Нужна ли нам еда из Азии?
Китай
Объемы китайского производства, особенно в последние годы, продолжают удивлять весь мир. Возможности сохранить количество продовольствия на прилавках на прежнем уровне за счет импорта из Китая велики. Для начала отметим, что на данный момент Россия не входит даже в десятку основных торговых партнеров КНР по части экспорта, при этом находясь в десятке стран-партнеров по общему объему внешней торговли. Это значит, что возможностей для экстенсивного развития (вместе с интенсивным развитием, подразумевающим расширение списка наименований ввозимых в Россию товаров и продуктов) импорта из Китая имеется немало, включая инфраструктурные и логистические. Реализация этих возможностей может привести к серьезному росту взаимных инвестиций, в первую очередь – с китайской стороны. В перспективе это может стать платформой для еще более тесного сотрудничества с КНР, особенно на фоне ухудшения отношений с Западом. Одним из катализаторов этого процесса может стать уже подписанный в мае договор на поставки газа в Китай. Еще одно обстоятельство, делающее такой сценарий возможным, – недавнее решение стран БРИКС о создании Банка развития.
Что касается конкретных видов продуктов, которые Китай может поставлять в Россию, спектр достаточно велик. Начиная со всевозможного мяса, в том числе свинины и мяса птицы, и заканчивая рыбой и морепродуктами. Сюда же можно отнести фрукты и овощи, объем которых, по китайским меркам, невелик, но вполне достаточен для Дальнего Востока.
Очевидное достоинство китайской альтернативы – сравнительная дешевизна при большом разнообразии и неограниченный объем, что позволяет быстро закрыть многие бреши, появившиеся на рынке. Однако у медали есть и обратная сторона. Качество производимой продукции и ее экологическая чистота вызывают большие вопросы. Про вкус разговор отдельный, выращенные на химикатах продукты по своим вкусовым качествам не могут соперничать с европейскими и российскими товарами.
Индонезия
В данном случае ситуация далеко не такая перспективная и многообещающая, как в отношении Китая. В структуре экспорта Индонезии продовольственные товары занимают весьма скромное место (1,5 %), и куда интереснее с точки зрения инвестиций выглядит добывающая промышленность (в которую российский бизнес уже вложил свой капитал).
Вьетнам
Экспорт продуктов для Вьетнама, как и для Индонезии, также скромная статья доходов – те же 1,5 %. Поэтому, опять же, ожидать какого-то взрыва в поставках не стоит. Впрочем, часть потребностей российского рынка может быть обеспечена вьетнамскими морепродуктами и рыбой (относительно дешевыми по мировым меркам, если не учитывать затраты на транспортировку), а также орехами – кешью и бразильскими, по поставкам которых Вьетнам занимает первое место в мире, 24 % мирового экспорта.
Индия
Экспортный потенциал индийской стороны в масштабах страны невелик, но благодаря общим объемам все равно оказывается выше, чем у названных Индонезии и Вьетнама. Из годовых объемов, равных примерно 2,1 млрд долларов, значительную часть составляют замороженная говядина, моллюски и ракообразные, орехи (бразильские и кешью) и замороженная рыба, весьма востребованные в России. Однако налаженных связей между странами в этой сфере пока нет, и расширение поставок видится проблематичным.
Латинская Америка
Инвестиции или импорт?
Отказавшись от европейских и американских поставок, Россия в первую очередь рассчитывает на собственное импортозамещение и развитие пищевой промышленности. В соответствии с новой Доктриной продовольственной безопасности, России необходимо снизить зависимость от иностранных поставок и наладить выпуск собственной продукции. В этом разрезе невозможность заменить целый ряд товаров выглядит вполне логичной, иначе отечественные производители вновь столкнутся в дешевыми конкурентами.
Вторая проблема, на которой стоит остановиться, – резкий рост стоимости продуктов в случае их транспортировки из стран Южной и Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Цена, само собой, ударит именно по карману потребителей, что вызовет негативную реакцию у населения. Именно поэтому правительство всеми силами старается сдержать цены. Другой важный момент – логистика. Доставлять продукцию издалека весьма проблематично, а в случае со скоропортящимися товарами и вовсе невозможно.
Иными словами, утверждать, что экспорт продовольствия из Азии расширится кардинально, нельзя. Страны АТР, в первую очередь Китай и Индия – «коллеги» России по БРИКС, обладают действительно впечатляющими ресурсами. Другой вопрос – как стимулировать их использование с целью расширения импорта продовольствия в Россию. Разнообразие и конкурентная среда на рынке пошли бы на пользу всем субъектам экономики, но нет никакой гарантии, что Китай, Индия и другие страны захотят расширять поставки в тех объемах, которые желательны.