Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Очень Большой камень

Судоремонтный завод «Звезда» готовится строить крупнотоннажные суда для нефтегазовой отрасли и ждет украинских специалистов

Очень Большой камень

Крупнейший судоремонтный завод «Звезда» в Большом Камне празднует 60-летний юбилей. Накануне круглой даты генеральный директор предприятия Юрий Фильчёнок рассказал корреспонденту EastRussia о возведении судостроительного комплекса на базе завода, о проблеме кадров и о том, с какими изменениями «Звезда» входит в почтенный возраст.

Шестьдесят лет назад завод начинал свою деятельность с ремонта мелких судов. Но с ростом объема производства «Звезда» ежегодно вводила новые корпуса. В конце 1950-х годов завод приступил к ремонту дизель-электрических подводных лодок и надводных кораблей ТОФ. С этого времени главной задачей «Звезды» стало поддержание боеготовности тихоокеанского флота.

За 60 лет здесь были отремонтированы более 600 боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, прошли техобслуживание 13 дизельных и более 50 атомных подводных лодок, утилизировано более 40 АПЛ.

В нынешнем году на заводе произошли большие изменения. Одно из них – это вступление в должность нового генерального директора Юрия Фильчёнка. Он был назначен советом акционеров ОАО «ДЦСС» в марте этого года после того, как предыдущий директор Владимир Аверин был уволен после пожара в сентябре 2013 на АПЛ «Томск».

Сейчас на территории завода реализуется новый крупный проект – создание верфи крупнотоннажного судостроения «Судостроительный комплекс «Звезда». Проект представляет собой создание цикла производства с нуля с реконструкцией некоторых мощностей на территории верфи. По итогам реализации ССК будет выпускать суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, специальные суда спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементы морских платформ и другие виды морской техники.

Юрий Фильчёнок рассказал EastRussia, что ССК будет одним из крупнейших подобных предприятий в России. «На сегодняшний день ведется строительство трех головных объектов первой очереди. К сожалению, этим летом были определенные задержки с финансированием, но эти трудности успешно преодолеваются благодаря правительственным совещаниям, проходящим на Дальнем Востоке, – поделился он. – Существующие графики, к которым необходимо построить первый расширенный комплекс, позволят в 2016 – 2017 гг. начать производство судов, которые необходимы для российских нефтегазовых компаний».

Кроме того, завод готовится к тому, чтобы в будущем принять на ремонт подводные лодки четвертого поколения, которые поступают в ВМФ России. В связи с этим ведется модернизация предприятия. Обычно такие глобальные работы занимают 5-10 лет, но сроки строго регламентированы правительством, и отступать от них нельзя.

По словам гендиректора, предприятие уже прошло половину пути модернизации. «Идет закупка отдельного оборудования, строительство новых участков и формирование новых специальностей, в том числе связанных с цифровыми технологиями. Судоремонтные заводы готовят свои мощности, чтобы во всеоружии встретить корабли, когда подойдет их срок ремонта. Обычно у подводных лодок это 10-15 лет», – добавил Юрий Фильчёнок.

Загрузка на 10 лет и нехватка кадров

Поделился генеральный директор и проблемами завода. Он отметил, что предприятие испытывает нехватку высококвалифицированных кадров, которая может усилиться с запуском ССК.

«Сейчас очень много работы на предприятии. Если в предыдущие годы – в 1990-е, начале 2000-х годов – стояла проблема загрузки производственных рабочих и инженерно-технического персонала, то сейчас задача совершенно иная – нужно находить квалифицированные кадры, учить молодежь, обеспечивать выполнение тех работ, которые нам задаются Родиной», – сказал Юрий Фильчёнок. Но при этом, как утверждает гендиректор, постепенно «вымывается прослойка рабочих, которым 20 лет назад было по 40 лет, а им на смену приходит малое количество людей, которые, к сожалению, медленно набирают квалификацию».

Несмотря на то что в Большом Камне функционирует Дальневосточный судостроительный колледж, Юрий Фильчёнок основной проблемой называет тот факт, что выпускники этого учебного заведения идут в армию, и, видя выгодные условия службы по контракту, там и остаются вместо того, чтобы идти работать на завод. Этот вопрос уже обсуждался с правительством РФ. «Мы говорили о том, что выпускников профильных колледжей нужно отправлять на службу в бригады ремонтирующихся и строящихся кораблей. Но пока это находится только на уровне обсуждения», – рассказал он.

Тем не менее, на базе колледжа скоро начнет работу учебный центр «Звезды». «Мы занимаемся модернизацией того, что есть в колледже, а учебный центр при судостроительном заводе будет строиться в плановом порядке, он войдет в первую расширенную очередь ССК, – сказал гендиректор. – Я надеюсь, что в ближайшие три года он уже появится и будет работать параллельно с системой государственного профессионального образования».

Возможно, в скором времени проблема кадров решится пополнением штата специалистами из Украины. Как сообщалось в августе в ходе визита на «Звезду» заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина, с 1 января 2015 года отменят статус ЗАТО Большого Камня. Это позволит гражданам Украины беспрепятственно устраиваться на работу на завод. Сейчас же они здесь работать не могут, пока не получат российский паспорт.

Зарплата на заводе – одна из самых высоких в отрасли. Юрий Фильчёнок сообщил, что руководство «Звезды» надеется, что жители Украины вскоре поедут сюда работать. «Нас интересуют все специалисты, связанные с судостроением и судоремонтом, и мы надеемся, что в 2015 году мы сумеем набрать определенное количество сотрудников. Необходимые заявки мы по этой части делаем, у нас достаточно серьезная централизация этих вопросов со стороны Объединенной судостроительной корпорации, но мы ждем 1 января. Пока специалистов из Украины у нас нет», – добавил гендиректор «Звезды».

Несмотря на трудности, с которыми периодически сталкивается предприятие, его руководитель смотрит в будущее с оптимизмом, ведь завод обеспечен заказами на 10 лет вперед.

«Обеспечение со стороны Минобороны ремонта боевых кораблей ТОФ в целом вышло на достаточно серьезный уровень. У нас ежегодно увеличиваются объемы финансирования по ремонту кораблей. С каждым годом мы увеличиваем объем выполненных работ, и в этом году, я надеюсь, мы начнем закрывать очень важные для нас запланированные заказы, – рассказал Юрий Фильчёнок EastRussia. – Это радостно, потому что мы видим свои перспективы и задачи, которые ставятся на ближайшие годы. У завода есть славное прошлое и достойное будущее».