Больше половины российского экспорта угля в 2021 году пришлось на страны азиатского региона.
Прошлый год для угольщиков России сложился в целом неплохо. Доля российского угля на мировом рынке составила 16,3%, а непосредственно в странах АТР достигла 12%, что по сравнению с десятилетней давностью выше на 8 п.п. Между тем, было отмечено на 3-й международной конференции «Argus Уголь России 2022», состоявшейся 18 февраля в Москве, ситуация со сбытом угольной продукции сегодня становится менее предсказуемой. И если Китай будет сокращать импорт российского топлива, не так много стран готовы занять его место в структуре потребления.
Справка: В 2021 году добыча угля в России составила около 440 млн т. При этом за рубеж, по данным Минэнерго, отправлено 227 млн т, что на 7% больше, чем в 2020 году. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона импортировали из России 129 млн т угольной продукции. В том числе порядка 100 млн т вывезено через тихоокеанские порты и сухопутные погранпереходы в ДФО.
Китай подвели к удвоению
Как отметил коммерческий директор «Эльгаугля» Александр Стулишенко, скачок в потреблении сырья продемонстрировал Китай. В 2021 году в эту страну Россия поставила примерно 53 млн т твердого вида топлива - на 20 млн т больше, чем в 2020-м. Во многом это произошло из-за того, что КНР стала замещать российским углем продукцию из Австралии. Сейчас соседние страны разрабатывают межправсоглашение, согласно которому в ближайшие три-пять лет угольный экспорт из России в КНР может быть доведен до 100 млн т ежегодно. Сама «Эльгауголь» уже в следующем году предполагает увеличить поставки в Поднебесную с прошлогодних 8,5 млн до 16–17 млн т.
Однако другие участники отрасли и профильные эксперты не столь оптимистичны. Прошлогодний рост доли КНР в структуре российского экспорта, считает руководитель направления «Уголь» агентства Argus Сергей Соколов, повышает неопределенность в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
«Мы все больше опираемся на Китай, но этот рынок играет по своим правилам. Здесь власти соблюдают интересы своих энергетических и угледобывающих компаний и постоянно корректируют ситуацию путем административных решений, будь то ограничение внутренних цен, запреты на поставку угля из тех или иных регионов», – предупреждает Сергей Соколов.
Причем, несмотря на высокие котировки, на мировом рынке угольной продукции сохраняется волатильность. И Китай – не исключение. «Мы ожидаем там хороший ВВП. С другой стороны, видим очень слабые контракты по рынку недвижимости. Это для нас важный показатель того, насколько ситуация будет развиваться», – пояснил заместитель гендиректора по экспорту, коммерческий директор Восточной горнорудной компании (ВГРК) Степан Карапетян.
Он согласен с тем, что Китай будет поддерживать своих угледобытчиков. В стране вводятся новые шахты, и по итогам прошлого года там установлен рекорд по добыче угля: его произведено 4 млрд т, в предыдущем – 3,8 млрд т. Но закрыть все растущие потребности только своим сырьем у КНР вряд ли получится. Как уточнил представитель ВГРК, Китай не сможет бесконечно наращивать собственное производство, главным образом, из-за существующих инфраструктурных проблем. В частности, это связано с ограниченными пропускными способностями железнодорожной линии Дацинь, которая соединяет крупную угледобывающую провинцию Шаньси с ключевым портом по перевалке угля Циньхуандао. Объем перевозок на данном направлении в 2021 году составил 421 млн т.
Не стоит забывать, что у России в борьбе за китайский рынок есть серьезные конкуренты, прежде всего, в лице Австралии (прошлой осенью власти КНР частично разрешили ввоз австралийской продукции) и Индонезии. Кстати, австралийцы, производящие высококачественные марки угля, из-за запрета на экспорт в Китай стали активно работать с другими рынками, и, как следствие, потеснили позиции РФ в Южной Корее.
Индонезийские угольщики географически находятся в более выгодном положении, чем российские, из Кузбасса и Якутии. У последних с учетом железнодорожной перевозки больше логистические затраты. Но даже в сравнении с ВГРК, которая экспортирует уголь с Сахалина, морской фрахт продукции, адресованной южным провинциям Китая, у индонезийцев выходит дешевле.
«Индонезия может демпинговать, давать самую низкую цену по рынку, – говорит Степан Карапетян. – Хотя по калорийности ее уголь проигрывает мировым производителям, в том числе нашей компании».
Остров везения
Помимо КНР, в северо-восточной Азии для России находятся три премиальных рынка угольной продукции: Япония, Южная Корея и Тайвань. Из них первый является самым крупным. Японские компании в 2019 году импортировали 137 млн т угля, в 2020-м – 129 млн. Рынок Японии считается достаточно стабильным. Средняя цена энергетического угля составляет $163,9 за 1 т. Однако выход на данный рынок осложнен тем, что местные потребители достаточно долго тестируют сырье для своего производства.
Кроме того, Япония, как и Республика Корея, планирует активно размещать парогазовые установки и развивать возобновляемые источники энергии, снижая долю твердого топлива в энергобалансе. «Есть ожидания, что к 2030 году Корея сократит потребление угля на 40–50%. То же самое и с Японией. Понятно, что пока высокая цена на газ, а это основной субститут, они могут включать как угольную, так и газовую генерацию. При такой цене на газ стоимость электроэнергии на 30–40% выше, чем если производить ее на угле. Для промышленного потребления это важно», – рассуждает Степан Карапетян.
Тем не менее, когда цены будут сбалансированы, климатическая повестка в Японии и Корее обретет значимую роль. В этом отношении у Тайваня не просматривается таких перспектив. «Остров меньше Сахалина. Где там строить возобновляемую энергетику, она и так построена вдоль береговой линии, уже в принципе нет возможности ничего развивать», – считает коммерческий директор ВГРК.
При этом на Тайване фактически свернуты планы по атомной энергетике - строительство АЭС Лунгмень, как известно, остановлено. Что касается активного внедрения парогазовых установок, то в этой стране, уточняет менеджер, не столь высокая урбанизация, как в Японии и Республике Корея, где подобная генерация оправдывает себя.
«Тайвань остается интересным рынком с точки зрения угля для России. Это также большой рынок по основной генерации, и сокращения особого здесь не видим. При этом по объемам потребления Тайвань приближается к Корее, хотя население в два раза меньше», – заключил Степан Карапетян. К сведению, в последнее время островное государство импортирует 63–67 млн т угля в годовом выражении.
Углю пока не везет
Чтобы увеличить присутствие на азиатских рынках, России необходимо развивать магистральную инфраструктуру. «В ближайшие годы наши потребители должны получить столько угля, сколько им будет нужно», – заявил директор департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Минэнерго Сергей Мочальников, вместе с тем уточнив, что РЖД не способны удовлетворить все потребности угольных компаний.
«С 2012 года есть поручение по развитию Восточного полигона. К сожалению, I этап программы был сдвинут вправо три раза, II этап пока идет с небольшим отставанием», – сетует чиновник. При этом, добавил он, наличия портовых мощностей в стране для перевалки угля в отличие от мощностей РЖД достаточно для наращивания экспорта. Более того наблюдается их профицит. Директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская сообщила, что находящееся под управлением холдинга АО «Порт Восточный» загружено наполовину из-за неразвитых подходов Дальневосточной магистрали к Находкинскому узлу.
«На период 2025–2030 годы мировой рынок угля останется достаточно стабильным. Более того прогнозируется рост, который позитивно отразится на российской угольной отрасли. В связи с этим важно, чтобы РЖД выполнили все запланированные программы по росту провозной способности как на Дальний Восток, так и на подходах к портам Северо-Запада», – подчеркнула Ирина Ольховская.
Султан Батов, исполнительный директор АО «Центр развития портовой инфраструктуры», которое занимается строительством порта в бухте Суходол, проинформировал о запуске терминала в 2022 году. По его словам, с РЖД имеется соглашение о перевозке для I очереди перегрузочного комплекса 12 млн т угля ежегодно. Но что касается дальнейшего этапа проекта (до 20 млн т), есть опасения, что порт будет не загружен.
Отсюда по-прежнему актуальны альтернативные каналы экспорта. В частности, «Эльгауголь» продолжает прорабатывать возможность строительства железной дороги Эльга – Чумикан (Удская Губа). Железнодорожную линию протяженностью более 500 км (вместе с ней предстоит возвести 10 крупных и средних мостов) предполагается построить за четыре года. Ее стоимость оценивается около 70 млрд руб. Еще почти 30 млрд руб. потребуется на приобретение подвижного состава. По словам Александра Стулишенко, госфинансирование не предусматривается.
Как следует из презентации компании, вложения в стройку окупятся за семь лет, что сравнительно немного для столь серьезного инфраструктурного проекта. Строительство железной дороги ежегодной провозной способностью 30 млн т позволит угледобытчику не только решить проблему экспорта угля в условиях инфраструктурных ограничений БАМа, но и сократить время доставки груза. Для сравнения, расстояние от Эльгинского разреза до порта Ванино составляет 2 тыс. км, до Находкинского узла – 2,5 тыс. км. При этом «Эльгауголь» со временем намерена полностью перейти на производство обогащенного коксующегося угля, что повысит доходность проекта.
Павел УсовРазработчик Эльгинского месторождения коксующихся углей обещает взрывной рост экспорта из Якутии с нынешних полутора до 30 млн т. Этим углем Китай может заместить австралийский – от него в Поднебесной отказались по ряду причин. Но пропускная способность железнодорожной инфраструктуры – не резиновая, и ее уже сейчас не хватает на всех. Поддержит ли государство своих угольщиков так, чтобы коалам стало еще грустнее?
ООО «Эльгауголь» (входит в «А-Проперти» Альберта Авдоляна) 15 декабря подписало соглашение о создании совместного предприятия с китайским морским перевозчиком GH-Shipping. Предварительный срок сотрудничества - пять лет, с дальнейшим продлением на аналогичный период. СП со штаб-квартирой в Шанхае займется импортом, переработкой и продажей коксующегося эльгинского угля с низким содержанием серы и фосфора на китайском рынке. Фактически совместное предприятие будет эксклюзивным представителем «Эльгаугля» в Китае.
«Данный проект – это новая модель сотрудничества в области энергетики между двумя странами», - заявил чрезвычайный и полномочный посол КНР в России Чжан Ханьхуэй. Деятельность СП должна обеспечить заметную прибавку к товарообороту между странами – более $5 млрд в год.
Примечательно, что соглашение заключено, когда Поднебесная уходит от привычных схем импорта сырья. Как сообщил гендиректор УК «ЭльгаУголь» Александр Исаев, поставки коксующегося угля из Якутии позволят Китаю заместить значительный объем австралийского и американского угля схожего качества.
По данным информагентства S&P Platts, еще в октябре 2020 года государственные электростанции и сталелитейные заводы Китая получили устное предписание прекратить импорт угля из Австралии. Аргументом была неполноценность качества продукции, однако настоящей подоплекой считается обострение отношений между странами по ряду политических проблем. Внутренние цены на коксующийся уголь в КНР достигли в итоге четырехлетнего максимума, и трейдеры стали переключаться на российский и индонезийский уголь.
Сегодня Китай оказывает наибольшее влияние на конъюнктуру мировых цен как крупнейший импортер коксующегося угля. «По нашим прогнозам, в 2021 году цены на уголь будут в пределах $145-150 (за 1 т – прим. ред.), но мы ожидаем высокую волатильность на рынках из-за политических взаимоотношений Китая и Австралии. От того, будет ли в отношениях улучшение или ухудшение будет зависеть поведение цен в Китае и за пределами Китая», - говорит председатель совета директоров «Колмара» Анна Цивилева.
Положительным фактором, по ее словам, служит то, что восстановление мировой экономики происходит активней, чем прогнозировалось ранее. Так, в 2021 году ожидается, что спрос на сталь вырастет на 4,1%, в основном за счет Китая.
Якутский уголь, включая коксующиеся марки, экспортируется достаточно давно. Еще в советское время с Нерюнгринского месторождения по БАМу его везли в Японию. «С учетом действующих и новых активов угледобывающей отрасли через 5 лет добыча высококачественного угля в республике может вырасти вдвое - до 50 млн т в год», - прогнозирует главный специалист департамента промышленности министерства промышленности и геологии Якутии Спиридон Соловьев. Он уточнил, что в основном добытый в регионе уголь сейчас экспортируется в Китай, но есть перспективы расширения географии поставок – в Японию, Южную Корею, Индию.
Сегодня экспортоориентированный проект реализует УК «Колмар», создающий горно-обогатительный комбинат Инаглинский. Планируется, что к 2023 году этот ГОК выйдет на производственную мощность 12 млн т по добыче и переработке угля ежегодно. В дальнейшем этот объем предполагается удвоить. Для экспорта продукции «Колмар» построил угольный порт близ Ванино.
Если говорить об Эльге, то добыча на месторождении началась почти 10 лет назад. Сначала лицензионным участком владел «Мечел», в этом году контроль над разрезом получила «А-Проперти». С месторождения идут поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт. В частности, по итогам 2020 года в Китай, который является основным покупателем эльгинского угля, будет поставлено 1-1,5 млн т.
С приходом нового собственника развитие разреза активизировалось. В ноябре Эльгинское месторождение впервые вышло на ежемесячную добычу и отгрузку 1 млн т угля или 12 млн т в год. Одновременно для перевозок продукции в данном объеме была увеличена провозная способность железной дороги Эльга - Улак протяженностью 340 км, которая служит подъездным путем, соединяющим разрез с инфраструктурой РЖД на БАМе. В дальнейших намерениях «Эльгаугля» - увеличение мощности угледобывающего комплекса.
За счет сотрудничества с GH-Shipping отправки угля с Эльги в КНР планируется довести до 15-18 млн т в 2021-м, 20-24 млн - в 2022-м, 30 млн т - с 2023 года. В последующем ежегодный объем экспорта может возрасти до 50 млн т.
Как уточнили в компании, географическое расположение являются большим преимуществом Эльгинского месторождения: логистический маршрут до портов Дальнего Востока, откуда уголь будет уходить на экспорт, - длиной около 1,1 тыс. км, тогда как протяженность логистических цепочек у конкурентов - около 5 тыс. км. В «Эльгаугле» сообщили, что по перевозкам угля работают в тесном контакте с руководством РЖД.
В самом деле, планы «Эльгаугля», как и других дальневосточных угольщиков, собирающихся наращивать производство, зависят от железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Сегодня более половины угля, отправляемого по железным дорогам страны в направлении морских терминалов России, следует в адрес стивидоров Дальнего Востока. Вся погрузка экспортных грузов в направлении дальневосточных портов на сети РЖД в январе-ноябре увеличилась до 100,6 млн т, с ростом к прошлогоднему уровню на 7,3%. В том числе угля было отправлено около 85 млн т - на 6,8% больше, чем годом ранее.
По словам первого замначальника Дальневосточной железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Геннадия Нестерука, обеспечить рост перевозок к портам помогли финансовые вливания. В 2019-2020 годах в развитие ДВЖД инвестировано 174,6 млрд руб. Деньги направлены на проектирование, реконструкцию и строительство станций и разъездов, двухпутных вставок и вторых путей, а также обновление подвижного состава – только в этом году локомотивов различных серий для магистрали приобретено 220 единиц, что стало крупнейшей поставкой локомотивной техники за многолетний период.
Однако инфраструктура дороги, даже несмотря на серьезные финансовые вливания, работает на пределе. Учитывая планы «Эльгаугля», рост отгрузки с Эльгинского месторождения в 2021 году может составить не менее 10 млн т, тогда как на ДВЖД ожидают увеличения «всего» на 2,2 млн т. Взрывного увеличения экспорта угля не случится, если его не на чем будет везти. При этом «А-Проперти» планирует строить собственный перевалочный терминал в Ванино. Но путь туда лежит по рельсам, а на них уже тесно.
Кроме потребностей дальневосточных шахтеров нужно обеспечивать транзит угля из Кузбасса, для которых рынки АТР сегодня крайне выгодны. В декабре ОАО РЖД и правительство Кемеровской области согласились продлить основные параметры по вывозу продукции угольных предприятий региона в направлении Дальнего Востока. В следующем году, как и в 2020-м, кузбасские грузоотправители должны предъявить к перевозке, а монополия обеспечить транспортировку не менее 53 млн т угля на экспорт в восточном направлении. Впрочем, подчеркивает губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, на этом работа региона с РЖД не заканчивается: Кузбасс готов наращивать объем вывоза, для чего областные власти продолжат отстаивать необходимость дальнейшей модернизации Восточного полигона (проект модернизации БАМа и Транссиба).
С другой стороны, на недостаточное внимание монополии к потребностям дальневосточных производств указал зампред правительства РФ Юрий Трутнев. По его словам, сейчас обеспечивается подвод к тихоокеанским портам в первую очередь транзитных для Дальнего Востока грузов, а потребности местных грузоотправителей удовлетворяются лишь частично. Из-за ограничений в приеме продукции к погрузке такие компании, как «Колмар», «Эльгауголь», не могут нормально работать и реализовывать весь объем добытого угля. Планы по наращиванию экспорта угля в Китай только подстегнут борьбу шахтеров за возможность обеспечить вывозку именно своего сырья. Кому отдадут предпочтение железнодорожники – сибирякам или дальневосточникам? И как далеко готовы зайти угольщики, добиваясь благосклонности путейцев? Ведь ее наличие или отсутствие может стать для них экзистенциальным вопросом. Как тут удержаться от того, чтобы не усложнить жизнь конкуренту?
10 декабря на заседании совета Дальневосточного федерального округа, на котором рассматривался вопрос развития Восточного полигона, Трутнев дал поручение Минтрансу, Минэнерго, Минвостокразвития и РЖД сопоставить стоимость модернизации БАМа и Транссиба с прибылью от тарифных перевозок и поступлением в бюджеты всех уровней от реализации инвестпроектов, под которые создаются новые пропускные способности. По мысли вице-премьера, программа модернизации железнодорожной инфраструктуры должна быть синхронизирована с реализацией инвестпроектов в реальном секторе ДФО, а не только учитывать интересы угольщиков Западной Сибири.
Источник в железнодорожной отрасли отмечает, что действительно стоит дилемма, как одновременно обеспечить пропуск транзитных грузов из Сибири и нарастить местную погрузку - в 2021 году планируется увеличить экспортные поставки не только из Якутии, но и Хабаровского края, где осуществляет добычу «Ургалуголь» (входит в СУЭК). В условиях ограниченных пропускных способностей дороги приходится прибегать к совершенству технологий перевозки.
Для вывоза дальневосточного угля на БАМе увеличивается парк новых локомотивов серии 3ТЭ25К2М. По сравнению с тепловозами 3ТЭ10МК, выпускавшимися в советское время и позже модернизированными, эти машины являются более мощными и производительными: они могут управлять грузовыми составами повышенной массы до 7100 т против прежней весовой нормы 5600 т. За счет этого можно доставить в порты больше грузов с тем же размером поездопотока.
В связи с активным освоением Эльгинского месторождения, где сегодня грузится до 480 вагонов в сутки, рассматривается возможность большего отвода поездов на прежде менее востребованный рокадный участок Ургал – Известковая, связывающий БАМ и Транссиб. «Мощности БАМа достаточно загружены, отсюда требуется все больший выпуск поездопотока на Транссиб через станцию Известковую. Если раньше по участку Ургал – Известковая водили 1-2 груженых маршрута в сутки, то сейчас – 5-6, и есть необходимость увеличивать размеры движения дальше», - говорит собеседник EastRussia.
В следующем году стартует II этап модернизации Восточного полигона. К 2025 году провозная способность участка БАМа Февральск – Ургал – Комсомольск, по которому везется и эльгинский уголь, составит порядка 50 млн т. Это в два раза выше нынешних мощностей, но и этого будет явно недостаточно, если реализуются планы всех угольщиков. Как заявил министр угольной промышленности Кемеровской области Олег Токарев, для ускорения развития Восточного полигона необходимо увеличивать инвестиции.
Государство уже дало знать, что экономить на вложениях в Восточный полигон не будет – правительство в целом согласовало инвестпрограмму РЖД на 2021-2023 годы, причем с развития подходов к портовым зонам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада сняли в общей сложности 90 млрд рублей, но финансирование БАМа и Восточного полигона оставили на прежнем уровне. В 2021 году вложения в полигон составят около 134 млрд рублей, на БАМ - 140 млрд. К 2024 году пропускная способность БАМа и Транссиба может вырасти в 1,5 раза – до 180 млн т. Державный интерес к рынкам стран АТР глобальнее «простого» вытеснения Австралии с китайского угольного рынка, но для Эльги вопрос в том, чтобы выдержать сроки - стремительное наращивание экспорта и расшивка узких мест на магистралях вряд ли будут синхронны. Возможность рассинхронизации усугубляется и тем, что другие угледобывающие компании не сидят сложа руки – в будущем году «Колмар» выводит на полную мощность первую очередь обогатительной фабрики «Инаглинская-2» по переработке 6 млн т, в 2023 – ожидается ввод второй очереди, а это еще 6 млн т. А на горизонте маячит Индия, которая готова закупать в России до 40 млн т в год, в то время как сейчас импортирует меньше 1 млн т.
Ситуацию с ограниченными пропускными способностями БАМа решили использовать сахалинские власти, чтобы вновь привлечь внимание к идее создания транспортного перехода материк – Сахалин. По мысли губернатора Валерия Лимаренко, использование острова как альтернативы материковым портам Дальневосточного бассейна позволит существенно увеличить грузооборот для региона. Это делает целесообразным строительство перехода на материк.
«Сегодня грузы, прежде всего, уголь, не могут идти на экспорт в полном объеме. Кроме того, целесообразно будет связать железнодорожным сообщением Сахалин и Де-Кастри, где будут развиваться СПГ-мощности. Вице-премьер (Юрий Трутнев – ред.) поручил просчитать экономические преимущества развития железной дороги и представить бизнес-план, – рассказал сахалинский губернатор. – Уверен, мостовой переход Сахалин – материк позволит максимально использовать потенциал островной области для транзита грузов».
В настоящее время основные проектные решения по созданию железнодорожной линии Селихин (Хабаровский край) – Ныш (Сахалинская область) с переходом через пролив Невельского разработаны проектным институтом и находятся на ведомственной экспертизе в ОАО «РЖД». Но высокая стоимость работ - ориентировочно стройка оценивается в 800 млрд руб. – делает неопределенным срок реализации проекта. Хотя у идеи третьего выхода России к Тихому океану, как соединения железной дорогой материка и Сахалина, немало сторонников. Он, безусловно, разгрузит ванинское направление, однако и для того, чтобы попасть на станцию Селихин, уголь надо провезти по БАМу, а его пропускная способность… см. выше. (подробнее о перспективах доставки угля на остров читайте в материале EastRussia «Проект моста начертили углем»)
Россия, экономика которой планирует выйти на углеродную нейтральность к 2060 году, не будет радикально отказываться от угольной генерации, говорилось на полях состоявшейся 13-15 октября в Москве Российской энергетической недели (РЭН). Тем не менее, доля угля в энергобалансе страны будет снижаться, а некоторым угледобывающим регионам уже сейчас нужно стимулировать появление рабочих мест, не связанных с добычей топлива. В свою очередь у угольщиков особые опасения вызывают излишние регулятивные меры, к которым государство может прибегнуть в целях снижения углеродного следа.
В последние годы в мире набирает силу концепция энергетического перехода, направленная на постепенное вытеснение ископаемых энергоресурсов, в первую очередь угля. С учетом новой климатической повестки будет актуализирована Энергетическая стратегия РФ, утвержденная в прошлом году.
Объекты угольной генерации в России вырабатывают ежегодно порядка 140 млрд кВт/ч электроэнергии. Уже к 2030 году объем выработки может снизиться до 136 млрд кВт/ч. При этом в стране продолжится рост энергопотребления, обеспечивать который должны объекты с низким углеродным следом (ГЭС, АЭС, солнечная и ветроэнергетика). Как в этой связи быть угольщикам, обсудили на тематической сессии «Будущее угольной энергетики в эпоху борьбы за климат: конец или новое начало?», состоявшейся в рамках РЭН.
Угольной генерации поставили диагноз
Согласно планам Минэнерго, в России собираются вводить низкоуглеродные сертификаты, которые должны стимулировать производство возобновляемой энергии. Ее поставщики получат дополнительную прибыль, а компании-потребители – «зеленый» имидж, который укрепит рыночные позиции. По оценке министерства, объем такой энергии в рамках системы сертификации к 2050 году превысит 400 млрд кВт/ч.
Что касается энергетического угля, то, как рассказал замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс, в его потреблении заложен достаточно консервативный сценарий. «Мы рассмотрели для себя поэтапный эволюционный вывод угольной генерации. Это не какие-то резкие действия, ни в коем случае не запрет», – заверил чиновник. «Мы не видим пока в ближайшей перспективе, если говорить о периоде с 2024 по 2035 годы, энергобаланса России без угольной генерации. На сегодняшний день она у нас не такая высокая - порядка 12,5-13%», – добавил он.
В дальнейшем этот процент пойдет на снижение. Как сообщил замглавы Минэнерго, если не произойдет существенных сдвигов с точки зрения модернизации электростанций по улавливанию CO2, вовлечения в оборот золошлаковых отходов, то доля угольной генерации в РФ к 2050 году составит 4,5%. При этом энергопотребление к данному времени возрастет примерно до 1,5 трлн кВт/ч ежегодно (в 2019 году оно составило 1,075 трлн кВт/ч).
Глава Кемеровской области Сергей Цивилев не согласился с таким прогнозом. «Думаю, с цифрами, которые называет Министерство энергетики, можно еще поспорить. Я вижу гораздо больше перспектив угольной отрасли и особенно угольной отрасли в России», – заявил он.
При этом губернатор не возражает против развития ВИЭ. «Пусть каждая страна идет своим путем. Если им нравится строить ветрогенераторы и солнечные панели, если это устраивает их население, если они оценивают, какие последствия будут от таких решений, – ну и слава богу», – считает господин Цивилев.
При этом губернатор не преминул высказаться по поводу разразившегося международного энергокризиса. По данным кузбасского губернатора, цена 1 МВт/ч во многих европейских странах превысила €300. Причем в Польше она составляет €141, поскольку угольная генерация там достигает 80% в энергобалансе. «Примерно €120 стоит МВт/ч, произведенный из угля, а на газу - €200. Про ВИЭ я уже не говорю. Почему должно навязываться, чтобы дешевая генерация ушла, а пришла дорогая. Это же ударит по людям», – возмутился глава угледобывающего региона.
На защиту отрасли встала и главный исполнительный директор Всемирной угольной ассоциации (WCA) Мишель Манук. «В рамках ЦУР (Цели устойчивого развития; ЦУР ООН, принятые в сентябре 2015 года, охватывают ряд глобальных направлений, в том числе борьбу с климатическими изменениями – Прим. ред.) ничего нет против угля как такового. Речь идет о том, чтобы энергия была доступна», - сказала госпожа Манук. Вместе с тем, признала она, декарбонизация – это то, чего желает общество, и членам WCA придется считаться с этим.
На второй круг
Директор Института углехимии и химического материаловедения Сибирского отделения РАН Зинфер Исмагилов убежден, что доля угля в энергобалансе России сохранится в пределах 10% при условии развития продвинутых технологий. Это касается подготовки угля, его сжигания, переработки (по оценке эксперта, например, в КНР ежегодно перерабатывают свыше 100 млн т угольного сырья в различные полезные продукты), но главное газификации твердого топлива с получением водорода. Пока что в России такого производства нет, хотя оно считается экономически выгодным.
«Одновременно следует повышать КПД при использовании угля. Чем оно выше, тем ниже выбросы CO2. Отсюда будет больше шансов у угля идти в экономику», - пояснил Зинфер Исмагилов.
В деле снижения парниковых газов нужно активно вводить хозяйственный оборот золошлаковые отходы, продолжила директор центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при правительстве РФ Ирина Золотова. К примеру, в Индии утилизируются более 60% золошлаков, они идут в основном на выпуск строительных материалов.
Кроме того, из отходов сжигания угля можно наладить вполне конкурентоспособное производство глинозема, рассказала госпожа Золотова. В 2019 году Россия стала третьей страной в мире по выпуску алюминия (3,6 млн т), при этом потребности алюминиевой промышленности в сырье далеко не покрываются внутренним производством. Технология извлечения глинозема из золошлаков позволила бы снизить импортную зависимость РФ.
Собственным опытом в диверсификации производства поделился гендиректор АО «СУЭК» Степан Солженицын. В Красноярском крае путем полукоксования угля компания наладила выпуск бездымных топливных брикетов, которые стали быстро завоевывать местный рынок. По мнению менеджера, именно за счет рыночных механизмов должны формироваться в условиях актуальной климатической повестки запросы к энергетикам и их поставщикам.
«Мы понимаем, что работаем не с регулятором потребления, мы имеем дело с людьми на настоящем рынке, и это гораздо интереснее и правильнее. Когда мы знаем, что этот продукт для них востребован – такая опора, на которой все стоит, намного лучше. Поэтому не нужно прогнозировать, какая доля угля в топливо-энергетическом балансе. Не только потому, что прогноз – дело неблагодарное, а потому что этот выбор должен быть в руках не нас, как поставщиков, и не регулятора или чиновника, а потребителя, которому должна быть предоставлена лучшая возможность достичь своей цели – будь то декарбонизация или использование таких продуктов», - считает Степан Солженицын.
Азия нам поможет
Если будущее внутреннего потребления угля вызывает определенные опасения, то относительно экспортных поставок у угольщиков, кажется, большая уверенность. По словам гендиректора СУЭК, в западных развитых странах еще 20-30 лет назад были внедрены прогрессивные технологии, значительно сокращающие загрязнение воздуха. Сегодня они активно осваиваются Китаем и Индией, где промышленность даже в условиях концепции низкого углеродного следа пока не собирается отказываться от угля.
Стоит сказать, на полях Российской энергетической недели с индийской стороной был подписан меморандум по сотрудничеству в области поставок коксующегося угля. Соглашение направлено на увеличение продаж российского сырья для металлургии до 40 млн т ежегодно. Для сравнения, сейчас в Индию поставляется из РФ порядка 8 млн т всех видов углей.
В последнее время российский уголь укрепляет свои позиции на премиальных и растущих азиатских рынках. Именно страны АТР поддержали ряд отечественных экспортеров во время спада производства из-за пандемии и ухудшения конъюнктуры в странах Европы. В 2020 году добыча угля в России по сравнению с 2019-м упала на 40 млн т - до 401 млн т. Экспорт же, достигший 195 млн т, вырос незначительно – на 0,9%. Тем не менее прошлогоднее сокращение поставок в западном направлении было снивелировано ростом в восточном: через тихоокеанские порты, примыкающие к Дальневосточной железной дороге, отправлено экспортного угля почти на 6% больше, чем годом ранее.
Положительная динамика сохраняется. В адрес стивидоров Дальнего Востока за 9 месяцев 2021 года железнодорожным транспортом отправлено 71,4 млн т экспортного угля – это почти на 3% превышает прошлогодний результат. На восточное направление приходится более половины угольного экспорта, погруженного на сети РЖД в адрес морских портов России (в январе-сентябре его объем составил 137,3 млн т).
О том, что азиатские страны не рассматривают отказ от российского угля, говорит помощник руководителя администрации президента РФ Анатолий Яновский. В качестве примера он привел Восточную горнорудную компанию, разрабатывающую на Сахалине Солнцевский разрез. Чтобы увеличить с него экспортные поставки, которые в большом объеме следуют в Японию, ВГК строит 22-километровый ленточный конвейер от месторождения до порта Шахтерск. «Очевидно, инвестор проекта вкладывая немалые деньги, наверное, просчитал свое будущее. И очевидно, что люди, которые работают на этом предприятии, будут иметь работу и в будущем, по крайней мере, на срок окупаемости этого конвейера», - сказал господин Яновский.
Однако не во всех российских угледобывающих регионах ситуация одинакова. Та же Кемеровская область, где сконцентрировано большое количество шахт и разрезов, накопила значительный экологический ущерб. «Правительство думает об этом, и есть поручение президента РФ о том, чтобы найти способы стимулирования создания в Кузбассе новых рабочих мест, не связанных непосредственно с добычей угля. Насколько удастся реализовать программу, второй вопрос. Мы с Сергеем Евгеньевичем (Цивилевым – Прим. ред.) сторонники того, чтобы такие рабочие места были полезны и реалистичны, а не придумывать нечто, что несвойственно шахтерам», - резюмировал Анатолий Яновский.
По итогам прошлого года туристический поток на Дальний Восток вырос на 25% по отношению к 2021 г., составив 2,7 млн человек. Напомним, что в 2021 г. регион посетили 2,5 млн человек (на 33% больше, чем в 2020 г.). В Минэкономразвития долю регионов ДФО в туристическом потоке в РФ оценивают в 4,5%.
На сегодняшний день на территории ДФО в рамках ТОР и СПВ в сфере туризма реализуются 310 инвестпроектов. Лидируют по количеству таких проектов Приморский край (более 200), Камчатский край (около 70) и Сахалинская область (свыше 30). В числе основных препятствий для более масштабного развития туризма на Дальнем Востоке называют стоимость авиабилетов, удаленность, высокую стоимость путевок, транспортную доступность (включая качество автодорог).
Значительной популярностью пользуются природные территории, в частности, Байкальская природная территория. Следует отметить, что в 2022 г. заповедники, заказники и национальные парки вблизи озера Байкал посетили свыше 360 тыс. человек, что на 40% больше, чем годом ранее. Иркутская область при этом получает дополнительные средства на развитие туристического направления. Так в 2023-24 гг. региону из федерального бюджета будет направлено дополнительно порядка 1,6 млрд рублей на создание инженерной и транспортной инфраструктуры туристических кластеров. Ранее (в 2022 г.) уже было принято решение о выделении на данные цели 2,3 млрд рублей на 2023-24 гг. Дополнительные средства пойдут на создание централизованных сетей водоотведения по Байкальскому тракту (автодорога регионального значения «Иркутск – Листвянка», являющаяся наиболее коротким путем до озера) и строительство еще двух ведущих к Байкалу автодорог районного значения в этом же районе (Иркутский район).
Также до конца 2024 г. 1,7 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов будет направлено на строительство сетей электроснабжения, водопровода, канализации и улично-дорожной сети на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» (основная площадка – Байкальск). На начало 2023 г. общий объем бюджетных инвестиций в эту ОЭЗ составил 1,5 млрд рублей, из них 871,8 млн рублей были направлены из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В рамках госпрограммы «Развитие туризма» Иркутская область также получит из федерального бюджета свыше 37 млн рублей на реализацию проекта «Ледовый город. Счастье чистой воды» в Иркутске. Проект предусматривает создание в центре Иркутска к концу текущего года ледяной инфраструктуры, размещение на протяжении туристического маршрута «Зеленая линия» информационных стендов, арт-объектов, памятников и развлекательных элементов изо льда, а также иллюминации.
Следует отметить, что в 2023 г. в долине реки Снежная планируется открыть два новых модульных отеля в эко-парке «Озера на Снежной» (Слюдянский район). Так, отель «Изумрудное» на берегу одноименного озера состоит из 12 отдельно стоящих модулей, рассчитанных на один номер каждый. Отель «Папоротник» состоит из 10 модулей, рассчитанных на двухместное размещение каждый. Помимо того, предусмотрено обустройство пирса вдоль берега, спортивной и детской игровых площадок, пункта проката катамаранов. Эко-парк объединяет озера Сказка, Изумрудное, Теплое и Щучье.
При этом сохраняется риск роста антропогенной нагрузки на байкальскую экосистему. В начале марта Госдумой был принят во втором чтении законопроект о ведении предпринимательской деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Законопроект предусматривает установление правил обеспечения безопасности туризма и расторжение контрактов с инвесторами в случае несоблюдения заложенных принципов. В частности, запрещается менять границы и расположение ООПТ, вводится двойной контроль за ведением инвестиционной деятельности (как со стороны федерального органа исполнительной власти, так и главы региона). На охраняемых территориях разрешается возведение объектов некапитального строительства и инфраструктуры, таких как временные объекты бытового обслуживания и питания.
Что касается новых отелей, то под строительство гостиничного комплекса (4 звезды) были расширены границы ТОР «Якутия». Отель на 150 номеров в центре Якутска должно построить на площади 0,7 га ООО «Северная девелоперская компания «Центр». Затем его получит в управление гостиничный оператор Cosmos Hotel Group (АФК «Система»). Пока у данной компании нет отелей на Дальнем Востоке. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Предполагается, что «Туризм.РФ» будет владеть не более 33% СДК «Центр», Cosmos Hotel Group – не более 15%, а доля УК «Центр» составит не менее 52%. В настоящее время УК «Центр» – единственный владелец СДК «Центр» (им владеет ГК «РИК» - «Республиканская инвестиционная компания», подконтрольная правительству Якутии).
Сохраняющейся проблемой дальневосточного туризма является дефицит специализированного технического оснащения (в том числе транспортных средств), что несет дополнительные риски для туристов. Так, очередное происшествие с туристами произошло в феврале на Сахалине, где разбился частный вертолет Robinson 44, перевозивший супружескую пару из Хабаровска (они приобрели индивидуальную экскурсию). Вертолет потерпел крушение северо-восточнее входящей в горнолыжный комплекс «Горный воздух» горы Красная (недалеко от Южно-Сахалинска). Он осуществлял вылет с посадочной площадки Оленья Горка в черте Южно-Сахалинского городского округа и следовал по направлению к горе Пик Чехова. При крушении погибли два человека (капитан и пассажирка), второй турист (супруг погибшей) выжил, но получил травмы. Основными версиями происшествия являются ошибка пилотирования и техническая неисправность воздушного судна, на фоне сложных метеоусловий (снегопад и плохая видимость при сложном рельефе). По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Тем временем на Камчатке компания «Витязь-Аэро», которой ранее временно запрещалось перевозить туристов после крупной авиакатастрофы в 2021 г. с падением вертолета Ми-8 в Курильское озеро, сообщила о планах обновления парка воздушных судов для туристических целей. Компания остается наиболее крупным игроком на рынке туристических перевозок в регионе, несмотря на устаревшую технику. Единственной альтернативой являются небольшие частные авиационные суда, которые не вполне отвечают требованиям безопасности, а также часто не обладают необходимыми лицензиями.
В январе текущего года стало известно, что «Витязь-Аэро» намерена закупить три легких многоцелевых самолета ЛМС-901 «Байкал» для туристических перевозок в регионе. Предварительный договор был заключен с АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Поставки техники запланированы на 2026-28 гг. Предполагается, что сверх штатной комплектации самолеты для Камчатки будут снабжены противообледенительной системой, метеорологическим локатором, автопилотом и дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием.
Кроме того, обновления требует инфраструктура для осуществления круизной деятельности. В 2024 г. планируется начать работы по переоборудованию научно-исследовательских судов (НИС) «Росгеологии» для туристической деятельности на Дальнем Востоке. Источники финансирования для данных работ пока не определены. Всего переоборудовать для круизов предполагается четыре научно-исследовательских судна. Кроме того, известно, что, первыми переоборудованными под туризм судами должны стать НИС «Профессор Хромов» и «Академик Шокальский», находящиеся на балансе Росгидромета. Стоимость их переоборудования предварительно оценивается в 0,5 млрд рублей. Предположительно, подрядчиком станет ПАО «Славянский судоремонтный завод» в Приморском крае.
Тем временем Сахалинская область вошла в число 18 пилотных регионов, где реализуется федеральная программа развития бесплатного школьного туризма. Ожидается, что в ней примут участие свыше 1,3 тыс. сахалинских школьников. Из федерального бюджета на данные цели региону было направлено свыше 11 млн рублей. В настоящее время для детей предлагают двухдневные туры с посещением зоопарка, аквапарка, музея истории Сахалинской железной дороги в Южно-Сахалинске, завода СПГ «Сахалин-2» в селе Пригородное Корсаковского района.
Для реализации туристических проектов в регионах используются в том числе и «дальневосточные гектары». Так, в Амурской области участники программы объединили 20 земельных участков в Свободненском районе (вблизи села Голубое) в агломерацию, где строится туристическая база «Лесная деревенька». Территория оборудована электросетями, системами видеонаблюдения, были построены гостевые домики.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Свое мнение о развитии туризма в регионах ДФО и Арктики в этом году высказали более 100 профессионалов в сфере туризма, индустрии гостеприимства, представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций. На форум было зарегистрировано почти 800 человек из более чем 20 регионов России.
Больше всего инвестиционных проектов в сфере туризма реализуется в Приморье, Камчатском крае и Сахалинской области. Эти регионы стали основой для туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования макрорегиона «Дальний Восток». Вклад Камчатки – 64 проекта туристической направленности с объемом инвестиций в 53 млрд рублей.
В своем выступлении на форуме глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что всего в действующих преференциальных режимах – ТОР, СПВ и АЗРФ – реализуется 273 проекта в сфере туризма с общим объемом инвестиций более 138 млрд рублей, создается 12 тыс. рабочих мест. По его словам, в 2022 году туристический поток Дальнего Востока вырос на 25%, а услугами отелей воспользовались 2,7 млн гостей.
«Трудно переоценить значение именно такого форума для того, чтобы дальше концентрировать, калибровать, затачивать меры государственной поддержки, получать обратную связь от инвесторов и, конечно же, самих туристов. И нам вместе объединять усилия для того, чтобы красота нашей природы и возможности для туристов были в полной мере раскрыты, и качество туристических услуг соответствовало вот этому природному потенциалу, который дает Дальний Восток», – добавил министр.
Зампред правительства Дмитрий Чернышенко уверен, что у Дальнего Востока самый высокий потенциал для развития практически всех видов туризма, уникальные природные места манят сюда туристов со всего мира. Он отметил, что в регионе расположены 60 из 230 российских особо охраняемых природных территорий, а самая протяженная береговая линия имеет выходы сразу к двум океанам. Такая концентрация природной красоты не может не привлекать внимания ценителей дикой природы.
«В прошлом году туристический поток на Дальний Восток очень серьезно вырос. Мы ожидаем, что в этом году он достигнет допандемийных показателей и выйдет на тот же уровень. Правительство РФ с нашей стороны создает все условия для ускоренного развития, прежде всего, туристической инфраструктуры и доступного отдыха на территории нашей страны. Делается это в рамках национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства”», – сказал Дмитрий Чернышенко.
По его словам, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» – инструмент, который эффективно работает. Он привел в пример выделение в прошлом году Бурятии и Камчатскому краю более 700 млн рублей из федерального бюджета на строительство 500 модульных и капитальных средств размещения. Он призвал субъекты ДФО активнее участвовать в этом проекте, наращивая классифицированных номерной фонд, чтобы регионы смогли принять больше гостей. В этом году в рамках нацпроекта на эту меру поддержки также заложены бюджетные средства.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов затронул в своем выступлении вопросы повышения доступности отдыха в регионах Дальнего Востока и, в частности, Камчатки. Также он отметил важность расширения сезонности. Он считает одной из ключевых задач растянуть короткий высокий сезон на весь год.
«Наша задача сделать так, чтобы на Камчатку смог приехать каждый житель страны не зависимо от дохода и уровня образования. И мы видим подвижки в этом направлении. В 2022 году нас посетили почти 340 тыс. человек. Это серьезный рост по сравнению с предыдущими годами, и мы для себя ставим задачу увеличить его примерно в три раза. И, повторюсь, сделать его доступным для всех категорий жителей нашей страны», – сказал Солодов.
Растущий интерес туристов и к Камчатке, и к другим регионам ДФО отметил также замминистра Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. Со ссылкой на данные Росстата он сообщил, что в 2021 году количество туристов в гостиницах составляло 2,6 млн человек, а по итогам 2022 года будет около 3,2 млн человек. Однако этого недостаточно.
«Пока не выходим на доковидный показатель, но в этом году есть все шансы до него дойти. Более чем в два раза вырос показатель посещаемости по Камчатскому краю – 109% и по Бурятии – 107%. Высокий показатель отмечен в Магаданской области – 77%. Однако в нацпроекте “Туризм и индустрия гостеприимства” принимают участие шесть дальневосточных регионов из 11. Доля турпотока ДФО в целом по России – всего 4,5%! Для территории, которая составляет 37% от территории страны – это непростительно мало, этот показатель надо наращивать», – считает Вахруков.
Гендиректор АО «Корпорация «Туризм.РФ» Сергей Суханов рассказал о будущем росте средств размещения в регионе – более тысячи гостиничных номеров появится на Дальнем Востоке к 2026 году. В настоящее время совместно с корпорацией реализуется семь проектов общим номерным фондом 2,1 тыс. номеров.
«Это гостиницы во Владивостоке и Магадане на 150 и 120 номеров, всесезонный парк “Три вулкана” на Камчатке – более тысячи номеров. Общий объем инвестиций во все эти проекты составляет более 97 млрд рублей. Первый проект введем в следующем году на 153 номера, следующие пять проектов на 887 номеров планируем завершить к 2026 году. Разработан мастер-план еще одной крупной туристической территории – горнолыжный курорт “Горный воздух” на Сахалине 1660 номеров, планируем ввести в эксплуатацию до 2030 года. Названные проекты позволят создать 6,4 тыс. рабочих мест, а общий прогнозируемый поток к 2030 году на эти туристические локации приблизятся к 1,7 млн туристов ежегодно», – сообщил Сергей Суханов.
В свете необходимости расширения турпотока на Дальний Восток вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила включить в программу развития туризма в России санаторно-курортное лечение – для туристов разного возраста. У региона есть для этого все условия.
«Уже сегодня введу большую работу с правительством, чтобы санаторно-курортное лечение стало одним из направлений. Как и детский туризм, этот особый формат семейного отдыха должен быть в повестке развития туризма. Нужен формат семейного отдыха. Задача форума именно в том, чтобы определить различные форматы развития туризма, создав в итоге тот продукт, который будет востребован совершенно разными возрастными группами и людьми с разными жизненными интересами», – сказала она.
Яровая считает, что туризм должен стать основой развития экономики Дальнего Востока. По ее словам, необходимо на уровне регионов и муниципалитетов вплотную заниматься чистотой на улицах, качеством питания, медицинского обслуживания, безопасности, транспорта, гостиничного сервиса – всего того, что создает комфорт для приезжающих отдыхать.
Итогом делового форума «Дальний Восток – зима открытий» стало подписание ряда соглашений о взаимодействии по вопросам развития промышленного туризма в Камчатском крае, формирования туристской привлекательности, положительного имиджа и демонстрации промышленного потенциала региона. Основные итоги будут отражены в отдельном документе.
Справка:
Форум «Дальний Восток – Зима открытий» организован правительством Камчатского края при поддержке Аппарата полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе, Минвостокразвития России, Минэкономразвития России и Фонда Росконгресс. Мероприятие получило статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!», инициированного Фондом Росконгресс в 2021 году.
Информационные партнеры форума – Федеральное агентство новостей (ФАН), коммуникационный холдинг 1MI, медиахолдинг «Турбизнес», информационное агентство «EastRussia», журнал «ЭкоГрад».
Основными направлениям социальной поддержки в дальневосточных регионах остаются расширение жилищного строительства, создание новых объектов социальной инфраструктуры, поддержка семей с детьми. Также предполагается уделять дополнительное внимание мерам поддержки молодых специалистов и развитию образования, в целях продолжающейся борьбы с оттоком населения из регионов ДФО.
Статистика по регионам
В ноябре 2022 г. во всех регионах ДФО и в Иркутской области сохранялся рост потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2021 г., Таблица 1), хотя его темпы в ДФО все же уступали среднероссийскому показателю за отчетный период (110,8% против 111,1%). Тем не менее в пяти регионах Дальнего Востока рост потребительских цен на товары и услуги в ноябре прошлого года превысил средний по РФ показатель (+11,1%) – в Забайкальском крае, Еврейской АО, Бурятии, Камчатском крае и Сахалинской области, а также в Иркутской области. В целом во всех регионах ДФО рост превысил 10%. Исключением стал Чукотский АО (104,2%).
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, ноябрь 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,1 |
Сибирский федеральный округ |
111,4 |
Иркутская область |
113,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
110,8 |
Забайкальский край |
111,9 |
Еврейская авт. область |
111,8 |
Республика Бурятия |
111,6 |
Камчатский край |
111,5 |
Сахалинская область |
111,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Амурская область |
110,9 |
Магаданская область |
110,5 |
Приморский край |
110,5 |
Хабаровский край |
110,0 |
Чукотский авт. округ |
104,2 |
Несколько смягчающим фактором является превышающий средний по стране (113,1%) рост среднемесячной заработной платы в части данных регионов ДФО в октябре 2022 г. (к октябрю 2021 г., Таблица 2) – это касается Бурятии, Забайкалья, Еврейской АО и также Иркутской области. При этом в целом рост зарплаты в РФ превышал дальневосточный показатель (113,1% против 111,7%). Отрицательный показатель, т.е. сокращение зарплаты было зафиксировано только в Камчатском крае (96,1%). При этом менее чем на 10% выросли зарплаты в Сахалинской области (+9,7%), Чукотском АО (+9,1%), Амурской области (+7,4%) и Магаданской области (+6,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, октябрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,1 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
111,7 |
|
Республика Бурятия |
120,9 |
|
Забайкальский край |
119,8 |
|
Республика Саха (Якутия) |
115,2 |
|
Еврейская авт. область |
114,0 |
|
Хабаровский край |
111,9 |
|
Приморский край |
111,2 |
|
Сахалинская область |
109,7 |
|
Чукотский авт. округ |
109,1 |
|
Амурская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
106,8 |
|
Камчатский край |
96,1 |
Большинство дальневосточных регионов по-прежнему отличается высокими показателями безработицы, ее уровень в макрорегионе заметно превышает среднероссийский (4,5% против 3,8%). В сентябре-ноябре прошлого года (Таблица 3) только в Приморском и Хабаровском краях, Чукотском АО и Камчатском крае показатели оказались ниже среднего по РФ (т.е. 3,8%). При этом Приморье и Хабаровский край на Дальнем Востоке традиционно отличаются большей емкостью рынка труда. Наиболее тяжелая ситуация по-прежнему сохраняется в Забайкалье (7,8%), Бурятии (6,3%) и Якутии (6,3%).
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, сентябрь-ноябрь 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,8 |
74 886,3 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 404,2 |
Иркутская область |
4,7 |
1 158,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,5 |
4 173,2 |
Забайкальский край |
7,8 |
500,2 |
Республика Бурятия |
6,3 |
434,0 |
Республика Саха (Якутия) |
6,3 |
501,5 |
Еврейская авт. область |
5,5 |
76,1 |
Сахалинская область |
3,9 |
268,6 |
Амурская область |
3,9 |
404,1 |
Магаданская область |
3,8 |
84,1 |
Приморский край |
3,1 |
989,3 |
Хабаровский край |
2,7 |
709,0 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,8 |
Камчатский край |
1,9 |
176,5 |
Обеспеченность жильем
Проблемой Дальнего Востока остается слабая обеспеченность жильем – по общей площади жилых помещений на одного человека макрорегион в стране занимает предпоследнее место, и последнее – по вводу квартир. По этой причине меры государства направлены на увеличение объемов строительства жилья, включая социальное. Программу «Дальневосточный квартал» при этом предлагается дополнить проектом государственной поддержки возведения арендного жилья. Минвостокразвития в минувшем году разработало проект развития системы государственной аренды жилья на Дальнем Востоке, которой должен заняться «ДОМ.РФ».
Финансирование проекта составит 50 млрд рублей, выданных корпорации «ДОМ.РФ» из ФНБ до конца 2023 г. в виде долгосрочного (на 20 лет) займа (0,1% годовых). Приобретенную таким образом недвижимость «ДОМ.РФ» сможет сдавать в аренду дальневосточным регионам, а они, в свою очередь, будут сдавать их в субаренду работникам, в привлечении которых нуждается регион. Таким образом планируется обеспечить арендованным жильем порядка 10 тыс. семей.
Заем от ФНБ будет целевым – на приобретение расположенных в ДФО жилых помещений на первичном и вторичном рынках, а также мебели, бытового оборудования и вспомогательных помещений. В частности, допускается приобретение паев закрытого паевого инвестиционного фонда, в состав активов которого входят такие объекты недвижимости, и доверительное управление которым осуществляется управляющей компанией, подотчетной «ДОМ.РФ». Распоряжаться такой недвижимостью будет возможно только посредством сдачи в аренду созданному субъектом ДФО региональному оператору с последующим предоставлением жилья в субаренду физическим лицам. При этом субаренду планируется сделать льготной, а недополученные доходы - компенсировать субсидиями за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Стоит отметить, что пока не определена стоимость такой аренды – она будет зависеть от готовности регионов и ведомств, чьи профильные проекты реализуются в макрорегионе, субсидировать ставки. Учитывая, что значительная часть жилья в «Дальневосточных кварталах» должна реализовываться для социальных нужд по нерыночным ценам, к такому жилью может быть отнесено и арендное жилье. Приобретение недвижимости для государственной аренды предполагает выкуп уже готового жилья. Пока запланированный объем арендной недвижимости (10 тыс. квартир) на дальневосточном рынке отсутствует.
Арендное жилье в настоящее время строится в Приморском крае. До конца 2024 г. в регионе планируется построить 14 домов для сдачи в коммерческий найм (свыше 75 тыс. кв. м). К настоящему времени Корпорация развития жилищного строительства региона завершает строительство пяти таких домов – двух в селе Камень-Рыболов (административный центр Ханкайского района), одного в Большом Камне, двух – в Находке. До конца 2024 г. предстоит построить девять домов во Владивостоке и Артеме. Стоимость аренды в них на 50% ниже рыночной цены. На Сахалине квартиры для арендного жилья расположены в строящемся микрорайоне «Горизонт» в Южно-Сахалинске (на площади 33 га). В аренду там предполагается передать первые 500 сданных квартир.
Мера поддержки, направленная на увеличение на рынке объема доступного жилья, – программа льготной «Дальневосточной ипотеки», была продлена до 2030 г. На реализацию данной программы в федеральном бюджете 2023-25 гг. предусмотрено порядка 70 млрд рублей (на 2023 г. – 20 млрд рублей). Следует отметить, что в 2022 г. в ДФО жилье по программе приобрели порядка 26 тыс. семей, что на 48% превысило показатель 2021 г. Общая сумма выданных кредитов с декабря 2019 г. составила 245 млрд рублей.
Демография, здравоохранение и образование
В ноябре глава правительства М.Мишустин дал поручение обеспечить рост численности населения Дальневосточного ФО, реализовав ряд мер до 2031 г. Он поручил Минтруду, Минфину и правительству Приморского края проработать механизм выплат до 1 млн рублей на погашение льготной ипотеки семьям, где после 1 января 2023 г. родится третий ребенок. Приморский край является пилотным регионом для данного механизма (в настоящее время выплата составляет 450 тыс. рублей). В январе текущего года мера поддержки для приморских семей была утверждена правительством РФ. В рамках программы 450 тыс. рублей выделяется многодетным семьям из федерального бюджета, 550 тыс. рублей – из регионального. В число поручений М.Мишустина также вошло упоминаемое выше строительство не менее 10 тыс. арендных квартир для молодых специалистов и студентов со стоимостью аренды ниже рыночной.
Кроме того, для повышения доступности медицинской помощи для жителей труднодоступных районов Дальнего Востока планируется обеспечить дальнейшее развитие санитарной авиации – с 2023 г. финансирование по данному направлению должно быть увеличено в два раза. Следует отметить, что в конце минувшего года правительство РФ увеличило субвенции на здравоохранение для северных регионов со сложными климатическим условиями – Камчатского края, Магаданской области, Якутии и Чукотского АО. Средства будут направлены на оказание обязательной медицинской помощи жителям в 2023-25 гг. В 2022 г. данные регионы получат дополнительно 4,6 млрд рублей, в 2024 г. – 4,9 млрд рублей, в 2025 г. – 5,2 млрд рублей.
Отдельное внимание в поручениях было уделено мерам по развитию сферы образования. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» М.Мишустин поручил открыть не менее 900 мастерских для подготовки кадров, запустить 29 производственно-образовательных кластеров, построить межрегиональный центр подготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. На данные цели предусмотрено 12 млрд рублей. К 2025 г. поручено открыть во Владивостоке, Благовещенске и Улан-Удэ филиалы ГИТИС, Всероссийского института кинематографии им. Герасимова и Театрального института им. Щукина.
Кроме того, получателями грантов по специальному треку госпрограммы «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты») в конце минувшего года стали восемь дальневосточных университетов. Средства грантов предполагается направлять на мероприятия по повышению привлекательности университетов у абитуриентов и студентов, подготовку кадров, разработку технологий и оборудования. В число получателей гранта вошли Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, Тихоокеанский государственный медицинский университет во Владивостоке, Арктический государственный институт культуры и искусств в Якутске, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова в Улан-Удэ, Дальневосточный государственный аграрный университет в Благовещенске, Дальневосточная государственная академия физической культуры в Хабаровске, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга в Петропавловске-Камчатском и Благовещенский государственный педагогический университет в Благовещенске.
Следует напомнить, что ранее получателями гранта в рамках программы уже стали три ведущих дальневосточных вуза – Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в Якутске и Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске. Также для строительства кампуса Сахалинского государственного университета (СахГУ) – СахалинTech, из федерального бюджета предполагается выделить 3,2 млрд рублей. Кампус предполагается расположить на двух площадках в центре Южно-Сахалинска. Научно-образовательный комплекс будет включать учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, библиотеку, зал собраний (на 700 мест), общественно-деловые пространства и оранжерею. Предполагается, что к концу 2025 г. в новом кампусе будут учиться 1,5 тыс. студентов и работать 250 преподавателей.
Строительство социальной инфраструктуры осуществляется с привлечением средств единой «Дальневосточной субсидии». В 2022 г. в числе таких объектов были сданы республиканский кардио-сосудистый центр в Якутске, центр сложнокоординационных видов спорта в Комсомольске-на-Амуре, центр ядерной медицины в Улан-Удэ, проведено укрепление набережной Охотского моря в Магадане. В целом в минувшем году с применением «Дальневосточной субсидии» построено 45 объектов и 44 – отремонтировано.
Северный завоз
Для отдаленных северных регионов со сложными климатическими условиями в зимний период одним из важных является вопрос обеспечения «Северного завоза». Его традиционно затрудняло отсутствие специальной законодательной базы, регулирующей процесс. Минвостокразвития в ноябре минувшего года направило на рассмотрение в правительство законопроект «О северном завозе». Согласно планам, он должен вступить в силу с 2024 г. Законопроект был согласован с 25 субъектами РФ (население – порядка 3 млн человек), также были получены согласования от профильных ведомств и госкорпорации «Росатом». Каждый год в рамках северного завоза в арктические регионы завозится 3,2 млн грузов, а его ежегодная стоимость составляет 87 млрд рублей.
Проект федерального закона предусматривает определение самого понятия «северный завоз», распределение полномочий по управлению северным завозом между уровнями власти, определение грузов, развитие сети опорной транспортно-логистической инфраструктуры, оказание необходимых федеральных мер поддержки, совершенствование закупки товаров, а также создание единого морского оператора северного завоза и федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС). В данной информационной системе должны аккумулироваться все сведения, связанные с северным завозом. Оперативные данные мониторинга в том числе предполагается использовать для оптимизации логистических маршрутов. Минвостокразвития выступит единым федеральным координатором северного завоза.
Согласно законопроекту, все грузы северного завоза разбиваются на три категории. К первой категории относятся товары жизнеобеспечения – социально значимые продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Во вторую категорию включены грузы для государственных и муниципальных нужд (закупаемые по 44-ФЗ и 223-ФЗ). Все иные закупаемые товары отнесены к третьей категории. Для участников северного завоза законопроект вводит беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Федеральные меры поддержки, предусмотренные законопроектом, включают бюджетные кредиты регионам и обеспечивающим северный завоз предприятиям под 0,1% сроком до трех лет. По предварительным оценкам, для этого потребуется 55,7 млрд рублей ежегодно, данные средства необходимо предусмотреть в бюджете, начиная с 2024 г. Также предлагается сохранить субсидирование расходов на транспортировку моторного топлива на железнодорожном транспорте и субсидирование морских перевозок единым морским оператором, для чего потребуется 9,5 млрд рублей в год (средства уже заложены в бюджете). Помимо поддерживающих мер в законопроекте предусмотрены и меры ответственности участников северного завоза – за нарушение правил приоритизации грузов, непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации во ФГИС.
Планируемый единый морской оператор будет осуществлять регулярные перевозки в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов по расписанию. Единым морским оператором должна стать госкорпорация «Росатом». Тарифы на перевозку грузов жизнеобеспечения, грузов для государственных и муниципальных нужд будут регулироваться государством с 1 января 2027 г.
Осенью прошлого года глава Якутии А.Николаев оценил в 6,6 млрд рублей объем необходимых инвестиций в проект модернизации четырех нефтебаз «Саханефтегазсбыт» (собственность республики), задействованных в обеспечении северного завоза (емкостный парк для хранения топлива). Базы расположены в Белой Горе, Жиганске, Усть-Куйге и Хандыге. Большинство нефтебаз были построены в 1960-80-е гг., к настоящему времени они имеют значительное количество дефектов. В Минвостокразвития рассматривают возможность использования для их модернизации механизма «Дальневосточной концессии».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Рецессия мировой экономики, пандемия, неблагоприятные геополитические факторы накладывали свой отпечаток. В нынешних условиях лесоэкспортеры рассчитывают, что государство приостановит действие заградительных мер на вывоз необработанной древесины, что позволит нарастить лесозаготовку и промышленное производство.
Не хватило границ
Поскольку лесная промышленность – одна из экспортоориентированных отраслей, ситуация с внешними рынками в значительной степени повлияла на динамику производства в стране. Пятый санкционный пакет Евросоюза фактически запретил ввоз лесопродукции из России, в то время как другие западные государства ввели высокие пошлины, что вместе с логистическими проблемами серьезно ударило по бизнесу предприятий ЛПК, особенно в центральных регионах РФ.
При этом начало 2022 года было многообещающим по многим видам продукции: в первом квартале в стране росло производство пиломатериалов, древесноволокнистых и древесностружечных плит, бумаги и картона, топливных гранул. В марте, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), было заготовлено примерно 16 млн куб. м древесины. Однако в мае объемы упали почти до 6 млн куб. м, после чего наметилось их постепенное восстановление. Но даже в последние месяцы года (традиционно активная заготовка леса во многих регионах начинается с приходом зимы) они не достигли среднемесячного уровня в январе-марте.
По словам директора Рослесинфорга Павла Чащина, в числе крупнейших лесозаготовительных регионов РФ - Иркутская область, Красноярский край, Архангельская и Вологодская области, Республика Коми. Между тем в каждом из этих субъектов зафиксирован спад от 7% до 20% к предыдущему году.
«К сожалению, потенциал внутреннего потребления продукции ЛПК серьезно ограничен и без полноценного экспорта отрасль вынуждена работать в сокращенных объемах производства», - констатирует директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков.
фото: RFP group
Согласно статистике ЕМИСС, из продукции лесопереработки наиболее серьезно пострадал выпуск фанеры клееной. В гораздо лучшей ситуации оказался целлюлозно-бумажный комплекс. Кстати, этот сегмент перерабатывающей отрасли сохраняет инвестиционную привлекательность.
Вложения в целлюлозно-бумажную промышленность только в январе-сентябре 2022 года составили 66,5 млрд руб., что выше соответствующего показателя 2021 года на 27,3%, тогда как весь объем инвестиций крупных и средних предприятий ЛПК России за это время превысил 139 млрд руб. Причем значительная часть капиталовложений – 22 млрд руб. – пришлась на Иркутскую область. Здесь основным инвестором выступает АО «Группа Илим», реализующее проект нового ЦКК в Усть-Илимске.
«Кругляк» для своих
Как индикатор происходящего в отрасли – ситуация с железнодорожными перевозками лесных грузов. По сведениям железнодорожников, общая отгрузка древесины и продукции деревопереработки на станциях РЖД, включая отправки в контейнерах, сократилась к 2021 году на 22%, до 39,5 млн т. В том числе экспорт лесных грузов, отправляемых в вагонах, упал к предыдущему году почти в полтора раза, до 9,9 млн т.
Сокращение погрузки лесопродукции произошло по всем железным дорогам лесных регионов России. На Северной магистрали она снизилась на 18% (до 14,7 млн т), на Горьковской – на 22% (до 3,4 млн т), на Красноярской – на 25% (до 3,4 млн т), на Восточно-Сибирской – на 36% (до 5,2 млн т).
Дальневосточную дорогу спад коснулся в меньшей степени, отправки лесных грузов уменьшились на 9,8%, до 3,8 млн т. Основной причиной снижения объемов стал запрет государства на вывоз за границу необработанного леса хвойных и ряда ценных лиственных пород. В разрезе лесных грузов доля погрузки древесины в сравнении с 2021 годом на ДВЖД сократилась на 22,8%, а погрузка продукции переработки выросла на 19,2%, сообщили в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО; структура ОАО «РЖД»).
фото: РЖД
В условиях ограничения экспорта леса произошла ожидаемая переориентация поставок древесины в адрес предприятий ЛПК Дальнего Востока для последующей переработки. В годовом выражении объем перевозок на внутренний рынок, главным образом в пределах ДФО, на ДВЖД увеличился на 13,7% в сравнении с 2021 годом. Основным драйвером роста выступили отправки круглого леса в адрес ООО «Амурская лесопромышленная компания» (входит в лесопромышленный холдинг RFP). «Отмечено, что в 2022 году ООО «РФП Групп» со станций Дальневосточной железной дороги на станцию Мылки [расположена в районе Амурска] погружено 501,9 тыс. т, когда как в 2021 году – 164,5 тыс. т», - проинформировали в Дальневосточном ТЦФТО.
На внешних рынках неспокойно
Одновременно увеличили отправки продукции на Дальний Восток, главным образом для последующего экспорта в страны АТР, предприятия ЛПК из других российских регионов, включая Северо-Западный федеральный округ. В 2022 году погрузка лесных грузов в вагонах и контейнерах в адрес ДВЖД выросла на 7,4%, почти до 8 млн т.
А вот погрузка древесины и продуктов переработки с ДВЖД в направлении других железных дорог страны в сравнении с предыдущим годом осталась практически на прежнем уровне. То есть дальневосточники за этот период не расширили свое присутствие на внутреннем рынке. Их лесопродукция, в том числе переработанная, по-прежнему в большом количестве уходит к потребителям из АТР. В то же время на внешних рынках произошли значительные колебания спроса. Лесопромышленники, как и многие другие экспортеры, оказались в зависимости от мировой рецессии, влияющей на темпы домостроения, поскольку производимая продукция деревообработки в основном используется как конструкционный материал в стройиндустрии.
«В Китае в прошлом году продолжали действовать коронавирусные ограничения, что сдерживало объемы строительства, темпы развития экономики страны в целом, и как следствие, потребление лесоматериалов. Но негативные тенденции наблюдаются и в странах, вышедших из локдауна. В Японии, с октября-ноября 2022 года сократилось строительство домов. США демонстрируют сокращение домостроения с мая 2022 года включительно, увеличивая экспорт своей продукции, в том числе, в Азию, куда и мы поставляем свою продукцию. Цены сокращаются, мировая рецессия продолжается. Все это влияет не только на объемы поставок. В азиатских странах национальная валюта демонстрировала волатильность, дешевела к доллару США, что сказывалось и на выручке наших экспортеров, которая сократилась примерно на 20% из-за курсовых разниц», - говорит председатель Ассоциации «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко.
То что Китай не избежал кризиса на рынке недвижимости, подтверждают в Рослесинфорге. Помимо пандемии, кризисная ситуация вызвана повышением ключевых ставок Европейским центральным банком и Федеральной резервной системой США. Все обернулось низким спросом со стороны строительной индустрии на пиломатериалы, фанеру и сокращением закупочных цен.
Бревно в помощь
В результате Китай (в 2022 году более 64% от общего объема лесных перевозок по РЖД осуществлялось в направлении этой страны) сократил ввоз лесопродукции из РФ на 10,5% к 2021 году. Однако замедление спроса на его рынках явление временное, считают в Рослесинфорге. Страна отходит от политики жестких локдаунов, и стоит ожидать последующего восстановления строительного сектора и роста инвестиций в инфраструктурные проекты. Это положительно повлияет на российский экспорт. Как прогнозируют эксперты, по мере восстановления строительного сектора, рынки пиломатериалов и фанеры в КНР в течении пяти лет покажут рост в среднем на 15%.
Вместе с тем представители отраслевого сообщества ожидают отмену экспортных ограничений по необработанной древесине. Решение о заградительных мерах принималось в одних экономических реалиях, тогда как с февраля 2022 года условия резко изменились, и нужно менять подходы к внешнеторговому регулированию.
фото: EastRussia
«Одна из форм – дать возможность продавать ту продукцию, которая востребована на рынках. Те деревообрабатывающие производства, которые построены в центральной части России, были первоначально рассчитаны на европейский рынок. У Китая, который остается на сегодня основным потребителем лесных грузов из России, иные требования к тем же пиломатериалам. Кто-то может под это перестроить свое производство, но кто-то нет. Единственная продукция, которая является общеприемлемой и востребованной – это круглый лес», - резюмирует Александр Сидоренко.
Между тем рост лесных поставок зависит от степени решения логистических проблем, поскольку свою продукцию в направлении пограничных переходов с КНР активно отправляют другие экспортеры из разных регионов страны. «Пункты пропуска Забайкальск, Гродеково, Наушки многие годы были основным направлением экспорта лесных грузов, суммарная доля лесопродукции в общем объеме превышала 30%. С ростом поставок других грузов, в первую очередь угля и руды, по итогам 2022 года доля лесных грузов снизилась до 18%», - сообщили в ООО «Транслес».
Вопросы транспортной доступности не решить без поддержки государства, убеждены участники отрасли. «Мы высоко ценим тот объем помощи, который поступает сейчас (в 2022 году объем финансовой господдержки предприятий ЛПК превысил 17 млрд руб. – прим. ред.), но его можно и нужно расширить. Например, логично было бы также выделить ЛПК транспортные субсидии на ежемесячной основе. Это позволило бы представителям сектора покрыть возросшие расходы на доставку грузов, в том числе на новые рынки. Компании смогли бы более четко составлять свои производственные планы, не опасаясь кассовых разрывов», - подчеркивает руководитель направления «Логистика» компании «Свеза» Дмитрий Леонтьев.