниматься грузовыми работами в рыбной отрасли или создавать «параллельный бюджет», наполнение которого происходит с помощью поборов.

«У нас в государстве есть Налоговый кодекс и Минфин, вот туда мы все налоги и перечисляем. По существу, предложения «Нацрыбресурса» сводятся к необоснованному перераспределению существующей выручки портов на свои счета под лозунгами «повышения эффективности»; это лишит предприятия (которым «не повезло» оказаться на их причалах) инвестиционной привлекательности и перспектив развития», - полагает Сарана.

По его информации, операционная прибыль ВМРП в 2014 году после уплаты налогов составила 250 млн рублей. Принятие предложения от «Нацрыбресурсов» обернется для порта выплатой около 300 млн рублей в год.

«У предприятия не останется прибыли, то есть не будет ни налогов в местные бюджеты, ни средств на реализацию инвестиционных проектов в том же рыбном секторе, ни на индексацию заработной платы, ни на модернизацию и техническое перевооружение. Производственная деятельность и существование порта сегодня под угрозой», - заключил он.

Мнения аналитиков относительно дальнейшего развития ситуации и возможной судьбы дальневосточных портов разделились.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов отмечает, что представители всех четырех «морских» дальневосточных регионов - Магадана, Камчатки, Сахалина и Приморья - высказались против предложенных «Нацрыбресурсом» вариантов использования ГТС. «Аренда причалов предприятиям жизненно необходима. Только долгосрочные контракты позволяют бизнесу реализовывать инвестиционные проекты. Их отсутствие препятствует инвестициям предприятий и приводит к деградации причалов. Помимо этого, это негативно сказывается на инвестиционном климате в отрасли в целом. Как мы можем говорить о развитии свободного порта Владивосток, о наращивании потоков рыбопродукции на внутренний рынок в такой ситуации?», - отмечает эксперт.

Другие же считают, что государственные задачи должно решать государственное ведомство, а не коммерческие структуры. «Предложенная «Нацрыбресурсом» арендная плата вполне приемлема. С учетом того, что доходы порта по году превышают 2 млрд рублей, предложенный арендный платеж не превышает 5% от прибыли, а значит, не может повлиять на конечную стоимость товаров и услуг. Более того, цена на рыбопродукцию находится вне компетенции порта, равно как и стратегическое развитие рыбной отрасли», - считает глава медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Подмена государственных интересов частными еще никогда не шла на пользу дела, и тем более - развития отрасли, заключил он. По его словам, «сговорчивость» акционеров в этом плане была бы куда более эффективным и «правильным» шагом как для отрасли в целом, так и для порта в частности.

Текст: Ксения Писарева Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов