Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Общее дело частного вложения

Как построенные частными компаниями пути передаются РЖД

Общее дело частного вложения
ва.

Стоит сказать, ДВЖД – одна из первых магистралей, где начали реализовываться инвестиционные проекты на данной основе. Еще в 2007 году на линии Известковая – Чегдомын был проложен обходной 29-километровый перегон Адникан –Дубликан взамен участка, который попадал в зону влияния водохранилища Бурейской ГЭС. На его протяженности построены две станции, возведен 41 мост, в том числе три длиной более 100 м. Стоимость обхода, финансирование которого осуществлялось за счет федерального бюджета (по линии Росжелдора), ОАО «РЖД» и РАО «ЕЭС России», тогда превысила 5,8 млрд руб.  

Спустя несколько лет «Транснефть» в рамках строительства трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан в соответствии с техническими условиями на присоединение к инфраструктуре РЖД, помимо собственной станции Грузовая, вложила средства в реконструкцию разъезда Хмыловский (ДВЖД), расположенного вблизи «Спецморнефтепорта Козьмино». Там были построены дополнительные пути и уложены стрелки. Дальневосточная магистраль в свою очередь занялась подходами к разъезду. Был модернизирован участок пути между станцией Кузнецово и Хмыловским, возведена путепроводная развязка в разных уровнях и дополнительный мост через реку Партизанская. В Амурской области «Олекминский рудник» (законсервированный в прошлом году из-за экономического кризиса) в свое время не только проложил подъездной путь от месторождения до станции Олекма, но и реконструировал несколько действующих объектов железной дороги.

На каких условиях будет произведена передача парка отправления станции Находка-Восточная РЖД, пока не уточняется. Стоит сказать, четкого регламента, который бы регулировал порядок осуществления инвестиций предприятий в строительство путей, затраты на подключение производств к магистральной железнодорожной сети, а также распределение имущественных прав на эти объекты, нет. В каждом случае работает индивидуальный подход. В частности, оплата «Олекминскому руднику» за реконструируемую инфраструктуру, перешедшую в собственность РЖД, осуществлялась посредством зачета в стоимость услуг, оказываемых железной дорогой по договору примыкания. По «Спецморнефтепорту Козьмино» и разъезду Хмыловский решение было найдено путем увязки двух взаимозависимых договоров: на аренду маневрового локомотива ДВЖД, работавшего на станции Грузовая, и аренду построенных путей со стрелками. Производился своего рода взаиморасчет, и РЖД по истечению определенного соглашением времени становилось собственником новой инфраструктуры.  

Сложнее была ситуация с обходом линии Известковая – Чегдомын. Поскольку проект финансировался из трех источников, построенные объекты сначала были зарегистрированы в долевой собственности согласно финансированию (РЖД – 50%, Росжелдор – 25%, ОАО «РусГидро» - 25%). В соответствии с законодательством собственники должны в полной мере нести расходы и получать доходы по имуществу.

Между тем их расчет с распределением на дольщиков от пользования общим имуществом на деле оказался непростым, как и порядок возврата инвестиций между акционерами. Спустя несколько лет объекты участка Адникан–Дубликан все же перешли на баланс эксплуатирующей организации РЖД.

Сегодня нестандартная ситуация складывается с будущим железнодорожным мостовым переходом Нижнеленинское – Тунцзян (КНР). Помимо моста (из общей протяженности сооружения 2,2 км российская часть составляет 310 м), должны быть завершены другие объекты, в первую очередь железнодорожные подходы к нему и новая станция Ленинск-2, которая запроектирована для обеспечения работы погранперехода.

Финансовым оператором проекта до 2014 года был Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ), потом его сменил Российско-китайский инвестиционный фонд, созданный Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и China Investment Corporation (CIC). Заказчиком российской части инфраструктуры выступает ООО «Рубикон», которое принадлежит РФПИ, ФРДВ и CIC. Стоимость строительства оценивается в 9 млрд руб.

До запланированного срока сдачи мостового перехода остается десять месяцев. Поэтому вопрос о балансовой принадлежности трансграничного сооружения пора бы решать. Сегодня все железнодорожные погранпереходы с Китаем на Дальневосточной и Забайкальской магистралях находятся в ведении РЖД. На ДВЖД выступают за передачу дороге функций балансодержателя, хотя понимают, что ситуация нестандартная, поскольку переход строится на частные средства. Проработкой вопроса займется рабочая группа, созданная при правительстве ЕАО. Итоговое решение, вероятно, будет принято на уровне правительства РФ.

Независимый аналитик Александр Редько считает целесообразным, чтобы новый пункт пропуска обслуживался Дальневосточной дорогой. Тем самым будет обеспечиваться бесшовный технологический цикл перевозки внешнеторговых грузов. К тому же в Приморье имелся неудачный опыт компании «Золотое звено», в начале 2000-х эксплуатировавшей погранпереход Камышовая – Хуньчунь, потом прекратившей перевозки и в итоге ставшей банкротом.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике